Виды и характеристики мотоциклов

Типы мотоциклов для начинающих и не только. Фото, характеристики и цены.

Сколько же типов мотоциклов существует? Чем они все отличаются друг от друга? Обо всем по порядку.

Итак, вы решили взять себе мотоцикл, двухколесного жеребца или вам стало просто интересно узнать побольше о мире байков. Так вот предупреждаем сразу, существует множество типов железных коней и каждый из них хорош по своему и своем деле.

Однако для начала вернемся немного в прошлое, а точнее 19 век. Именно тогда был построен первый аппарат, который дал толчок развитию миру мотоциклов – Daimler Reitwagen. Это была 260-кубовая машина с мощностью всего в половину лошадиной силы. И все же именно он стал зачинателем эры новых транспортных средств.

(Daimler Reitwagen © Wikipedia)

А теперь давайте разберемся во всех этих современных представителях сиё мира. Дальше вы увидите разбивку по классам, примеры с фотографиями и ценами. Это не весь перечень, так как категорий огромное количество, постоянно выпускаются новые сделанные на заказ с уникальным дизайном модели. Плюс ко всему, все мотоциклы могут появляться сразу в нескольких группах(дальше в статье поясним этот момент). Но мы постарались собрать для вас описание основных видом байков, но даже среди них есть сильно похожие друг на друга. Итак, приступим!

Содержание:

  • Дорожные байки:
    • Стандартный, Классик или Родстер
    • Крузер(Cruiser)
    • Чоппер(Chopper)
    • Силовой Крузер(Power Cruiser)
    • Боббер(Bobber)
    • Турер(Touring)
    • Спортивный Турер(Sport Touring)
    • Спортивный байк(Sport Bike)
    • Стритфайтер/Уличный боец(Streetfighter)
    • Dual-Sport
    • Супермото(Supermoto/Supermotard)
    • Минибайк(Minibike)
    • Скутер(Scooter) или Мотороллер
    • Мопед
  • Внедорожные мотоциклы:
    • Кроссовый/Мотокроссовый
    • Эндуро(Enduro)
    • Мотард
    • Триал

Дорожные(Road)

В первую очередь все аппараты относят к двум большим группам. Начнем с более близкой для нас – с мотоциклов для езды по хорошим асфальтированным дорогам. Название не означает, что они не приспособлены передвигаться по пересеченной местности, просто эти байки лучше всего проявляют себя на качественных специализированных трассах.

Стандартный, Классический или Родстер(Standard Motorcycle/Naked Bikes/ Roadster)

Стандартный тип мотоцикла является самым распространенным из-за своего простого дизайна и пригодности для любых целей.

(Нейкед мотоцикл Suzuki GS500E)

Эргономика(посадка водителя) довольно нейтральна, нет ярко выраженного наклона вперед или назад. Высота сиденья находится ближе к середине диапазона, около 80 см, и подходит почти каждому. Аппарат может быть оборудован багажным ящиком/сумкой, разными вариантами сидений, прямым или с небольшой изогнутостью рулем. Совокупность этих вещей делает его хорошим первым байком для всесторонних поездок. Обычно он не поставляется с большим защитным обтекателем спереди.

Существуют также мотоциклы категории Неоклассические – это переделки старых машин под современный лад с сохранением оригинального дизайна.

(Урал в ретро-стиле)

Еще Урал с фото выше можно отнести к группе Нейкед(Naked Bikes). Аппараты этой категории не имеют специальной защиты, которая бы скрывала их мотор и все остальные внутренности, они просто-напросто голые(Naked с англ. голый). Еще одной характерной чертой является круглая фара.

Что касается силовых характеристик, то мотоцикл классической группы имеет вариации объема двигателя от 125 кубов(некоторые источники ставят начальную планку в 50, так как до этой отметки техника относится лишь к мопедам) до 1000 кубов. Привод стандартный, V-образный. Если говорить о ДВС, то зачастую применяется как 2-, так 4-тактные моторы. Вес варьируется от 75 до 250 кг.

На Авито купить Урал можно по абсолютно разным ценам. Средняя стоимость мотоцикла около 100 000 рублей. Но вы можете найти вариант как за 10 тысяч, так и за 900 тысяч.

(Электрические мотоциклы: City Slicker и Zero SR)

С электрическими версиями все посложнее, и это касается всех классов, которые будут представлены в статье. Сфера лишь развивается, и выделить какие-то конкретные силовые показатели сложно. Сейчас запас хода каждой отдельной модели очень различается и зависит от цены: чем дороже байк, тем лучше и больше на нем батарея. К примеру, вот наш рассказ о сравнении двух мотоциклов: City Slicker за $2 000 и Zero $16 000. Можно лишь сказать, что максимальная скорость таких аппаратов на данный момент достигает 250 км/ч.

Крузер(Cruiser)

Крузер(или как некоторые называют Круизер) сделан в стиле американских машин с 1930-х до начала 1960-х годов, таких как Indian и Harley-Davidson, последний в значительной степени определяет данную категорию.

(Harley-Davidson Street)

В основной массе мотоциклы оборудованы V-образным двигателем с большим объемом до 1000 кубов, хотя есть и другие конфигурации. Моторы настроены на низкий крутящий момент, что делает их менее требовательными к езде, потому что на них нет необходимости так часто ускоряться.

Водитель располагается на байке, помещая ноги вперед, а руки поднимаются достаточно высоко, так что спина находится в прямом состоянии или слегка откинувшись назад. При низких и средних скоростях Крузер окажется более комфортным, чем другие мотоциклы. Однако езда в течение длительного времени по автостраде может утомить из-за попыток сопротивляться силе ветра, который бьет прямо в грудь наездника. Аппараты ограничены при поворотах в следствии недостаточности дорожного просвета.

(Honda Shadow VT 750)

Известным представителем данной группы является Honda Shadow 750(на фото выше). На Авито этот Крузер можно купить по средней цене в 250 – 300 тысяч рублей.

Чоппер(Chopper)

Чопперы – это тип Крузера, названные так за то, что они являются «обрезанной» или усеченной версией «родителя». Чопперы чаще всего кастомные проекты сделанные на заказ или «под себя», что приводит к тому, что байк изменяется в соответствии с желаниями владельца и, как таковой, является источником его гордости и достижений.

Читайте также:
Мегаполис диктует необходимость иметь каждому аэрозольный пистолет в Москве

(Big Dog’s Chopper)

У данных аппаратов стереотипно выставляющаяся вперед вилка, небольшой топливный бак и высокий руль.

Эти мотоциклы были популяризированы в фильме Питера Фонда «Беспечный ездок». Будучи сконструированным в первую очередь для визуального эффекта, Чопперы нельзя назвать самыми эффективными машинами для езды.

Популярная модель категории – Honda Fury1300. Купить Чоппер на Авито можно по цене примерно в 550 000 рублей.

(Чоппер Honda Fury 1300)

Силовой Крузер(Power Cruiser)

Силовой Крузер – это имя используется для обозначения байков в классе Крузер, уровень мощности которых значительно выше. Они часто поставляются с улучшенными тормозами, подвесками и дорожным просветом, а также с превосходной отделкой поверхности и более экзотическим или нетрадиционным стилем.

(Ducati Diavel)

Боббер(Bobber)

Боббер, с 1930-х по 1990-е годы изначально называемый «bob-job», представляет собой стиль кастомизированного мотоцикла, который делается под конкретного человека. Сам bob-job возник от более раннего типа американского байка «Cut Down», который появился в конце 1920-х годов, а его основой стал Harley-Davidson «J» серии с V-образным двигателем.

(Harley-Davidson JDCB 1925)

Типичная конструкция Боббера представляет собой отсутствие лишних деталей кузова, снятое переднее крыло и укороченное заднее, при том, что все ненужные части удаляются, чтобы уменьшить вес.

В отличие от Чопперов, эти байки проще в производстве и дизайне, потому что создатели пытались сделать выпуск моделей как можно дешевле. Диаметр переднего колеса Боббера соответствует заднему, в то время как у Чопперов он больше. Второй обычно имеет массу хромированных деталей, а первый чаще встречается в стиле «Rat Bike»(«Крысиный байк»).

Шикарным представителем класса является детище компании Honda. На Авито можно купить Honda Steed 400 Bobber примерно за 200 000 рублей.

(Honda Steed 400 Bobber

В очередном сезоне русского сериала «Мажор 3» Павел Прилучный ездит на BMW K1100 Сafe racer. Кафе рейсеры – не совсем Боббер. На «кафейном» байке руль чуть ниже, а количество кубов двигателя меньше.

Вообще, название Сafe racer появилось из-за того, что некоторые водители косили под профессиональных гонщиков и останавливались на этих мотоциклах около кофеен.

Как выбрать мотоцикл: мужчине, девушке, новичку

Если планируется покупка мотоцикла, нужно изучить виды данного ТС, рассмотреть их особенности. Также следует решить, для каких целей приобретается байк, по каким дорогам человек будет ездить. Рекомендуется подробно рассмотреть, как выбрать мотоцикл, взвесить все «за» и «против», и только потом совершить покупку.

Виды и классы мотоциклов

Единой классификации байков нет, и в разных источниках деление ТС отличается. Из-за этого люди путаются, когда решают, какой мотоцикл выбрать. Можно рассмотреть основные типы, их особенности, чтобы примерно понять, чем они отличаются друг от друга.

Основные виды мотоциклов:

  • Классик. Универсальный байк, удобен для эксплуатации в условиях города. Конструкция классическая, обеспечивающая прямую посадку байкера.
  • Неоклассика. Современный мотоцикл, сделанный в ретро-стиле.
  • Кастом. Относится к байкам американского стиля, чаще всего делается по заказы, поэтому каждая модель уникальна.
  • Скрэмблер. Подходит и для города, и для бездорожья.
  • Боббер. Он лёгкий, имеет маленький топливный бак, аккумулятор, седло. Рекомендован для быстрой езды.
  • Чоппер. Тяжёлый мото в американском стиле. Руль удлинённый, посадка водителя позволяет вытягивать ноги вперёд, движок с низкими оборотами.
  • Драгстер. Отличается конструктивной устойчивостью, имеет мощный высокофорсированный движок. Подходит для мини-заездов на дорогах общего пользования.
  • Круизер. Рекомендован для тех, кто ездит на дальние расстояния. Конструкция удобная, поэтому байкер во время езды будет чувствовать себя комфортно.
  • Пауэр-круизер. По характеристикам напоминает спортбайк. Двигатель больше 100 лошадиных сил, тормозная система надёжная.
  • Кросс. На общих трассах не используется, как и в городе. У байка одно предназначение – спортивное.
  • Эндуро. Подходит для туризма по бездорожью. Внешне напоминает кросс.
  • Мотард. Создан для обычных дорог, лёгок в управлении, имеет мощный мотор.
  • Спидвей. Спортивные мотоциклы без КПП, тормозов, обтекателей.
  • Спортбайк. Мощный и быстрый, предназначен для шоссейно-кольцевых мотогонок.
  • Нейкед. У байка нет пластика и облицовочных элементов, по техническим данным напоминает спортивные мотоциклы. Используется для езды по городу.
  • Туристический. Он крупный, рекомендован для дальних путешествий по хорошим дорогам. Управлять им сложно. Топливный бак вместительный, присутствуют средства безопасности и круиз-контроль.
  • Минибайк. Отличается небольшим размером и маленьким весом. Быстрый и манёвренный.

Есть и другие виды мотоциклов, деление на классы осуществляется в зависимости от конструктивных признаков и специализации. Учитывая большое разнообразие байков, бывает сложно определиться, какой лучше приобрести.

Плюсы и минусы мотоциклов

Перед покупкой нужно учесть плюсы и минусы мотоцикла. Нужно для себя решить, действительно ли следует потратить деньги на байк.

Плюсы мотоцикла:

  1. Манёвренность. Можно не стоять в пробке, с лёгкостью проезжать по узким переулкам.
  2. Скорость. Байк не нуждается в прогревании двигателя, быстро ездит, поэтому без задержек доставит человека в нужное место.
  3. Свобода паркинга. Не нужно долго искать место остановки, что актуально для больших городов.
  4. Небольшой расход топлива. Классические байки потребляют от 5 до 8 л горючего на 100 км.

Минусы мотоцикла:

  1. Сезонность. В основном люди ездят на байке с апреля по октябрь, так как дождь и снег мешают комфортному передвижению.
  2. Опасность. При столкновении есть высокий риск получить серьёзные травмы.
  3. Ограниченное количество пассажиров. Байк рассчитан максимум на двух человек.
Читайте также:
Характеристики чугунных ванн

Если минусы не пугают, тогда останется разобраться, как выбрать мотоцикл по росту и весу.

На что обратить внимание при выборе мотоцикла?

Для начала следует изучить виды мотоциклов и их названия, подобрать подходящую модель. Если байк первый, то можно остановиться на классическом варианте. Важный фактор, на который стоит обратить внимание – рост человека. Высота по седлу бывает разной, например, кроссовые байки и эндуро-мотоциклы имеют высокий клиренс. Это оправдано тем, что пилот почти всегда стоит над мотом, а ногой «ловит» его исключительно на крутых поворотах. При этом в условиях города это будет неудобно, так как переходы, светофоры и перекрёстки вынуждают человека останавливаться. Хорошо, если пилот будет твёрдо стоять двумя ногами на асфальте, так как это безопасно.

Другой вопрос, как выбрать мотоцикл по росту. Необходимо ориентироваться на высоту по седлу и на свои данные. Можно дополнительно проконсультироваться со специалистом и узнать у него, подойдёт ли конкретная модель для определённого роста.

Также нужно разобраться, как выбрать мотоцикл по весу, таблица поможет это сделать. Не следует новичкам покупать слишком тяжёлые модели с длинными колёсными базами. Идеальным соотношением веса считается 1/3. То есть, вес пилота нужно умножить на 3. Именно столько должен весить мотоцикл, чтобы им было удобно управлять.

Как выбрать мотоцикл девушке?

Если девушка выбирает свой первый мотоцикл, нужно учесть множество разных факторов. Необходимо ориентироваться на то, является ли удобным положение за рулём. Желательно взять ТС на несколько часов и протестировать, чтобы убедиться в отсутствии проблем. Хорошо, если можно опробовать несколько разных мотоциклов и для себя понять, какая между ними разница.

Разбираясь в том, как выбрать мотоцикл девушке, нужно учесть следующие моменты. Женщина должна поворачивать руль в обоих направлениях без напряжения, с лёгкостью дотягиваться до всех органов управления. Важно, чтобы удавалось без труда поставить обе ноги на землю. Отдельно нужно обратить внимание на расположение тормозного рычага.

Чтобы обучение прошло легко, нужно купить мотоцикл, размеры и мощность которого в пределах лёгкой досягаемости. Это позволит правильно отточить навыки, а потом можно будет перейти на более крупную модель.

Как выбрать мотоцикл новичку?

Нередко люди не знают, как выбрать первый мотоцикл, потому как нет опыта в этом деле. Для начала нужно ознакомиться с общими рекомендациями и прислушаться к ним.

  1. Первый байк должен быть не слишком мощным.
  2. Стоит отдать предпочтения лёгким моделям, так как ими легче управлять.
  3. Не рекомендуется сразу брать очень дорогую модель, учиться лучше на недорогих мотоциклах.
  4. Желательно купить яркий байк, чтобы новичка было хорошо видно на дороге. Это уменьшит вероятность аварийной ситуации.

Когда нужен мотоцикл для начинающих, следует разобраться, какой выбрать. Если у человека нет опыта вождения, лучше остановиться на моделях с объёмом до 300 кубов. Они резвые, а расход бензина небольшой. Для начала этого хватит. Брать 600 кубовый байк новичку не рекомендуется, так как он очень быстро разгоняется и резко тормозит. Его нужно уметь использовать, иначе аварий не избежать.

Если человек планирует ездить в городе, то ТС должно иметь некоторые особенности. Байк должен быть манёвренным и хорошо управляемым, рекомендованная высота по седлу – средняя или низкая. Эти моменты нужно учесть, чтобы было удобно ездить в городе.

Для путешествий лучше купить байк с большим топливным баком, чтобы от заправки до заправки можно было проехать 400-500 км. Должна быть мягкая подвеска, умеренно высокий клиренс, хорошая защита от ветра. В идеале – наличие ABS, так как это повышает безопасность. Всё эти моменты нужно учесть, чтобы потом не пришлось жалеть о покупке.

Полезные советы

Разобравшись с тем, как выбрать мотоцикл для новичка, понадобится учесть ещё некоторые моменты. Безопаснее приобретать новый байк в проверенном салоне, так как удастся избежать многих неприятностей. Если приходится покупать с рук, нужно внимательно прочитать документы, сверить заявленный год выпуска с реальным. Стоит спросить, сколько было владельцев, почему продают. Нужно изучить внешний вид, посмотреть, есть ли следы от падений.

Важно проверить бензобак на отсутствие ржавчины, осмотреть рамы на наличие следов сварки. В норме мотоцикл заведётся без предварительного прогрева, звук мотора должен быть ровным.

Если тщательно проверить байк, учесть вышеуказанные моменты, удастся не допустить ошибок. В этом случае покупка окажется удачной, и человек останется доволен мотоциклом.

Основные разновидности мотоциклов: выбор «железного коня»

Мотоцикл является незаменимым транспортным средством как для езды в условиях городских пробок, так и для перемещения по небольшим пригородам. При этом существует масса параметров, на которые стоит обращать внимание при выборе байка.

Подбор оптимального варианта усложняется еще и тем, что существует сразу несколько основных видов мотоциклов. О том, как же определиться с конкретным выбором, мы и поговорим сейчас.

Виды мотоциклов: фото и название

Классификация мотоциклов может быть несколько неоднозначной, разные источники выделяют различные виды байков. Тем не менее, наиболее распространенным является деление на следующие классы:

  • спортивные байки;
  • спортивно-туристические модели;
  • уличные мотобайки (стритфайтеры);
  • классические мотоциклы;
  • кастомы;
  • круизеры;
  • внедорожные модели.

При этом типы мотоциклов выделяются, исходя из конкретных функциональных особенностей подобных транспортных средств, а также их внешнего вида. Таким образом, грань между ними может быть достаточно тонкой и размытой. Есть также и другие признаки деления. К примеру, можно выделить внедорожные и дорожные модели, исходя из типа покрытия. Если учитывать особенности производственного процесса, то байки бывают серийными и выпущенные лимитированными сериями.

Читайте также:
Как выбрать яхту для отдыха?

Теперь же о каждой категории более подробно.

Видео-обзор какие лучше виды мотоциклов:

Спортивные мотоциклы

Уже само название говорит о том, чего следует ожидать от таких моделей: динамики и большой скорости. Подобные байки являются наиболее продвинутыми в технологическом плане. В них оптимально сочетается небольшой вес и отличные параметры разгона. Управлять ими просто и удобно, благодаря чему с их помощью и ставят рекорды в гонках.

Радует также и внешний вид моделей. Взглянув на фото спортивных мотоциклов, вы увидите стильные и привлекательные байки, стать владельцем которых желает стать каждый. Объяснить это просто – гонки на мотоциклах являются таким же видом спорта, как и многие другие, так что зрелищность тут должна быть на высоте. Водитель сидит под наклоном для увеличения аэродинамики. Ярким представителем класса выступает Honda CBR 600 RR.

Но есть тут и минусы. Прежде всего, такая техника узкоспециализированная, так что она не слишком хорошо подходит для длительных путешествий. Подвеска жесткая, на плохом дорожном покрытии езда будет совершенно некомфортной. Да и находиться за рулем достаточно сложно – несмотря на простоту управления, малейшая оплошность может привести к непредвиденной ситуации. Кроме того, ездить на подобном мотоцикле без специальной экипировки очень опасно, что требует дополнительных финансовых расходов.

Наконец, стоят такие мотоциклы с широким задним колесом очень дорого, да и статистика ДТП говорит о том, что вероятность аварии на них более чем высокая.

Спорт-турист

Мотоциклы спорт-турист – это сочетание динамики и комфорта. Они обладают хорошей мощностью, так что на трассе демонстрируют отличные показатели, при этом комфорт тут на высоте. Вес их находится в районе 210-280 килограмм. Аэродинамические свойства просто превосходные. Наиболее типичным представителем выступает Kawasaki ZX–14.

Хотя динамика и неплохая, но старт несколько более плавный, чем в случае со спортивными мотоциклами. Подножки находятся сзади, благодаря чему даже во время длительных поездок ноги не будут затекать. Приподнятый руль делает транспортное средство максимально удобным для управления.

На таких мотобайках можно с легкостью ездит по 1000 километров в день, при этом у водителя не будет возникать чувства дискомфорта.

Их других преимуществ следует отметить сравнительно небольшой расход горючего (на порядок меньше, чем у спорт-байков), большую выносливость и максимальный комфорт. Бак достаточно вместительный, так что часто посещать заправку не придется.

Но есть и минусы. Прежде всего, это большая стоимость моделей, а также относительно дорогое обслуживание.

Стритфайтеры

Сравнительно небольшая группа. Технические параметры напоминают спорт мотоциклы, но тут отсутствует весь лишний пластик. Очень часто уличными байками становятся спортивные мотобайки, которые попали в дорожно-транспортное происшествие. Модели идеально подходят для совершения различных трюков. Основные их отличия состоят в уменьшенной приборной панели, мощной фаре, а также отсутствии обтекателей. Все механизмы максимально открыты.

Мотоциклы туристические

Такой байк станет незаменимым вариантом для длительных путешествий. На первое место тут выводится комфорт пассажиров. Туристический мотоцикл или турер, как его еще называют, может весить до 500 килограмм, при этом габариты у него соответствующие. С одной стороны, это повышает устойчивость на трассе. С другой – маневренность в городе может быть несколько ограничена. Тут не выйдет с легкостью преодолеть любые пробки. Несмотря на большой вес, расход топлива умеренный, кроме того, нет необходимости приобретать дорогую экипировку. Если вы ищите пример такой модели, то Honda Gold Wing – один из лучших вариантов данной разновидности мотоциклов.

Мотоцикл классика

Можно услышать массу названий видов байков, включая родстеры, нейкеды, неоклассику. Тем не менее, все они относятся именно к классическим мотоциклам. Подобные транспортные средства являются наиболее универсальными моделями. Прежде всего, их стоимость достаточно невысокая. С другой стороны, современные классические мотоциклы ничем не хуже спортбайков в плане ходовой. При этом посадка прямая, что сильно повышает комфорт. В то же время, если развить высокую скорость, то водителя будет сдувать.

Возможно, для трассы данная модель будет не самым лучшим вариантом, зато в городе она ведет себя очень уверенно. Из плюсов мотоцикла также выделяется неплохая маневренность и низкая стоимость эксплуатации. Один из лучших вариантов на каждый день.

Кастомы

Это – самый специфический класс мотоциклов. Сюда можно отнести чопперы, драгстеры и диггеры. Как правило, модели не предназначены для серийного производства, их выпуск ограничивается единичным экземпляром или парой штук. В основном, изготовлением подобных транспортных средств занимаются народные умельцы. В результате, параметры могут более чем отличаться. Установить можно любой силовой агрегат и коробку передач. Часто используется сочетание разных деталей из нескольких моделей.

Если же говорить о серийных кастомах, то тут стоит остановиться на Harley-Davidson. Удлиненная передняя вилка, большое количество хрома, привлекательный дизайн – такие мотоциклы не просто средства передвижения, а настоящие произведения искусства. Из плюсов моделей можно выделить оригинальный дизайн и большую мощность. В то же время их стоимость очень высокая, да и ремонт эксклюзивных байков может вызвать некоторую сложность.

Круизеры

Такие дорожные мотоциклы – полная противоположность спортивных моделей. Подобные байки подходят для спокойной и размеренной езды. Часто сюда относят также чопперы. Отличительной чертой является низкий показатель посадки по седлу, так что даже людям с небольшим ростом достать ногами до земли вполне удобно.

Читайте также:
Почему стоит приобрести стеклоподъёмники для авто?

Такие байки отлично поддаются тюнингу, благодаря чему их можно модернизировать и настроить под себя. Модели хорошо подходят как для езды по городу, так и для длительных путешествий. Некоторые говорят, что управлять таким мотоциклом достаточно тяжело, но большая масса увеличивает устойчивость. Стоимость обслуживания может быть как низкой, так и достаточно высокой – тут все зависит от конкретной модели. Особая экипировка не нужна, ее выбор следует делать, исходя из ваших предпочтений.

Внедорожные мотоциклы

Такие модели подойдут людям, которые любят езду по бездорожью. Настоящие двухколесные джипы с легкостью преодолевают дорожное покрытие из песка и камней. Они отлично чувствуют себя на неровных поверхностях. При этом весят подобные транспортные средства достаточно мало, так что с управлением справится даже новичок.

Отличительные черты мотоциклов такого типа состоят в увеличенном клиренсе, высоком сидении и смещенном вверх центре тяжести. В это группу входят эндуро и кроссовые мотоциклы. Ярким представителем выступает Honda CRF 450.

Из преимуществ выделяется малый вес, простота в управлении, хорошая проходимость и низкая стоимость обслуживания. Один из лучших вариантов для новичков. Из минусов стоит выделить отсутствие передней фары на многих моделях, в силу чего их эксплуатация в пределах города и на трассах является запрещенной.

Небольшой итог

Итак, мы описали основные виды мотоциклов. Данный список не претендует на максимальную точность, ведь существует масса других критериев для классификации. К примеру, байки с коляской можно выделить в отдельную группу. Кроме того, постоянно придумывают все новые и новые модели, которые могут стать началом для нового класса двухколесных транспортных средств. В любом случае, в статье описаны базовые классы байков. Выбор конкретной разновидности зависит от ваших предпочтений и особенностей эксплуатации мотобайка.

Видеообзор классических мотоциклов:

Обзор фильтровальных тканей. Технические характеристики, области применения. Виды фильтровальных тканей: тканный и нетканый материал.

Благодаря своим высоким эксплуатационным свойствам и характеристикам ткань фильтровальная широко применяется для очистки газовой и жидкой среды от твердых включений различного вида, состава и размера. Принцип действия фильтровальной ткани основан на удержании твердых частиц волокнами материала при прохождении через него загрязненного жидкого или газового потока. В зависимости от вида твердых загрязнений, их химических и физических свойств, размеров и концентрации в рабочей среде подбирают наиболее оптимальный вариант фильтрующей ткани. Кроме степени очистки, которая выражается отношением концентрации твердых веществ в потоке до и после фильтрации, большое значение имеет физическая и химическая стойкость материала к внешним условиям.

Стойкость к химическим агрессивным веществам, высокой и низкой температуре, сохранение своих геометрических размеров и структуры, высокая способность к очищению при механическом воздействии или в результате смыва напрямую влияют на эффективность очистки и длительность эксплуатации. Относительно недорогое сырье для производства, простота изготовления и высокий коэффициент очистки (до 99.9%) сделали ткани фильтровальные технические очень популярными для применения в различных областях промышленности.

Область применения

Фильтровальные ткани получили широкое применение в системах очистки сточных вод и водоподготовки, в пищевой, металлургической, химической, деревообрабатывающей, горнорудной, сельскохозяйственной промышленности, в области производства сыпучих строительных материалов, в энергетическом секторе, в медицине, в оборудовании для вентиляции, аспирации, кондиционирования. Ткань для фильтрации воды, эмульсий и смазочно-охлаждающих жидкостей используется в машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли, осуществляя очистку технических жидкостей и повышая уровень качества готовой продукции. Большое использование ткань для фильтрации получила в автомобильной промышленности, самолетостроении, при производстве морских и речных судов, специальной техники.

Небольшая стоимость, высокая степень очистки, стойкость к физическим и химическим внешним воздействиям обеспечили популярность очистным системам на основе ткани технической фильтровальной для улавливания твердых частиц в газовой и жидкой среде. Фильтровальные ткани для пищевой промышленности применяются для очистки вина, овощных и фруктовых соков, сиропов, патоки, молока и молочных продуктов, рассола, воды для производства пищевой продукции. Очищенные жидкости и уловленные составляющие значительно повышают качество готовой продукции, позволяют соблюдать технологию производства, снижать расходы на энергию, приобретение и утилизацию побочных продуктов, заботиться об окружающей среде.

Фильтрующие ткани для воздуха являются основным материалом для очистки в аспирационных системах и в системах вентиляции, где используются рукавные и кассетные фильтры, входящего потока в приточных вентиляционных установках, оборудовании для бытового и промышленного кондиционирования. В системах промышленной очистки воздуха или отходящих газов тканевые фильтры устанавливаются в качестве вторичной или основной ступени очистки. Высокий коэффициент очистки фильтров с применением ткани фильтрующейпозволяет предприятиям различных отраслей производства и переработки обеспечивать разрешенный уровень предельно-допустимой концентрации (ПДК) в выбрасываемых в атмосферу потоках и избежать крупных штрафов со стороны Росприроднадзора и других контролирующих органов. Одна из разновидностей фильтрующей такни – фильтрующий угольный материал (угольная ткань) хорошо очищает воздух от разных примесей.

Очищение воздуха в рабочей зоне существенно снижает уровень заболеваемости и получение профессиональных болезней у производственного персонала. Применение фильтровального полотна в очищающих элементах приточных систем повышает уровень комфорта в жилых и офисных помещениях, способствует снижению риска заболеваемости и возникновения аллергических реакций. В медицине, фармацевтической промышленности, на предприятиях по изготовлению компьютерных элементов и электронных компонентов, в центрах обработки данных (ЦОД), лабораториях тканевые фильтры используются для получения стерильного воздуха.

Читайте также:
Плюсы сибита как строительного материала

Виды материалов для фильтрации

Фильтровальная ткань для воды или воздуха делится по способу производства на две категории:

  • тканый материал;
  • нетканый материал.

В первом случае для получения фильтровальной ткани, характеристика которой подходит для конкретного процесса очистки, применяется технология ткачества. Материал производят на ткацких станках путем переплетения продольных (основа) и поперечных (уток) нитей. В качестве исходного сырья используются натуральные, искусственные волокна или их комбинация.

Нетканый материал получают несколькими способами, каждый из которых имеет свои преимущества. Основными преимуществами нетканого метода являются низкая стоимость производства и возможность получения объемного материала типа «сэндвич», каждый слой которого может быть получен из разного исходного сырья. В этом случае очистка газа или жидкости происходит не только на поверхности ткани, но и внутри созданного полотна, создавая поэтапную фильтрацию с различным коэффициентом очистки.

Тканый материал

Процесс получения тканых фильтровальных материалов практически идентичен изготовлению обычных тканей. Производство проводится на ткацких фабриках или предприятиях и состоит из двух этапов: ткачество и отделка. Ткань изготавливают на ткацких станках путем переплетения продольных и поперечных нитей определенным образом. В результате получается суровая фильтровальная ткань, которая является основой для дальнейшей обработки. В качестве продольных (основа) и поперечных (уток) нитей используется натуральные волокна хлопка, шерсти, льна, вискозы или синтетические полиамид, полипропилен, полиэфир. Полученная решетчатая структура имеет небольшие ячейки, которые перекрываются дополнительными волокнами, из которых состоят нити. Через ячейки свободно проходит газ или жидкость, а твердые включения задерживаются и оседают на ткани.

Отделка ткани включает в себя комплекс химических, физических и механических процессов, применяемых к полотну, для придания готовому изделию необходимых характеристик и эксплуатационных свойств. В результате воздействия полотно приобретает повышенные теплозащитные свойства, снижается риск усадки и изменения геометрических размеров во время использования, повышается срок эксплуатации, придаются водоотталкивающие свойства. Наиболее часто к суровой фильтровальной ткани применяются:

  • ворсование – придает пористость и улучшает защиту от высокой температуры;
  • термофиксация – проводится для синтетических тканей в виде нагрева и быстрого охлаждения, исключает дальнейшую усадку, смятие, образование заломов и складок;
  • каландирование – разглаживание и уплотнение полотна.

Коэффициент очистки и гидравлическое сопротивление ткани фильтровальной из полимерных волокон или натурального сырья зависит от плотности полотна, размера ячеек, способа переплетения нитей. Существует множество типов переплетения, которые делятся на простые, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые. При производстве фильтровальной ткани, купить которую можно для очистки газа или жидкости, применяется простое или сложное плетение, при этом сложный вид используется для получения полотна с увеличенной толщиной. Для получения дополнительных характеристик или придания ткани определенных свойств в состав фильтровальной ткани вводят волокна различных материалов. Искусственные нити увеличивают прочность полотна, придают изделию стойкость к химическому или физическому воздействию, повышают сопротивляемость высокой температуре и значительно продлевают срок эксплуатации. Фильтр-ткани из натуральных волокон применяются в основном для очищения продуктов в пищевой промышленности, медицине, на предприятиях химической и фармацевтической промышленности.

Нетканый материал

Наиболее перспективным способом производства ткани для фильтра является нетканый метод, который включает в себя три вида получения полотна:

  • вязально-прошивной;
  • иглопробивной;
  • термопластичный.

С помощью вязально-прошивного метода получают шерстяные и хлопчатобумажные полотна (фетр), которые изготавливают путем получения войлока из шерсти или хлопка, иногда с добавлением синтетики. На начальном этапе волокна очищаются от примесей, разрыхляются в трепальных машинах, прочесываются с образованием ватного полотна, прошиваются и скатываются в рулоны. Полученная ткань имеет одинаковую прочность в продольном и поперечном сечении.

Иглопробивное полотно получают из натуральных и синтетических материалов путем перепутывания нитей с помощью специальных игл с нанесенными на них насечками. Необходимая прочность и стабильность размеров достигается за счет дальнейшей обработки химическим или термическим способом. Ткань, растянутая на каркасе, пропитывается латексными или аналогичными клеевыми составами, которые фиксируют соединение нитей и создают единое полотно. Для изготовления синтетических тканей применяют полипропиленовые, полиэфирные, поливинилхлоридные волокна, которые подбирают для конкретных условий эксплуатации.

Термопластичный метод производства фильтрующих тканей для воды и воздуха заключается в применении экструзии. Синтетическую массу расплавляют до вязкого состояния в экструдере и при достижении определенного состояния выдавливают под давлением из барабана через небольшие отверстия. Полученные тонкие нити формируются в решетчатую структуру (каркас), их соединение происходит за счет высокой температуры. Полученную ткань сушат на барабане с помощью кратковременного воздействия инфракрасного нагрева.

В последнее время большую популярность получили ткани, полученные из стеклянных нитей. Полученное полотно обладает высокой прочностью на разрыв, стойкостью к повышенной температуре, небольшой толщиной, нейтральностью к химическим реагентам. Стеклянные фильтровальные ткани имеют небольшую гигроскопичность (водопоглощение не превышает 4%) и изготавливаются из стекла с различным составом. Такую ткань можно сшивать стеклянными нитями, а прокладки из резины или других пластичных органических материалов увеличивают гибкость полотна и продлевают срок эксплуатации.

Преимущества

Нетканый метод получения материала для фильтрации твердых включений в газовой или жидкой среде имеет ряд преимуществ, перед традиционным тканым способом:

  • низкая стоимость сырья;
  • низкая стоимость производства;
  • возможность применения широкого спектра исходных материалов;
  • возможность создания ткани с несколькими слоями из различных материалов;
  • процесс очистки происходит не только на поверхности ткани, но и в глубине полученного «сэндвича».
Читайте также:
Сухие смеси

Фильтровальная ткань должна иметь определенные свойства, которые делают ее эффективной при применении:

  • высокая степень очистки;
  • стойкость к агрессивной химической среде;
  • стойкость к физическому и механическому воздействию;
  • стойкость к высокой температуре;
  • небольшое гидравлическое сопротивление;
  • повышенная грязеемкость (способность накапливать в себе большой объем загрязнений);
  • высокая прочность на разрыв;
  • сохранение своих геометрических размеров во время эксплуатации.

Выбор исходного материала, способа получения и характеристик ткани фильтровальной происходит на стадии создания проекта очистного оборудования. Специалисты подбирают ткань с учетом условий будущей эксплуатации, вида технологического или подготовительного процесса, концентрации и размеров загрязнений, характеристик рабочей среды и очистного оборудования.

Фильтрующие материалы для воды: виды и критерии выбора

Фильтрующие материалы для воды: виды и критерии выбора

Фильтрующие материалы для воды: виды и критерии выбора

Фильтрующий материал является основным элементом систем водоочистки. По сути своей это специальные засыпки, задача которых – задерживать различные виды загрязнений. В частности, фильтрующие материалы для воды применяются в целях устранения входящих в ее состав частиц железа, марганца, аммония, сероводорода и избавления от посторонних запахов, неприятного привкуса и любых других видов загрязнений, которые могут в ней содержаться.

Из этой статьи вы узнаете:

В чем особенности фильтрующих материалов для механической очистки воды

Какие различают ионообменные материалы для очистки воды

В чем преимущества угольных фильтрующих материалов для очистки воды

Как выбрать фильтрующие материалы для воды

Фильтрующие материалы для механической очистки воды

Для очистки большого объема жидкости от механических загрязнений (или взвесей) обычно используют вертикальные насыпные фильтры, содержащие гранулированный фильтрующий материал для очистки воды, с определенным периодом действия. Такие системы являются механическими.

Конструкция состоит из металлической или пластиковой вертикальной емкости с дренажно-распределительными системами. В качестве гранулированной загрузки в засыпных фильтрах чаще всего используются кварцевый песок, гидроантрацит и т. д. Чтобы улучшить распределение жидкости во время очистки и избежать засорения нижней части дренажного устройства, оно устанавливается в гравийный слой.

При очистке в вертикальных насыпных фильтрах вода движется сверху вниз. В процессе фильтрации частицы крупной фракции оседают в гранулированном слое, а более мелкие элементы за счет воздействия статического электричества и других эффектов налипают к частицам загрузки. Проходы для фильтруемой воды становятся уже из-за осевших в слое загрузочного материала крупных загрязнений, таким образом, возрастает глубина очистки жидкости. При этом основная часть взвесей задерживается в верхней части фильтрующей системы.

Статьи, рекомендуемые к прочтению:

При конструировании устройства водоочистки производитель особое внимание должен уделять подбору гранулометрического состава и скорости прохождения жидкости через систему очистки, именно в этом случае фильтрующий материал для очистки воды будет работать фактически во всем объеме загрузки. Загрязненный участок медленно опускается по слою загрузки. В случае слишком быстрого прохождения жидкости по фильтрующей системе, снизится уровень очистки жидкости. Если же скорость будет слишком мала, грязь осядет только в верхнем слое.

Большей эффективностью обладают многослойные фильтры, они же являются наиболее экономичными. В таких приборах используют несколько материалов разной плотности и пористости таким образом, чтобы в верхней части устройства располагался слой с более легкими и крупными частицами, а в нижней части – с более тяжелыми и мелкими. Благодаря подобному распределению фильтрующих слоев загрязнения крупной фракции остаются в верхнем слое, мелкой – задерживаются в нижнем слое фильтрующего материала для очистки воды, соответственно, работает полный объем загрузки.

Частицы, заполняющие слои загрузки, подбирают по размеру и плотности так, чтобы их скорость псевдоожижения была практически равна. Таким образом, при регенерации обратной промывкой (взрыхлении) можно добиться «кипения» всего слоя. Кстати, скорость очистки в механических устройствах лишь в малой степени зависит от наполнителя, составляющего фильтрующий материал. Средняя скорость фильтрации равна 2–5 м/ч для безнапорных систем и 8–12 м/ч для напорных.

Периодически слой загрузки оказывается загрязнен настолько, что сопротивление фильтрации стремительно увеличивается, соответственно, производительность уменьшается. Повышенное давление приводит к «пробою» – выносу грязи из фильтрующей системы в очищенную воду. Работу фильтра останавливают, а слой загрузки подвергается регенерации.

Восстановление пористых слоев загрузки сводится к их промывке в обратном направлении, то есть снизу вверх, при этом скорость подачи регенерирующей жидкости должна быть достаточной для псевдоожижения загрузки и ее расширения примерно на 30–50 %. Во время этого процесса частицы гранулированного материала фильтра перемещаются, перетираясь и ударяясь друг об друга («кипят»), в этот момент осевшие между ними взвеси вместе с налипшими загрязнениями вымываются.

Регенерация может быть проведена с помощью исходного раствора. Этот способ подходит для восстановления слоев загрузки бытовых и небольших промышленных фильтров при условии бесперебойной работы, стабильного поддержания напора и достаточного количества воды в водопроводе. Если же речь идет о крупных системах очистки, лучше использовать осветленную воду из буферной емкости, т. к. в этом случае можно гарантированно обеспечить оптимальный расход воды, на который не будет влиять неустойчивое давление в водопроводе.

По завершении «взрыхления» необходимо дождаться оседания слоя загрузки, после чего начинается фильтрация, причем некоторый начальный объем отфильтрованной жидкости сливают в канализацию из-за возможного избыточного содержания в нем загрязнений. Этот процесс называется санитарной промывкой.

С помощью использования засыпных фильтров можно очистить воду от частиц размером не более 10–20 мкм. Чтобы отфильтровать частицы меньшей фракции, их предварительно увеличивают до требуемого размера, агрегируют, для чего используют методы флокуляции или коагуляции либо посредством мембранной фильтрации.

Читайте также:
Выбор лепнины из гипса

Угольный фильтрующий материал для воды

В наши дни активированный уголь весьма широко используется в различных производственных процессах. Одной из сфер применения этого природного адсорбента являются системы водо- и воздухоочистки.

Благодаря адсорбционным способностям, активированный уголь применяют для фильтрации:

технических вод от котлов и бассейнов;

поверхностных и ливневых вод.

Активированный уголь применяется для адсорбции:

Фильтрующий материал для очистки воды, содержащий уголь, улучшает органолептические свойства жидкости, используемой в качестве питьевой:

понижают уровень мутности и цветности;

уничтожают запахи и привкусы;

адсорбируют органические вещества.

Дополнительная очистка водопроводной воды с помощью угольных фильтров позволяет вывести из нее частицы хлорсодержащих соединений и озона, которые используются в качестве средства дезинфекции. Активированный уголь может выступать в качестве материала-носителя для микроорганизмов.

Для заполнения системы фильтрации определенным количеством активированного угля его обычно используют в виде порошка, который всыпают в очищаемую воду, либо в качестве водно-угольной суспензии. Когда уголь полностью выполнит свою работу, максимально адсорбировав на своей поверхности все загрязнения, его взвесь необходимо удалить. Это делают посредством коагуляции или путем фильтрования, используя, например, многослойный или гравийный фильтр

Суть методов фильтрации воды с неподвижным слоем загрузочного материала в том, грязную воду надо пропустить через один или несколько пластов активированного угля в гранулах. Конструкция таких фильтрующих устройств может быть открытой или закрытой. Они работают за счет создания разницы давления. Для очистки значительного количества воды фильтры размещают в бетонных резервуарах.

Активированный уголь в качестве фильтрующего материала в системах очистки воды с неподвижным слоем регенерируют термическим способом. Это в общем значительно сокращает затраты на водоочистку.

Учитывая, что уголь в процессе водоочистки непосредственно контактирует с водой, используемой впоследствии для питья, к таким фильтрам применяются повышенные санитарно-гигиенические требования. При оценке качества подобных устройств руководствуются нормами российских ГОСТов и СНиПов, а также международными стандартами качества.

Выбирая фильтрующий материал для очистки воды из активированного угля, необходимо учитывать степень загрязнения воды и требуемый уровень ее очистки на выходе. Для оптимального подбора элементов системы фильтрации проводят ряд лабораторных исследований и учитывают рекомендации компаний, специализирующихся на проблемах водоподготовки. На основе полученных данных сотрудники лабораторий помогут определить наиболее подходящий уровень загрузки адсорбирующего материала.

Для проведения исследований в реальных условиях эксплуатации фильтрующего устройства организуют испытания с использованием мобильных фильтров с объемом угольной загрузки до 0,5 м 3 . Таким образом получают данные о степени адсорбции, затрат и эксплуатационных особенностей системы.

В Германии качество активированного угля оценивают по нитробензольному показателю – количество угля, которое необходимо, чтобы удалить из воды 90 % имеющегося количества нитробензола. Опытным путем было выявлено, что для такого уровня фильтрации требуется менее 20 мг высокоэффективного кокосового или 21–27 мг каменного угля. Этот показатель в отличие от распространенного йодного числа позволяет оценить адсорбционный эффект для большего числа веществ.

Ионообменный фильтрующий материал для воды

Используя фильтрующий материал для воды из ионообменных смол, можно вносить изменение в состав очищаемой жидкости на ионном уровне, тем самым полностью освобождая ее от солей и некоторых других компонентов.

Ионообменная смола состоит из небольших частиц, напоминающих шарики диаметром не более миллиметра. Они изготавливают из специальных полимеров. Несмотря на свой несерьезный для простого обывателя вид (смола чем-то напоминает икру рыб), ионная смола обладает уникальным и полезным свойством – удерживает ионы различных примесей (от металлов до солей жесткости), заменяя их на безвредные ионы других веществ. Проще говоря, при использовании этого фильтрующего материала для очистки воды осуществляется обмен ионами. Благодаря данному процессу и фильтрующую среду называют ионообменной смолой.

Наполняющая фильтрующий элемент смола может иметь гелевую, пористую или промежуточную структуру.

Иониты гелевой структуры не имеют пор, поэтому процесс ионного обмена начинается только в тот момент, когда смола набухает и делается похожей на гель. По сравнению с пористыми смолами гелевые имеют большую обменную емкость.

Смолу называют пористой (макропористой) потому, что ее поверхность содержит огромное количество пор, способствующих ионному обмену.

Структура, которая по своим свойствам представляет собой что-то среднее между гелевой и пористой, называется промежуточной.

Отличия этих структур состоят в следующем. У ионообменной смолы для фильтра гелевой структуры большая обменная емкость, чем у пористой. Но последняя обладает большей химической и термической стойкостью, за счет чего она может задерживать большее количество вредных примесей, притом вне зависимости от температуры воды.

Как выбрать фильтрующие материалы для воды

Чтобы оценить выгоду при использовании конкретного вида фильтрующего материала для очистки воды, необходимо обращать внимание не только на цену его упаковки, но и на количество наполнителя в ней (в литрах и килограммах), период его годности, а также на необходимость использования восстановительного реагента.

На сегодняшний день стоимость фильтрующих материалов для воды иностранного производства по ряду экономических и политических причин значительно выше стоимости наполнителей для фильтров, произведенных в нашей стране. При этом такая существенная ценовая разница далеко не всегда свидетельствует о лучшем качестве или большей эффективности импортных загрузок водоочистных устройств.

Важным показателем при выборе фильтрующего материала для воды является срок его эксплуатации в зависимости от условий применения. Также на уровень затрат, необходимых для обслуживания системы фильтрации, влияет способ регенерации выбранного слоя загрузки. Очевидно, что загрузки для «безреагентных» фильтров, которые восстанавливаются обратным потоком воды, не потребуют от владельца дополнительных затрат. В процессе регенерации «реагентных» систем водоочистки применяются специальные реагенты, что влечет за собой новые расходы.

Читайте также:
Генераторы электроэнергии – экономичность и надёжность аренды оборудования

При покупке важно учитывать еще один фактор, влияющий на эффективность применяемого в процессе фильтрации материала, – это характер среды и условия ее применения. Значение имеет не только количество удаляемых с помощью применяемой загрузки загрязнений, но также концентрация и характер примесей, которые данный вид фильтрующего материала для воды не выводит.

Например, выбирая фильтрующий материал для обезжелезивания воды, кроме железа или марганца, также важно учитывать такие показатели, как уровень PH, перманганатную окисляемость, содержание сероводорода, наличие нефтепродуктов и т. д. Отдавая предпочтение ионообменным смолам для умягчения жидкости, стоит обратить внимание на такие величины, как мутность, минерализация, содержание полифосфатов и т. д.

Компания Biokit предлагает широкий выбор систем обратного осмоса, фильтры для воды и другое оборудование, способное вернуть воде из-под крана ее естественные характеристики.

Специалисты нашей компании готовы помочь вам:

подключить систему фильтрации самостоятельно;

разобраться с процессом выбора фильтров для воды;

подобрать сменные материалы;

устранить неполадки или решить проблемы с привлечением специалистов-монтажников;

найти ответы на интересующие вопросы в телефонном режиме.

Доверьте очистку воды системам от Biokit – пусть ваша семья будет здоровой!

ФИЛЬТРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

ФИЛЬТРОВАНИЕ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

В лабораторной практике очень часто приходится прибегать к операции механического разделения твердых и жидких компонентов какой-либо смеси.

Эту операцию чаще всего осуществляют путем фильтрования.

Сущность фильтрования состоит в том, что жидкость с находящимися в ней частицами твердого вещества пропускают через пористую перегородку; имеющиеся в последней поры или отверстия настолько малы, что через них частицы твердого тела не проходят, жидкость же проходит легко. Эта перегородка, задерживающая твердые тела, называется фильтром. Способность задерживать твердые частицы различной крупности и производительность фильтра, т.е. количество жидкости, которое может быть отделено через фильтр в единицу времени, находятся в прямой зависимости от величины пор. При фильтровании на фильтре откладывается осадок, который как бы уменьшает величину пор и вместе с тем сам играет роль фильтра, создавая плотный слой. В лабораторной практике нередко бывают случаи, когда фильтрат (жидкость, прошедшая через фильтр) все еще остается мутным и просветляется лишь при повторном или неоднократном пропускании через один и тот же фильтр.

В частном случае к фильтрованию можно отнести процесс отжима, когда от твердого вещества, составляющего главную часть смеси, необходимо отделить жидкость (много твердой части – мало жидкой).

Одним из важнейших факторов, влияющих на фильтрование, является вязкость: чем вязкость раствора или жидкости выше, тем труднее их фильтровать.

На вязкость жидкости большое влияние оказывает температура: чем ниже температура, тем выше вязкость. Это хорошо заметно на вязких минеральных маслах, которые при нагревании делаются легкотекучими и фильтруются достаточно хорошо.

Многие вещества при обычной температуре имеют настолько высокую вязкость, что фильтровать их невозможно, примером могут служить некоторые растворы желатина и агар-агара, при комнатной температуре образующие гели (студни). При нагревании эти студни расплавляются, делаются жидкими и более или менее легко фильтруются.

Таким образом, температура оказывает большое влияние на скорость фильтрования. Этим часто пользуются в лабораторной практике, и в описании многих методик можно найти указание, что раствор должен фильтроваться горячим.

Другим важным фактором, влияющим на скорость фильтрования, является давление, под которым жидкость проходит через фильтр.

Чем давление выше, тем быстрее фильтруется жидкость. Поэтому часто фильтруют под вакуумом или под давлением.

При обычном фильтровании жидкость проходит через фильтр под давлением только небольшого столба жидкости, находящегося над фильтром. В случае же фильтрования под вакуумом жидкость проходит через фильтр под давлением почти в 1 атм.

Однако повышение давления не во всех случаях ускоряет фильтрование. При фильтровании под давлением студнеобразных осадков вначале процесс идет хорошо, потом все больше и больше замедляется и, наконец, почти прекращается. Под действием повышенного давления осадок плотно прижимается к фильтру, и поры последнего забиваются, продолжать фильтрование при этом бесполезно. В подобных случаях лучше фильтровать при обычном давлении, не смущаясь тем, что на это уйдет много времени.

Большое влияние на процесс фильтрования оказывает величина частиц твердого вещества, находящегося в жидкости. Если размер частиц превышает размер пор фильтра, фильтрование идет легко. Но по мере приближения размера частиц к размерам пор фильтра процесс фильтрования замедляется и может даже прекратиться совсем. Когда размер частиц твердого тела меньше размера пор, отфильтровать взвесь не удается.

Частицы коллоидных размеров (частицы, диаметр которых меньше 0,1 мк (1мк = 0,001 мм), но больше, чем 1 ммк (1 ммк = 0,001 мк)) совершенно невозможно отделить от жидкости обычным фильтрованием. В подобных случаях стремятся увеличить размер частиц, коагулировать их, что часто достигается путем кипячения. Многие коллоиды при высокой температуре образуют крупные хлопья, которые легко задерживаются фильтром. Иногда этого же эффекта можно добиться и на холоду, применяя какие-либо электролиты-коагуляторы, например многозарядные ионы тяжелых металлов. Так, однако, поступать можно только в том случае, когда вводимый электролит не будет мешать дальнейшей обработке фильтрата или осадка.

Для фильтрования коллоидных растворов применяют также ультрафильтры или ультратонкие фильтры.

При фильтровании иногда необходимо учитывать адсорбционные явления. Некоторые вещества, например, красители, очень заметно адсорбируются фильтрами, особенно фильтровальной бумагой и целлюлозной массой.

Читайте также:
Английский язык для Начинающих - с чего начать?

Большие трудности встречаются при фильтровании белковых и слизистых веществ. Фильтры из обычной фильтровальной бумаги для них непригодны. Если осадок для работы не нужен и если среда не щелочная, ускорить процесс фильтрования можно путем добавления мелкого кварцевого песка и тому подобных материалов, которые насыпают в жидкость, подлежащую фильтрованию. Перед фильтрованием жидкость следует хорошо взболтать и выливать на фильтр, все время встряхивая сосуд с фильтруемой жидкостью.

При фильтровании белков и слизей лучше всего применять слой целлюлозной массы.

Фильтровать можно не только водные или неводные растворы, но и расплавы. Многие вещества при нормальной температуре имеют твердую консистенцию (например, воск, парафин и др.). Для очистки их от механических примесей пользуются фильтрованием расплавленных веществ, проводя эту операцию при соблюдении определенных условий. В подобных случаях существенное значение имеет выбор фильтрующего материала.

ФИЛЬТРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

Фильтрующие материалы, применяемые в лабораторной практике, могут быть разделены на два класса: 1) сыпучие и 2) пористые. Кроме того, фильтрующие материалы разделяются на 1) неорганические и 2) органические.

К первому классу относится, например, кварцевый песок. Он может иметь различную величину зерен. От этого зависит как скорость фильтрования, так и достигаемый при этом эффект. Чем крупнее зерна песка, тем больше производительность фильтра и вместе с тем меньше его задерживающая способность; фильтр будет задерживать только более крупные частицы, мелкие же будут проходить через него, не задержнваясь.

Во многих случаях применяют пористые материалы (неглазурованные фарфоровые фильтровальные тигли и фарфоровые пластинки, прессованное стекло, пластинки из прессованных окисей некоторых металлов, керамические фильтры и пр.).

Неорганические фильтрующие материалы особенно пригодны для жидких веществ и растворов, нагретых до температур, превышающих 100°С.

Наибольшим распространением в лаборатории пользуются фильтровальная бумага, целлюлозная масса, асбест, волокнистые материалы (ткани), смешанные фильтры, прессованное стекло, обожженная глина, фарфор и пр.

Выбор фильтрующего материала зависит как от требований к чистоте раствора, так и от свойств его. Для фильтров нельзя применять такие материалы, на которые фильтруемая жидкость может оказать какое-либо действие. Так, щелочи, особенно концентрированные, нельзя фильтровать через фильтр из прессованного стекла и вообще материалов, содержащих двуокись кремния (кварцевый песок и др.), так как последняя будет растворяться в щелочи и загрязнять ее. Среди неорганических фильтрующих материалов имеются такие, которые пригодны для фильтрования очень агрессивных жидкостей даже при высокой температуре, например, фильтры из глинозема, из окиси циркония, из окиси тория и др.

Фильтровальная бумага отличается от обычной тем, что она не проклеена, более чиста по составу и волокниста. Последнее обстоятельство и обусловливает ее фильтрующую способность.

Фильтровальную бумагу часто продают в пачках по 100 штук, уже нарезанную кругами различного диаметра (5,5; 7; 9; 11; 12,5 и 15 см), соответственно размеру воронок.

Ниже указывается, какого диаметра следует брать готовые круглые фильтры в зависимости от диаметра воронки:

Верхний диаметр воронки, мм……35 45 55 70 80 100 150 200

Диаметр фильтра, мм……………. 55 70 90 110 125 150 240 320

Различают бумажные фильтры обычные и беззольные. На каждой пачке указывается масса золы фильтра. Если после запятой стоит четыре нуля, такая фильтровальная бумага считается беззольной. Например, если на пачке помечено, что «масса золы одного фильтра = 0,00007 г», считают, что фильтр беззольный, так как при взвешивании на аналитических весах такая масса золы не скажется на результатах взвешивания. Если же на пачке будет указано, что «масса золы одного фильтра = 0,0003 г» – это будет обычная фильтровальная бумага. Готовые фильтры различают также по плотности фильтровальной бумаги. Это различие определяется по цвету бумажной ленты, которой оклеивают упаковку готовых фильтров. Приняты следующие условные обозначения:

розовая (или черная) лента – быстрофильтрующие фильтры (диаметр пор

белая лента — бумага средней проницаемости (диаметр пор

синяя лента — «баритовые», плотные фильтры (диаметр пор

1-2,5 нм), предназначенные для фильтрования мелкозернистых осадков;

желтая лента — обезжиренные фильтры.

Сжигать фильтры вместе с осадком возможно только в том случае, если продукты горения бумаги и уголь не будут действовать на осадок. Например, нельзя сжигать фильтр вместе с осадком при определении галогенов (Сl и Вr) в виде галоидного серебра, свинца – в виде PbSO4 и т.д. В подобных случаях, а их очень много, применяют другие способы фильтрования.

Ассортимент фильтрующих материалов, пригодных и удобных для лабораторных работ, в последние годы пополнился рядом новых материалов. Из них важнейшими являются фильтры из стекловолокнистой бумаги и коротковолокнистого асбеста, которые называют «абсолютными фильтрами». Стекловолокнистую бумагу применяют для фильтрования радиоактивных и химически агрессивных веществ.

Особый интерес для фильтрования концентрированных кислот и щелочей представляют фильтры из поливинилхлорида, флексолитовые (политетрафторэтиленовые), политеновые (полиэтиленовые) и из некоторых других химически стойких пластиков. Все эти виды фильтров применяют, когда обычные фильтры непригодны из-за их чувствительности к концентрированным кислотам или щелочам и некоторым другим агрессивным жидкостям. При фильтровании органических жидкостей или растворов в них через органические фильтры следует учитывать, что эти материалы не всегда устойчивы по отношению к органическим растворителям и могут или растворяться в них, или же набухать. Кроме того, их можно применять только в определенных границах температуры, обычно не выше 100°С.

Читайте также:
Ограждение из металлических прутьев

Фильтры из бумаги, употребляемые в лаборатории, бывают двух родов: простые и складчатые (плоеные).

Для изготовления простого фильтра квадратный кусок фильтровальной бумаги определенного размера (в зависимости от величины осадка и размера воронки) складывают в четыре раза (рис.359), затем ножницами обрезают так, как указано на рис.359.

Складчатый, или «плоеный», фильтр (рис.360) лучше простого в том отношении, что фильтрование с ним идет быстрее, так как фильтрующая поверхность плоеного фильтра в два раза больше, чем у простого фильтра.

Квадратный листок фильтровальной бумаги нужного размера складывают вначале пополам, а затем вчетверо и обрезают ножницами, как при приготовлении простого фильтра (1, 2 и 3). Развертывают фильтр (4) и правую четверть его (б) сгибают пополам внутрь (5); отгибают верхнюю восьмушку (6) и снова складывают ее пополам внутрь (7); наконец, полученную шестнадцатую долю фильтра снова складывают пополам наружу. После этого по размеру полученной дольки ( 1 /32 фильтра) складывают гармошкой весь фильтр, развертывают его и вкладывают в воронку. Нужно стремиться, чтобы складки фильтра не подходили вплотную к его центру; в противном случае фильтро-вальная бумага в центре фильтра обычно прорывается.

Края фильтра должны быть не рваными, а обрезанными. Полезно иметь металлические шаблоны, по которым вырезают фильтры.

Для того чтобы фильтр после фильтрования можно было легко рас-крыть, у одного края его, у сгиба, отры-вают маленький кусочек бумаги.

В целях уменьшения расхода фильтровальной бумаги можно реко-мендовать следующий способ приготов-ления простых фильтров (рис.361).

Берут половину того куска бумаги, который нужен для обычного фильтра. Этот кусок складывают вдвое и одну сторону дважды загибают. Затем фильтр обрезают, как обычно, и употребляют для фильтрования.

СПОСОБЫ ФИЛЬТРОВАНИЯ

Фильтрование можно проводить различными способами. Выбор способов фильтрования зависит, как уже упоминалось, от характера подлежащих фильтрованию жидкостей и свойств осадка, который нужно отделить от жидкости.

Фильтрующий материал

Фильтрующим называют материал, предназначенный для изготовления фильтроэлементов, и непосредственно участвующий в процесс фильтрования.

Тип фильтрующего материала в значительной степени влияет на характеристики фильтра.

Виды фильтрующих материалов

В зависимости от характера фильтрация различают два типа фильтрующих материалов:

  • поверхностные;
  • объемные (глубинные).

Поверхностные материалы удерживают загрязняющие частицы непосредственно на поверхности, объемные – по всей толщине.

Поверхностные фильтрующие материалы

Поверхностные фильтрующие элементы, позволяют удерживать частицы размером выше 40 мкм, кубической или шарообразной формы, однако они не всегда могут задерживать длинные и тонкие частицы, например волокна.

Большинство поверхностных фильтрующих материалов подлежит очистке, то есть являются регенерируемыми.

Рассмотрим несколько примеров, поверхностных фильтрующих материалов

Проволочная ткань

Сетка с квадратными ячейками, выполненными из нержавеющей или оцинкованной стали, бронзы, используется в фильтрах грубой очистки масел, воды, в том числе и при высоких температурах.

Применение проволочной сетки, позволяет обеспечить низкие потери давления на фильтре. Материал очищаемый, то есть может использоваться в регенерируемых фильтроэлементах.

Тканевое кружево

Прутки из нержавеющей стали разной толщины сплетенные специальным образом.

Тканевое кружево используют в фильтрах грубой очистки, при необходимости его можно очистить от загрязнений.

Потери давления на данном фильтрационном материале невелики

Щелевая трубка

Трехгранные прутки, навитые на опорный корпус.

Щелевые трубки применяют в фильтрах грубой чистки, промывочных установках, их тонкость фильтрации ограничена величиной 50 мкм.

Объемные фильтрующие материалы

К объемным фильтрующим материалам относят:

  • техническую целлюлозу;
  • стекловолокно;
  • синтепон;
  • пластмассы;
  • металлическое волокно;
  • спеченную металлокерамику.

Частицы загрязнения различных форм задерживаются внутри объемных фильтрующих материалов за счет лабиринтного эффекта.

Ознакомимся с некоторыми объемными материалами.

Слой технической целлюлозы

Представляет собой произвольно расположенные органические волокна, упрочненные связующим веществом

Техническую целлюлозу используют в фитроэлементах тонкой очистки, они одноразовые, но их стоимость невелика. Фильтрующие элементы из бумаги обладают низкой прочностью и средней поглощающей способностью, они обуславливают небольшие потери давления.

Синтепон

Нетканый материал, состоящий из полиэфирных волокон, скрепленных иглопробивным способом, термически с помощью валяния и т.д. Используется в фильтрующих элементах для воздуха в системах вентиляции или жидкости, в том числе и в пищевой промышленности.

Для гидравлического масла чаще всего используется технический синтепон для фильтров, полученный иглопробивным способом, обладающий хорошей поглощающей способностью, позволяющий обеспечить тонкость фильтрации до 1 мкм.

Фильтрующие элементы из синтепона нерегенерируемые, они не подлежат очистке.

Стекловолокно

Произвольно ориентированные стекловолокна, упрочненные связующим веществом используют в фильтрах особо тонкой очистки. Материал обладает хорошей поглощающей способностью, высокой степенью химической стойкости, что позволяет использовать его в любых промышленных гидросистемах. При этом следует учитывать что стекловолокно вызывает значительные потери давления.

Стекловолокно не подлежит очистке.

Металлическое волокно

Спеченные и каландрированные произвольно ориентированные прутки из нержавеющей стали, используются для тонкой и особо тонкой фильтрации, для работы с любыми жидкостями, в том числе и при высоких температурах. Материал не вызывает значительных потерь давления при прохождении жидкости, однако обладает очень высокой стоимостью.

Фильтрующие элементы из нержавеющих волокон подлежат ограниченной очистке.

Металлокерамический материал

Спеченные металлические шарики, размер которых определяет тонкость фильтрации.

Фильтрующие элементы из этого материала вызывают высокие потери давления, поэтому их применяют только при небольших расходах жидкости, или для сжатого воздуха.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: