Схемы расположения света и моделей при фотографировании
9 схем света для студийной съемки
Как поставить свет в студии при съемке портрета?
Фотографам нужно знать, как установить источники света, чтобы добиться желаемого эффекта в кадре. Конечно, в студии можно работать интуитивно, экспериментируя и изучая направление светового потока. Но намного проще получить хороший результат, когда у тебя в голове есть готовые решения.
Специально для тебя мы повторили 9 световых схем с 1-3 источниками. Для этого мы использовали приборы и насадки, которые есть в нашей фотостудии.
Смотри световые схемы и вдохновляйся на съемки!
Схема 1
Установите рисующий свет немного левее камеры. Поставьте 2 осветителя по бокам и чуть сзади модели.
Чтобы контровики не влияли на фон, установите между фоном и светильниками белые панели.
Интенсивность освещения фона в этой схеме регулируется с помощью поднятия или опускания рисующего света.
Схема 2
Чтобы добиться белоснежного фона.
Установите рисующий свет рядом с камерой. Направьте контровые источники на фотофон.
Между моноблоками и моделью установите белые панели – это позволит избежать паразитных засветок от фона.
Схема 3
Чтобы получить ярко освещённую модель на тёмном фоне.
Установите источник света справа от модели, а рисующий октобокс – немного левее камеры.
Схема 4
Чтобы фон освещался равномерно.
Схема с одним источником света. Установите рисующий октобокс слева от камеры. По бокам модели поставьте две широкие отражающие панели для заполнения светом.
Схема 5
Чтобы получить градиент на фоне.
Направьте моноблок с рефлектором и сотами на фон и отделите контровой свет от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон. Рисующий октобокс установите сбоку от камеры.
Схема 6
Чтобы добиться равномерного освещения при съемке высокой модели.
Используйте в качестве рисующего и контрового света осветители с длинным стрипбоксом. Установите их по диагонали, чтобы модель оказалась в центре. По бокам модели установите чёрные панели для исключения переотражения.
Схема 7
Чтобы создать драматическое освещение.
Схема с 1 источником света. Установите рисующий свет немного правее камеры выше головы фотографа, направьте его на модель.
Схема 8
Чтобы приглушить освещение фона и обрисовать контур модели.
Установите октобокс и источник со стрипбоксом по диагонали, чтобы модель оказалась в центре. Контровойсвет должен быть достаточно высоко, чтобы подсветить причёску. Для заполнения кадра установите отражатель справа от модели.
Схема 9
Чтобы добиться абсолютно чёрного фона.
Установите рисующий свет с сотами немного правее камеры.
По обеим сторонам от модели установите светопоглощающие панели.
Чтобы модель не сливалась с фоном, осветили его с помощью рефлектора.
Фотограф: Константин Чернов
Модели: София Кирсанова, Елена Жалбе, Юлия Жаворонкова
Снято на Panasonic Lumix DC-S1R.
- Новости
- Акции
- Обзоры
Читайте также
Как настроить вспышку улице
Обзор Panasonic LUMIX BGH1. Маленькая камера для больших дел
Тест Panasonic Lumix S 85mm f/1.8: современный взгляд на средний класс
6 БАЗОВЫХ СХЕМ ОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ФОТОГРАФ
Для создания классического портрета фотографу нужно учитывать сразу несколько важных факторов, а именно: схему освещения, соотношение источников освещения, точку съемки, разворот лица. В этой статье речь пойдет о схемах освещения: что это такое, почему они важны, и как ими пользоваться.
Под схемой освещения я понимаю распределение света и тени по лицу модели с целью создания конкретной формы. Если быть точнее, формы, которая создается благодаря тени на лице. В классической портретной фотографии существует четыре основных схемы освещения:
Свет типа «Петля»
Существуют также приемы освещения «световой полуоборот» и «теневой полуоборот», которые можно использовать с указанными выше схемами.
1. Раздельный свет
Раздельный свет делит лицо модели на две части – одна часть лица хорошо освещена, другая находится в тени. Часто эту схему освещения используют для создания характерных портретов, например, портретов музыкантов или художников. Раздельный свет больше подходит мужчинам, поэтому его чаще используют для фотосъемки мужского портрета. Тем не менее, правила существуют для того, чтобы их нарушать, поэтому вы можете использовать мои рекомендации в качестве подсказки, пока не научитесь различать схемы света.
Чтобы получить раздельный свет, расположите источник света в 90 градусах от камеры, справа или слева от модели. Свет должен падать на модель сбоку (расположение источника зависит от лица модели). Обратите внимание, как свет обрисовывает лицо и скорректируйте положение лампы соответствующим образом. Помните, что свет на теневой стороне лица должен отражаться только в зрачке. Если модель слегка развернула лицо в сторону источника освещения, и свет попал на щеку, значит, схема уже нарушена.
Примечание: с любым лицом можно воспроизвести любую схему освещения. Нужно только помнить, что для соблюдения схемы источник света должен перемещаться вслед за моделью. Малейший разворот головы может нарушить схему… или исправить ее. Чтобы не двигать лампы, можно просто попросить модель слегка развернуть лицо.
2. Освещение типа «Петля»
На этой схеме черный фон – это деревья на фоне моделей. Солнце светит из-за деревьев, но зелень находится в тени. Слева от камеры установлен белый лайт-диск, который отражает свет на лица молодоженов. Необязательно, чтобы на лайт-диск падали лучи солнца, даже без них можно хорошо осветить лица. Меняйте положение лайт-диска, чтобы получить нужное направление света. Для освещения типа «Петля» отражатель был установлен в 30-45 градусах от камеры, выше уровня глаз моделей, чтобы «петля» тени от носа была направлена в сторону губ.
Примечание: Очень часто начинающие фотографы устанавливают отражатель ниже уровня глаз моделей и направляют его вверх. Это приводит к тому, что лица освещаются в неестественном направлении света – снизу вверх. Не допускайте таких ошибок.
Чтобы получить свет Рембрандта, нужно, чтобы модель слегка отвернулась от источника света. Источник освещения должен располагаться над головой модели, чтобы тень от носа падала на щеку. Эта схема подходит не для всякого лица. Такой свет идет человеку с высокими или выраженными скулами. Для портретов людей с маленьким носом или плоской переносицей такой свет поставить сложно. Кроме того, вам не следует строго придерживаться той или иной схемы освещения. Если вы сумели подчеркнуть все преимущества внешности тем или иным светом, значит, он подходит модели. Для постановки света Рембрандта можно использовать свет от окна — в плане освещения он предоставляет все для фотографа , при условии, что окно расположено достаточно высоко, и нижняя его часть закрыта материей.
4. Освещение «Бабочка»
Название «бабочка» эта схема получила из-за того, что при таком освещении под носом модели появляется тень в виде бабочки. Источник рисующего света устанавливается выше уровня глаз и сзади камеры. Фотограф оказывается прямо под источником освещения. Чаще всего такой свет используют для съемки в стиле гламур и для того, чтобы создать тени под щеками и подбородком. Такой свет хорошо подходит моделям среднего и преклонного возраста, поскольку морщины на лице не выделяются так сильно, как при боковом освещении.
Для «бабочки» рисующий источник света нужно поставить прямо за камерой и немного выше уровня глаз или головы модели (все зависит от типа лица). Иногда эту схему дополняют отражателем, который располагают под подбородком модели (часто лайт-диск дают в руки модели). Такой тип освещения лучше подходит моделям с выраженными скулами и худым лицом. Моделям с круглым и полным лицом лучше подходит освещение типа «петля» или раздельный свет. Имея в наличии только отражатель или свет из окна, такую схему трудно смоделировать. Чаще всего требуется источник более жесткого света, такой как солнце или вспышка, чтобы тень под носом получилась более выразительной.
5. Световой полуоборот
Говоря о световом полуобороте, имеют в виду не схему освещения, а, скорее, тип освещения. Любая из выше описанных схем освещения может быть смоделирована либо со световым, либо с теневым полуоборотом, будь то «петля», свет Рембрандта или раздельный свет.
При световом полуобороте лицо модели слегка развернуто от камеры, и более широкая часть лица (которая смотрит в камеру) освещена основным источником света. Таким образом, освещенной оказывается большая площадь лица, а в тени остается меньшая часть лица. Световой полуоборот иногда используется для портретов в «высоком ключе». При этом типе освещения лицо человека становится зрительно шире (отсюда и название), поэтому его используют для съемки моделей с худым лицом. Большинство людей, тем не менее, хотят выглядеть на фотографии худее, поэтому такая схема не подойдет для освещения моделей с полным или круглым лицом.
Для светового полуоборота нужно, чтобы модель отвернулась от источника света. Обратите внимание, как хорошо освещена широкая часть лица, которая смотрит в камеру. Зрительно меньшая часть лица находится в тени. Вывод: при световом полуобороте освещается та часть лица, которую лучше всего видно на фотографии.
6. Теневой полуоборот
Теневой полуоборот – тип освещения, противоположный световому полуобороту. Как видно из примера, при теневом полуобороте часть лица, обращенная на камеру (и соответственно, зрительно более крупная), уходит в тень. Такой тип освещения часто используют для портретов в «низком ключе». При теневом полуобороте лицо находится в тени, а сама фотография кажется более объемной. Теневой полуоборот можно использовать для съемки большинства людей.
Сдается мне во втором фото вы нас обмануть хотите, на снимке нет контрового света, есть софт, сверху, слева.
Да и в других снимках задавая жесткие фронтовые источники света имеете мягкую тень, значит что-то отражало свет с другой стороны..
+ для такого фона (если без фотошопа) то тоже пришлось бы еще один источник ставить с конусной насадкой и сотами.
Каждый портретный фотограф *fixed Зачем человеку, который снимает, например, пейзажи, понимание съёмки портретной фотографии?
Нет никаких базовых световых схем. Все это херня полная. На каждой фотографии свет должен быть своим. Именно для этой фотографии, именно для этого человека. Умением грамотно подобрать свет и отличаются хорошие фотографы от плохих.
Ещёб примеры были.
Пикабу жалостливый
Попался мне на днях на глаза один пост. Там мужчина-алкоголик, попал в больницу с плохими анализами, и вроде как проблема с печенью. Цирроз возможно.
Он описывал, что его там лечили, и вроде анализы получше стали, и в целом, он не пьет уже несколько дней.
Ну пост, как пост. Вроде бы и ничего особенного, но зацепила меня одна его фраза в конце: а вы за меня рады?
И тут у меня перед глазами пробежало моё детство.
Я, дочь алкоголика.
Вернее, когда я родилась, алкоголиком мой отец ещё не был.
Это было много несколько десятков лет назад. Ещё в СССР.
Мой отец был очень красивым мужчиной. В юности он был похож на Сергея Есенина. Видно, ему часто об этом говорили, поэтому из поэтов он обожал только Есенина. Именно поэтому, когда родился мой первый сын, отец просил его назвать Сергеем. И полгода со мной не разговаривал, когда сына я назвала по-другому.
У отца были золотые руки. Работал он на местной птицефабрике жестянщиком. И у руководства был нарасхват. Ценили его и другие. Только частенько вместо оплаты ставили магарыч. Алкоголь.
Помню я себя лет с четырех. Тогда у меня родилась сестра. И тогда же я стала многое понимать.
Помню, как пьяный отец сидел со стеклянными глазами на кухне. То засыпал, роняя слюни, то резко просыпал и орал матери страшным голосом: “Лен, дай поесть!”
Мама бежала, ставила перед ним тарелку с едой, а он смахивал её на пол и орал:”Жри сама!”
Я видела это из-за угла коридора, потому что выйти боялась, а знать что происходит хотела.
Потом отец мог свалиться на кухне на пол, увлекая за собой посуду, полки, мебель. И это был самый лучший вариант. Там он мог проспать до утра. А утром он опять был не опасен.
Если у него хватало сил встать, то мать вихрем неслась из кухни, попутно подхватывая меня, заталкивала в комнату, и закрывала дверь с обратной стороны. А за дверью происходило страшное.
Отец избивал мать и пытался прорваться к нам с сестрой. Мать его не пускала. Звуки ударов, отцовский мат, стоны матери.
Мы с сестрой от ужаса рыдали в голос. Когда всё затихало, а происходило это не скоро, я осторожно приоткрывала дверь и выглядывала в щёлочку. Больше всего на свете я боялась увидеть свою мать мёртвой.
Когда я стала постарше, и смогла дотягиваться до шпингалета на входной двери, то в такие моменты я бежала на лестничную клетку, стучала ладошками в соседские двери и кричала: “Помогите! Папа бьёт маму. “
Надо сказать, что раньше люди были более отзывчивыми, и соседи-мужчины тут же прибегали и разнимали моих родителей.
Потом они уходили, а мы оставались. с пьяным, агрессивным отцом и мужем. Никакой речи о том, что можно идти и спокойно спать не было. Спать было страшно. И опасно. Но, детский организм, переживший этот кошмар, стресс, страх, не выдерживал, и я засыпала в углу кровати, вздрагивая и всхлипывая во сне.
А утром опять начиналась жизнь. Мать собиралась на работу, замазывая тоналкой синяки, попутно прибирая разгромленную квартиру. Протрезвевший отец извинялся, и говорил что больше такого не повторится. До следующей пьянки.
Помню, как пропадали все деньги из нашей копилки, и мамины духи .
Как он клялся, что не брал, а потом клялся что вернёт. Но, никогда не возвращал.
Помню, как однажды отец вытолкал мать на лестничную клетку, закрыл дверь на замок, меня поставил в угол и запретил открывай ей дверь, а то убьёт. А сам пошел спать. Мать потихоньку стучалась и скребла в дверь. Я стояла в углу и боялась ей открыть. Только поздно ночью, когда я поняла, что отец спит крепко и вряд-ли проснётся до утра, я тихонько вышла из угла и впустила мать..
Помню, как в дни аванса и зарплаты, мы с матерью, дождавшись темноты, шли искать отца. Почти всегда мы находили его валяющимся пьяным, частенько с вывернутыми пустыми карманами. (Если вдруг деньги ещё не успели вытащить, то мать их забирала сама. Но признаваться в этом было нельзя, отец убил бы за это. ) Бывало, их валялось сразу несколько, и их жёны, матери или дети также тащили кормильцев домой.
Об этом стыдно было говорить, но всё равно, это видели все, и многие так жили.
Однажды, когда я училась в классе 3 или в 4, кто-то из одноклассников сказал мне: “Это не твой отец пьяный валяется у памятника?”
Мне было так стыдно, что когда я подошла поближе и увидела, что мой, я сказала: “Ты чё, дурак? Это не мой отец!” И побежала домой, говорить матери. Дождавшись темноты, мы опять тащили его домой.
Помню, когда пьяный отец схватился за нож, а мать пыталась его отобрать, и у нее был огромный разрез на ладони и пальцах.
Когда мне было 10 лет, отец ушёл от нас.
Только тогда я поняла, что такое спокойно спать.
Кодирований тогда не было. Максимум, что можно было сделать, сдать в вытрезвитель. Но, это прокатывало, если его на улице ловила милиция. Мы сдать его не могли. А если бы и могли, он бы нам никогда этого не простил.
Через два года отец женился на другой. Они были знакомы с детства, а потом она уехала в Иваново, закончила там пединститут и вышла замуж. Брак не сложился, первый муж пил и бил. Детей у неё не было. После развода она вернулась в наш город, встретила отца и у них начался роман. Через полгода они поженились.
Сначала у них было всё нормально. Отцу дали комнату, а чуть позже они вступили в кооператив и переехали в свою квартиру.
Теперь мы спали спокойно, а для жены отца начался ад, потому что отец опять запил.
К тому времени, появились кодировки “торпеда”, вода от Чумака и энергетические посылы от Кашпировского. Сразу объявились полчища экстрасенсов, медиумов и потомственных колдуний.
Мачеха с отцом обошли их всех. Безрезультатно.
Иногда он ловил “белку” и гонялся за несуществующими демонами. Иногда с ножом.
Когда, в один не прекрасный день он кинулся с ножом на мачеху, но она успела прикрыться сумочкой,( а сумочку он проткнул насквозь), она поняла что всё, с неё хватит .. и она ушла.
Отец пил несколько дней, пока его не хватил инсульт. Откачали. Не пил год. Мачеха к нему вернулась. Вроде всё наладилось.
Потом опять запил. До второго инфаркта. После него пить перестал совсем. Видно, испугался, жить захотелось.
Умер он в 2008 году, от третьего инфаркта, в возрасте 56 лет.
Поэтому, когда мне говорят, что нужно жалеть алкашей, я не согласна. Нужно жалеть их близких.
Алкоголики сами напиваются и проживают свою жизнь в кураже.
А страдают близкие: родители, жёны, дети. Вот, кого надо жалеть!
Мне уже 48. А эти воспоминания всегда со мной.
До сих пор корю себя за один поступок. Это был вечер 31 декабря. Я планировала отмечать новый год одна, так получилось.
Включила телевизор, поставила перед зеркалом бутылку шампанского, фужер и тарелку нарезки. И приготовилась встречать новый год.
И вот уже через 2 минуты прозвучат куранты, как бешено зазвонил дверной звонок. Бегу открывать, за дверью мама!
Срывает с себя пальто, скидывает сапоги, мы влетаем в комнату, и успеваем налить в фужеры шампанского:))))
Оказалось, их пораньше отпустили с работы, и она на такси рванула ко мне. Я была так счастлива.
Минут через 5 она мне говорит. Там на улице, в замёрзшей луже лежит человек. Пойдем спасать.
Мы взяли бутерброд и апельсин, оделись и пошли к той луже. Там действительно лежал пьяный мужик. Кое-как мы его вытащили, оказалось, это отец одноклассницы моей сестры. Мы потащили его в подъезд ближайшего дома. По дороге какие-то парни нам помогли его дотащить. Усадили в подъезде к батарее, поздравили с новым годом, сунули ему бутерброд и апельсин, и счастливые пошли домой. Как же, человека спасли!
А через неделю он зарубил свою жену и дочь прямо в постелях .
До сих пор себе простить не могу ..
Может надо было дать тогда ему замёрзнуть.
Я уверена, таких историй немало. Просто стыдно, наверное, о таком рассказывать.
И поверьте, ни один пишущий здесь алкоголик не расскажет, как он измывался над своими родными и близкими. Все здесь хорошие, белые и пушистые. Всех надо пожалеть.
Так вот, вернёмся к началу моего поста. Под тем постом, я имела неосторожность оставить комментарий, который отхватил кучу минусов и обвинения в хейтерстве.
А меня просто поразило, что человек не пьёт несколько дней не из-за того, что пожалел своих близких, или понял, что он причина их ада, а из-за того, что испугался за свою жизнь.
Пикабушники жалостливые, конечно пожалеют.. Выздоравливай, бро! Опасность минует и пей дальше, калечь чужие жизни.
Как «читать» схемы света в фотографии
Нужно настроить освещение на снимке? Скачайте ФотоМАСТЕР:
Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.
Как разобраться в схемах света на фотографии
В этой статье речь пойдет о том, как определять световой источник на снимках. Данный навык пригодится ретушерам, занимающимся созданием «фотоартов», ведь при совмещении нескольких изображений в одно очень важно знать как правильно отрисовывать светотень. Практикующие фотографы могут оттачивать свое мастерство, глядя на чужие работы. Это окажется полезным, если появится желание воссоздать световую схему на приглянувшихся фотографиях – не придется ломать голову над тем, как же это было сделано.
Типы света
Перед разговором о правилах, помогающих определить способ освещения объекта, рассмотрим основные виды света.
В дословном переводе «ключевой свет». Является основным и самым важным светом. Призван создать форму объекта или рисунка светотенью. Может быть выполнен в высоком или низком ключе. Кейлайт в несколько раз ярче других источников освещения и придает сцене сильную контрастность (если не используется дополнительный свет).
Нужен для смягчения контраста. В студии обычно используются рефлекторы, софтбоксы и иные отражатели.
Предназначен для подсветки заднего плана. С его помощью можно расставить акценты в кадре: выделить значимый аксессуар или атрибут, а также убрать тени от главного объекта.
Освещает модель сзади. Контровой свет в студии или при пейзажной съемке используется для того, чтобы отделить объект от фона и придать сцене драматичности. Позволяет также создать красивые отблески на волосах или необычно подчеркнуть натурщицу при использовании цветных фильтров.
Нужен для создания акцента на самой модели. С его помощью можно выделить глаза, губы или украшения.
Советы по распознаванию схем света
Правильное понимание освещения даст вам возможность поднять уровень собственного мастерства, научиться отличать фотомонтаж от натурной съемки, естественный свет от искусственного.
Форма бликов, отражающихся в глазах модели, подскажет природу света и на каком расстоянии от лица он размещен. Например, если фотосъемка велась в темном помещении, у модели будет расширен зрачок, поскольку вспышка срабатывает слишком быстро, чтобы человеческий глаз успел на нее отреагировать.
Чрезмерно темная тень в кадре – признак отсутствия рассеянного света. Можно также допустить, что поблизости отсутствовали светоотражающие объекты (например, стены или стеклянные предметы). Если вдобавок кадр выглядит четким и резким, значит диафрагма была достаточно открыта (предположительно до значения f/9).
Широкий и сильный обвод говорит о том, что дополнительное освещение для фотографии было мощнее основного. Ширина контурного блика напрямую связана с расстоянием до источника света. Чем ближе прожектор, тем шире обводка. Кроме того, освещение в этом случае направлено не в спину модели (как должно), а в бок.
Эти показатели подскажут о месте, в котором располагались осветительные приборы. Всегда начинайте оценку с теней возле носа и подбородка натурщицы. Все достаточно ппросто: короткие тени означают, что источник освещения располагался непосредственно перед лицом модели, длинные — свидетельствуют о подсветке объекта сверху. Струящиеся ввысь явно указывают на то, что свет находился ниже уровня глаз модели.
Если говорить о таком моменте как правильное освещение в студии, то последний пример крайне нежелательно использовать при съемке портретных снимков. Он вызывает негативный эффект у зрителя. Мягкие и размытые тени непонятной направленности вещают о том, что фотограф работал на рассвете, закате, или при облачной погоде.
Резко выраженный свет и тени говорят о том, что во время съемки был использован так называемый направленный свет в фотографии. Он достигается за счет рефлекторов с зеркальной поверхностью, линзовых прожекторов, электроламп и при ясной солнечной погоде. Равномерное освещение объекта говорит о рассеянном свете, вследствие чего в кадре тушуются тени, блики, рефлексы. Комбинированное освещение – это микс направленного и рассеянного света, когда могут использоваться несколько источников природного и неприродного характера.
Посмотрите на фотографию ниже:
Этот снимок был сделан на закате, поэтому в кадре преобладает мягкий естественный свет. Об этом говорят размытость теней на девушке и их фоновое расположение. По рефлексам на спине и волосах можно сделать вывод, что солнце освещало модель сзади сбоку. А небольшие блики в глазах и на лице говорят о том, что дополнительно использовался отражатель. По размеру бликов и тому факту, что нижняя половина фигуры освещена хуже, можно догадаться, что этот отражатель был небольшим и направлялся на верхнюю часть модели.
Световые схемы для портрета в студии
Студийная съемка – это особый вид искусства, ведь в этом случае фотограф зачастую работает с различными осветительными приборами, которые нужно уметь настраивать.
Искусственный свет в фотографии позволяет контролировать все аспекты съемочного процесса, однако аксессуары и прочие атрибуты осветительной техники – дорогое удовольствие в прямом смысле слова. Аренда фотостудии может влететь в копеечку, особенно если вы работаете с непрофессиональной моделью, которая не знает о принципах построения световых схем, призванных подчеркнуть сильные стороны внешности и скрыть изъяны. Под такую модель постоянно приходится перестраивать освещение в кратчайшие сроки, ведь сама она попросту не сможет сообразить как правильно вести себя в кадре, чтобы выглядеть наилучшим образом.
Схемы студийного света многообразны. Обладая базовыми знаниями, вы можете проводить опыты и создавать свои варианты освещения. На примере ниже разберем одну из схем, в которой участвуют несколько источников освещения. Здесь в качестве кейлайта использовали фотозонт с серебристой поверхностью, установленный чуть правее камеры. По бокам сзади натурщицы расположили два стрипбокса. А чтобы контровики не влияли на фон, между ним и светильниками поставили белые панели. Отражатели перенаправляют свет на модель и делают контровое освещение более объемным. Задний план подчеркивается только основным светом.
Обработка фотографий
Часто во время съемочного процесса яркий источник света впереди мешает выбрать верную экспозицию. Да и динамический диапазон сенсора не всегда справляется с правильным отображением такого разброса яркостей. В итоге кадр получается слишком темным. Исправить этот недостаток поможет программа для редактирования фото. Например, ФотоМАСТЕР. Софт автоматически подберет наилучшие параметры для вашего снимка, исправив яркостную и цветовую составляющие в один клик. Эти недочеты вы также можете исправить вручную. Благодаря гибким настройкам вы подберете правильный свет для фото и сможете красиво обработать снимок. ФотоМАСТЕР позволит:
- эффектно обработать портрет;
- быстро заменить скучный фон;
- удалить ненужных людей или объекты с фото;
- перекрасить локальные участки на снимке: одежду, глаза, волосы и прочее;
- стилизовать карточки благодаря встроенной коллекции пресетов.
Скачайте фоторедактор и создавайте идеальные кадры за несколько минут! И напоследок небольшой совет: теория без практики мертва. Вы быстрее научитесь «читать» свет в фотографии, если без устали будете экспериментировать и проводить собственные исследования в сфере постановки света. Изучайте схемы правильного освещения на примере чужих работ: частая тренировка своего профессионального зрения, поможет вам при воплощении личных проектов.
11 базовых схем студийного освещения
Каждый фотограф знает, что свет — это главный инструмент при создании великолепного портрета.
Ниже я предлагаю к рассмотрению простую классификацию студийных схем освещения, которые помогут Вам достигать отличных результатов.Типы источников света
Рисующий свет
Основной и мощный источник света, который создает тени жесткие (рефлектор со створками) или мягкие (диффузор, софтбокс, зонтик, отражатель).
Заполняющий свет
Дополнительные источники освещения с софтбоксами, диффузорами и т.д. Вы можете также использовать отражатели, фоновый свет, контровой свет для заполнающего эффекта. Часто створки используются, чтобы Вы могли контролировать какие зоны подсветить а какие оставить в темноте.
Порядок выставления света в студии
Прежде всего Вы должны установить фоновый свет и после установить контровой. Такой порядок позволит Вам увидеть эффект, произведенный этими источниками света. Следующим шагом будет установка заполняющего а потом и рисующего — ключевого света. Также важно знать какой эффект дает каждый из источников света, для этого поочередно включайте и выключайте вспышки. И Вы обязательно получите результат который Вас удовлетворит.
Есть несколько типов освещения лица модели: широкий свет и короткий свет (фронтальный, боковой, и различные их варианты)
Широкий свет — полное освещение стороны лица направленного на камеру
Освещение в три четверти: Широкий тип
Универсально расположенный рисующий свет для официальной фотографии. Источник света установлен около камеры, чтобы осветить обращенную к камере сторону лица. Тень минимизирована. Это самый подходящий тип освещения для нормальных и узких лиц.
Paramount (гламурный свет)
Данный тип света называется в честь студии Paramount и также известен как: бабочка, голивудский или гламурный свет. Это мягкий и “женственный” рисующий свет, направленный прямо на лицо модели и позволяет максимально идеализировать ее кожу. Рисующий свет помещен справа выше уровня глаз, заполняющий там же, но — ниже рисующего. Еще можно использовать отражатель сбоку от модели. Так мы сформируем симметрическую тень от носа, которая должна не более чем половина от длины губ.
Петля (вариант схемы Paramount)
Такая схема света позволяет сформировать красивую тени на щеке модели, которая обращена ближе всего к рисующему свету. Ключевой свет должен быть ниже чем при использовании в схеме Paramount и расположен ближе к фону. Заполняющий свет должен быть на уровне с камерой, выше по отношению к рисующему и расположен напротив. Освещение Петля помогает расширить лицо и подходит для работы с узкими лицами с румяной кожей. Петля от области носа не должна коснуться теневой области стороны лица. Это — самая интересная световая схема. Эта световая схема создает интересный трехмерный эффект лица и тела модели.
Короткий свет — полное освещение стороны лица которая не направлена в камеру
Частичное (узкое) освещение стороны лица, которая направлена в камеру. Такие схемы полезны, когда Вы фотографируете широкие лица. Это очень интересная и драматическая схема света так как зритель видит больше теней. Также такой свет немного заостряет черты лица.
Схема света 3/4
Источники света находится в 3 четвертях: универсальное расположение рисующего света подходит для различных типов лиц. Минимальная освещенность визуально сужает лицо. Это приемлемое световое решение, даже если модель поворачивает голову во время сьемки в сторону.
Рембрандтовский свет (45 градусное освещение)
Драматические, “мужской”, свет настроения. Очень интересная схема света где источник рисующего света размещен на уровне щеки. Это не яркий свет. На теневой стороне лица получается типичный световой треугольник.
Разделенный свет
Такой тип освещения создает эффект, подобный горящей свече: только одна часть лица освещена.Рисующий свет находится на уровне носа. Заполняющий свет может быть поднят или сдвинут ближе к камере. Это очень эффективно для существенного “сужения” лица, носа, скрывая любые лицевые дефекты.
Профильный свет
Освещение профиля/контура модели. Рисующий свет (когда фотографируете профиль модели) помещен позади объекта (человек смотрит на отражатель или на источник рисующего света). Профиль-кромка. Вы должны создать освещение контура с помощью рисующего света. Используя рисующий свет чтобы подсветить стрижку, поднимите немного источник света для достижения эффекта.
Учимся составлять классическую световую схему
Этим материалом я продолжаю цикл по студийному освещению, начатый статьей «Фотостудия для начинающих. Основы работы со студийным импульсным светом». Следующая статья будет посвящена основным ошибкам в студийном фотопортрете, затем мы рассмотрим другие световые схемы — «высокий ключ» High Key, «низкий ключ» Low Key и нестандартные схемы постановки света в фотостудии, включая световую схему и способ обработки в стиле Андржея Драгана, пример которой можно часто увидеть на обложках журнала Esquire. Полетели!
Задачи студийного освещения — имитировать естественный свет, создать и подчеркнуть объем, передать настроение снимка, показать преимущества портретируемого и скрыть недостатки. Рассмотрим классическую световую схему. Часто ее называют рембрандтовской (в такой манере великий художник писал свои портреты), иногда встречается название «45 градусов» (сорокопятка). Расположение приборов на схеме приводится в качестве примера. Повторять расстановку схемы в студии один в один не стоит!
Рисующий источник света (Key Light).
Рисующий источник света формирует светотональный или светотеневой рисунок.
Какие светоформирующие насадки необходимо использовать для рисующего источника света?
Для передачи настроения снимка необходимо выбрать световое решение. Напомню, что по характеру света (мягкий, жесткий) выделяют два типа световых решений: светотеневое и светотональное. Светотеневое освещение — это жесткий свет, который получается при использовании рефлекторов небольшого размера. Обычно используют портретные тарелки и рефлекторы. Серебристая поверхность и небольшие размеры рефлекторов дают жесткий свет.
Плюсы светотеневого освещения: ярко выраженный объем и фактура. Минусы: сильно выраженная фактура кожи, которая допустима для мужских портретов, но является нежелательной для женских. К минусам можно отнести и необходимость тщательного продумывания расстановки света и положения модели. Смещение модели на пару сантиметров или небольшой поворот могут привести к появлению некрасивых теней и нежелательному изменению линий и форм. Для получения светотонального характера портрета мы будем использовать для рисующего источника источники мягкого рассеянного света с большой светоизлучающей поверхностью: софт-боксы, стрип-боксы и фотозонты.
Где и на какой высоте устанавливать рисующий источник света?
Варианты установки света:
- Фронтальный
- Переднедиагональный
- Боковой
- Заднедиагональный
- Контровый
Рисующий источник располагается обычно переднедиагонально. Под углом приблизительно 45 градусов относительно оптической линии камера-модель. Причем модель повернута к рисующему источнику таким образом, чтобы рисующий источник был чуть «контровее» плоскости носа. (Представим дугу камера-фон и проведем от носа модели плоскость, которая пересечет эту дугу. Прибор должен быть за этой точкой пересечения, чуть ближе к фону.)
Теперь о высоте рисующего источника. Если опустить источник слишком низко, мы получим жутковатого «графа Дракулу» (помните в пионерлагерях пугали друзей фонариком у подбородка). Также лицо будет казаться шире, чем есть на самом деле. Если поднять прибор слишком высоко, то мы получим драматический верхний свет как в театре, тени под глазами (как у панды). Вывод: будем ставить чуть выше головы модели. Также рекомендую при постановке света по высоте следить за бликами в глазах модели. Блики придают взгляду большую выразительность.
Какова мощность рисующего света относительно других приборов?
Рисующий источник обычно ярче на 1–1,5 ступени (F-Stop), чем остальные источники световой схемы. Мощность других источников всегда согласуется с рисующим и в классической схеме освещения всегда меньше него.
Заполняющий свет (Fill Light)
Для заполняющего света используют либо софт-бокс, либо светоотражающую панель (лайт-панель, лайт-диск). Задача заполняющего света — смягчить светотеневой рисунок. То есть сделать тени менее глубокими. Примеры, когда заполняющий свет просто не нужен: светотеневой мужской портрет, драматический женский портрет (встречается реже) и светотональный портрет, при котором и так все мягко и хорошо.
Заполняющий свет обычно располагают либо фронтально, либо рядом с камерой (чуть левее-правее), переднедиагонально. В литературе я встречал заявление, что источник заполняющего света должен быть исключительно фронтально, чтобы не допустить появления двойных теней. С этим заявлением я категорически не согласен. Достаточно использовать большой софт-бокс или лайт-диск (лайт-панель), расположенный близко к модели, который не приведет к появлению дополнительных теней.
Фоновый свет (Back Light)
Единственная задача фонового света — отделить модель от фона, придать глубину и объем фотографии. Для фонового света обычно используют источники жесткого света, формирующие световое пятно определенной формы и размера, или равномерно освещают фон. Светоформирующие насадки для фонового света: ковш, стандартные рефлекторы, тубус (Snoot), шторки (Barn Doors). Применяют также цветные фильтры для получения необходимой окраски фона или специальные приборы с линзой Френеля и возможностью установки масок Габо (металлические пластинки-трафареты с вырубленным рисунком) — например, для имитации эффекта жалюзи или рисунка, имитирующего свет из окна с тенью от рамы.
Контровый свет, акцентирующий свет
Контровый или акцентирующий свет необходим для светового акцента, отделения от фона. Подчеркивания фактуры волос, одежды, отделения силуэта светом. Применяются светоформирующие насадки для получения точечного светового пятна: тубус (Snoot), рефлекторы со шторками (Barn Doors), иногда стрип-боксы или лампы для формирования узкого регулируемого и протяженного светового пятна.
Контровый свет устанавливается за моделью, акцентирующей в заднедиагональной или реже в переднедиагональной боковой плоскости.
Пошив твердого ламбрекена бандо своими руками
Оформление окна занимает важное место в дизайне интерьера. Очень часто вместе с гардиной и шторой на карнизе можно увидеть ламбрекен. Его используют не для всех интерьеров, но если ваш стиль помещения требует наличия такого украшения, то сшить бандо своими руками не очень тяжело. Если до этого все шторы и ламбрекены к ним вы изготавливали самостоятельно, то и жесткий ламбрекен сможете сделать.
Как пошить жесткий ламбрекен
Популярность жесткого ламбрекена возрастает с каждым днем. Его основой является клеевой нетканый материал бандо. В готовом виде изделие выглядит красиво и эффектно, а технология его пошива довольно простая.
Его можно изготовить из одного вида ткани или сделать комбинированным. Перед тем как приступать к работе, нужно определиться с фасоном украшения. Если самостоятельно вы сделать это не можете, можно посмотреть виды бандо в соответствующих источниках.
Виды бандо для штор
Красивым будет окно, если для его оформления используются шторы и ламбрекен на основе бандо жесткого. Бандо бывает двух видов:
- самоклеящееся;
- термоклеевое.
Самоклеящийся материал имеет защитную пленку, которую нужно предварительно снять перед приклеиванием к декоративной ткани. Такой бандо можно дополнить поролоном. Ламбрекен можно легко прикрепить на карниз с помощью обычной ленты-липучки.
Термоклеевая основа позволяет прикрепить декоративную ткань с помощью горячего утюга с отпаривателем.
Основа бандо бывает разной плотности, а самая большая ее толщина достигает 6 мм. Клеевой слой может быть нанесен с одной или двух сторон одновременно. Для такого материала, как органза, есть прозрачное бандо.
Все чаще не только на фотографиях, но и воочию можно увидеть шторы с ажурным ламбрекеном. Узор может быть любым, цельным или составленным из отдельных частей. Украшением таких штор является:
- бахрома;
- тесьма;
- шнур;
- стеклярус.
Ажурная драпировка лучше всего смотрится на окнах гостиной или спальни. Ламбрекены на жесткой основе станут украшением любого окна.
Порядок работы
Чтобы узнать, как сделать бандо для штор своими руками, стоит изучить материалы по теме. Решив сделать такую чудесную вещь для украшения окна и определившись с ее фасоном, нужно серьезно настроиться на работу. Терпение в этом деле — хороший союзник. Ознакомившись с массой информации, можно приступать к работе.
Делаются основные замеры.
- Рисуется рисунок (схема) того украшения, что приглянулось.
- Подготавливаются материал и инструменты для работы.
- Делается выкройка изделия на бумаге в натуральную величину.
- Выкройка прикладывается к бандо и вырезается без припусков на швы.
- Полученная заготовка из нетканого материала прикладывается клеевой стороной к изнанке ламбрекена, скалывается булавками, переворачивается и проглаживается с лицевой стороны.
- Заготовка обрезается по размерам, но с припусками на швы. В верхней части нужно оставить 2 см, а с других сторон — по 1,5 см.
- Подкладка изделия должна быть из той же ткани. Ее лицевая сторона прикладывается к лицу заготовки, скалываются два полотна булавками по припускам, чтобы не повредить клеевую основу.
- Строчка прокладывается по нижнему и боковым частям заготовки на расстоянии 3 мм от нетканого материла. Верхняя часть ламбрекена остается непростроченной.
- В зависимости от плотности ткани обрезаются ее излишки. Край ткани до шва будет от 0,5 см до 1 см.
- На дугообразных частях делаются надсечки с помощью ножниц. Но очень аккуратно, чтобы не повредить строчку.
- Полученная заготовка выворачивается на лицевую сторону.
- По контуру прокладывается отделочная строчка.
- Припуск сверху заглаживается внутрь.
- Лента-липучка прикладывается сверху, с изнаночной стороны, и прокладывается строчка. Другая часть ленты приклеивается к карнизу.
Следуя вышеизложенной инструкции и выполняя последовательно все операции, вы получите эксклюзивное изделие для вашего окна.
Ткань, выбранная для пошива жестких ламбрекенов бандо, должна гармонировать с интерьером комнаты. Это может быть портьерная ткань или любая другая, но обязательно синтетическая. Подойдут шелковые, атласные и другие глянцевые материалы, в состав которых входит полиэстер. Слишком легкие и ажурные ткани применять не стоит. Текстура выбранного материала должна быть мягкой, тогда она будет ровно ложиться на основу.
Основание бандо подбирается для каждого изделия индивидуально. Здесь учитывается его толщина, которая может быть разной в каждом отдельном случае.
Чтобы в последующем ткань не дала усадку, перед раскроем ее нужно обработать утюгом с паром. Только после этого можно вырезать заготовку по шаблону.
Чтобы в процессе эксплуатации толщина ажурных элементов изделия была неизменной, а на поверхности не появились неровности, специалисты рекомендуют использовать бандо-стёжку. Она представляет собой основу, но прошитую ромбами. В качестве каркаса можно применить синтепон.
Шторы с ажурным бандо
Выбрать украшение для кухонного окна очень непросто. Можно рассмотреть вариант с обычным погонажным твердым бандо, где повторяется рисунок, есть сложные конструкции и центральный орнамент. Чтобы своими руками сделать ажурное бандо, выкройки можно найти готовые или сделать эксклюзивный эскиз самостоятельно.
Для кухни скромного размера подойдет контрастный однотонный жесткий ламбрекен с легким резным узором. В этом вопросе важно не перестараться, ведь помещение-то маленькое.
Очень загадочно выглядят шторы двух контрастных цветов: одна светлая, а вторая темная. Обе без рисунка. Ламбрекен для них выглядит как широкая планка светлого цвета с воздушным узором, выполненным из темной ткани. Несмотря на высоту планки, благодаря светлому цвету и нежному ажуру, потолок зрительно становится выше, что актуально для стандартных квартир.
Если полностью обновляется дизайн помещения, то можно рассмотреть вариант, где используется один цвет одновременно в нескольких зонах. В качестве примера: стулья в гостиной зоне имеют чехлы, сшитые из такого же материала, как и ажурный ламбрекен, подхваты для штор. Смотрится просто чудесно, если основной цвет белый, жемчужный или нежно-кремовый, а другой фиолетовый, розовый или какой-то другой.
Кухню в стиле прованс или кантри украсят белоснежные шторы из органзы и бандо в сдержанном стиле и спокойной гамме. Внимание будет приковано к жесткой резной планке небольшой высоты.
Отлично смотрятся в интерьере кухни белые легкие шторы с золотым узким и жестким ламбрекеном с геометрическим рисунком. Шторы по краю украшены золотой бахромой, поддерживаются таким же золотым витым шнуром.
Современный стиль
Дизайнеры предлагают для оформления окна кухни много вариантов.
Если помещение кухни просторное, то можно занавески и ламбрекен сделать ярким пятном. Используется один оттенок; цвет будет контрастным по отношению к основной отделке мебели. Например, зеленый ламбрекен и такого же цвета кухонный фартук. Мелкие аксессуары такого же цвета — вазочка, сахарница, салфетки — также могут присутствовать.
Нежную кухню с белым глянцевым многоярусным потолком может украсить бандо с легким орнаментом листьев. Расположены они на ветке, имеют контрастный цвет. Бандо по цвету напоминает потолок.
Повесив на карниз невесомые нитяные шторы, можно украсить их бандо. Асимметричный ажурный декор будет прекрасно смотреться даже на маленьком окне.
Если для вашего помещения недопустимы плотные изделия, то можно заказать готовый узор на погонажной планке. Останется дополнить его угловыми сегментами.
Как ухаживать за изделием
Чтобы реже приходилось прибегать к стирке такого уникального предмета интерьера, нужно чаще его чистить пылесосом, используя насадку для мебели. Еженедельная уборка поможет сократить количество стирок изделия.
Чтобы его очистить от пыли, достаточно просто протереть поверхность слегка влажной чистой ветошью. Нелишним будет периодически снимать бандо и встряхивать.
Способ влажной очистки предмета интерьера будет зависеть от типа материала, из которого он изготовлен. Во время покупки не забудьте уточнить у продавца простой и безопасный метод очистки скопившейся пыли.
Чтобы сохранить первоначальный вид изделия, освежить его цвет и избавиться от накопившейся пыли, можно отнести жесткий ламбрекен в химчистку.
Если есть желание избавиться от пыли в домашних условиях или вы пытаетесь сэкономить, то можно затеять стирку дома.
Стирать бандо в машинке не рекомендуется. Подходит только бережная ручная стирка и никакого отжима.
Если на поверхности есть пятна, то потребуется щадящий пятновыводитель. Ознакомьтесь с инструкцией. Важно, чтобы он был без хлора, иначе цвет изделия после такой стирки будет «немного» другим. На полотно наносится пятновыводитель. С помощью губки состав распределяется на поверхности и обрабатывается конкретный участок. Вместо пятновыводителя можно использовать моющее средство.
Полезно знать
Замаскировать планки потолочного карниза поможет ламбрекен. Изделие с полукруглыми окончаниями полностью скроет некрасивый карниз.
Выбор декора будет зависеть как от ткани, так и от формы и модели ламбрекена.
Если жесткий ламбрекен выполнен из нескольких деталей, которые имеют сложную форму и разный цвет, или выбранная ткань имеет яркий узор, то дополнительного украшения для штор не нужно.
Используя ажурное бандо в кухне, стоит учитывать расположение газовой плиты и мощность вытяжки. Все эти данные могут отразиться на внешнем виде изделия. А если для его установки использовался скотч, то из-за высокой влажности изделие через время может просто упасть.
Выбирая узор, нужно учитывать его высоту и насыщенность. Слишком высокое бандо визуально сделает потолок ниже.
Пошить ажурный ламбрекен самостоятельно очень непросто. Контур края должен быть идеально ровным, как и сама поверхность, а зеркальную симметрию элементов без особых навыков не сделать никогда. Если не уверены в своих силах, то лучше заказать готовое изделие, предоставив свои размеры.
Originally posted 2018-03-21 04:51:38.
Как сделать жесткий ламбрекен своими рукам: несколько вариантов
Оригинальное оформление окон занимает не последнюю роль в преображении любой комнаты. Обычные шторы, сшитые из двух полотнищ, смотрятся в проеме обыденно, неинтересно, голо: часто кажется, что чего-то им не хватает. Чтобы до неузнаваемости изменить вид привычного скучного окна, используют оригинальные декоративные украшения — ламбрекены. Это драпировки, полностью закрывающие карниз и верхнюю часть оконного проема. Они дают отличную возможность создать уникальный интерьер, кардинально изменить восприятие комнаты. Один из видов такого декора — украшение на твердом каркасе. В том, как сделать жесткий ламбрекен своими руками, разобраться совсем не трудно, а сама работа не отнимет массу времени.
Жесткий ламбрекен: особенности
Первые подобные украшения появились довольно давно — еще в Средневековье. Тогда они изготавливались из дерева, а предназначались для того, чтобы скрыть с глаз не слишком привлекательные карнизы. Время шло, на смену жестким конструкциям пришли тканевые — изящные и легкие. В наше время ламбрекен больше декоративный элемент, хотя попутно его используют для закрывания штанги, для скрытия расстояния между шторами и потолком.
Жесткий ламбрекен имеет и второе название — бандо. Это элемент, который изготавливают на твердой основе, используют ткань, а также различную фурнитуру. Назван такой вид декора в честь одноименного материала, увидевшего свет примерно в XXVII веке. Основную ткань приклеивают к бандо, благодаря этому «содружеству» ламбрекен может хорошо держать форму.
Чтобы создать «правильный» жесткий декор, необходимо одно условие: выбрать корректно высоту этого изделия. Она обязана равняться 1/6 длины основного полотна. Для сочетания со шторами берут такую же ткань, либо другую, но тщательно подобранную по фактуре и цвету. Ограничений в декоративных элементах нет: можно использовать бахрому, кружево, различную фурнитуру.
Ламбрекены, изготавливаемые сразу из нескольких материалов, различных как по фактуре, так и цвету, дают возможность получить необычную, интересную композицию даже в том случае, когда основное полотно не слишком яркое, однотонное. Бахрома, различные декоративные вставки помогут в создании уникального ансамбля.
Второй вариант, который тоже относится к жестким ламбрекенам, — комбинированное изделие: в нем плотный декор сочетают с обычным, мягким тканевым. Однако если говорить о том, как сделать жесткий ламбрекен своими руками впервые, то сразу постигать искусство создания комбинированных моделей довольно сложно. Без опыта достичь идеала с первой же попытки вряд ли получится.
Материалы для декоративного элемента
Сначала надо познакомиться с материалами, которые потребуются для создания этого вида декора, так как сделать жесткий ламбрекен своими руками без них не получится, особенно, без второго составляющего, обеспечивающего жесткость конструкции.
Ткани для ламбрекенов
Создают подобные украшения из разного текстиля, неизменным участником в этом случае является только бандо. Выбор ткани в большей степени зависит от стиля интерьера, от материала, из которого сделаны сами шторы. Кандидатов на роль будущего довольно много.
- Бархат, плюш (бархат, имеющий длинный ворс) — ткани тяжелые, благородные, роскошные. По причине богатого вида они будут диссонировать с небольшими, скромными помещениями.
- Атлас шелк — текстиль красивый, эффектный. Однако для изготовления декоративного элемента своими руками он не слишком подходит. Ткани капризны, могут привести к ошибкам начинающих мастериц.
- Лен, хлопок. Натуральность — всегда плюс, но есть и минусы. Ткани выгорают на солнце, поэтому подходят для ламбрекенов в затемненных комнатах. Усадка требует предварительной подготовки материала — его стирки, глажки.
- Полиэстер — универсальный вариант: он держит форму, не требует особенного ухода.
- Тафта. Этот материал хорошо чистить. Его легко комбинировать с другими тканями.
Так как натуральность сейчас стала главным критерием при выборе различных материалов, то преимущество на стороне хлопка и льна — гипоаллергенного текстиля, который не вызовет негативных реакций у людей, склонных к аллергическим проявлениям.
Знакомство с бандо
Ткань бандо — фактически нетканое полотно (аналог искусственного фетра), пропитанное клеевым составом. Оно различается степенью жесткости, плотности, имеет разную длину и ширину. Когда этот материал только появился, он был очень дорогим, поэтому был доступен только богатым семействам. Он уже давно стал достаточно доступным, однако его по-прежнему так же ассоциируют с роскошью.
Бандо бывает двух основных видов — полотно на самоклеящейся пленке либо на термоклеевой основе. В первом случае с материала только снимают защитное покрытие, затем приклеивают к ткани. Во втором операция заключается в аккуратном проглаживании идеально совмещенных материалов утюгом.
Чтобы сделать жесткий и объемный ламбрекен, покупают бандо с основой из поролона. На некоторых материалах предусмотрено специальное покрытие для фиксации декора с помощью ленты-липучки велкро. Для ламбрекенов из воздушных тканей (тюля, органзы) разработаны прозрачные полотна бандо.
Подготовка к шитью ламбрекена
Это обязательный этап, так как сделать жесткий ламбрекен своими руками, имея только ткань, не получится. Поэтому надо запастись:
- основной (шторной) тканью, либо несколькими видами, если планируется двух- или трехцветное изделие;
- неплотным подкладочным материалом для изнаночной стороны изделия;
- тонким утеплителем (обычно это тонкий поролон, синтепон);
- «нетканой тканью» — бандо;
- декором или фурнитурой;
- бумагой (например, обоями);
- лентой-липучкой (велкро).
Этим список ограничивается, так как утюг, а также типичные швейные принадлежности есть в каждом доме. Исключением может быть только швейная машина, но ее отсутствие сейчас тоже большая редкость.
Изготовление выкройки
Есть некоторые правила, которым лучше следовать всегда. Сначала выкройку готовят, используя небольшой масштаб: например, на миллиметровой бумаге. Если будущий ламбрекен не имеет никаких огрехов, несоответствий, то чертеж переносят на большой лист, уже в натуральную величину.
- Для односекционного элемента длина равняется длине карниза (плюс припуски).
- Если изделие имеет две части, то одна из них должна перекрывать другую на 1/3.
- Когда запланирован трехсекционный ламбрекен, без дополнительных расчетов не обойтись. Длину карниза делят на 7, затем умножают на 3. Например, для штанги длиной 2 метра цифра будет такой: 200:7х3= 85,7, то есть почти 86 см. Каждая часть будет перекрывать соседнюю ровно на треть.
Большее количество элементов делать не рекомендуют. Особенно это касается мягких изделий: в этом случае драпировка будут выглядеть не слишком привлекательно, так как складки будут заламываться.
Как сделать жесткий ламбрекен своими руками
Самый простой вариант, для изготовления которого не понадобится помощь сильной половины человечества, — декор на бандо. Однако есть и другие варианты основы: например, каркасом для ламбрекена сможет стать тонкая фанера или такой же пластик.
Жесткий ламбрекен на бандо
Первый этап — выкройка изделия в натуральную величину, поэтому сначала измеряют оконный проем (размер карниза), высчитывают корректную длину ламбрекена (1/6 от длины полотен). Верхняя часть выкройки чаще представляет собой прямоугольник, нижняя — фигуру той формы, которую предпочел автор будущего изделия. Декор может состоять из нескольких деталей, частично перекрывающих друг друга. Тогда их по своим лекалам делают отдельно, а соединяют (сшивают) только на последнем этапе.
- Бумажную выкройку переносят на бандо, затем вырезают. Припуски в этом случае не нужны. Клеевой материал накладывают на изнанку основной ткани так, чтобы с каждой стороны выкройки оставалось место для припусков: как минимум 20 мм в верхней части, 15 мм — с остальных сторон.
- Заготовки соединяют друг с другом булавками, потом утюжат на гладильной доске до тех пор, пока материалы прочно не прилипнут друг к другу. Затем полуфабрикат переворачивают, проглаживают с лицевой стороны.
- Делают подкладочный слой. Бумажную выкройку укладывают на подкладочную ткань, обводят и вырезают. Крепят ее булавками «лицом к лицу» основного материала, прострачивают, оставляя нетронутым только верхний край.
- Ламбрекен выворачивают на лицевую сторону, снова тщательно утюжат. Ткань сверху, оставленную на припуски, заворачивают внутрь, прокладывают строчку, отступив от верхнего края на 3-5 мм.
- Чтобы строчка выглядела красиво, для шва используют контрастные нитки. Другой вариант — прострочка, совмещенная с пришивание декоративной тесьмы либо шнура. Последняя операция — пришивание (приклеивание) липкой ленты к верхнему краю изделия, крепление ответной ее части на карнизе.
Ламбрекен, имеющий закругленные элементы, перед выворачиванием на лицевую сторону, требует сделать насечки на припусках. Цель таких действий — устранение натяжения ткани в проблемных местах. Если декоративный элемент шьют для кухни, то в любом случае обе ткани (основную и подкладочную) необходимо предварительно постирать и отутюжить. Причина — возможная деформация, потеря формы из-за периодической повышенной влажности.
Твердый элемент на фанере
Далеко не всегда жесткий ламбрекен, сделанный на бандо, имеет достаточную твердость, поэтому нередко используют более надежную альтернативу — тонкую фанеру, но не толще 2 мм. В этом случае для закрепления материалов необходим мебельный степлер. Чтобы придать ламбрекену больший объем, на лицевую сторону фанерного листа приклеивают тонкий поролон. Все дополнительные декоративные элементы пришивают еще до обтягивания жесткой заготовки тканью.
Нередко для ламбрекена делают настоящий фанерный каркас, имеющий вид коробки с боковыми сторонами, передней стенкой, задником и верхней планкой. Все детали скрепляют саморезами для дерева (оцинкованными). Фанеру покупают достаточно толстую, иначе саморезы бесполезны. Сначала собирают каркас, но верхнюю планку-крышку оставляют неприсоединенной.
- После изготовления короба переходят к выкраиванию ткани. Для каркаса вырезают прямоугольник: больший, чем общая длина боковин и фасадной части (на 15 мм). Ширина детали — на 50 мм больше, чем у лицевой стороны.
- Переходят к выкраиванию синтепона и подкладки. Прокладку из утеплителя делают таких же размеров. Для подкладочного материала вырезают прямоугольник: короче, чем лицевая часть, на 50 мм.
- Синтепон наклеивают на внешнюю сторону каркаса и на боковины. Сшивают основную и подкладочную части, затем мебельным степлером крепят ее по нижнему краю фанерной конструкции.
- Натягивают лицевую часть на фасад, фиксируют ее степлером, потом точно также поступают с боковыми элементами. Короб переворачивают, укладывают подкладку внутри, затем крепят степлером.
- Для верхней планки вырезают элемент с припусками 15-20 мм. Пристреливают ее в центре, по углам, подворачивают, потом заворачивают и фиксируют оставшиеся стороны.
- На заднике крепят подвесы, делают для них отметки на стене, монтируют крепеж, вешают ламбрекен.
Готовое изделие декорируют дополнительными драпировками, пристреливая присборенный материал степлером, либо бахромой, шнуром или аппликацией. Вообще, простор для декорирования в этом случае ограничивает только дремлющая фантазия.
Жесткий ламбрекен с кантом
Такой комбинированный вариант несколько сложнее, но не настолько, чтобы не справиться с ним своим руками. Следование инструкции значительно упростит работу.
- Сначала чертят выкройку, такую же, как для обычного украшения. Затем ее переносят на клеевой материал. На бандо отмечают границы, где планируют сделать окантовку. Для последующего совмещения элементов ставят вертикальные отметки. Ориентируясь по границам, вырезают части основы.
- На них наклеивают основную ткань. Раскраивают материал для канта: с каждой стороны прибавляют припуски 15 мм. С тех сторон, где ткани будут соединяться, делают насечки, но не доводят их до слоя бандо — оставляют 3-4 мм. Полученные припуски заутюживают на изнаночную сторону.
- Вырезают из ткани основную деталь ламбрекена: сверху оставляют припуск 25 мм, с других сторон по 15 мм. Окантовку кладут изнанкой вверх, затем основную часть — тоже вверх клеевым слоем. Ориентируются на ранее поставленные вертикальные отметки, которые должны совпадать.
- Элементы скалывают булавками, затем отступив от края канта на пару миллиметров, прокладывают строчку, которая соединит детали. Цельное полотно раскладывают на подкладочной ткани (лицевая сторона к лицевой), потом скалывают, обрезают по контуру, оставив расстояние для припусков.
- Соединяют подкладочную ткань с лицевой: от края бандо отступают на 2-3 мм. Верх ламбрекена не трогают.
Изделие выворачивают на лицевую сторону, утюжат, обрабатывают верхнюю кромку, загибая внутрь края. Декорируют украшение для карниза по собственному усмотрению.
Ажурный твердый ламбрекен
Самый удобный способ — использование ажурных аппликаций. В этом случае главное условие — цвет ткани. Он должен контрастировать с жесткой основой, чтобы такой рисунок был хорошо виден во время изготовления. Выбор расцветки материала не очень важен: она может быть однотонным, либо иметь какой-либо рисунок, но не слишком яркий.
- Орнамент можно нарисовать любой. Популярные варианты — цветы, листья или переплетенные стебли, узор, имеющийся на какой-либо детали интерьера. Единственное требование — умеренность. Сначала рисунки делают на обычном листе бумаге. После их всесторонней оценки узоры переносят на бумагу в натуральную величину.
- Для соединения отдельных элементов в цельную картину используют паутинку и флизелин. Основную ткань соединяют с флизелином с помощью утюга. С изнанки раскладывают клейкую паутинку, а за ней синтепоновую подкладку, которую предварительно простегивают с тонкой подкладочной тканью.
- Чтобы создать четкие контуры, необходимо приобрести (или у кого-то позаимствовать) электровыжигатель. Узор перерисовывают на изнанку получившегося пирога из ткани и утеплителя. Выжигают рисунок хорошо нагретым жалом прибора.
Готовые узоры располагают на основе ламбрекена, фиксируют горячим клеем (клеевым пистолетом). Украшают декоративный элемент блестками, стразами, либо дополнительными драпировками.
Чем украсить жесткий ламбрекен?
Жесткая конструкция, лишенная дополнительных элементов, нередко смотрится чересчур строго, поэтому для декоративности добавляют один либо несколько украшений — красивую тесьму, банты, ленты или более оригинальные вида декора. Это может быть:
- Жабо — первый, самый простой вариант. Это небольшая драпированная деталь, имеющая скошенный нижний край. Обычно жабо украшает края карниза.
- Галстук. Его раскраивают точно так же, но вешают по-другому: складки закладывают одна на другую. Этот узкий элемент — оригинальное дополнение для оконного проема.
- Кокилье. Такая деталь очень похожа на жабо, но она имеет симметричные скошенные края с обеих сторон. Для оформления окон ее используют очень часто.
- Колокольчик. Этот элемент не имеет драпировок, так что он полностью оправдывает свое название. Для придания формы к отрезу нередко пришивают подкладочный материал.
- Сваг — присборенный отрез ткани, один край (либо оба) которого может свободно свисать. Эти элементы бывают как симметричными, так и асимметричными.
Ни один из этапов изготовления этого элемента не может вызвать особых затруднений, так как сделать жесткий ламбрекен своими руками довольно просто. Если у хозяйки есть опыт кройки, шитья, она внимательна и аккуратна, то подобная работа принесет только положительные эмоции, а значит, радость от полученного результата.
О секретах создания одного из самых интересных вариантов расскажет это видео: