Виды фундамента для частного дома

Виды фундаментов для частного дома

Автор: Брюс Пайн. Эксперт компании Holz House.

Закладка фундамента является важным этапом в процессе возведения любого дома. Прочное основание позволяет равномерно распределить нагрузку от стенового каркаса и кровли, препятствует появлению воды в подвале, предупреждает деформацию коробки дома в результате негативных климатических факторов. Фундамент выполняет сразу множество функций, от которых зависит надежность, комфорт и долговечность дома. Необходимо на начальном этапе правильно спроектировать и заложить фундамент, чтобы впоследствии не пришлось устранять ошибки строительства. Современный строительный рынок предлагает на выбор множество видов фундаментов для частных домов, различающихся по техническим характеристикам и технологии возведения. О том, как подобрать подходящий для вашего дома фундамент, какие виды фундаментов существуют, и в чем их преимущества и недостатки, мы подробно разберем в этой статье.

Виды фундаментов для частного дома,
их особенности и устройство

Фундаменты можно разделить на виды в зависимости от формы, способа возведения, применяемого материала и степени заглубления. Мы рассмотрим несколько основных типов фундамента, используемых в строительстве частных загородных домов.

Самым универсальным, а, следовательно, и самым распространенным считается ленточный тип фундамента. Основание представляет собой ленту с замкнутым кругом, на которую ставятся несущие и внутренние стены, балки и колонны дома. Для ленточных фундаментов характерен сложный и трудоемкий процесс земельных работ при возведении и большой расход бетона. Но зато такое основание способно выдерживать большие нагрузки и равномерно распределять их за счет большой площади опоры. Стеновые конструкции домов устанавливаются на монолитных железобетонных основаниях, что обеспечивает им высокую надежность и прочность. Некоторые разновидности ленточных фундаментов подразумевают заливку бетона по всему периметру дома, в том числе под перегородками. В зависимости от глубины заложения ленточные фундаменты могут быть мелкозаглубленными и полнозаглубленными. Мелкозаглубленное основание больше применимо для одноэтажных построек из кирпича и древесины и подходят для любых почв. Часто его используют на участках с высоким уровнем грунтовых вод. Уровень заглубления может составлять 50-70 см. Для увеличения прочности конструкции мелкозаглубленный фундамент оснащают утепленной отмосткой шириной около 50 см. Она предотвращает скопление воды в основании и защищает грунт от промерзания. Для полнозаглубленных ленточных фундаментов глубина залегания должна быть на 20-30 см ниже глубины промерзания грунта, характерной для этой местности. Такое основание применяют для домов в два и более этажей. Прочность фундамента повышают за счет армирования конструкции. Полнозаглубленное основание отличается высокой стоимостью из-за большого расхода бетонной смеси и внушительного объема земельных работ. Зато такая конструкция более надежная и позволяет обустроить под зданием подвальное помещение или гараж. Ленточный фундамент можно устанавливать на любых грунтах, в том числе на неоднородных. Чаще всего его применяют для крупногабаритных строений в один-два этажа, возведенных из камня, кирпича, блока, керамзитобетона и шлакобетона.

Выделяют два основных вида ленточных фундаментов, различающихся по способу монтажа – сборные и монолитные. Сборный ленточный фундамент монтируют из железобетонных блоков, изготовленных промышленным способом. Для установки такого основания требуется специальная техника. Блоки укладывают в траншею и обвязывают проволокой, соединения заполняют цементным раствором. Сборное основание считается менее прочным и долговечным, чем монолитное, из-за меньшей жесткости блоков и наличия соединений. Монолитный ленточный фундамент представляет собой цельнолитую армированную полосу, которая закладывается в заранее подготовленную опалубку. Сначала по периметру стен и перегородок выкапывают траншею, ширина которой определяется в зависимости от толщины стен. Она должна быть шире заявленных параметров фундамента на 100-150 мм. Опалубку делают из доски или специальных щитов. После ее установки связывают армирующий пояс из арматуры диаметром 1-1,8 см. Если в доме планируется более одного этажа, то обвязка арматуры производится как в подземной, так и надземной частях фундамента. Заливку бетоном делают на высоту всей конструкции фундамента. Важно проводить этот процесс за один раз, иначе при заливке в два этапа между слоями бетона образуется шов, в который впоследствии будет попадать влага.

Плитный фундамент для частного дома представляет собой сплошную или сборную железобетонную плиту, укладываемую на всю площадь дома. Глубина заложения плитных фундаментов обычно составляет от 30 до 100 см. Мелкозаглубленный плитный фундамент также называют «плавающим», поскольку он может перемещаться вместе с движениями грунта и сохранять целостность конструкции. Плитное основание подходит для строительства на сложных почвах – неустойчивых, песчано-глинистых, вспучивающихся, плывучих и слабых грунтах. Таким образом, для некоторых типов грунта установка монолитной плиты может оказаться единственным возможным решением фундамента. Движения грунта практически никак не влияют на устойчивость и прочность такого основания. Однако участок должен быть без перепадов высот, иначе установка железобетонных плит на нем будет невозможна. Возводят плитный фундамент чаще всего для строительства каркасных одно- и двухэтажных домов, хотя он отлично справляется с нагрузками зданий любой этажности. Такой фундамент для дома более простой в монтаже, чем ленточный, но и более затратный по материалам и времени возведения.

Столбчатый фундамент возводится на основе нескольких столбов, которые служат опорой для мест схождения стен, внутренних перегородок и углов дома. Расстояние между опорами составляет не более 2,5 м. Глубина установки столбчатых фундаментов должна быть выше уровня промерзания почвы. Сверху опоры соединяются с помощью железобетонных балок. Такое основание подходит для строительства на участках с неровным рельефом – за счет регулирования высоты столбчатых опор можно обеспечить ровное положение обвязки. Длина столбиков может доходить до 50 см. Их изготавливают из разных типов материала: из бетона, камня, кирпича и плитняка. Различают сборный столбчатый фундамент и монолитный. Сборный состоит из столбов и бетонных опор, изготовленных на производстве, и собирается по принципу конструктора прямо на участке. Монолитный столбчатый фундамент возводится из армированного бетона. Область применения столбчатых фундаментов распространяется в основном на строительство каркасных домов и легких одно- и двухэтажных зданий. Кроме того, их можно использовать только на прочных и устойчивых почвах.

Читайте также:
Светодиодное освещение на Новый Год

Свайный фундамент представляет собой конструкцию из нескольких свай и специальной плиты, уложенной сверху. Различают несколько разновидностей свайных фундаментов в зависимости от способа изготовления свай: забивные, винтовые и буронабивные. Забивные сваи обычно используют для строительства масштабных домов из кирпича и бетона. Они отличаются высокой прочностью и требуют привлечения специальной техники при возведении фундамента. Длина забивных свай может составлять от 5 до 12 м, а иногда и больше. Для строительства фундамента на буронабивных сваях понадобится провести бурение скважин. В скважины кладется каркас из арматуры и заливается бетон. Буронабивные сваи могут уходить на глубину 50 м. Но встречаются аналоги кустарного производства, которые устанавливают на глубину 2-3 м. Свайный фундамент на буронабивных сваях используют для возведения многоэтажных зданий на грунтах любого типа. Такое основание отличается трудоемкостью монтажа, но обладает высокой прочностью и позволяет равномерно распределять нагрузки. Фундамент на винтовых сваях довольно популярен в частном домостроении. Винтовые сваи изготавливают из металлических труб с винтовыми лопастями в нижней части. Длина винтовых свай может достигать 12 м. Сваи погружают в грунт, завинчивая, как шурупы. После установки их обрезают до необходимой длины и соединяют горизонтальными балками. На винтовых свайных фундаментах возводят легкие деревянные конструкции. Такое основание применимо практически к любым типам грунта.

Плюсы и минусы ленточных фундаментов,
изготовленных из различных материалов

Преимуществом монолитных ленточных фундаментов, возводимых на основе арматуры и бетонной смеси, является возможность придавать им любую необходимую конфигурацию при условии правильно уложенной опалубки и установки надежной арматуры. Сборные ленточные фундаменты, изготавливаемые из бетонных блоков, возводятся быстрее монолитных. Такие конструкции отличаются высокой прочностью, а наличие пазов в некоторых блоках дополнительно увеличивает надежность основания. Кроме того, бетонный фундамент хорошо выдерживает низкие температуры и устойчив к морозам. Если при возведении фундамента были соблюдены строительные нормы, он не деформируется и не трескается со временем. Ленточные основания возводят на любых грунтах и в любых климатических условиях. Недостатками монолитных ленточных фундаментов считаются трудоемкость процесса укладки и длительность сроков возведения. Чтобы основание получилось достаточно прочным, требуется проводить укладку в теплое время года. Кроме того, на возведение такого фундамента требуется большой расход материала и привлечение специальной техники.

Что касается сборных ленточных фундаментов, среди минусов отмечают довольно высокую стоимость и сложности в обустройстве гидроизоляции. Здесь также не обойтись без специальной техники, что усложняет процесс возведения. К тому же такой фундамент может впоследствии давать усадку.

Столбчатый фундамент

Плюсами столбчатых фундаментов являются их отличная устойчивость и невысокая стоимость. Усадка у такого основания значительно меньше, чем у ленточного, а нагрузку он способен выдержать довольно большую. При этом сам процесс возведения менее трудозатратен и не требует большого расхода материалов. Еще одним преимуществом можно назвать возможность компенсировать перепад высот на участке за счет изменения высоты опор. Однако такие фундаменты не подходят для строительства тяжелых зданий из кирпича и бетона. Кроме того, для установки столбчатых опор нужна прочная и устойчивая почва, а на пучинистых и подвижных грунтах фундамент может повести. Также для столбчатого фундамента необходимо возводить цоколь.

Свайный фундамент

Свайные фундаменты просто и быстро возводятся, независимо от времени года и климатических условий, не требуют большого объема земельных работ. Одним из главных преимуществ является возможность устанавливать сваи на участках с неравномерным и сложным рельефом, а также на любых грунтах. При этом основание отличается высокой прочностью.

Из недостатков свайных фундаментов можно назвать необходимость привлечения дорогостоящей специальной техники (если вы не вкручиваете сваи с помощью ручного бура). Металлические винтовые сваи подвержены коррозии в процессе эксплуатации, поэтому срок службы такого фундамента может быть сильно ограничен. К тому же при желании вы не сможете обустроить в фундаменте из винтовых свай подвальное помещение. Что касается фундамента на буронабивных сваях, он способен выдержать нагрузку многоэтажного дома. Но строительство такого основания будет недешево стоить и потребует проведения сложных геологических изысканий на подготовительном этапе.

Как правильно выбрать вид фундамента
для частного дома

Поскольку фундамент – это несущая часть всей конструкции дома, от него напрямую зависят прочность, надежность и долговечность строения. Если фундамент деформируется или покроется трещинами, это непременно скажется на состоянии стен и всего дома. Такое может случиться при несоблюдении технологий строительства основания или при неправильном выборе типа фундамента. Чтобы подобрать подходящее для частного дома основание, нужно учитывать некоторые критерии.

Одним из определяющих факторов является тип грунта на участке. Поэтому на подготовительном этапе строительства обязательно проводятся геологические изыскания, в ходе которых специалисты определяют состав почвы, ее свойства, уровень грунтовых вод, возможность просадки почвы. Не менее важно знать глубину промерзания грунтов в зависимости от климатических условий местности. Особенности рельефа на участке также имеют значение: не каждый фундамент можно будет построить на территории с сильными перепадами высот.

Для определения типа фундамента необходимо грамотно рассчитать нагрузку, которая будет оказываться на основание. Берутся во внимание все составляющие конструкции: стены, кровля, перекрытия, отделка, даже вес мебели в доме. Также важно рассчитать опорную площадь фундамента – от нее будет зависеть степень давления на почву.

Глубина промерзания грунта, его состав и уровень грунтовых вод влияют на определение глубины закладки фундамента. Высокий уровень грунтовых вод вынуждает либо заглублять основание, либо увеличивать опорную площадь. Избежать деформации фундамента во время вспучивания грунта зимой помогут качественная гидроизоляция и дренажная система. На грунтах с высокой склонностью к пучинистости фундамент заглубляют на 0,5-1 м ниже уровня промерзания. Если грунт не склонен к пучинистости, то заливку производят на глубину от 1 м.

Практически любой тип фундамента имеет в своем составе цемент. От качества цемента будет зависеть прочность и долговечность основания, поэтому к выбору этого материала тоже важно подойти ответственно. Приобретая цемент, обратите внимание на срок годности, условия хранения и марку производителя.

Читайте также:
Как выбрать офисный диван?

Помимо перечисленных факторов, нужно учитывать близость других построек и техногенную опасность. Любой фундамент увеличивает нагрузку на грунт, и это оказывает влияние на близко стоящие друг к другу постройки. Не менее важно выбрать грамотных специалистов, которые помогут провести расчеты, выбрать тип основания и правильно его возвести. Кроме того, на этапе проектирования здания определитесь со своими запросами и пожеланиями по поводу архитектурно-планировочного решения дома, подумайте о том, понадобится ли вам подвал или цокольный этаж.

Оценка почвы на наличие грунтовых вод
и глубину промерзания

Чтобы определить тип грунта на участке, специалисты изучают образцы грунта и измеряют уровень подземных вод. Лучше доверить этот процесс профессионалам, но если рельеф участка довольно простой и не осложнен наличием болот, торфяников или насыпей, то в большинстве случаев тип грунта можно опознать самостоятельно.

Типы грунтов и их особенности

Выделяют три основных класса грунтов: скальные, дисперсионные и мерзлые. По степени залегания грунты разделяют на верхние слои, средней глубины залегания и глубокого залегания. Как правило, грунты, которые применимы для обустройства основания, делят на скальные и нескальные. К скальным относятся такие породы, как граниты, базальты, песчаники, известняки. Они не сжимаются под нагрузкой дома и являются наиболее устойчивым естественным основанием. К нескальным относят крупнообломочные, песчаные и глинистые. Курпнообломочные имеют зерновой состав. Песчаные представляют собой сыпучий грунт. Такая почва может обладать повышенной плавучестью, особенно если участок находится в зоне высокой влажности. Однако песчаные грунты из крупных и средней крупности песков вполне могут служить прочным и устойчивым основанием зданий. Глинистые грунты довольно пластичны. Находясь в твердом и сухом состоянии, они служат прочным основанием, но такой тип почвы подвержен пучению при промерзании, а под воздействием влажности размывается.

Как рассчитать глубину заложения фундамента

На расчет глубины заложения фундамента влияет несколько разных факторов, каждый из которых необходимо учесть. Сначала определяют глубину промерзания грунта – это зависит от климатических условий региона. При помощи специалистов вычисляется уровень грунтовых вод на участке. Далее разрабатывается план строения и рассчитывается масса строительной конструкции. Конечное решение о выборе типа фундамента и глубине его заложения принимают с учетом особенностей дома, веса будущей постройки, наличия цокольного помещения и уровня расположения подземных коммуникаций. Но одним из определяющих факторов является уровень промерзания грунта. Для частных домов, строящихся в южных регионах с теплым климатом, глубина заложения основания может составлять 0,6 м. При строительстве в холодном климате уровень заглубления может составлять 1,5 м.

Утепление и гидроизоляция фундамента

Качественное утепление фундамента позволяет значительно сэкономить на отоплении в процессе эксплуатации частного дома. А гидроизоляция защищает основание от негативного воздействия влаги и продлевает его срок жизни. Поэтому важно своевременно обеспечить фундаменту укладку утеплителя и гидроизоляционного слоя.

Гидроизоляция может быть рулонной или выполненной с помощью жидких материалов. Рулонную чаще всего используют для защиты плитного фундамента. Из материалов предпочтение лучше отдать стеклохолсту, стеклоткани или полиэстеру. Гидроизоляция жидкими материалами наносится на влажную поверхность. Битумно-полимерную эмульсию можно наносить с помощью специальных средств или вручную.

Грамотно подобранная и уложенная теплоизоляция не только позволит сократить потери тепла, но и предотвратит разрушение фундамента из-за промерзания грунта. Утеплять фундамент можно изнутри или снаружи. При способе утепления изнутри теплоизоляция укладывается в каркас из брусков, а поверх кладут арматуру и выполняют отделку. Утепление снаружи подразумевает засыпной метод, использование пенопластовых плит или пенополиуретана. Также в качестве материала для утепления фундаментов используют пенополистирол, минеральную вату, шлак и керамзит.

Строительство фундамента – это сложный и ответственный процесс, состоящий из нескольких этапов, начиная от проведения геологических изысканий на участке и заканчивая выбором утеплителя для основания. Чтобы определиться с типом фундамента и соблюсти все строительные нормы и технологии при его обустройстве, важно найти квалифицированных специалистов.

Как выбрать фундамент для дома

Основа любого строения – фундамент. От правильного ответа на вопрос: «Какой выбрать фундамент для дома?» – зависит качество, прочность и срок службы всего строения.

Чтобы определиться с типом фундамента для дома, необходимо уточнить несколько вопросов:

  • Дом какого типа, из какого материала планируется построить и какова будет нагрузка на основание и грунт? Разумеется, дом из камня всегда будет намного тяжелее аналогичного дома из дерева.
  • Какой грунт на участке стройки? Сюда входит характеристика грунта, уровень грунтовых вод, глубина промерзания земли и прочее. Чтобы определиться с характеристиками грунта, придется прибегнуть к помощи специалиста-геодезиста.
  • Какой рельеф на участке стройки?

Согласно строительным нормативам, существуют специальные формулы для расчета подошвы основания, которые учитывают все эти факторы. Можно воспользоваться ими самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам (инженерам-конструкторам), которые выполнят все необходимые расчеты.

Последствия неправильного расчета нагрузки могут быть весьма плачевными. Например, из-за сильных холодов и высокой вспучиваемости почвы дом может «вынести» наверх и перекосить, случается, что фундамент дает трещину или просаживается в грунт.

Типы фундаментов

Имея в распоряжении проектные расчеты и сведения об особенностях грунта, на котором будет возводиться строение, приступаем к выбору фундамента.

Столбчатый

Оптимальный вариант для строений, не оказывающих существенную нагрузку на фундамент, например, небольших домов или хозяйственных построек с каркасными или деревянными стенами.

Такой фундамент представляет собой конструкцию из нескольких столбов, каждый из которых поддерживает строение в точке максимальной нагрузки – пересечении стен, опоры прогонов. Материал столбов – кирпич, бетон, камень.

  1. Под каждый столб готовим щебневую подушку.
  2. Устанавливаем столбы, размеры и шаг которых нужно рассчитать заранее.
  3. Верхняя часть фундамента может быть выполнена из бетонных плит или дерева.
Читайте также:
Подшипники – неотъемлемая составляющая систем и механизмов

Столбчатый фундамент подходит для промерзающих почв, стоит недорого и возводится достаточно быстро. Его существенный минус – невозможность сооружения подвала или погреба.

Приведу пример из собственного опыта. На ровном участке стояла задача построить каркасный домик-подсобку. Это один из простейших в реализации проектов. По сравнению с другими типами построек, каркасные дома легкие, поэтому был выбран вариант столбчатого фундамента. Бетонные основания были заглублены примерно на 20 см каждый (то есть, по сути, был снят плодородный слой почвы), на них были положен венец – основа несущей деревянной конструкции. Будь этот дом более массивным или построен из бруса, то такой фундамент ему не подошел бы.

Свайный

Вам наверняка приходилось видеть дома на сваях, построенные на берегах рек или в местах возможного подтопления. Вспомните ту же Венецию, где большинство домов уже много веков стоят на сваях.

Свайный фундамент подходит для подвижных и плавающих грунтов, для сложного рельефа.

Свайный фундамент можно сделать и самостоятельно, например, из асбестоцементных труб, соединенных ростверком. При этом необходимо правильно рассчитать количество свай и расстояние между ними. Свайный фундамент станет экономичным решением для дома из бруса, бани, хозпостроек, заборов даже на самых сложных почвах. Активно применяется для строительства домов загородного сегмента.

Свайно-винтовой

В основе технологии – вкручивание в землю винтовых свай. В некоторых случаях конструкцию укрепляют бетонным основанием.

Может применяться на самых сложных почвах. Изначально технология разрабатывалась для возведения промышленных объектов на сложных неоднородных грунтах. Сегодня успешно применяется и в гражданском строительстве.

При всех преимуществах свайно-винтового фундамента (низкие стоимость и трудозатратность, возможность возведения на любом грунте) резко увеличивается сложность всех расчетов и риск серьезной усадки с увеличением массы дома. Винтовой фундамент не подходит для кирпичных конструкций.

Плитный

Плавающий фундамент, представляющий собой монолитную плиту в основании строения. Основным достоинством этого типа фундамента считается его выравнивающие возможности любых подвижек грунта – вертикальных и горизонтальных. При пучинистости почвы бетонная плита равномерно опускается и приподнимается – «плавает». Из минусов – большие затраты на возведение, высокая материалоемкость.

Схема строительства такого фундамента достаточно проста:

  • Вырывается небольшой котлован (200-300 мм, глубина зависит от толщины бетонной платформы).
  • Следующий этап – сооружение песчаной подушки. Она может покрываться слоем цементной стяжки.
  • Устройство съемной опалубки.
  • Слой гидроизоляции, который кладется на песчаную подушку с заходом на опалубку, обязателен, он защитит бетонную платформу от разрушения в дальнейшем. С этой же целью для защиты плиты от промерзания применяют утеплитель, который выкладывают по периметру плиты.
  • Прочность плиты обеспечивается арматурным каркасом, который строится из металлических прутьев и арматурной сетки. Диаметр прутьев арматуры зависит от толщины платформы.
  • Арматура заливается бетоном с высоким классом прочности.

Нужно отметить, что толщина плитного фундамента рассчитывается исходя из планируемой нагрузки. Для одноэтажных небольших зданий это обычно – 200-300 мм. Делать плиту слишком массивной не имеет смысла.

Ленточный

Самый популярный и надежный вид фундамента для кирпичного дома и более легких деревянных сооружений. Обеспечивает прочность и надежность легких строений из дерева или его весовых аналогов, а также решает проблему поддержки многоэтажных сооружений из камня – домов и коттеджей.

Существует 2 подвида ленточного фундамента:

  • Сборный – конструкция из нескольких железобетонных блоков. Возводится довольно быстро, но может пропускать влагу в местах стыковки.
  • Монолитный – более основательная и дорогостоящая конструкция. В основе лежит опалубка (по дну которой проложены арматура и теплоизоляционный слой), залитая бетоном.

Ленточный фундамент может состоять из нескольких рам, равномерно распределяющих нагрузку между собой, что придает особую прочность и надежность конструкции дома.

Какой фундамент для дома лучше и что выбрать?

Верный выбор фундамента для строящегося дома поможет создать надежное, устойчивое долговечное здание, которое послужит многим поколениям. Существует несколько основных конструкций, из которых нужно определить оптимальный вариант. Это можно сделать, учитывая определенные факторы, среди которых вес строящегося дома, тип грунтов, наличие или отсутствие подвальных помещений и другие критерии.

  1. Факторы, влияющие на выбор
  2. Типы оснований
  3. Сравнение характеристик
  4. Советы профессионалов
  5. Вывод

Факторы, влияющие на выбор

Главная функция любого фундамента – стать надежным основанием для возводимого на нем здания, а это достаточно сложная задача. Поэтому при выборе типа лучше проконсультироваться у профессионалов. Среди факторов, влияющих на выбор нужного типа фундамента, определяющими являются характеристики грунтов, на которых будет строится дом. Для этого потребуется провести геологическое исследование участка для получения таких данных:

  • тип грунта и его основные физико-химические характеристики (плотность, состав, влажность и т.д.);
  • глубина промерзания в данной местности;
  • наличие грунтовых вод и их уровень;
  • особенности рельефа.

При исследовании выделяют несколько основных типов грунтов, для которых требуется свой вариант основы с особыми техническими характеристиками:

  • Слабые. Песчаные грунты, глинистые, илистые почвы, торфяники. Они обладают сниженной несущей способностью и деформируются при эксплуатации. Глинистые грунты, кроме всего, подвержены пучению.
  • Скальные. Это надежная основа, состоящая из плотных пород, не требующая излишней работы по подготовке основания.
  • Плотные. В них достаточно легко вырыть траншею, но благодаря устойчивости к нагрузкам и пучению они не требуют массивных оснований.

Особое внимание нужно уделять грунтовым водам, поскольку они могут подмыть основание и перекосить здание. Поэтому при высоком УГВ очень важна гидроизоляция. В зонах с суровым климатом обязательно учитывается тот факт, что основание должно обеспечивать достаточным уровнем теплоизоляции.

К основным критериям выбора типа фундамента относят:

  • достаточная несущая способность;
  • качественная теплоизоляция между полом и грунтом;
  • прочность и долговечность материалов, обеспечивающих длительную эксплуатацию зданий;
  • возможность строительства сухих подвалов и гаражей.

Типы оснований

Конструктивно выделяют несколько видов фундаментов для частного дома. Чаще всего применяются такие конструкции:

  • Ленточный – классический вариант.
  • Свайный – для сложных рельефов и грунтов.
  • Плитный – используются в суровом климате на заболоченных или влажных грунтах.
Читайте также:
Скрытые двери невидимки своими руками

У каждого из этих типов есть свои преимущества, поэтому при выборе принимается взвешенное решение.

Ленточный

Этот тип основания используется чаще всего и подходит для домов из дерева, кирпича, пено- или газоблоков или камня. Это достаточно дорогой вариант, но на плотном грунте – это самая надежная основа. Такие фундаменты рекомендуется возводить на ровных площадках, допускается небольшой уклон.

Глубина закладки и толщина ленточного основания зависят от материала, из которого будут выстроены стены, их толщины и количества этажей в здании. Основной плюс этого типа – высокая несущая способность. При его закладке, основание должно находиться ниже точки промерзания грунта в данной местности. Исключение составляют легкие деревянные строения, для которых подойдет мелкозаглубленное основание.

Недостатком ленточного основания является слабая гидроизоляция. Чтобы стены не отсыревали, его верхняя часть застилается рубероидом или другими гидроизолирующими материалами, покрывается битумом, резиновыми составами и т.д. Для защиты от воды потребуется надежная широкая отмостка.

Технологически выделяют монолитные и сборные ленточные фундаменты. Монолитный вариант заливается в заранее подготовленную опалубку, в которой ранее монтируется арматурный каркас.

Сборный ленточный фундамент делается из блоков ФБС. Эта технология применяется тогда, когда не рентабельно изготавливать или подвозить свежую бетонную смесь, в неблагоприятном климате и т.д. К преимуществам такого типа относят высокую скорость постройки, за счет этого он обходится значительно дешевле. Но работа с ним требует профессиональных навыков, поэтому такое основание более сложно. При монтаже ФБС потребуются краны или другая погрузочная техника.

Правильно смонтированный сборный фундамент не уступает в прочности монолитному.

Свайный

Фундамент свайного типа применяется в местах со сложным рельефом, пучинистыми грунтами, болотистыми, песчаными. К нему прибегают, когда нет возможности сделать качественное ленточное основание. Чтобы сэкономить, его применяют в качестве основания под легкие постройки на любом грунте.

Основными элементами конструкции являются винтовые стальные сваи с антикоррозионной обработкой, которые соединяются бетонным ростверком. Поэтому на качество свай требуется обращать особое внимание. К плюсам свайных фундаментов относят:

  • возможность устройства основания в любых типах грунтов, кроме скалистого за счет погружения свай на глубину до 35 метров;
  • эта технология позволяет обустроить обширные помещения вроде подземного гаража или погреба;
  • обработанные сваи прослужат в качестве надежной опоры не менее 100 лет.

Эта технология имеет и свои недостатки:

  • сравнительно небольшая несущая способность не позволяет сооружать кирпичные здания, камня, монолитного бетона;
  • здания на свайном фундаменте требуют дополнительной тепло- и гидроизоляции.

В столбчатом фундаменте стальные сваи заменяются кирпичными или бетонные столбики, с армирующей сеткой. Они заглубляются ниже уровня промерзания земли. Такой тип позволяет сэкономить на материалах, но не приспособлен для капитальных зданий из кирпича, бетона или камня.

Плитный

Плитный фундамент, его еще называют плавающим – используется для создания надежного основания на сложных грунтах. Его используют в строительстве на:

  • пучинистых грунтах;
  • в заболоченных местностях;
  • при высоком УГВ.

В основе такого основания находится армированная железобетонная плита, уложенная за специально подготовленную подушку. Важной конструктивной особенностью является равномерное расположение каркаса из стальной арматуры по всей плите. В результате фундамент получается исключительно жестким и прочным.

Это тип отлично подходит для устройства цоколя, хорошая гидро- и теплоизоляция за счет утепления, позволяет строить дома в зонах со сложным климатом, на заболоченных, сыпучих грунтах.

При строительстве вырывается котлован, совпадающий по площади и форме с будущим зданием. Грунт тщательно утрамбовывается, на нем делается песчано-гравийная подушка. Несколько слоев из различной фракции отделяется геотекстилем, после делается опалубка и сваривается арматурный каркас. После этого заливается плита, а места, где будут строиться стены, выделяются монолитной лентой. К достоинствам таких конструкций относят:

  • устойчивость и отсутствие деформаций;
  • повышенная прочность за счет монолитности и прочности арматуры;
  • устойчивость к неблагоприятным условиям, влажности и перепадам температуры;
  • возможность строительства на подвижных грунтах;
  • отличная гидроизоляция.

К недостаткам плитного фундамента относят его высокую стоимость за счет большого объема бетона и сплошного армирования.

Сравнение характеристик

Фундамент — основа любого дома и от его прочности и устойчивости зависит долговечность и комфорт будущего здания. Для домов из бруса подходят одни типы оснований, а для кирпичных двухэтажных домов – другие, с увеличенной несущей способностью. Чтобы сделать выбор, нужно сравнить основные характеристики и свойства этих конструкций, сведенные в таблице:

Характеристика Ленточный Свайно-винтовой Плитный
Проведение земляных работ перед строительством да нет да, но меньше, чем в ленточном
Срок строительства 4-6 недель 1-3 дня 4-6 недель
Строительство на сложных грунтах и рельефах без проведения дополнительных работ нет да да
Возможность сразу же полноценно нагружать фундамент и монтировать дом нет да нет
Ограничение строительства теплым временем года да нет да
Возможность устройства подвалов и цокольных этажей да Требуется дополнительное техническое решение Только для цокольных этажей

Таким образом, определяя, какой фундамент нужен для строительства дома из пеноблоков, требуется определить его вес, хорошим вариантом будет ленточный фундамент или плита, если строительство ведется на неустойчивых грунтах. При этом на плотном или скальном грунте подойдет малозаглубленная лента из бетона. А вот для дома из пенобетонных блоков высотой в 2 этажа требуют заглубленного ниже уровня промерзания грунта ленточного или плитного основания.

Ленточный малозаглубленный фундамент лучше всего подходит для каркасных домов с небольшой массой. Его прочности вполне достаточно, чтобы обеспечить устойчивость постройки. Тоже можно сказать и для домов из бруса с толщиной стенки в 30 см. Легкая и прочная конструкция такого дома обладает повышенной теплоизоляцией. На сложных пучинистых, заболоченных или зыбких грунтах такие здания лучше возводить на свайных основаниях, заглубленных до плотных слоев, что обеспечит устойчивость.

Определяясь, какой фундамент лучше подойдет для дома из бревен, нужно обратить внимание не ленточный и свайный тип, плитные конструкции не слишком подходят для деревянных строений. Заглубление ленточного вида зависит от этажности здания, для одноэтажных – достаточно мелкого заглубления.

Читайте также:
Стоит ли арендовать выделенные сервера

Самым дешевым фундаментом является свайный, на который требуется наименьший объем материалов. Прочные сваи из металла связываются не слишком массивным бетонным ростверком. На ленточный фундамент требуется гораздо больше материалов, если глубина промерзания грунта 1 м, то его придется заглублять на 1,2 м, при ширине 0,5 м, на каждый погонный метр потребуется 0,6 куб. метра бетона, с соответствующим количеством арматуры. На плитный фундамент потребуется еще большее количество цемента, поскольку, несмотря на его сравнительно небольшую толщину, монолит закладывается под весь дом. Однако, основание не требует стяжки под пол, в результате оно позволяет сэкономить значительные средства по сравнению с ленточным типом.

Советы профессионалов

Перед тем, как выбрать фундамент под дом, лучше изучить советы специалистов-профессионалов. Они помогут избежать многих проблем, и получить надежную основу не неся излишних затрат.

На плотных почвах чаще используют ленточные конструкции, заглубленные ниже отметки промерзания или мелкозаглубленные варианты. Эти основания подходят для строений из любого материала – кирпичных, бетонных, каменных, деревянных.

При выборе, какой тип лучше использовать на глинистых почвах, склонных вспучиванию, специалисты советуют сваи, которые не потребуют дополнительного обустройства. Если же на глинистой почве применяется ленточный тип, необходимо позаботиться о песчаной подушке достаточной толщины.

Для зданий на участках в болотистой местности, используется плитный вариант. Тот же тип хорошо подойдет в местностях, где грунтовые воды находятся близко к поверхности. Этот тип основания обеспечит качественную гидроизоляцию и равномерно распределит вес дома на грунт.

Вывод

Выбор оптимальной конструкции фундамента – залог успеха всего строительства. В основе такого выбора должен быть точный расчет, основанный на оценке состояния грунтов, материалы, используемые для строительства здания, требования владельца.

Мелкозаглубленные фундаменты подходят для зданий из дерева или с каркасной конструкцией. Они не оказывают большого давления на поверхность грунта, обеспечивая устойчивость здания весь срок эксплуатации. Они могут быть ленточного, свайного или плитного типа. Главное преимущество таких оснований – невысокая цена.

Основания с глубоким заложением ниже уровня промерзания почвы потребуются для возведения многоэтажных зданий, домов из бетона и кирпича. Они отличаются повышенной устойчивостью, противостоят просадке и растрескиванию стен. Тип фундамента нужно выбирать согласно геологическим исследованиям. Для плотных грунтов подходит ленточный тип, на пучинистых почвах лучше выбрать свайные конструкции, при повышенной влажности и рыхлости оправданным решением будет применение плиты.

Для лент, плит или ростверков лучше использовать бетон не ниже марки М300 и армировать конструкции сварным стальным каркасом. Свайные фундаменты делаются из бетонных или стальных опор, соединенных ростверком.

Если у владельца нет достаточного опыта и объема знаний, есть смысл обратиться в строительную компанию, где специалисты подскажут нужное решение. Оно будет отражено в проекте, по которому будет строиться здание.

Виды мотоциклов: классификация по типам

Для стороннего наблюдателя все мотоциклы одинаковы, но только не для людей, всерьёз увлечённых байками. Последние могут часами рассказывать, какие виды мотоциклов существуют, чем они отличаются друг от друга, и когда лучше купить турер, а когда — мотард. Впрочем, даже если вы не планируете вливаться в дружные ряды байкеров, а хотите приобрести мотоцикл для езды на работу или учёбу, ознакомиться с основными разновидностями «железных коней» стоит.

Дорожные мотоциклы

Классика

Самый распространённый и востребованный тип мототехники. Назначение — поездки по дорогам общего назначения в населённых пунктах и на междугородных трассах. Все виды мотоциклов классического типа обладают общими признаками:

  • вертикальная посадка высотой 0,7–0,9 м;
  • наличие осветительных и сигнальных приборов для обеспечения безопасности;
  • минимальный объём облицовочных элементов;
  • стандартный изогнутый руль.

Двигатель и коробка передач классических моделей обладают повышенным ресурсом. Это необходимо, ведь техника будет эксплуатироваться ежедневно.

Спортивные

Этот тип мотоциклов всегда — образец новейших технологических решений. Главные признаки: мощный форсированный силовой агрегат, небольшой вес. Посадка драйвера — с уклоном вперёд, чтобы снизить сопротивление ветра, повысить управляемость.

Конструкция, узлы и агрегаты облегчены, чтобы повысить максимальную скорость, точность управления и добиться рекордного ускорения. Форсированный мотор даёт возможность достичь отменных динамических показателей.

Спортивные байки нуждаются в идеальном покрытии треков. Они требуют правильного и дорогого обслуживания. Из-за высокой мощности и чувствительности в управлении справиться с ними могут только профессионалы.

Супербайк

Супербайки — это упрощённые аналоги спортивных уникальных прототипов. Они поставлены на серийное заводское производство. Свободно продаются, доступны для езды по дорогам общего пользования. В них сохранены динамические показатели профессиональной гоночной техники, установлены световые приборы для соблюдения правил дорожного движения.

  • обтекатель;
  • высокие подножки;
  • устройство руля;
  • форсированный силовой агрегат.

На супербайки устанавливают усовершенствованную тормозную систему, снижая только максимальный угол уклона для вхождения в повороты, чтобы байком могли управлять не только профессиональные гонщики, но и опытные мотоциклисты.

Круизер

Это красивые, стильные модели, формирующие образ и стиль своего обладателя. Яркий пример этого класса мотоциклов — Harley-Davidson. В круизёрах большой вес сочетается с низким центром тяжести, поэтому мототехника очень легка в управлении.

Главное отличие любого круизёра — прямая, низкая посадка. Байк создан для комфортной езды по дорогам общего назначения. Идеально подходит для движения по населённым пунктам и длительных междугородних поездок.

Оснащаются эти мотоциклы мощными силовыми установками, объёмом до 2 л, и рассчитанных на низкие и средние обороты. Круизёр — полная противоположность классу Sport, они созданы для комфортной тихой езды.

Дрэгстер

Уникальная или мелкосерийная разновидность мототехники. Целевое назначение — скоростные состязания на дистанциях в несколько сотен метров. Байк должен пройти указанное расстояние за минимальный временной отрезок.

Серийные модели подвергаются апгрейдам, мощность двигателя внутреннего сгорания иногда превышает 1000 лошадиных силы. Конструкция и дизайн призваны повысить динамические характеристики, снизить сопротивление машины и пилота воздушным потокам.

Читайте также:
Ремонт квартир в Москве

Максимально простое управление обусловлено необходимостью передвижения по прямой. Дрэгстер — это настоящая «моторакета».

Мотард

Смесь кросс-байка и дорожного классического мотоцикла. Внешний дизайн и характеристики сходны с кроссовым мотоциклом.

Главное отличие — одинаковые по диаметру колёса, на которых стоит стандартная шоссейная резина. Мотард берут для экстремальной езды сродни мотокроссу, только в трековых условиях.

Мотоцикл подходит для эксплуатации на покрытии с преградами. Применяют мотарды для гонок на треках для картинга, предварительно установив элементы препятствий: трамплины, бордюры, искусственные помехи.

Электробайк

Здесь вместо двигателя внутреннего сгорания использован электрический мотор. Питание идёт от аккумуляторной батареи. Чтобы обеспечить внушительный запас хода, инженеры-разработчики подбирают облегчённые материалы: сплавы, композиты и полимеры.

Электрические модели оснащены аэродинамическим обвесом. Он снижает воздушное сопротивление, чем уменьшает расход энергии. Подойдёт для любителей экологичного транспорта. Сейчас на рынок поставляются практически все типы мотоциклов с электрическим или гибридным силовым агрегатом.

Турер

Туристические байки. Сфера применения — дальние поездки по дорогам и шоссе общего пользования. Производители делают акцент на комфорт транспортного средства, чтобы водитель не уставал, проезжая за день 500–1500 км. Низкооборотистые двигатели большого объёма отличаются внушительным ресурсом и ремонтопригодностью.

Мягкие сиденья, иногда с подлокотниками, низкая чувствительность подвески — всё это делает комфортным путешествие с пассажиром. Туристические мотоциклы оснащаются кофрами — специальными багажными отделениями, куда можно положить вещи. Широкие крылья призваны защитить водителя и пассажира от грязи. Посадка — невысокая, что объясняется стремлением инженеров добиться высокой устойчивости и снизить нагрузку на водителя при длительной езде.

Минибайк

Основная сфера применения — развлекательные заезды на трассах для картинга или прогулок по бездорожью. Среди мини-копий встречаются байки разных типов, но преимущественно — кроссовые, спортивные, мотард.

Миниатюрные мотоциклы повторяют все те характеристики, которыми обладает полноразмерная модель, но в связи с уменьшенными габаритами все они снижены. Управлять такой техникой непросто, нужно научиться держать равновесие. Зато минибайк порадует вас манёвренностью и динамичностью, за счёт более плотной компоновки узлов и агрегатов.

Тяжёлые мотоциклы

К тяжёлым мотоциклам относят мототехнику с боковым прицепом (коляской). Название этих мотоциклов знакомо всем на постсоветском пространстве: «Урал», «Днепр», МТ. Байки оснащены мощными низкооборотистыми силовыми агрегатами, что позволяет перевозить грузы, пассажиров по дорожным покрытиям любого типа. Тяжёлые байки часто используют на гонках соответствующего класса.

Внедорожные мотоциклы

Внедорожные байки — это мототехника, предназначенная для езды и гонок по бездорожью.

Кроссовые

Внедорожные мотоциклы, предназначенные для гонок по бездорожью, выполнения трюков. Большинство моделей не оснащены светотехникой, поэтому не подходят для езды по дорогам общего пользования.

Сфера применения ограничена спортивным направлением. Учитывая специфику эксплуатации такие байки оснащаются мощной силовой установкой, которая монтируется на сверхпрочной раме.

Эти типы мотоциклов используются на гонках серии мотокросс, фото и названия новых популярных моделей можно увидеть на официальном сайте соревнований.

Эндуро

В переводе с испанского языка — «выносливый». Мотоциклы идеально подходят для применения на просёлочных дорогах и пересечённой местности. По сравнению с классическими кроссовыми мотоциклами эндуро обладают повышенной комфортностью. Предназначены для поездок и прогулок. Есть сигнальные и осветительные приборы, что даёт возможность байкеру быть полноценным участником дорожного движения.

Благодаря своим характеристикам и оснащенённости, мотоциклы эндуро можно использовать в туризме. Высокий ход подвесок позволяет преодолевать препятствия искусственного и естественного происхождения.

Итак, мы рассмотрели, какие бывают мотоциклы. Представленная классификация позволяет сгруппировать байки по конструкции и сфере использования. Но обратите внимание: на рынке представлены и модели, сочетающие в себе характеристики мотоциклов нескольких типов. Это может запутать начинающего мотоциклиста, но и даст возможность подобрать мотоцикл, максимально подходящий вам по всем критериям.

Типы мотоциклов

Мотоциклы чаще всего классифицируют по типам, которые основываются на целевом назначении мотоцикла. Классификация не всегда однозначна, поэтому разные авторы могут трактовать названия по-разному.

Дорожные

Классик – мотоцикл классической компоновки.

Наиболее универсальные мотоциклы. Исторически предшествовали всем остальным. Мотоциклы этого типа обеспечивают прямую посадку. Существуют другие названия: Стритфайтер («уличный боец»), Нэйкед(«голый», имеется в виду вариант без полуобтекателя), Неоклассик. Классический мотоцикл это проверенный временем дизайн и компоновка, прямая посадка и неприхотливость в обслуживании, надежность и удобство в эксплуатации. Внешне он может быть немного похож как на чоппер, но не с такой вальяжной посадкой водителя и тоннами хрома, так и на спортбайк, только с более спокойными характеристиками двигателя и длинными тяговитыми передачами.

Ducati Monster S4

Suzuki Bandit 250-1250

Спортбайк – дорожные мотоциклы, основанные на моделях для шоссейно-кольцевых мотогонок. Отличаются развитым пластитовым обтекателем, высокооборотистыми двигателями, посадкой в позе эмбриона, высокой мощностью, управляемостью и динамикой при относительно малой массе.

Honda CBR600F Hurricane

Kawasaki Ninja ZX-6R

Суперспорт – более мощные, лёгкие, управляемые и скоростные версии спортбайков. Часто представляют собой так называемый «заводской тюнинг» спортбайков.

Kawasaki Ninja ZX-6RR

Triumph Daytona 675

Спорт-турер – мотоциклы, промежуточные между спортивными и туристическими моделями. Сочетают качества обоих классов либо предлагают компромиссные варианты.

Турер – мотоциклы, предназначенные для путешествий на большие расстояния. Отличаются комфортной посадкой, топливными баками большой ёмкости, низкооборотистыми двигателями, крупными размерами. Управляемость приносится в жертву комфорту. Туристические мотоциклы имеют большое количество дополнительного оборудования: кондиционеры, магнитолы, подушки безопасности.

Harley-Davidson Tour Glide

Honda Gold Wing

Чоппер – мощные тяжёлые мотоциклы для неспешных поездок по городу. Стилистика чопперов неизменна с 1950-х годов. Пластиковых обтекателей ни имеют. Обеспечивают удобную прямую и низкую посадку «ногами вперёд» за счёт вынесенных вперёд подножек. Отличаются низкооборотистыми двигателями и обилием блестящих хромированных деталей. Ценятся владельцами за возможность легко и вальяжно кататься, наблюдая окрестности и показывая себя. Чоппер позволяет максимально развить свои фантазии и превратить обычный мотоцикл в совершенно персональное сверкающее хромом чудо, способное выделить своего хозяина из толпы и удивить окружающих. Подножки чоппера вынесены вперед, удобный руль, седло – двухуровневое. Ровные характеристики мотора, благодаря высокому крутящему моменту двигателя, обеспечивают спокойную и уверенную езду.

Читайте также:
Выбор витрин для организации домашнего музея

Боббер – мотоцикл, у которого обычно отсутсвует переднее крыло, задние крыло укорочено, убрано все лишнее для визуального облегчения конструкции.

Предшественниками чопперов были серийные мотоциклы, подвергшиеся переделке для уличных гонок – боббер (англ. bob – короткая стрижка). В отличие от бобберов, у чоппера убирается не только все лишнее – переднее крыло, иногда передний тормоз, глубокое заднее крыло, но также подвергается серьезной переделке и сама рама.

Кастом (индивидуальный) – (англ. custom – сделанный на заказ) – в единственном или ограниченном количестве, обычно это по-другому оформленные, полностью переделанные серийные модели или построенные «с нуля» мотоциклы. Основная идея такого мотоцикла в том, чтобы он максимально удовлетворял потребностям и представлениям владельца о мотоцикле.

Концепт

Дрифтер / Дрэгстер – мотоцикл для драг-рейсинга (гонок по прямой) по дорогам общего пользования. Отличается большой массой и мощностью.

Kawasaki VN1500 Drifter

Также есть и спортивные дрэгстеры использующие в качестве горючего нитрометан, участвующие в заездах на 400 метров.

Скарвер / Минибайк – маленький мотоцикл. При своем небольшом весе и размерах он достаточно быстро разгоняется и неплохо управляется. Самое трудное в минибайке – научиться держать равновесие.

Внедорожные

Кроссовые – Мотоциклы для кроссовых мотогонок. Зачастую снабжены двухтактными двигателями. Легкий вес, прочная рама, надежная длинноходная подвеска плюс мощный мотор. Часто кроссовые мотоциклы не оборудованы светотехническими приборами и заводятся кик-стартером. Мотоциклы этого класса выпускаются также и в миниатюрных версиях.

Эндуро – мотоциклы для внедорожного туризма. Мощнее и тяжелее кроссовых. Мотоциклы эндуро пришли с трасс ралли-рейдов. Потеряв в «болотной» и «пустынной» проходимости, они стали комфортней для езды по городским улицам и шоссе, позволяя водителю съехать с асфальта и не бояться достаточно серьезных ухабов, колдобин, бордюров, лестниц и прочих сюрпризов. Основные преимущества мотоциклов эндуро: легкий вес, большие хода подвесок, минимум облицовки и ремонтопригодность.

Мотард – представляют собой мотоцикл эндуро, оборудованный 17-дюймовыми колесными дисками, шоссейной резиной, более мощными тормозами и подвесками, настроенными для езды по асфальту. Этот класс мотоциклов в равной степени приспособлен как для езды по дорогам общего пользования, так и для преодоления серьезных препятствий «городского бездорожья» (бордюры, лестницы и т.п.).

Супермотард / Супермото – байк супермотард представляет собой одноцилиндровый мотоцикл двойного назначения, который сделан на основе кроссового мотоцикла или жесткого эндуро, на который установлены спортивные шины для дорог с твердым покрытием. У мотоциклов супермотард диаметр колес составляет те же 17 дюймов, так как любой другой диаметр существенно уменьшает выбор модификаций шин.

Триал

Вообще, деление мотоциклов на дорожные и внедорожные весьма условно. Практически на дорогах общего пользования нельзя использовать гоночные дрэгстеры из-за огромной мощности, кроссовые мотоциклы из-за отсутствия светотехники и минимото из-за размеров.

Текст: Андрей Vandamm эксклюзивно для CUSTOMMOTO по материалам Википедии

Типы мотоциклов

Автор статьи: Moto Moto

Среднестатический россиянин, малознакомый с мотоциклами, как правило, делит их на гоночные, “харлеи”, внедорожники и “все остальные”. Однако мотоциклы можно классифицировать по множеству видов. Правда, нет и не было какого-либо официального разделения на типы мотоциклов, но их можно классифицировать по истории создания, конструкции и характерным особенностям.

Типы мотоциклов – Дорожные мотоциклы

Предназначены для передвижения по асфальтированной дороге.

Нейкеды

Термин нейкед (от англ. naked – голый) применяется для мотоциклов, лишенных обтекателей, которые закрывают двигатель и раму, мало пластика. Нейкеды обычно не очень быстрые – а если да, то крайне редко. К этой категории можно отнести как “оголенные” мотоциклы спортивного силуэта, так и современные машины классического стиля.

Положение водителя на этом типе мотоцикла удобно и расслабленно – достаточно вертикально, но в то же время в легком наклоне вперед – что-то между полностью вертикальным положением водителя круизера и положением водителя спортивной машины.

Эти типы мотоциклов, из-за их универсальности и гибкости, часто рекомендуются для новичков – ведь в этих мотах хотя и помалу, но есть все.

Спортивные

Спортивные мотоциклы, в народе называемые попросту “спортАми”, отличаются двигателями высокой мощности, которые способны достигать большой скорости за короткое время и за короткие расстояния. Характерными для спортивных мотоциклов являются аэродинамические обтекатели, плотно прикрывающая двигатель, обтекаемый силуэт, уменьшающий сопротивление воздуха. “Спорты”, как правило, имеют довольно агрессивную и жесткую стилистику.

Положение водителя этого типа мотоцикла – почти лежа, иногда, наоборот, свернувшись калачиком – это неудобно и весьма утомительно при езде на длительных маршрутах. Впрочем, они разработаны, скорее для гоночных трасс, чем для туристических прогулок. Мотоциклы отличаются дисковой подвеской, очень эффективными тормозами и крайне низкой массой.

Их не рекомендуют начинающим мотоциклистам.

Туристические мотоциклы

Предназначены для дальних экспедиций и преодоления длинных маршрутов. Это одни из самых больших по размерам мотоциклов и имеют двигатели большого объема. Эти типы мотоциклов характеризуются большим багажником (возможность перевозки больших и тяжелых сумок), большим баком (что обеспечивает большую дальность поездки), а также удобным, расслабленным вертикальным положением водителя, а также его пассажира. Оборудованы дефлекторами, которые обеспечивают защиту от ветра. Созданы для преодоления большого количества километров.

Некоторые “туристы” оснащены обратным ходом, из-за их больших размеров и сложности маневрирования.

Помимо типично шоссейных “туристов” (как на примерах и фотографиях ниже), большой популярностью пользуются туристические мотоциклы для езды как на шоссейных дорогах, так и по сельской местности – о них расскажем в дальнейшей части статьи.

Большие мотоциклы примеры:

Спортивно-туристические мотоциклы

Компромисс между спортивными и туристическими мотоциклами.

В сравнении со спортивными мотоциклами позиция водителя менее наклонена и удобнее, что дает больший комфорт при езде на большие расстояния. Положение пассажира также удобнее. Мотоциклы спортивно-туристические характеризуются также возможностью большой грузоподъемности.

Читайте также:
Что такое ультрафиолетовая печать на различных материалах?

В сравнении с сугубо туристическими мотоциклами, спортивно-туристические легче и проще в управлении, а их компоненты больше подходят для гоночной езды.

Если коротко, то это мотоциклы, сочетающие в себе спортивные возможности, быструю комфортную езду и практические преимущества “туристов”.

В спортивно-туристических мотоциклах, как и в нейкедах, есть наибольшее разнообразие, когда дело доходит до конструкции двигателя – здесь есть мотоциклы с рядными, V-образными, двух -, трех – или четырехцилиндровыми двигателями.

Мотоциклы этого класса часто встречаются в вариантах без обтекателей, например:

Yamaha XJ600S (с обтекателем) имеет свой аналог в классе нейкедов – XJ600N,

Honda CB600S Hornet (с обтекателем) и его нейкед-аналог – Hornet CB600F.

Круизеры

Круизеры, в народе называемые крейсерами, – это мотоциклы, стилизованные под легендарные американские машины, такие как Harley-Davidson или Indian. Характеризуются низким расположением сиденья водителя и удлиненным рулем – что заставляет водителя сидеть строго вертикально или, наоборот, слегка под углом, откинувшись слегка назад. Ноги водителя выдвинуты вперед – словом, все в этих мотоциклах сделано для того, чтобы водителю было удобно.

Круизеры обычно “блестят” хромом, имеют двигатель в системе V и оснащены кожаными седлами и спинками. Можно сказать, что круизеры -это туристические мотоциклы с определенным классическим внешним видом.

Круизеры, как правило, довольно массивны и ими сложнее управлять, чем средними мотоциклами, поэтому они не рекомендуются новичкам.

Чопперы

Чопперы – это уменьшенная разновидность круизеров. По сравнению с круизерами у них нет, например, обтекателей, иногда переднего крыла, у них меньше сидений и баков. Чаще всего это машины с индивидуальной конструкцией и внешним видом (т. н. кастомы (customs)).

Помимо особенностей, характерных для круизеров (классический вид, много хромированных элементов, низко расположенные сиденья, удлиненный, высоко поднятый руль) чопперы отличаются большой колесной базой и длинной передней вилкой.

Классические мотоциклы

Мотоциклы с наиболее классическими силуэтами и простой конструкции – как современные машины, выполненные в ретро-стилистике, как и старинные байки. В основном они с круглой фарой и без обтекателей, иногда с боковой коляской.

“Тройки” (мотоциклы с коляской)

Трехколесные мотоциклы – больше нечего добавить

Кастомы (Customs)

К кастомам, то есть мотоциклам, созданным по индивидуальному заказу, можно отнести, среди прочего:

  • Стритфайтеры (Streetfighters) – спортивные мотоциклы без обтекателей, предназначенные для городской езды.
  • Бобберы – мотоциклы, стилизованные под машины периода Второй мировой войны. Переделывались из серийных мотоциклов таким образом, чтобы изрядно “похудеть” – избавившись от лишних деталей, не нужных для движения, стремясь тем самым к максимальному уменьшению массы.
  • Кафе рейсеры – легкие и оптимизированные для быстрой езды на короткие расстояния мотоциклы, намекающие на стилистику гоночных машин 60-х годов. Отличительными особенностями являются m. in. двигатели, “тонкий” топливный бак и низко расположенный руль. Термин café racer пришел из 60-е годов и происходит из гонок, какие были частыми среди британских любителей мотоциклов – от кафе до кафе.

Внедорожные мотоциклы

Предназначены для езды по бездорожью. По сравнению с шоссейными мотоциклами конструкция упрощена, более легкий вес, высокая мобильность и мощные колеса. Легкая рама, не имеют обтекателей и характеризуются большим дорожным просветов. Внедорожники оснащены шинами повышенной проходимости, для обеспечения большего сцепления с грунтовыми поверхностями. Как правило, внедорожники имеют одноцилиндровые двигатели, взятые от кроссовых, что снижает их срок службы.

Кроссовые мотоциклы

Типично гоночные мотоциклы, созданные для перемещения по бездорожью и мотокросс-гонок. Они избавлены от лишних деталей, увеличивающих вес машины, таких как, например, фары, поворотники, зеркала (не утверждены конструкцией).

Эндуро

Также предназначены для езды по бездорожью и лучше всего зарекомендовали себя в полевых условиях, но, в отличие от “кроссов“, допускаются также для уличного движения и имеют необходимые для такой езды компоненты.

Мотоциклы двойного назначения (dual-purpose)

Предназначены как для бездорожья, так и для асфальтированных дорог.

Супермото

Внедорожные мотоциклы, которые тем не менее оснащены шинами, подходящими для езды по асфальту, а также имеют более жесткую и более низкую подвеску. Характеризуются легким дизайном, небольшим весом, удобством вождения, маневренностью. Эти типы мотоциклов также менее безопасны для вождения и более прочные, в отличие от шоссейных мотоциклов.

Туристические (так называемые adventure touring) мотоциклы

Туристические мотоциклы, созданные для дальних поездок как по бездорожью, так и по дороге. Эти машины имеют высокую прочность, большие топливные баки и большие отсеки для багажа. Однако их внедорожные возможности немного ограничены из-за большого веса, размера и, иногда, шин.

Это самые популярные виды мотоциклов, хотя есть и другие. Однако, на мой взгляд, люди, которые просто хотят “въехать” в тему, могут вполне ограничиться приведенным выше списком.

Какие виды мотоциклов существуют

Существует несколько классификаций мототехники в зависимости от массы, расхода топлива, типа двигателя, способа управления, других факторов. В последнее время при покупке-продаже мотоциклов пользуются классификацией по назначению и компоновке, стилю мототехники. Подразделение на виды мотоциклов тут условно, но вполне удобно, позволяет рассмотреть плюсы и минусы моделей в зависимости от желаний покупателя. Давайте попробуем разобраться в огромном мире мототехники, рассмотрев деление на классы в зависимости от комплектации и назначения.

Классические мотоциклы

Классикой или стандартными называют мотоциклы, сохранившие простоту стиля, базового оформления. Хорошая модель и для опытного мотоциклиста, и для новичка. Прекрасный вариант для ежедневных поездок по городу.

Вес обычно в пределах 150–250 кг. Достаточно мощный двигатель, конечно, меньше, чем в спортивных байках. Многие модели конструируются с жёсткой коробкой передач. Удобны при небольших расстояниях. Руль прямой, обеспечивает минимальную нагрузку на руки и спину водителя. Мягкое сиденье для продолжительных поездок. Можно поставить ветровое стекло. Типичный представитель этого стиля — Honda CB 400. Оптимальное сочетание веса и манёвренности для городских условий.

Неоклассика

Мото, стилизованное под прошедшие года, например, ретро, воспроизводит стиль 50–70-х годов.

Читайте также:
Выбор стола в маленькую квартиру

Минибайк

Минибайками, а также покет байками и минимото, называют миниатюрные мотоциклеты с 2-тактным мотором небольшого объёма, с цепной передачей. Способен разогнаться при этом до 80–100 км/ч. На минибайках устраивают соревнования на картодромах.

Скрэмблер

Скремблер — лёгкий мотоцикл, созданный для поездок на плохих дорогах по городу. У него подвески с увеличенным ходом, поднятые высоко глушители. Появились такие модели в 50–60-х годах у английских производителей Triumph, BSA.

Кастом

Название мотоциклов произошло от английского «custom» — изготовленный на заказ. Разновидности кастомов: чопперы, диггеры, дрэгстеры. Так обозначают технику, изготовленную малым количеством экземпляров, эксклюзивную. Сюда относят, например, переделанные серийные модели, а также иначе оформленные. Большинство экземпляров — работа народных умельцев, собираемая из нескольких разных мотоциклетов. Это делается для удовлетворения потребностей и представлений владельца транспорта. Некоторые считают, что к кастомам относятся мото, полностью собранные самостоятельно владельцем. Отличаются уникальными техническими характеристиками и экстерьером.

Известные производители, как Harley-Davidson и Honda, могут включить в название какой-либо модели слово «Custom», но это не вполне соответствует понятию. Однако у этих производителей можно изменять изделия, их комплектацию, внутреннюю и внешнюю, согласно требованиям покупателя, так что при значительной модификации можно будет отнести мото к кастомам.

Есть и серийные производители кастомов, например, Bourget, American IronHorse. Завод-изготовитель предлагает вам несколько вариантов окраски, обшивки, разного объёма двигатели, выбор опций, аксессуаров. При этом даётся заводская гарантия, производится гарантийное обслуживание, поддержка. Полной индивидуальности, конечно, вы не достигнете, ваш байк не будет уникальным, но зато будут сохранены преимущества заводского изготовления.

  • высокая стоимость знаменитых моделей;
  • запчасти надо заказывать индивидуально.

Чопперы

Английское chopper (от «chop» — рубить) закрепилось как название мотоциклов с передней очень длинной вилкой и удлинённой рамой. На чопперах ставят высокий руль, даже эпатажный, и высокую спинку. Вперёд выносятся подножки.

На нео-чопперах обычно устанавливают широкое заднее колесо («каток», ВШК — Великое Широкое Колесо), сухую раму без задней подвески. Бензобак у чопперов в форме капли. Обязательно внешне оформляется хромированными деталями.

Впервые чопперы появились в 50-х годах в США как переделка серийных Harley-Davidson или Indian. Образцом раннего чоппера стал мотоцикл Питера Фонда в фильме «Беспечный ездок».

В России любители чопперов производят их, переделывая «Урал», «Днепр», добавляя двигатели автомобилей «Ока», «Запорожец», даже появилось сленговое название «ЗАЗоциклы». Есть и чопперы промышленного изготовления — это модели «Урал-Волк».

Бобберы

Предшественники чопперов — серийные мотоциклеты, переделанные для уличных гонок, получили название от английского bob — короткая стрижка. Они отличаются от чопперов в основном тем, что у последних удаляется лишнее: заднее и переднее крылья, передний тормоз, сильнее переделана рама. Бобберы пришли с тех времён, когда для повседневного мотоциклета делали самостоятельно гоночный тюнинг, для чего убирали всё, что возможно было, и форсировали двигатель.

Дрегстеры

Дрэгстер — специальный стиль, сконструированный с мощнейшим форсированным двигателем, большими колёсами, высоким рулём. Создан для популярных гонок на короткие дистанции.

Дрессер

Мотоцикл с багажными кофрами и обтекателем.

Круизер (крузер)

Название этого вида мототехники образовано от английского «cruise» («cruising») — «крейсировать», «путешествовать». Это мото для неспешной езды по мегаполисам. Характеризуется вертикальной посадкой, оснащён низким сиденьем, подножки выносятся далеко вперёд. Эти изделия тяжёлые по весу и обильно оформлены хромированными деталями.

Двигатели круизеров не являются высоко мощными, на таких мото не ездят по пересечённой местности, они не для быстрой езды. Однако управляются легко, имеют хороший крутящий момент при низких оборотах, довольно грозный звук мотора. Сиденье посажено низко, руки байкера параллельны земле. Задняя подвеска очень мощная, отлично смягчает удары.

Внешне круизеры напоминают модели 50–60-х годов, но все комплектующие у них современные.

В отличие от чопперов у круизеров большие крылья, вместительный топливный бак, есть дополнительные фары, руль ниже и удобнее, меньше длина вилки, её наклон. Сходство с чопперами в том, что любители круизеров часто добавляют аксессуары и комплектующие, чтобы сделать свой байк индивидуальным.

Первые круизеры выпускались фирмой Harley-Davidson в 80-х годах. Сегодня большинство моделей Харлей относятся к этому типу. Также известными производителями круизеров являются Suzuki, Honda, Yamaha. Среди российских моделей сюда можно отнести Урал.

  • сниженная манёвренность;
  • потеря равновесия при резких поворотах на небольших скоростях;
  • большой расход топлива;
  • снижена аэродинамичность.

Внедорожники

Этот стиль подходит для любителей уехать от городской суеты. Часто эти модели называют двухколёсными джипами. Внедорожные байки легко преодолевают песчаные и каменистые тропы. Они небольшого веса, хорошо управляемые, невысокоскоростные, подходят для новичков в мотопоездках. Отличаются высоким сиденьем, смещением центра тяжести вверх. Выделяют виды мотоциклов эндуро, кроссовые.

Кроссовые

Эти мото нельзя использовать как средство передвижения, у них нет световых приборов. Их назначение — спортивные гонки, прыжки, поездки по бездорожью. Яркий представитель кроссовых мото — Honda CRF 450. Ничего лишнего в конструкции, только необходимое для успеха в соревновании. Обычно это 2-тактный мощный двигатель, прочная рама, надёжная подвеска, заводится кик-стартером.

Эндуро

Название этого стиля произошло от латинского «indurare» — вытерпеть, выдержать. Это специальная мотоциклетная техника для спортивных соревнований, проходящих на дорогах разного покрытия, по пересечённой местности, с заданным графиком передвижения на большие расстояния в течение нескольких дней. Мото должны справляться на протяжении соревнования с разными условиями, поэтому отличаются от дорожных.

  • широкий руль, дающий хороший контроль на неровных дорогах;
  • устойчивость благодаря большому переднему колесу;
  • колёса спицованные, выдерживающие деформации при сильных ударах, ремонтируемые, более лёгкие, чем литые;
  • передний грязевой щиток крепится высоко, чтобы не забивалась грязь между ним и колесом;
  • протектор шин с развитыми грунтозацепами для передвижения вне асфальтированных дорог;
  • цепная передача с отличной амортизацией для облегчения веса и смены передач;
  • комплект светотехники и зеркал;
  • навигатор;
  • государственные регистрационные знаки.

На соревнованиях указываются определённые требования к эндуро, например, минимальная масса, объём двигателя, конструкция и длина рычагов управления и другие.

Читайте также:
Как сделать электросамокат своими руками?

Представитель стиля эндуро — Honda Africa Twin.

Мотарды

Разновидность эндуро, созданная для загруженных городских условий: езды по бордюрам, лестницам и другим препятствиям. Колёса и тормоза у мотардов как у спортбайкеров, мощный двигатель. Отличный стиль мототехники для того, чтобы порисоваться ловкой ездой. Образец моттарда — Suzuki RMZ 450.

Спидвей (Speedway)

Мотоцикл, созданный для гонок по ледовому кольцу. Его конструкция приспособлена к этому виду гонок: шипованная резина (шипы длиной до 28 мм), нет коробки передач, тормозов, обтекателей.

Детские мотоциклы

Детские мотоциклы предназначены для обучения первым навыкам внедорожной езды и участия в соревнованиях. Подразделяются на мопеды, скутеры, детские мотовездеходы.

Супербайк

Главные отличия супербайков — высокие скорость, аэродинамика, при этом прекрасная управляемость, манёвренность. У них низкий руль, высокофорсированный двигатель, высокоэффективные тормоза, высокие подножки. Байк хорошо ведёт себя на скорости, устойчив благодаря широким колёсам. Оснащается мощным двигателем, объёмом выше 1000 см 3 . Обычно ставится 6-ступенчатая коробка передач. Посадка лежачая, руль занижен, хорошие тормоза.

На гонках супербайков проводится деление на классы.

  • Высший класс — собственно супербайк, мотоцикл с объёмом двигателя до 1000–1200 см 3 и с широкой модификацией первоначальной основы. Оснащается гоночными шинами слик.
  • Младший классСуперспорт. Это мото с 4-цилиндровыми двигателями объёмом 400–600 см 3 либо 2-цилиндровыми объёмом 600–750 см 3 . Переделок допускается меньше, применяются шины дорожные, с протектором «шоссейным». Обычно гонки на суперспортах становятся школой начинающим гонщикам.
  • Суперсток — класс байков в трёх категориях: 400, 600 и 1000 см 3 объём двигателя, ограниченные возможности переделки.
  • очень дорогие, также высоко стоит их ремонт, обслуживание;
  • высокий расход топлива;
  • нужен опыт вождения.

Спорт-турист

Вид мотоциклов, средний между спортивными и туристическими. Мощные и управляемые байки оборудованы для комфортной езды. Вес этого класса в районе 210–280 кг. Хорошая аэродинамика, более плавный, чем у спортбайков, двигатель, несомненно, привлекательны в этой модели. Руль поднят на удобное положение. На мотоциклах можно без усталости преодолеть тысячу километров. Вместительный бак позволяет ехать без остановок длительное время. Может использоваться для дальних поездок и как спортивный.

Недостатки мотоциклов спорт-турист:

  • высокая цена на мототехнику;
  • недостаточная манёвренность в по городу из-за большого веса;
  • дорогое обслуживание, замена покрышек.

Нейкед (нэйкед)

Стиль мотоцикла, названный от английского «naked» — голый, обнажённый. Также называют стритфайтерами (Street Fighter). У нэйкедов нет пластиковой облицовки. Такие модели могут выпускаться производителями, или владелец переделывает обычный мото, сняв с него облицовку. Хороший мотоцикл для трюков и гонок по улицам. Нет обтекателей, устанавливается фара, приборная доска меньше, чем у спортбайков. Все механизмы максимально открыты.

Изначально нэйкеды создавали из спортбайков, с них снимался побитый пластик. Затем на такой «обнажённый» стиль пошла мода, и некоторые производители стали выпускать изделия сразу без пластика.

Эта модель предназначена для передвижения по городу. Кончено, лобовое сопротивление уменьшается в отсутствии обтекателей, но при передвижении по городу это не важно.

Не нужно путать с нэйкедами чопперы и эндуро, стиль которых подразумевает изначальное отсутствие обтекателей.

Турист

Модели, разработанные для комфортных дальних поездок с двигателем большого объёма. Посадка на таких марках комфортабельная, удобная приборная доска. Транспорт оснащается дополнительными приспособлениями, которые могут пригодиться в путешествии. Нагрузка на руки минимальна по причине прямой посадки. Вес большой, 300–400 кг, двигатель мощный, многие модели имеют карданную передачу. Вместительный бак, защита от ветра привлекают любителей мото, багажник позволяет взять необходимое в дорогу. Есть подогрев руля, сиденья. Некоторые модели производятся с задней передачей, подушками безопасности. Яркий представитель туриста — Honda Gold Wing.

  • высокая стоимость самого мотоцикла, его эксплуатации;
  • большой вес;
  • уменьшенный уровень управляемости.

Мотоциклы специального назначения

Мотоциклы, оснащённые специальным оборудованием, разделяются на:

  • армейские;
  • полицейские;
  • пожарные;
  • для скорой помощи и др.

Сюда же относят технику повышенной проходимости.

Мотоциклы с колясками

Практически ко всем мотоциклам можно присоединить коляску — боковой прицеп. Но обычно выбирают модели с мощными двигателями. Устанавливается крепление для коляски, усиливается рама, конструируется вилка с увеличенным вылетом, увеличиваются передаточные числа трансмиссии. Выпускаются и изначально спроектированные с коляской мотоциклы, имеющие единый кузов.

Мотовездеходы

Мотовездеход — похожий на мотоцикл транспорт небольшого размера. У мотовездеходов имеется:

  • более двух колёс;
  • шины рассчитаны на низкое давление;
  • руль как у велосипеда;
  • посадка водителя на сиденье верхом.

Мотовездеходы могут быть одно- и двухместными. Подразделяются на:

  • квадроциклы — вездеходы на 4 колёсах, мототехника повышенной проходимости;
  • трициклы или трайки — мотовездеходы соответственно на трёх колесах;
  • специализированные вездеходы — на 5–8 колёсах или гусеничные.

Основными производителями мотовездеходов можно назвать компании Bombardier, Yamaha, Honda, Suzuki, Kawasaki.

Снегоходы

Предназначены для передвижения по снегу, поэтому вместо колёс оборудованы гусеницами, а управление мотоциклетное.

Мотоцикл двойного назначения

Этот тип создан для передвижений и по асфальту, и по пересечённой местности, рассчитан не на спортивное, а утилитарное использование.

В 1968 году концерном Yamaha был создан впервые мотоцикл одновременно для дорожных и внедорожных перемещений — DT-1. В 1984 году Джим Пилом придумал концепцию «Dual Sport Motorcycle Rides», создав возможность кататься в своё удовольствие по красивым местам в компании. Suzuki выпустила в 1990 году мотоцикл DR350, названный DualSport, и этот термин вошёл в употребление в мотопрессе.

Много ведётся споров по делению мототехники на виды. Некоторые байки можно одновременно отнести к разным видам. Единой классификации нет. Выбирая себе мотоцикл, ищите то, что вам ближе, что поможет реализовать ваши желания и возможности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: