Шикарная шкатулка из дерева своими руками от Ильи Добрякова

Мастер-класс по изготовлению необычных деревянных шкатулок

Изящество формы, необычный стиль, современный дизайн, – все эти качества присущи работам мастера Майкла Каллена, создающего оригинальные деревянные шкатулки. В этом мастер-классе мы расскажем, как сделать такие шкатулки из дерева своими руками.

Творческие проекты не требуют большого количества времени, сложных измерений и планирования. В шкатулках отсутствуют столярные соединения, а исходным материалом для их изготовления могут стать ненужные обрезки, завалявшиеся в мастерской.

В основе создания легких, прочных и элегантных шкатулок лежит предельно простая технология. Изделия вырезают на ленточной пиле или лобзиковом станке из цельного куска дерева, распиливают на две части и склеивают обратно. Переклейка позволяет снять внутренние напряжения, исключив деформации и растрескивание шкатулки по мере усыхания древесины. После этого изготавливают крышку и вклеивают днище.

Все коробочки изготовлены по одной технологии, тем не менее, каждую из них отличает свой неповторимый стиль. Эти проекты приветствуют творчество. Экспериментируйте с безграничными вариациями формы и декорирования, создавая необычные и стильные шкатулки для украшений, колец, часов и других мелких, а при желании и крупных предметов.

Двустенная шкатулка из вишни

Чертеж шкатулки из вишни

Быстрый эскиз. На обработанной заготовке карандашом рисуют линии распила. Более простой вариант – наклеить заранее распечатанный чертеж с размерами на верхнюю плоскость заготовки. Перенося эскиз, важно соблюдать продольную ориентацию волокон.

Заготовка для крышки. От основной заготовки отпиливают ровную продольную часть толщиной 15-20 мм, которая в дальнейшем станет крышкой шкатулки.

Изменение наклона пильного стола. Угол наклона стола изменяют на несколько градусов.

Выпиливание внутреннего отхода. Изменив наклон стола на 2-3°, деталь разрезают надвое и выпиливают внутреннюю отходную часть, формируя коническую полость шкатулки.

Переклейка. Две половинки склеивают обратно. Переклейка позволяет снять внутренние напряжения, предотвратив деформации и растрескивание деревянной шкатулки. Клей наносят тонким и равномерным слоем. Проступившие излишки очень сложно очистить внутри коробки.

Сушка. Склеенную заготовку аккуратно ставят под струбцины, внимательно проконтролировав отсутствие смещений и перекосов.

Заготовки для крышки и днища. Вернув стол в горизонтальное положение, от отходной части отпиливают два среза. Это будет элемент крышки и днище шкатулки.

Чертеж заготовки для крышки и днища

Окраска полости. Если вы хотите оформить деревянную шкатулку не только снаружи, но и внутри, покрасьте ее полость, пока остается удобный доступ с обеих сторон.

Выпиливание внешних стенок. Вернув пильный стол в наклонное положение, делают распилы по внешнему контуру.

Вклейка днища. На торцы днища наносят тонкий слой клея и вставляют его в нижнюю часть шкатулки, надавив пальцами до упора.

Стопор крышки. Элемент, предназначенный для крышки шкатулки, наклеивают на заготовку, сделанную в самом начале.

Выпиливание крышки. После высыхания клея, обводят основной контур крышки и выпиливают эту финальную деталь.

Представленная технология универсальна. Она позволяет экспериментировать с дизайном и необычными формами, создавая в домашних условиях красивые и оригинальные шкатулки, не похожие друг на друга.

Простая шкатулка из ореха

Аналогичная последовательность действий лежит в основе следующего проекта – четырехстенной деревянной шкатулки. Благодаря необычной изогнутой форме ее дизайн выглядит стильно и по-современному.

Чертеж шкатулки из ореха

Шкатулка с вогнутой крышкой

Чертеж шкатулки с вогнутой крышкой

Как украсить деревянную шкатулку своими руками

Несмотря на внешнюю привлекательность формы, по-настоящему самобытный стиль шкатулки приобретают после декорирования. Безграничную свободу для творчества в этом вопросе дает техника рельефной резьбы.

Используя основные приемы резьбы, на поверхности шкатулок создают уникальные текстуры. Это могут быть как простые фактуры, так и сложные орнаментальные или геометрические композиции.

  1. Использование полукруглой стамески для фактурирования шкатулки небольшими ямочками.
  2. Оформление крышки шкатулки канавками, сделанными уголковой стамеской.

На этих фото представлены более сложные варианты декорирования с использованием геометрических узоров и сложных текстур.

Чем покрыть деревянную шкатулку

В качестве отделочных покрытий для шкатулок обычно используют традиционные составы. Фактуру темного дерева эффектно подчеркивает воск. Для шкатулок из светлой древесины оптимальная отделка льняным и другими видами масел. Для экспериментов с цветовой палитрой лучше использовать водные морилки с красящими пигментами.

РУКИГДЕНАДО.ру

Сайт РУКИГДЕНАДО.ру где есть большой архив рызных самоделок. На сайте вы всегда найдёте полезную самоделку , которая будет вам интересна.

Читайте также:
Самодельный мольберт-планшет

Как сделать шлем греческого гоплита

Если ваши дети любят все, что связано с Древней Грецией, то наверняка они уже много раз просили вас купить им греческие шлемы, те самые шлемы, в которых воевали греческие гоплиты, могучие войны своего времени. Мы в этой статье расскажем вам как сделать такой шлем своими руками. Задача несложная, воспользуемся технологией папье-маше.

Что потребуется для того чтобы сделать греческий шлем

Самое главное найти что-то что сходно с формой шлема. Нужна основа. Использовать с этой целью можно, в том числе и цветочный горшок подходящего размера.

Потребуется следующее:

• основа;
• газеты;
• клей;
• ножницы;
• шпатлевка;
• кисть;
• краска.

Как сделать шлем своими руками

Как известно, технология папье-маше заключается в создании чего-либо из газет и вообще из бумаги, пропитанной клеем. Мы в данном случае решили использовать газеты. На первом этапе как раз таки надо заняться нарезкой полосок шириной около трех сантиметров. В качестве клеевой массы можно использовать клей ПВА или клейстер, сваренный самолично. Оптимальным вариантом будет использование и того и другого.

Итак, сначала вам надо сделать тело шлема. Для этого вам необходимо оклеить бумагой вашу основу. Лучше всего не мелочится и оклеить всю основу. Будет достаточно шести или восьми слоев.

Когда клей высохнет, вам надо аккуратно вынуть основу из получившейся заготовки, а потом приступить к вырезке шлема. Для этого можно использовать ножницы, канцелярский нож и вообще все что острое и прочное. Разумеется, прежде чем что-то вырезать, шлем необходимо разметить, тут уже не обойтись без фломастера или карандаша и без образца, который, кстати говоря, мы представили выше.

На следующем этапе вам надо заняться финишной подгонкой шлема, используя ту же газету и клей.

Дождавшись высыхания клея, можно будет приступить к шпатлеванию шлема, задача состоит в том, чтобы покрыть шлем ровным слоем шпатлевки, а потом покрасить его.

Ну и еще, если вы хотите увидеть настоящий шлем гоплита и вообще увидеть настоящую Грецию и если этого хотят ваши дети, свозите их туда, Греция отдых туры не так уж и дорого, особенно если взять туры, которые организует компания «Экскурси.gr». Специалисты, которых, кстати говоря, можно найти на сайте excursio.gr позаботятся о вашем пребывании в Греции, оформят вас на лучшие экскурсии и организуют ваш отдых.

  • Мастер-класс
  • Сделано своими руками
  • Одежда своими руками
  • Самоделки из подручных средств
  • Работе по дереву своими руками
  • Строительство своими руками
  • Авторские украшения

Разные самоделки

Популярные самоделки

Перепечатка и копирование материалов сайта разрешено только с размещением активной ссылки на публикуемый материал.

Шлем греческого Гоплита своими руками

Шлем греческого Гоплита своими руками

Итак, мастер-класс по созданию Шлема Греческого Гоплита.

Мои сыновья учатся в школе. Ученики пятого класса в подобных школах изучают Древнюю Грецию, а в конце года показывают спектакль, в нашем случае по фрагментам «Илиады». Соответственно костюмы и декорации изготавливаются учениками и их родителями :) Нам нужно было создать костюм Греческого Гоплита.

В этом мастер-классе я хотела бы рассказать, как мы делали Шлем. Надо сказать, что я перерыла весь русско- и англоязычный интернет и удовлетворяющей меня подробной информации не нашла, поэтому, я надеюсь, что мои изысканию еще хоть кому-нибудь пригодятся.
Так как с самого начала я не планировала написание статьи, то начальные этапы будут иметь скорее словесное описание.

Наш выбор пал на технологию папье-маше. За основу для Шлема можно использовать модель из скульптурного пластилина, болван из банки или цветочного горшка, ну и т. д., нам попался вот такой пластиковый шлем русского богатыря

1. Варим клейстер, я использовала следующий рецепт:
В 250 мл теплой кипяченой воды тщательно размешиваем 3 столовых ложки муки.
В кастрюлю наливаем 250 мл горячей кипяченой воды (говорят это важно) ставим на плиту, и туда, помешивая, тонкой струйкой вливаем мучную взвесь.
Варим, постоянно помешивая, до первых пузырей.
Даем остыть.
Добавляем строительный клей ПВА в пропорции 1:2 (1 – клей, 2 – клейстер).
Готовый клейстер лучше хранить в холодильнике, так как он быстро портится.

Читайте также:
Входная металлическая дверь своими руками пошагово

2. Рвем газеты на полосы, длина 8-10 см, ширина 2-3 см, все края кусочков должны быть рваными.

3. Так как Шлем изначально нашему мальчику был маловат, мы нарастили объем пупырчатой пленкой, а сверху закрыли все пищевой пленкой, чтобы заготовка потом легче снималась.

4. Начинаем наклеивать газету слой за слоем прямо на нашу болванку. В работе очень удобно использовать рекламные газеты, так как на них с одной стороны – цветная печать, а с другой – черно-белая. Соответственно можно чередовать слои цветной-черно-белый, а также по расположению клочков бумаги: вертикально-горизонтально.

5. Бумагу удобнее всего мазать прямо рукой, макая ее в клей, нужно тщательно следить, чтобы между слоями газет не было воздушных пузырей и излишков клея.

6. Таким образом мы нанесли 8 слоев газеты и оставили сушить на несколько суток. Торопиться снимать не стоит, так как верхние слои могут казаться совершенно сухими, а внизу, у пленки будет еще влажно.

7. Затем мы сняли заготовку с болванки, пришлось резать спереди по центральной линии практически до макушки, так как подсохшая заготовка очень плотно облегала болванку.

8. Вырезали глазницы и нарастили при помощи картона нащечники, все это обклеили еще несколькими слоями газеты, внимательно следя за тем, чтобы разрез не сместился. Получилась вот такая заготовка. Выклеивали ее уже, надев на кастрюлю, подходящего диаметра.

9. Теперь нужно сделать задник шлема и плюмаж. Задник мы сделали из нескольких слоев папье-маше на силиконовой форме для выпечки, получилась такая «полочка», выступающая наружу. Просушили и подклеили к задней части шлема.

10. Плюмаж сделан из гофрокартона, покрытого сверху слоем массы из яичных решеток.
Выглядит она вот так:

Под плюмаж вырезаем отверстие так, чтобы он оооочень плотно в него входил и вклеиваем в него клеем ПВА нашу заготовку. Изнутри выравниваем поверхность шлема этой же массой, вот так это выглядит в подсохшем виде:

На этом фото видно и часть шлема, которая выступает назад.

11. Прорезаем отверстие между нащечниками и из куска папье-маше, вырезанного между ними делаем наносник. Крепим его на место при помощи ПВА.
Весь шлем выклеиваем 3-4 слоями газеты, в итоге получаем вот такую заготовку.

12. Грунтуем шлем клейстером.

13. Покрываем шлем акриловой шпатлевкой

14. Шлифуем шкуркой №5, а затем нулевкой.

15. Намечаем карандашом контур будущей «чеканки»

16. Наносим 3D контуром полосы по намеченным линиям, получаем объемные элементы.

17. Грунтуем шпатлевку разведенной акриловой краской и покрываем Шлем краской-спреем «Медь молотковая». Стараемся не наносить краску слишком интенсивно, могут возникнуть подтеки. Просушиваем.

18. Наносим кисточкой битумную патину. Лучше это делать небольшими фрагментами. Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.

Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.

19. Для создания оперения Шлема мы использовали настоящий конский хвост.

20. При помощи ниток и текстильного клея делим хвост на маленькие пучки под размер щели в плюмаже.

21. Вклеиваем пучки в щель.

21. Ну, собственно и все, Шлем готов.

22. Вот несколько фото со спектакля.

Все шлемы сделаны из папье-маше на этой заготовке. Для плюмажей использовались: ворс от щетки, нитки, крашеный веник :)

Порадуйтесь за меня, так как я получила колоссальное удовольствие от процесса, особенно если учесть, что это моя первая попытка сделать что-то из папье-маше.

Делаем Гоплон(Аспис) – Греческий щит.

Возник такой нубский вопрос. Если греческие льняные тораксы, по словам историков, так хорошо держали удары, то почему остальные элементы доспехов (наручи и наголенники) делали металлическими? Понятно что ковать бронзовую кирасу муторно и дорого, но остальное то вполне можно тоже сделать из льна. И неужели никто не задумался сделать льняной толстенный легкий щит? Неужели не выдержит удара?

Пикабу жалостливый

Попался мне на днях на глаза один пост. Там мужчина-алкоголик, попал в больницу с плохими анализами, и вроде как проблема с печенью. Цирроз возможно.
Он описывал, что его там лечили, и вроде анализы получше стали, и в целом, он не пьет уже несколько дней.
Ну пост, как пост. Вроде бы и ничего особенного, но зацепила меня одна его фраза в конце: а вы за меня рады?
И тут у меня перед глазами пробежало моё детство.

Читайте также:
Ящик-короб для хранения зонтов, дамских мелочей и не только!

Я, дочь алкоголика.
Вернее, когда я родилась, алкоголиком мой отец ещё не был.
Это было много несколько десятков лет назад. Ещё в СССР.
Мой отец был очень красивым мужчиной. В юности он был похож на Сергея Есенина. Видно, ему часто об этом говорили, поэтому из поэтов он обожал только Есенина. Именно поэтому, когда родился мой первый сын, отец просил его назвать Сергеем. И полгода со мной не разговаривал, когда сына я назвала по-другому.
У отца были золотые руки. Работал он на местной птицефабрике жестянщиком. И у руководства был нарасхват. Ценили его и другие. Только частенько вместо оплаты ставили магарыч. Алкоголь.
Помню я себя лет с четырех. Тогда у меня родилась сестра. И тогда же я стала многое понимать.
Помню, как пьяный отец сидел со стеклянными глазами на кухне. То засыпал, роняя слюни, то резко просыпал и орал матери страшным голосом: “Лен, дай поесть!”
Мама бежала, ставила перед ним тарелку с едой, а он смахивал её на пол и орал:”Жри сама!”
Я видела это из-за угла коридора, потому что выйти боялась, а знать что происходит хотела.
Потом отец мог свалиться на кухне на пол, увлекая за собой посуду, полки, мебель. И это был самый лучший вариант. Там он мог проспать до утра. А утром он опять был не опасен.
Если у него хватало сил встать, то мать вихрем неслась из кухни, попутно подхватывая меня, заталкивала в комнату, и закрывала дверь с обратной стороны. А за дверью происходило страшное.
Отец избивал мать и пытался прорваться к нам с сестрой. Мать его не пускала. Звуки ударов, отцовский мат, стоны матери.
Мы с сестрой от ужаса рыдали в голос. Когда всё затихало, а происходило это не скоро, я осторожно приоткрывала дверь и выглядывала в щёлочку. Больше всего на свете я боялась увидеть свою мать мёртвой.
Когда я стала постарше, и смогла дотягиваться до шпингалета на входной двери, то в такие моменты я бежала на лестничную клетку, стучала ладошками в соседские двери и кричала: “Помогите! Папа бьёт маму. “
Надо сказать, что раньше люди были более отзывчивыми, и соседи-мужчины тут же прибегали и разнимали моих родителей.
Потом они уходили, а мы оставались. с пьяным, агрессивным отцом и мужем. Никакой речи о том, что можно идти и спокойно спать не было. Спать было страшно. И опасно. Но, детский организм, переживший этот кошмар, стресс, страх, не выдерживал, и я засыпала в углу кровати, вздрагивая и всхлипывая во сне.
А утром опять начиналась жизнь. Мать собиралась на работу, замазывая тоналкой синяки, попутно прибирая разгромленную квартиру. Протрезвевший отец извинялся, и говорил что больше такого не повторится. До следующей пьянки.
Помню, как пропадали все деньги из нашей копилки, и мамины духи .
Как он клялся, что не брал, а потом клялся что вернёт. Но, никогда не возвращал.
Помню, как однажды отец вытолкал мать на лестничную клетку, закрыл дверь на замок, меня поставил в угол и запретил открывай ей дверь, а то убьёт. А сам пошел спать. Мать потихоньку стучалась и скребла в дверь. Я стояла в углу и боялась ей открыть. Только поздно ночью, когда я поняла, что отец спит крепко и вряд-ли проснётся до утра, я тихонько вышла из угла и впустила мать..
Помню, как в дни аванса и зарплаты, мы с матерью, дождавшись темноты, шли искать отца. Почти всегда мы находили его валяющимся пьяным, частенько с вывернутыми пустыми карманами. (Если вдруг деньги ещё не успели вытащить, то мать их забирала сама. Но признаваться в этом было нельзя, отец убил бы за это. ) Бывало, их валялось сразу несколько, и их жёны, матери или дети также тащили кормильцев домой.
Об этом стыдно было говорить, но всё равно, это видели все, и многие так жили.
Однажды, когда я училась в классе 3 или в 4, кто-то из одноклассников сказал мне: “Это не твой отец пьяный валяется у памятника?”
Мне было так стыдно, что когда я подошла поближе и увидела, что мой, я сказала: “Ты чё, дурак? Это не мой отец!” И побежала домой, говорить матери. Дождавшись темноты, мы опять тащили его домой.
Помню, когда пьяный отец схватился за нож, а мать пыталась его отобрать, и у нее был огромный разрез на ладони и пальцах.
Когда мне было 10 лет, отец ушёл от нас.
Только тогда я поняла, что такое спокойно спать.
Кодирований тогда не было. Максимум, что можно было сделать, сдать в вытрезвитель. Но, это прокатывало, если его на улице ловила милиция. Мы сдать его не могли. А если бы и могли, он бы нам никогда этого не простил.
Через два года отец женился на другой. Они были знакомы с детства, а потом она уехала в Иваново, закончила там пединститут и вышла замуж. Брак не сложился, первый муж пил и бил. Детей у неё не было. После развода она вернулась в наш город, встретила отца и у них начался роман. Через полгода они поженились.
Сначала у них было всё нормально. Отцу дали комнату, а чуть позже они вступили в кооператив и переехали в свою квартиру.
Теперь мы спали спокойно, а для жены отца начался ад, потому что отец опять запил.
К тому времени, появились кодировки “торпеда”, вода от Чумака и энергетические посылы от Кашпировского. Сразу объявились полчища экстрасенсов, медиумов и потомственных колдуний.
Мачеха с отцом обошли их всех. Безрезультатно.
Иногда он ловил “белку” и гонялся за несуществующими демонами. Иногда с ножом.
Когда, в один не прекрасный день он кинулся с ножом на мачеху, но она успела прикрыться сумочкой,( а сумочку он проткнул насквозь), она поняла что всё, с неё хватит .. и она ушла.
Отец пил несколько дней, пока его не хватил инсульт. Откачали. Не пил год. Мачеха к нему вернулась. Вроде всё наладилось.
Потом опять запил. До второго инфаркта. После него пить перестал совсем. Видно, испугался, жить захотелось.
Умер он в 2008 году, от третьего инфаркта, в возрасте 56 лет.

Читайте также:
Креативная кормушка для домашних животных своими руками (пошаговые фото, чертежи)

Поэтому, когда мне говорят, что нужно жалеть алкашей, я не согласна. Нужно жалеть их близких.
Алкоголики сами напиваются и проживают свою жизнь в кураже.
А страдают близкие: родители, жёны, дети. Вот, кого надо жалеть!
Мне уже 48. А эти воспоминания всегда со мной.

До сих пор корю себя за один поступок. Это был вечер 31 декабря. Я планировала отмечать новый год одна, так получилось.
Включила телевизор, поставила перед зеркалом бутылку шампанского, фужер и тарелку нарезки. И приготовилась встречать новый год.
И вот уже через 2 минуты прозвучат куранты, как бешено зазвонил дверной звонок. Бегу открывать, за дверью мама!
Срывает с себя пальто, скидывает сапоги, мы влетаем в комнату, и успеваем налить в фужеры шампанского:))))
Оказалось, их пораньше отпустили с работы, и она на такси рванула ко мне. Я была так счастлива.
Минут через 5 она мне говорит. Там на улице, в замёрзшей луже лежит человек. Пойдем спасать.
Мы взяли бутерброд и апельсин, оделись и пошли к той луже. Там действительно лежал пьяный мужик. Кое-как мы его вытащили, оказалось, это отец одноклассницы моей сестры. Мы потащили его в подъезд ближайшего дома. По дороге какие-то парни нам помогли его дотащить. Усадили в подъезде к батарее, поздравили с новым годом, сунули ему бутерброд и апельсин, и счастливые пошли домой. Как же, человека спасли!
А через неделю он зарубил свою жену и дочь прямо в постелях .
До сих пор себе простить не могу ..
Может надо было дать тогда ему замёрзнуть.

Я уверена, таких историй немало. Просто стыдно, наверное, о таком рассказывать.
И поверьте, ни один пишущий здесь алкоголик не расскажет, как он измывался над своими родными и близкими. Все здесь хорошие, белые и пушистые. Всех надо пожалеть.

Так вот, вернёмся к началу моего поста. Под тем постом, я имела неосторожность оставить комментарий, который отхватил кучу минусов и обвинения в хейтерстве.
А меня просто поразило, что человек не пьёт несколько дней не из-за того, что пожалел своих близких, или понял, что он причина их ада, а из-за того, что испугался за свою жизнь.
Пикабушники жалостливые, конечно пожалеют.. Выздоравливай, бро! Опасность минует и пей дальше, калечь чужие жизни.

Читайте также:
Напольная лампа своими руками из остатков бруса

2 причины, почему гоплиты Эллады сменили закрытый шлем на открытый

2 причины, почему гоплиты Эллады сменили закрытый шлем на открытый

Мы привыкли представлять себе греческого воина-гоплита вполне определенно: большой бронзовый круглый щит, средней длины пехотное копье, панцирь-торакс. А главное — шлем. Острохарактерный, легко узнаваемый шлем коринфского типа. Он же — дорийский:

В подобных шлемах воевала вся Эллада примерно с VII по V века до нашей эры. Самые ранние образцы восходят к VIII веку, итого вся история «коринфянина» — порядка 300 лет. Общепринятое название, кстати, восходит к городу Коринфу, близкому соседу Спарты, который был основным центром производства этих шлемов.

Строение

Коринфский или дорийский шлем — полузакрытого либо полностью закрытого типа. Он имеет средних размеров вырезы для глаз и развитый наносник, закрывающий переносицу полностью. Большинство подтипов (вдаваться в детали классификации сейчас не будем) этих шлемов оснащены вертикальной прорезью для дыхания, образованной двумя лицевыми пластинами. Хотя есть закрытые представители класса — вот, например:

Это не деталь скафандра рептилоида-захватчика с планеты Нибиру, это всего-навсего апуло-коринфский тип шлема. Такие были в ходу в VI-V веке в Апулии (Южная Италия). Там тогда было несколько греческих городов-колоний.

И не антенны на макушке у него, а крепления под султаны!

Говоря кратко: классический шлем гоплита закрывает почти всю голову, включая подбородок. Единственное уязвимое место — дыхательная прорезь. Ширина вертикальной щели для дыхания может составлять от 5 мм до 3-4 см — в зависимости от пожеланий владельца шлема. Чем уже щель, тем меньше шансов словить копьем в зубы.

У апуло-коринфского шлема вообще прорези нет, как и какой-нибудь другой дыхательной перфорации. Но в походе такие шлема сдвигались на затылок, так что воин мог дышать, а в бою. В бою возможностью дышать свежим воздухом гоплит жертвовал в пользу защищенности. Ибо просунуть острие копья в вертикальную прорезь стандартного «коринфянина» вполне возможно. Хотя и сложно.

Шлемы этих двух типов (у каждого есть отдельные плюсы и минусы, для нас сейчас несущественные) почти идеально подходят для копейного боя фалангой. Они очень неплохо защищают голову от удара копьем. Но чу!

В V веке до нашей эры (греко-персидская война, бои за Пелопоннес между Афинами и Спартой) коринфский шлем внезапно. Начинает сдавать позиции. Ему на смену приходит халкидский, а также его подвид — аттический.

Парадокс в том, что это — открытые шлема!

Халкидский шлем с нащечниками на петлях

Халкидский шлем

Он появился в конце VI века до нашей эры в Южной Италии и на Сицилии, в городах-колониях, основанных греками из Халкиса (городишко близ Афин). Как отмечает известный исследователь военной истории Античности Питер Коннолли, в самой Греции халкидских шлемов было найдено очень мало, зато там развился аттический шлем — очень похожий на халкидский, но без наносника.

В течение V века и воины из греческих колоний, в том числе гоплиты, и воины городов исторической, континентальной Греции — Спарты, Афин, Коринфа и других — начинают отказываться от закрытого, хорошо защищающего старого шлема в пользу нового, гораздо более легкого, открывающего лицо почти полностью. У аттического шлема не всегда есть даже наносник, он оснащен лишь небольшим назатыльником и нащечниками (иногда отлитыми заодно с куполом, иногда — на петлях).

Но даже эти нащечники обеспечивают заметно более худшую защиту, чем литые полосы бронзы, прикрывавшие нижнюю часть головы у коринфского шлема. Как? Почему?

Наступает эпоха завоеваний Александра Македонского. На головах его сариссофоров — либо аттические, как выше, либо фригийские шлемы, у которых опять-таки полностью открыто лицо!

Читайте также:
Простой верстак своими руками (фотоотчет)

Также входят в моду совсем простые шлемы — пилосы. В пилосе на иллюстрации ниже щеголяет центральный фалангит.

Что, правила копейного боя изменились, что ли, и в столкновении двух фаланг схлопотать острием в зубы уже не так реально?

Нет, конечно. Причины здесь в другом.

Первая причина

Это — экономика. Период после окончания Пелопоннесской войны, отчасти соответствующий завоевательным походам Александра, называют иногда «эпохой наемников». Греческие и македонские армии, прежде довольно маленькие (та же Спарта никогда не могла выставить больше 9 тысяч гоплитов) резко увеличиваются в численности. Греческое Средиземноморье кишит наемниками всех мастей — с Балкан, с Родоса, с Апеннин, с Балеарских островов, из колоний Анатолии.

Им всем нужны шлема. А коринфский шлем, при всех своих достоинствах, имеет существенный недостаток: он очень сложен и дорог в производстве. Его форма близка к анатомической, шлем необходимо после отливки подгонять под форму головы владельца, поэтому для вооружения действительно крупных армий он не подходит. Как всегда это и бывает, необходимость массовой штамповки губит ручную работу на корню. Рядовые греческие и македонские солдаты переходят на более простые аттические шлемы, или на совсем простые пилосы. Да, они защищают в копейной стычке гораздо хуже. Но они и намного дешевле!

Пилос с нащечниками и маленьким назатыльником. Этих атрибутов могло и не быть.

Примечание: был в ходу еще и фригийский шлем, довольно сложной конструкции — в частности, многие сохранившиеся образцы имеют нащечники, отлитые в виде бороды и усов.

Но они все равно обеспечивают слишком слабую защиту от копья в лицо. Во-первых, верхняя часть лица у «фригийца» открыта полностью, во-вторых, фигурные бронзовые нащечники со слабым креплением к ободу шлема при сильном ударе легко ломаются. В них ничего нет от монолитной прочности архаичного «дорийца».

Такие шлемы были в ту эпоху скорее признаком статуса, т.к. стоили много дороже пилосов.

Вторая причина

Это — изменение условий войны.

Дело в том, что греки до войны с персами практически не имели никакого другого рода войск, кроме тяжелой пехоты — гоплитов. Конников использовали только в качестве гонцов. Лучники и дротикометатели (пельтасты) почти отсутствовали. Они массово появятся в армиях полисов только во время Пелопонесской войны (431 — 404 год до нашей эры) — и в ряде сражений докажут, что способны самостоятельно справляться даже с самыми крутыми тогдашними «танками» — гоплитами Спарты!

Понимаете, что изменилось? Изменилась потребность в секторе обзора!

Архаичному гоплиту смотреть в бою по сторонам не требовалось. Цель — боец из вражеской фаланги — находилась только впереди. Потому обзор у коринфского шлема сужен в пользу увеличения площади защиты.

Но! Как только на поле боя появились пельтасты и лучники, имевшие обыкновение заходить фаланге в правый, неприкрытый щитами фланг, или расстреливать ее с тыла, у гоплита резко возросла необходимость в боковом зрении. Пельтастов, паразитов, надо постоянно держать в поле зрения, постоянно закрываться от них щитом, особенно если фаланга уже разбита. Нужно видеть, что происходит у тебя сбоку!

С конницей — то же самое. Конники, которых появилось довольно много уже в середине афино-спартанского конфликта, никогда не атаковали «лес копий» в лоб — они налетали с фланга и тыла. Опять-таки гоплиту требовался хороший обзор, чтобы вовремя их замечать. А то выскочат из какого-нибудь распадка внезапно, врубятся в правый фланг — и понесут потом пехоту домой на собственных щитах.

Именно поэтому шлемы, во-первых, становятся открытыми, а во-вторых — более высокими и «обтекаемыми». Показанный выше фригийский шлем плохо защищает от укола копьем в лицо — зато весьма качественно от рубящего удара махайрой сверху вниз, с высоты лошади.

Кстати, позднее, в Средневековье, пикинеры швейцарцев и ландскнехтов тоже будут предпочитать высокий морион или кабассет с хорошим обзором — шлему с забралом любого типа.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Древнее вооружение: гоплиты 5-4 в. до н.э.

Автор: Strateg, 02 Дек 2012

В предыдущих статьях мы рассмотрели греческие армии 5 в. до н.э. и греческие армии 4 в. до н.э. Остановимся подробнее на вооружении фаланги гоплитов 5-4 в. до н.э. Со времен греко – персидских войн до периода Филиппа 2 Македонского вооружение греков существенно менялось. Есть гипотезы, что на рубеже веков паноплия гоплита стала существенно легче, произошел отказ от панцирей. Ко времени македонских завоеваний панцири снова вернулись. Так ли это?

Читайте также:
Изготовление лайтбокса для предметной съемки своими руками за полчаса

В начале 5 в. до н.э. ко времени битвы при Марафоне бронзовый колоколовидный панцирь гоплитов становится архаичным. Художники иногда изображают колоколовидные панцири на битву при Фермопилах и битву при Платеях для гоплитов фаланги спартанцев , известных консерваторов.

В 5-4 в. анатомический панцирь – гелоторакс – становится более рельефным, повторяя мускулы торса. Такой панцирь мог быть как коротким, так и полностью закрывать низ живота.

Гелоторакс был прочным, но при этом тяжелым, затруднял движение и был достаточно дорог. Еще с конца 6 в. до н.э. в обиход входит льняной панцирь – линоторакс, более легкий и дешевый, который мог быть дополнен металлическими чешуйками. Пах мог быть прикрыт защитными полосами из кожи или льна – птеригами (птеруги). Еще на конец 6 в. до н.э. льняной панцирь описывал Геродот , 3.47: “Панцирь был льняной с множеством вытканных изображений, украшенный золотом и хлопчатобумажной бахромой. Самым удивительным в нем было то, что каждая отдельная завязка ткани, как она ни тонка, состояла из 360 нитей и все они видны.”

Художник Adam Hook

Ноги гоплита защищали бронзовые поножи – кнемиды. Наручи применялись редко. Доспехи гоплита дополнял шлем. Максимальную защиту воину давал закрытый коринфский шлем, который изображен на иллюстрации выше. Отрицательными свойствами коринфского шлема были плохие обзор и слышимость. В 5 в. коринфский шлем уступает свое место более открытым шлемам.

На иллюстрации приведены различные типы шлемов гоплитов: 12,16 – коринфские, 6,7 – иллирийские, 17,18,19 – халкидские (19 еще называют аттическим), 20 – фракийский.

На иллюстрации ниже представление художника об иллирийском шлеме отличается от общепринятых.

Гоплит получил свое название благодаря характерному щиту – гоплону. Гоплон был обязательной принадлежностью гоплита. Этот щит еще называют аргивским или асписом. Но аспис – щит в широком смысле слова. Поздние авторы под асписом могут понимать небольшую пельту. Гоплон имеет характерную выпуклость и плоский обод, средний диаметр 90 см и почти полностью закрывает гоплита.

Иногда для дополнительной защиты ног гоплита от стрел снизу щита подвешивали занавесь.

На раннем этапе греческой истории на щите могло присутствовать изображение, характерное для конкретного героя. У Менелая это был змей, у Тидея – кабан, у Агамемнона – Горгона. К концу 5 в. на щитах появляются характерные изображения, помогающие определить принадлежность к полису. На мессенских щитах была буква мю, на лакедемонских лямбда, на сикионских сигма, на фиванских щитах была изображена дубина, на афинских – сова или альфа, трезубец Посейдона – Мантинея. По рисункам так же можно различать принадлежность к различным филам в Аттике и морам в Лакедемоне.

В более раннем периоде существовали щиты с вырезами по краям – так называемого “беотийского типа”. И копья могли использовать для метания.

В 5 в. во время греко-персидских войн копьем кололи.

Копье гоплита с листовидным наконечником называется дору. Длину копья определяют по археологическим находкам – замеряют расстояние между сохранившимися наконечником и втоком, либо по античным изображениям. Принято считать, что длина копья была около 2,5 м. Но встречаются изображения копья большей длины, около 3 м.

Гоплиты использовали не только копья, но при необходимости могли исполнять функции легких войск. Ксенофонт , “Греческая история”, 3.5.20: “Когда Лисандр погиб и воины его побежали к горе, фиванцы изо всех сил преследовали их. Когда же они, преследуя, взобрались на верх горы, где продолжению пути мешало бездорожье и узость теснин, лакедемонские гоплиты повернули фронт к неприятелю и стали метать дротики и стрелы.” Если копье ломалось, в тесноте битвы гоплиты вынимали меч.

Стандартный гоплитский меч – ксифос – прямой, листовидный. Иногда на изображениях гоплитов рисуют с кривым мечом кописом или махайрой, как называет этот меч Ксенофонт.

Есть некоторые смысловые нюансы в употреблении терминов копис, махайра или похожий на них меч – испанская фальката, но эти тонкости оставим для споров профессиональных историков. Кривой меч производит режущее движение при рубящем ударе и удобен прежде всего всаднику, о чем пишет Ксенофонт в работе “О коннице”.

Читайте также:
Самодельная маркерная доска

Со времени пелопоннесской войны изобразительные источники показывают гоплитов (чаще спартанцев) без доспехов.

На гоплитах одет особый вид хитона – эксомида, которую носили спущенной на правом плече. Вместо шлема может быть использована войлочная шапка – пилос. Появился металлический шлем пилос, по форме напоминавший шапку.

Ксенофонт в Анабасисе, 1.2.16 рассказывает о смотре наемников на службе Кира перед битвой при Кунаксе : “На всех эллинах были медные шлемы, пурпурные хитоны и кнемиды, а щиты были вынуты из чехлов.” Доспехи не упомянуты.

Художник Adam Hook

На этой иллюстрации приведен гоплит без доспехов. 8,9,10 – беотийские шлемы, 12 – пилос. Поножи отсутствуют.

Считается, что ко времени македонской гегемонии в Греции на гоплитах снова появляется панцирь гелоторакс, изображение которого показано в статье о вооружении Александра Македонского . Ниже изображен гоплит в мускульном панцире с птеругами и во фригийском шлеме. Фригийский шлем напоминает фракийский за исключением характерного навершия фригийского колпака.

Художник Adam Hook

Выдвигаются гипотезы, что в пелопоннесскую войну доспехи исчезли для облегчения гоплита и для придания фаланги большей мобильности, что позволяло лучше противодействовать возросшему числу легких войск. С точки зрения этой гипотезы непонятно, почему доспех вернулся в последней трети 4 в. Кроме того, для противодействия легким войскам противника лучше всего использовать собственные легкие войска.

На самом деле панцирь у гоплитов никуда не исчезал. Диодор , после битвы при Делии , 12.70: “…убитых было так много, что фиванцы на выручку от добычи не только возвели на рыночной площади большую колоннаду, но и украсили ее бронзовыми статуями, а храмы и порталы украсили бронзовой броней, добытой в качестве трофея.” Фукидид , 6.31: “Сухопутное войско состояло из отборных людей, которые всячески старались превзойти друг друга своим снаряжением и доспехами.” Ксенофонт , “Греческая история”, 6.2.20: “Узнав об этом, Мнасипп облачился в доспехи и бросился на помощь со всеми своими гоплитами…”; 7.5.23: “…одни бежали на свои места в строю, другие выстраивались, третьи взнуздывали лошадей, четвертые одевали панцири”. Ксенофонт , “ Агесилай “, описывает битву при Коронее : “…трупы своих и вражеских воинов лежали вперемешку, а рядом с ними брошены проломленные щиты, разбитые панцири, кинжалы, одни из которых без ножен валялись на земле, другие торчали воткнутыми в тело, а некоторые были зажаты в руках убитых.” Плутарх , Пелопид: “Говорят, что участники сражения, узнав о его смерти, не сняли панцирей, не разнуздали коней, не перевязали ран, но прежде всего – прямо в доспехах, еще не остыв после боя, – собрались у тела Пелопида, словно он мог их увидеть или услышать, нагромоздили вокруг кучи вражеского оружия…”; Тимолеонт: “Тимолеонт бросился на подмогу и, прикрыв распростертого на земле Тимофана щитом, подставил под удары свои доспехи и само тело; весь израненный стрелами и мечами, он тем не менее отбросил нападавших и спас брата.”

Панцири как были, так и оставались на вооружении. Для облегчения гоплитов Ификрат не отказывался вовсе от панцирей. Согласно Диодору: “а еще вместо кольчуг и медных панцирей ввел он льняные доспехи.” В первую очередь для повышения мобильности Ификрат заменил гоплон на пельту. Отсутствие панцирей у гоплитов в некоторых случаях стоит искать в экономических причинах. Постоянные междоусобные войны в Греции истощали казну противоборствующих полисов. Появилось большое число наемников, которые не могли обеспечивать себя полным гоплитским вооружением. Агесилай, для того, что бы наемники обеспечивали себя необходимым вооружением, был вынужден идти на хитрости. Ксенофонт , “Греческая история”, 4.2.7: “…он (Агесилай) назначил награды тем из городов, которые пошлют наилучшее войско, тому из лохагов наемников, который явится с наилучшим по вооружению отрядов гоплитов, стрелков или пельтастов. Он обещал также дать никетерии (призы) тем из гиппархов, отряды которых будут выделяться по коням и вооружению…. Агесилай достиг этим того, что в погоне за наградами все приобрели себе оружие, стоящее во много раз больше этой суммы.”

Читайте также:
Самодельный аппарат лазерной терапии

На македонское вооружение гоплиты перейдут позже. Спартанцы Клеомена и ахейцы Филопемена возьмут в руки сариссы к битве при Селассии 222 г. до н.э. А после вторжения в Грецию галлов в 279 г. до н.э. в греческих армиях 3-2 в. до н.э. вместо гоплонов будет популярна овальная фирея.

Щит Греческого Гоплита

Виды творчества: Работа с бумагой > Папье-маше
Сложность: низкая
Время работы: 30 дней

Для школьного спектакля по мотивам “Иллиады” нам нужно было создать костюм Греческого Гоплита.

В этом мастер-классе я хотела бы рассказать, как мы делали Щит. Надо сказать, что я перерыла весь русско- и англоязычный интернет и удовлетворяющей меня подробной информации не нашла, поэтому, я надеюсь, что мои изысканию еще хоть кому-нибудь пригодятся.
Так как с самого начала я не планировала написание статьи, то начальные этапы будут иметь скорее словесное описание.
Наш выбор пал на технологию папье-маше. За основу для щита мы взяли огромный гимнастический мяч, диаметром 75 см.
1. Варим клейстер, я использовала следующий рецепт:
В 250 мл теплой кипяченой воды тщательно размешиваем 3 столовых ложки муки.
В кастрюлю наливаем 250 мл горячей кипяченой воды(говорят это важно) ставим на плиту, и туда, помешивая, тонкой струйкой вливаем мучную взвесь.
Варим, постоянно помешивая, до первых пузырей.
Даем остыть.
Добавляем строительный клей ПВА в пропорции 1:2 (1 – клей, 2 – клейстер).
Готовый клейстер лучше хранить в холодильнике, так как он быстро портится.
2. Рвем газеты на полосы, длина 8-10 см, ширина 2-3 см, все края кусочков должны быть рваными.

3. Макушку мячика закрываем пищевой пленкой (для нашего щита мы закрыли круг радиусом 30 см), закрепляем ее на мяче скотчем, сам мяч помещаем в таз или коробку для устойчивости.

4. Начинаем наклеивать газету слой за слоем прямо на мяч. В работе очень удобно использовать рекламные газеты, так как на них с одной стороны – цветная печать, а с другой – черно-белая. Соответственно можно чередовать слои цветной-черно-белый, а также по расположению клочков бумаги: вертикально-горизонтально.

5. Бумагу удобнее всего мазать прямо рукой, макая ее в клей, нужно тщательно следить, чтобы между слоями газет не было воздушных пузырей и излишков клея.

6. Таким образом мы нанесли 8 слоев газеты и оставили сушить на несколько суток. Торопиться снимать не стоит, так как верхние слои могут казаться совершенно сухими, а внизу, у пленки будет еще влажно.

7. Затем мы сняли нашу часть сферы с мяча, от пленки он очень легко отделяется.

8. Нашли центр при помощи сантиметровой ленты и отложили с ее же помощью одинаковое расстояние (около 28 см) по кругу, чтобы выровнять край полусферы. Ножницами срезали лишнее.

9. Теперь нужно сделать выкройку кольца, опоясывающего щит. Можно делать сразу на картоне, если есть достаточно большой кусок, но у меня не было, поэтому я вырезала его сначала из бумаги, а потом по частям собрала из гофрированного картона.

10. Кладем купол на картон и обводим его, рисуем еще одну окружность с радиусом на 5 см большим того, который получился, получается кольцо для щита, вырезаем его из картона. У меня получилось кольцо с внешним диаметром 60 см

11. Застилаем на полу пищевой пленкой площадь, достаточную для размещения наших заготовок, кладем кольцо, внутрь вкладываем купол, двумя слоями газет закрываем стык.

12. Практика показывает, что картон деформируется от клейстера, поэтому сушить кладем под пресс, мы использовали книги, предварительно вложенные в пакеты. Ждем до полного высыхания.

13. Снимаем пресс, переворачиваем уже Щит, закрываем стык между куполом и кольцом с изнанки, сушить кладем также на пищевую пленку, под пресс.

14. Далее выклеиваем газетными слоями весь щит вместе с кольцом с лицевой стороны, наружний срез картона закрываем газетами, подворачивая их на изнаночную сторону. В нашем случае газет – 11 слоев, после этого для прочности мы наклеили еще слой очень тонкой ткани, также предварительно разорвав ее на полосы. При приклеивании ткани смазывать клейстером лучше сам щит, а не кусочки материала.

Читайте также:
Парафиновый светильник своими руками

15. После ткани еще два слоя газеты. Просушиваем.

16. Далее нам нужно было сделать выпуклые треугольники – лучики по ободу щита. Делаем выкройку на бумаге и вырезаем из переплетного картона, а в нашем случае из обрезков пробки (толщина 4 мм) нужное количество треугольников. Приклеиваем их к ободу щита на неразбавленный ПВА, прижимаем прессом, сушим.

17. Засчет толщины треугольников между их основаниями и сферой образуется небольшой зазор-канавка, который надо бы закрыть.
18. Для этого я использую массу папье-маше, сделанную из решетки для яиц. Рецепт можно найти по ссылке:
http://www.livemaster.ru/topic/175787-analiz-moih-eksperimentov-v-tehnike-pape-mashe?
Выглядит она вот так:

19. Ею замазываем-закрываем зазор. Меня так увлек процесс, что я покрыла этой массой в итоге весь купол щита. Это сохнет ооочень долго, но в результате получилась очень ровная поверхность и щит приобрел некоторую монументальность, кольцо и купол окончательно слились в единое целое.

На картинках видно еще незакрытые бумагой части пробки.

20. Так как бывалые мастера папье-маше пишут, что яичные ячейки очень плохо поддаются вышкуриванию, то обклеиваем весь наш щит, особенно тщательно треугольники, белой бумагой (рулон для доски из IKEA) в два слоя и это уже финишная часть непосредственно папье-маше. Окончательно просушиваем заготовку.

21. Наносим с обеих сторон шпатлевку силиконовым шпателем. Оставляем на просушку.

22. Вышкуриваем очень тщательно, мы пользовались шкуркой №5, удаляем пыль влажной тряпкой. На нашем щите остались некоторые дефекты, которые мы не стали удалять, они потом сыграли роль выбоинок при патинировании.

23. Покрываем грунтом, это может быть клейстер, я использовала разведенную белую акриловую краску.

24. Красим щит изнутри, краска-спрей «Медь Молотковая», она сама по себе имеет интересную фактуру.

25. Делаем отметки под ремни. У гоплитов один ремень делается посредине щита, и располагается в районе локтя воина, а второй близко к краю так, чтобы воин мог кистью его держать.

26. Сверлим отверстия для крепежа. В нашем случае это винты с плоскими шляпками, диаметр винта 8 мм, шляпка – около 1.2 мм. Здесь мы таки призвали на помощь папу :)

27. Отрезаем два куска подходящей длины от ремня и крепим их к щиту.

28. Шляпки утопают практически вровень с поверхностью. Винты снаружи сажаем на «Суперклей», чтобы при смене ремней они не вращались и не повредили поверхность щита (если до смены от доживет…)

29. Закрываем винты 3-4 слоями газеты, сушим, шпатлюем, шкурим. Все – наш объект готов к покраске.

30. Находим центр, прорисовываем круг, в котором будем делать имитацию кожи.

откладываем от него одинаковое расстояние по кругу,

прорисовываем круг, в котором будем делать имитацию кожи.

31. Закрываем внешнюю границу круга малярным скотчем.

32. На палитре смешиваем акриловые краски двух цветов, чтобы получилось 3-4 оттенка и методом тампонирования наносим на щит.

33. Мы шли от темного к более светлому, а затем вразброс.

34. Оставляем сушить, снимаем скотч.

35. Рисуем на бумаге эскиз Змеи или любого другого рисунка для щита, вырезаем, приклеиваем к щиту строительным скотчем с обратной стороны бумаги. Обводим шариковой ручкой контур.

36. Покрываем тело Змеи черной акриловой краской, просушиваем.

37. Прорисовываем белым акрилом контур.

38. Закрываем пищевой пленкой и скотчем круг со Змеей.

39. Красим краской-спреем «Медь Молотковая». Стараемся не наносить краску слишком интенсивно, могут возникнуть подтеки. Просушиваем.

40. Наносим кисточкой битумную патину. Лучше это делать небольшими фрагментами.

41. Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет. Щит получается бывалый.

42. Удаляем скотч.

43. Вот и все. Большое спасибо, что дочитали до конца :)

Порадуйтесь за меня, так как я получила колоссальное удовольствие от процесса, особенно если учесть, что это моя первая попытка сделать что-то из папье-маше.
Порадуйтесь за моих детей и их школу, им там так интересно живется.

Будет продолжение по созданию шлема Греческого Гоплита.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: