Самодельный музыкальный инструмент кантеле

Кантеле / Kantele

Китайский цинь, удмуртский крезь и русские гусли — всё это родственники кантеле. По версии «Калевалы», сотворил певучий короб вековечный Вяйнямёйнен. И с тех самых пор карельские музыканты извлекают из него нечеловеческую музыку.

Рунический напев исполняет Ирина Шишканова, кантелистка, заслуженная артистка Карелии и России.

В Доме кантеле Ирина начала работать почти двадцать лет назад: на вахте. Когда в ансамбле освободилось место, заняла его, и с тех пор собрала множество наград и регалий.

Для вас Ирина исполняет собственное произведение, написанное по мотивам рунического напева Калевальского района.

Инструмент / Soitin

Кантеле — самый известный и, по-видимому, самый древний из сохранившихся финских/карельских музыкальных инструментов. Ученые относят его к группе дощечных цитр — струнных щипковых инструментов, покорявших рок-н-ролльную публику Центральной Европы примерно в XVIII веке.

Один из самых близких родственников кантеле — русские гусли (которые тоже относят к цитрам). Почти наверняка известно, что само слово, от которого произошло название карельского инструмента, прибалтийско-финские народы взяли у славян. Другие родственники — литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель, удмуртский крезь и даже китайский цинь и японское кото.

Оригинальное кантеле представляло собой деревянную доску с пятью струнами. Цельнодолбленый корпус поначалу делали из ольхи, струны — из конского волоса. Затем неумолимый прогресс заставил предка подойти к делу более утонченно: верхнюю деку стали изготавливать из ели (а иногда в одном инструменте использовали даже несколько видов древесины). Струны стали использовать не только «волосатые», но и жильные — а позже и металлические.

Со временем менялось и количество самих струн. Вместо изначальных пяти дерзкие инноваторы придумали кантеле с десятью, двенадцатью и даже шестнадцатью струнами. Сегодня — страшно сказать! — их число доходит до тридцати девяти, что некоторыми расценивается как музыкальное святотатство и полное неуважение к традиции.

Самую большую коллекцию исторических кантеле вы найдете в Национальном музее Карелии. Старинные инструменты часто черного цвета. Дело не в древности предмета, а в способе консервации древесины: готовый короб мастера коптили в дыму (например, в бане по-черному).

Кантеле, 1888 г. Место изготовления — Карелия. Зарегистрировано в документации Национального музея РК в 1929 году как «коллекция старых поступлений» за № 77-5

Благодаря копчению поры дерева закрываются, древесина становится более плотной, приобретает особый тембр звучания. Опять же защита от жучков. Порой инструмент даже не коптили, а просто тонировали с помощью краски.

Миф / Starin

По преданию, не верить которому оснований нет, первое кантеле создал старый мудрый Вяйнямёйнен. В творческом своем акте он использовал зубы и челюсти огромной щуки, которую карел почему-то называл речной собакой. Струны будущий песнопевец сделал из «волос коня у Хийси».

Потом Вяйнямёйнен долго просит каждого встречного сыграть на кантеле что-нибудь душевное — ни у кого не получается. Дошло до того, что один из собеседников посоветовал изобретателю утопить свое творенье. Тут не выдержало само кантеле, начавшее человечьим голосом молить о пощаде. Именно оно, кантеле, и подало первую здравую идею: «Пусть на мне играет мастер». Вяйнямёйнен то есть, который до этого по неведомым причинам за струны не брался.

Провел рунопевец рукой по струнам — и сразу всем новый инструмент понравился. Послушать музыку прибежали звери, прилетели птицы, приплыли рыбы.

«Калевала», художник Мюд Мечев

Позже первое кантеле все же уходит под воду, но Вяйнемёйнен создаст новое — из карельской березы. И об этом пойдет речь в 44-й руне.

Siitä vanha Väinämöinen
Koivun soitoksi kuvasi.
Veisteli kesäisen päivän,
Kalkutteli kanteletta
Nenässä utuisen niemen,
Päässä saaren terhenisen.
Veisti kopan kanteletta,
Emäpuun iloa uutta,
Kopan koivusta lujasta,
Emäpuun visaperästä.

Вековечный Вяйнямёйнен
Сотворил певучий короб.
Целый летний день трудился,
Кантеле строгал упорно
Там, на мысе вечно мглистом,
Там, на острове туманном.
Вытесал певучий короб,
Сделал кантеле основу,
Создал новую отраду
Из березы свилеватой.

Калевала. Песнь 44.
Перевод Э. Киуру, А. Мишин

История / Histourii

Сколько лет кантеле на самом деле, никто сказать не может. Есть версии о нескольких столетиях истории, есть — о двух тысячелетиях.

Что касается попадания инструмента в нынешнюю Карелию, то есть две версии. По первой, кантеле сначала занесли из балтийского региона в Западную Финляндию и только оттуда оно добралось до Карелии. Другая версия утверждает, что в Карелию финские гусли попали напрямую из Балтии.

Читайте также:
Новогодний снежный шар из банки своими руками

Одно из старейших доживших до нашего времени кантеле, как считают историки, было изготовлено в самом конце XVII века. В длину оно насчитывает 73 сантиметра, в ширину — до двенадцати.

Спустя сто лет прибывший в Карелию губернаторствовать Гаврила Державин писал: «…лопляне забавляются игрой на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. Можно сказать, что сосна их греет, сосна питает, сосна и веселит».

Долгое время кантеле был инструментом диатоническим, то есть на нем можно было воспроизводить только диатонический звукоряд. На таком кантеле удобно исполнять народную музыку.

Элиас Лённрот был первым, кто сумел создать хроматическое кантеле. Первые два экземпляра он изготовил в тридцатых и сороковых годах XIX века. Одно из них сохранилось до сегодняшнего дня. Струны находятся на двух уровнях — те, что соответствуют черным фортепианным клавишам, ниже остальных. Стержень кантеле был заменен подставкой.

Главное практическое отличие хроматического кантеле в том, что на нем можно исполнять не только народную, но и академическую музыку.

Элиас Лённрот унаследовал свой талант музыкального мастера от деда. Всего изготовил более двадцати кантеле и большую часть раздарил друзьям. А уж играл на инструменте врач и собиратель фольклора ежедневно: между завтраком и часами научной работы.

Автор «Калевалы» мечтал продвинуть кантеле в массы — в первую очередь, конечно, в школы. «И, хотя не у всех детей есть талант к исполнительству, вряд ли кто не согласится», писал Лённрот.

В Карелии сегодня есть школа, где идея Лённрота живёт и побеждает: в Вокнаволоке на кантеле умеет играть каждый из сорока учеников деревенской школы. И никто не отказывается!

Традиция / Perindö

В России серьёзным исследователем кантеле стал уроженец Воронежа Виктор Гудков. Карельский музыкальный инструмент он впервые увидел в тридцатые годы двадцатого века в Кандалакше, где работал редактором газеты. Кантеле молодого человека впечатлило настолько, что он разработал проект усовершенствования инструмента и занялся организацией кантеле-оркестров. Благодаря этой работе его приняли в Карельский научно-исследовательский институт.

Несколько лет подряд Гудков ездил в фольклорные экспедиции. И больше всего внимания уделял кантеле.

Виктор Гудков. Петрозаводск, 1937. Фото: Г. Анкудинов (из Национального архива Карелии)

— При внимательном, любовном изучении его выяснилось, что кантеле никогда не умирало, что в различных районах Карелии живут замечательные мастера игры на кантеле, что в Пряжинском, например, районе кантеле можно найти почти в каждой деревне, а в некоторых деревнях — почти в каждом доме. Выяснилось, что кое-где кантеле заменяет гармонику, сопровождая танцы на деревенских вечеринках, а в Пряже местный радиоузел еще в 1933 году транслировал игру местного кантелиста-виртуоза С.И. Тупицына, — писал Виктор Пантелеймонович Гудков в середине 30-х.

Со временем Гудков по-настоящему усовершенствовал кантеле (сам он делал только чертежи, непосредственной изготовкой занимались столяры). Его первый инструмент получился 14-струнным, с металлическими колками и двойным углублением на колодке. Инструмент до наших дней сохранился только на очень плохих фотографиях и в схемах самого автора.

Вскоре Гудков, одержимый идеей создания кантеле-оркестра, придумал альт-, бас- и прима-кантеле. Последними по его чертежам были изготовлены контрабас- и пикколо-кантеле. Получился настоящий оркестр.

Ансамбль «Кантеле» / Ansamb’lu «Kantele»

Всё началось с основанного Виктором Гудковым в 1932 году кружка кантелистов при Доме народного творчества в Петрозаводске. Занимались там преимущественно старшеклассники финно-угорской школы и студенты педагогического института.

Через пару лет участники кружка стали давать концерты, а летом 35-го президиум ЦИК Карельской АССР постановил создать тот самый «Оркестр кантеле», о котором мечтал Гудков. В него вошли не только занимавшиеся в кружке любители, но и несколько профессиональных музыкантов со стороны.

Весной 1936 года оркестр занял первое место на всесоюзном радиофестивале. После этого крутость музыкантов осознали даже в партии, которая через некоторое время издала решение о создании ансамбля. Отсюда и «официальная» дата рождения коллектива — 1 июня 1936-го.

Первые артисты ансамбля «Кантеле». Фото из Национального архива Карелии

Первое время ансамбль, как и задумывал его создатель, представлял собой «художественно-этнографическую организацию», собиравшую, хранившую и распространявшую карельский фольклор в его песенной и танцевальной части. Постепенно завязалось сотрудничество с профессиональными композиторами — Леопольдом Теплицким, Рувимом Пергаментом, Гельмером Синисало.

Читайте также:
Баночка признаний в День Святого Валентина своими руками

Во время Зимней войны ансамбль дал серию концертов в частях Красной армии, выступал на линии фронта. Артистам приходилось не только постоянно передвигаться невдалеке от боевых действий, но и, например, помогать в строительстве оборонительных сооружений.

Во время Великой Отечественной ситуация была сложнее, ансамбль решили эвакуировать. Несколько месяцев артисты провели в «гастрольной эвакуации»: передвигаясь в специальном вагоне, они выступали в гоститалях, военных училищах, на предприятиях. В этих гастролях, в январе 42-го, умер Гудков. Руководить ансамблем стал главный дирижер Яков Геншафт.

Мастер / Soittimien muasteri

Сегодня «Кантеле», национальный ансамбль песни и танца Карелии, сохраняет не только музыкальные традиции. В Доме кантеле работают и мастерская костюма, и мастерская музыкальных инструментов.

Александр Фролов, мастер Дома кантеле, сегодня обеспечивает музыкальными инструментами весь оркестр. На кантеле, созданных руками Александра, играют по всей России, в Японии и даже в Австралии.

К уроку готовились:
Евгений Лисаков, журналист
Алиса Агранович, журналист
Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея Карелии
Николай Смирнов, фотограф
Сергей Беляев, оператор
Илья Дедюшко, режиссер
Михаил Проскалов, режиссер
Павел Степура, дизайнер
Елена Фомина, автор и редактор проекта «Уроки карельского»

При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями

«Уроки карельского» — национальный проект «Республики». Мы рассказываем о народе, который столетиями жил на берегах Онежского и Ладожского озер, о наших предках и современниках — о людях. История и природоведение, литература и география, труды и физкультура: всё о карелах, финнах, вепсах.

15 музыкальных инструментов, которые можно сделать своими руками

Переводы на «Меле»

Занятия музыкой могут оказаться весёлыми даже для самых непоседливых детей, если найти правильный подход к процессу. Один из самых необычных способов — сделать музыкальный инструмент самим, вместе с ребёнком. Тем более что самостоятельно можно смастерить целый оркестр. Про 15 самых простых в изготовлении инструментов рассказала автор раздела «Простые поделки для детей» на Red Ted Art.

Мэгги, автор раздела «Простые поделки для детей» на Red Ted Art:

«Музыка — это то, чем я вдохновляюсь и чем стараюсь делиться со своими детьми. Недавно я взялась снова играть на пианино, просто чтобы подать детям пример. Но одного музыкального инструмента мне показалось мало, и я подумала, почему бы не сделать ещё несколько инструментов вместе с детьми. Пока у нас получилось 15, но, думаю, это только начало».

Колокольчики на картонной трубе

Колокольчики на картонной трубе — прекрасное изобретение с сайта Mini Eco. Это один из самых любимых инструментов у детей. Все мы любим колокольчики, а эти выглядят просто великолепно.

Колокольчики на ножках

Если вы любите колокольчики так же, как их любим мы, можете изготовить симпатичные колокольчики для ног, которые отлично подходят ещё и для танцев под музыку.

Простые барабаны

Вот такие простые барабаны из жестяных банок мы делали несколько месяцев назад на Red Ted Art. Добавьте немного клейкой ленты, и дети сами смогут нарисовать на барабане геометрические узоры или то, что им вздумается.

Больше барабанов

Ещё одна простая и замечательная идея, как сделать барабаны из жестяной банки и воздушного шарика. Делается это очень быстро и может использоваться как барабан или шейкер. Можно оставить банку нераскрашенной, а можно пофантазировать — как вам больше нравится.

Барабан-океан

Мне нравится идея этого барабана. Это самодельный инструмент, который может издавать два вида звуков — звук барабана и звук, похожий на шум моря или океана. Невероятная идея Kinder Art.

Водный ксилофон

Классическая забава для детей, идеальная для развлечения в дождливый день, — водный ксилофон от Little Page Terners. Естественно, необязательно, чтобы он был всех цветов радуги, подойдёт и обычная вода.

Кастаньеты

Другой музыкальный инструмент, который можно сделать своими руками — эти очаровательные маленькие и простые кастаньеты от Suite 101. Идеально подойдут для того, чтобы попрактиковаться с ритмом.

Кастаньеты-крокодильчики

Я уже давно полюбила этих очаровательных крокодильчиков. И они как нельзя лучше подходят для этого списка. Эти крокодилы, которые могут издавать щёлкающие звуки, можно использовать в качестве кастаньет.

Читайте также:
Оберег денежный домовенок своими руками (мастер-класс, фото)

Палочки для ритма

Эти очаровательные палочки я нашла на сайте Skip to My Lou. Думаю, этот музыкальный инструмент можно сделать даже с малышом: он может раскрасить его как душе угодно.

Тамбурин

Как насчёт самодельного тамбурина от Family Fun? Думаю, это гениально! Для изготовления лучше использовать пяльцы для вышивания и металлические крышки от бутылок.

Бубен на палочке

Этот прекрасный бубен на раздвоенной палочке от Family Fun я люблю даже больше, потому что это ещё и отличный способ вторичного использования вещей.

Целая группа

Delightful Learning сделали целый набор музыкальный инструментов. И я не знаю, какой из них мне нравится больше! Ксилофон из карандашей — это гениально, а банджо — просто уморительно. Тамтамы сделаны очень изобретательно, а ещё я люблю рожок. Замечательный ресурс, на котором собрано много инструментов.

Свирель из соломенных трубочек

Какие же чудесные звуки издаёт эта простая свирель от Deceptively Educational. Мы попробуем сделать её ещё раз, потому что это безумно просто и у нас много соломенных трубочек.

Губная гармошка

Я только начала задаваться вопросом, как сделать губную гармошку для детей, как тут же наткнулась на этот пост на сайте Mom 2 Two Posh Lil Diva’s. Блестяще!

Рог-шофар

Ещё одна неожиданная и вдохновляющая идея музыкального инструмента, о которой можно узнать здесь.

kak_eto_sdelano

  • Add to friends
  • RSS

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Делюсь с вами процессом создания кантеле, музыкального инструмента, родственного гуслям, распространённого в Карелии и Финляндии. В конце поста – видео со звуком.

1) Разметка будущего инструмента на сосновой доске.

2) Выпиливание заготовки.

3) Изготовление резонаторной полости.

Саму полость я выбирал с помощью резцов по дереву, затем гравером и наждачной бумагой убрал все неровности.

4) Придание корпусу окончательной формы, просверливание отверстий для колков.

5) Изготовление деки.

Материал для деки- сосновая доска, которую мой знакомый распустил на станке на тонкие дощечки. Далее следовала разметка, придание заготовке окончательной толщины с помощью рубанка и шлифовальной машинки, выпиливание деки.

После этого в корпусе инструмента был вырезан паз для деки.

Далее я приклеил к деке пружины, вырезал резонаторное отверстие и приклеил деку к корпусу.

6) Изготовление струнодержателя.

7) Шлифовка инструмента и покрытие морилкой.

8) Изготовление колков.

Материал – дуб. После разметки я выпилил грубые заготовки, которым я придал форму с помощью рашпиля и стамески, затем на шлифовальном круге придал колкам окончательный вид, просверлил отверстия для струн. Также я решил сделать ключ для настройки.

9) Заключительный этап – установка струн (использовал гитарные).

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме

и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на “Как это сделано”!

Музыкальные инструменты своими руками

Попытки отвлечь детей от планшетов и смартфонов принимают многие родители, но в большинстве случаев они безрезультатные. Почему? Имеется две причины. Во-первых, очень многие родители ленятся заниматься детьми и приучают их к играм со смартфонами или планшетами. А сами в это время спокойно смотрят телевизор или спят на диване.

Чем больше ребенок их не беспокоит, тем им лучше. А потом отучить от этого занятия практически невозможно. Во вторых, слишком поздно делаются попытки правильного планирования детских игр. Делать это надо как можно раньше, именно в этот период развития дети формируют свои привычки.

Совместное изготовление простейших музыкальных инструментов – отличное решение, ведь детям очень нравится времяпровождение с родителями.

Музыкальные инструменты своими руками

Зачем нужны такие поделки

Сложно утверждать, что музыкальные игры станут катализатором развития будущих музыкальных гениев, но хоть какие-то вкусы могут воспитываться. Многие родители в это верят.

Читайте также:
Украшение бутылки шампанского на Новый год. Чудесное превращение в Елочку!

Еще один совет. Не изготовляйте для маленьких детей сложные инструменты, они им нужны для игры и быстро надоедают. Лучше с интервалом в несколько недель делать простейшие, но новые инструменты, чем заниматься одним несколько дней или недель и потом заставлять ребенка с ним играть длительное время. Дети – не взрослые, они играют только тогда, когда им это хочется, а не когда надо по графику.

Даже простейший инструмент будет ребенку интересен, если в процессе изготовления принимали участие члены семьи

Музыкальный инструмент не обязательно надо делать почти профессиональным, детям нравится сам процесс добывания звуков, а не мелодия. Конечно, это лишь общие суждения, в каждом случае могут быть свои исключения, каждый возраст имеет свои отличия.

Варианты инструментов

Все перечислить невозможно, расскажем лишь о некоторых, на наш взгляд довольно удачных.

Таблица. Примеры самодельных инструментов.

Струнный инструмент из металлической коробки

Рояль из картона

Не существует ограничений полета фантазии родителей, если они имеют настоящее желание заниматься и играть со своими детьми. Необязательно приступать к работе с готовым планом, идеи могут приходить уже во время процесса. Всегда старайтесь учитывать пожелания детей, пусть их слово будет решающим во время принятия окончательного решения.

Гусли из картонной коробки

Инструкция по изготовлению маракаса

Для изготовления надо подготовить пустую пластиковую бутылочку из-под воды емкостью 0,5 л или 0,33 л. Инструмент будет намного громче звучать, если тара имеет квадратную форму, постарайтесь найти именно такую. Эта поделка предназначается для совсем маленьких детей, которых еще не интересует само звучание, а только его громкость. Еще понадобится рис, гречка, горох или иная твердая и относительно тяжелая крупа и короткая туба маленького диаметра. Ручка делается при помощи скотча, ножниц и воздушного шарика.

Шаг 1. Разрежьте вдоль одной поверхности тубу по всей длине и скрутите из нее новую трубочку. Она должна быть достаточно плотной, а по диаметру подходить к горлышку бутылочки. Если с первого раза не получится, то повторите несколько раз, постоянно примеряйте, убедитесь, что диаметр имеет требуемое значение.

Разрезают тубу по длине и плотно скручивают в трубку

Шаг 2. Вставьте в емкость новую трубочку и плотно обмотайте всю ее длину скотчем. Обращайте внимание, чтобы диаметр не увеличивался, в противном случае операции придется повторять.

Трубку обматывают скотчем

Практический совет. Желательно перед обматыванием скотчем раскрасить ручку. Используйте фломастеры различных цветов, чем они ярче и привлекательнее, тем лучше.

Шаг 3. От воздушного шарика ножницами отрежьте ножку длиной примерно 2–3см. Немного растяните ее и попытайтесь закрыть один торец ручки. Не торопитесь, натягивайте равномерно и без перекоса.

Один конец трубки закрывают воздушным шариком

Шаг 4. В бутылку насыпьте различных круп, заполните примерно 1/3 объема. Много не надо, ребенку будет тяжело играть, а звуки громче не станут.

Насыпают в бутылку крупу

Шаг 5. Попробуйте вставить ручку в бутылку, торец с шариком должен находиться внутри. Шарик нужен для того, чтобы зерна крупы не высыпались в полую ручку. Если деталь не входит, то еще раз переделайте ее с учетом допущенных ошибок.

Вставляют трубку — и маракас готов

Название маракас детям запомнить сложно, погремушка для них намного привычнее. Тем более что никаких иных звуков эта игрушка не производит.

Ксилофон для ребенка своими руками

Инструкция по изготовлению калимбу

Это уже более-менее серьезный инструмент. Делать его нужно для подростков, которые имеют желание не только шуметь, но и самостоятельно создавать подобие мелодий.

Калимба — очень интересный инструмент, который можно изготовить своими силами

Для изготовления инструмента понадобятся:

  • рейки толщиной 0,5 мм, шириной 40 мм и 20 мм. Длина реек примерно по 50 см каждая;
  • два обыкновенных гладких гвоздя длиной по 80 мм. Из них делаются упоры;
  • два винта с врезными гайками, если нет специальных, то можно использовать обыкновенные. Только при закручивании возникнут небольшие трудности;
  • анкер — участок без резьбы должен иметь длину не менее 70 мм;
  • рыболовный флажок для жерлицы. Это самый главный элемент инструмента. От него во многом зависит качество звучания инструмента.
Читайте также:
Новогодний венок своими руками

Материалы, необходимые для создания инструмента

Кроме этих принадлежностей нужно подготовить струбцины, клей для столярных работ, ножовку по металлу, плоскогубцы и измерительные инструменты.

Изготовление корпуса

Шаг 1. От широкой рейки отпилите четыре заготовки длиной по 105 мм каждая. Длину соблюдайте точно, эти размеры влияют на возможность создавать резонанс звуков, что очень важно для любого музыкального инструмента.

От широкой рейки отрезают 4 одинаковых заготовки

Шаг 2. Склейте между собой по две детали, обильно намажьте боковые грани клеем ПВА и сильно стяните их струбцинами. Элементы надо оставить минимум на сутки для полного высыхания. Остатки клея убираются слегка влажной тряпочкой, не давайте им засыхать.

Склеивают между собой по 2 заготовки боковыми гранями

Шаг 3. Отрежьте от узкой рейки заготовки для каркаса. Надо две детали по 105 мм и две по 70 мм. Точно соблюдайте размеры, это очень важно. Торцы подровняйте наждачной бумагой.

Вырезают детали из узкой рейки

Шаг 4. Склейте боковой каркас и зажмите струбцинами. Сверху положите ровный тяжелый груз — он не допустит вспучивания планок во время высыхания клея.

Шаг 5. В верхних крышках высверлите отверстия под гайки на расстоянии 7 см, вставьте с одной стороны болты через деревянную прокладку, а с другой стороны врезающиеся гайки. Вкручивайте болты, они упираются о прокладку и сильно прижимают гайки. Последние острыми заусеницами входят в планки и фиксируются в таком положении. За счет этого метизы не выпадают, что позволяет регулировать инструмент во время сборки закрытого корпуса. Деревянная прокладка используется для защиты лицевой части корпуса от механических повреждений.

В крышке сверлят отверстия и вкручивают болты

Шаг 6. Склейте корпус в одно целое.

Практический совет. Сначала надо собрать детали насухо, проверить плотность прилегания. Если есть шатания, то грани и поверхности надо идеально подровнять шлифовальной бумагой. Постоянно проверяйте плотность примыкания, не переусердствуйте, не особо сильно стачивайте детали инструмента.

Шаг 7. Склейте заготовки в одну конструкцию, стяните ее струбцинами. Оставьте на сутки для высыхания.

Коробку стягивают струбцинами и оставляют до высыхания клея

Шаг 8. После приклеивания обработайте поверхности шлифовальной шкуркой. Вначале более крупной, потом мелкой. Должна получиться идеально гладкая и ровная поверхность.

Поверхность изделия нужно отшлифовать до гладкости

Шаг 9. Специальным сверлом проделайте большое отверстие в крышке. Диаметр как для мебельных петель, используйте сверло форстнера. Такое сверло может сбиваться с центра, чтобы этого не происходило, рекомендуется вначале проделать отверстия диаметром примерно один миллиметр и потом его использовать для центровки инструмента.

В крышке вырезают отверстие

Практический совет. На этом этапе изготовления можно немного инструмент украсить. Рекомендуется сделать по бокам своеобразную инкрустацию.

Для этого разметьте положение дырочек по сторонам корпуса, просверлите небольшие отверстия под диаметр проволоки. В нашем случае применяется медная проволока Ø 0,9 мм. В каждое отверстие на клей сажайте проволоку и аккуратно отрезайте конец, он должен быть выше поверхности инструмента примерно на 1 мм. Вначале внешний вид инкрустации не вызывает восторга. Возьмите большой напильник и немного спилите торцы проволоки, затем тщательно отшлифуйте поверхность мелкой наждачкой. Медь заблестит, внешний вид поверхностей станет очень привлекательным.

Один из простых способов украсить изделие

Шаг 10. Осторожно острым ножом или рубанком срежьте углы, шкуркой №80 округлите их. Спешить не надо, все грани должны быть симметричными.

Все грани аккуратно закругляют

Шаг 11. Зажмите в тисках анкер и отпилите от него кусок длиной 70 мм, это как раз часть без резьбы. Несколько раз пройдитесь по наждачной шкурке до получения на грани продольной линии, она нужна при выставлении металлических пластинок.

Срезают на анкере резьбовую часть

Шаг 12. В тисках немного выровняйте гвозди и отрежьте лишние куски. Отступив 52 мм, накерните отверстия и высверлите вначале маленькие, а потом большие дырки в анкере.

Высверливают два отверстия в анкере

Шаг 13. Закрепите трубку в шуруповерте и на малых оборотах уберите острые углы. Такие же операции надо повторить и с гвоздями.

Шлифуют заготовки с помощью шуруповерта

Шаг 14. От жерлицы отрезайте куски заданной длины от 47 мм до 57 мм, шаг размеров указан на снимке. Всего требуется восемь штук. Предварительно металл надо очистить от технического масла и ржавчины. Соберите их в стопку, выровняйте торцы и сильно зажмите скотчем. Теперь можно все отрезки одновременно обрабатывать напильником, придать концам полукруглую форму. По такому же алгоритму выровняйте и переднюю часть металлических язычков. Тремя видами шкурки с различными зернами тщательно отполируйте поверхности язычков. Для улучшения внешнего вида можно дополнительно отполировать металлические детали войлочным диском с полиролью для автомобилей. Все элементы должны иметь зеркальный блеск.

Читайте также:
Супер Мастер-класс. Делаем своими руками три в одном - картина, полка, вазочка (фото)

Металлические пластины подготавливают согласно схеме

Теперь осталось собрать инструмент.

Сборка калимбу

Шаг 1. На верхней поверхности корпуса монтажным ножом вырежьте две канавки глубиной примерно 0,2 мм, в них будут держаться куски гвоздей.

Вырезают параллельные канавки

Шаг 2. Добавьте в морилку несколько капель краски для принтера, она потемнеет. Приготовленным составом пропитайте корпус инструмента. После высыхания натрите его воском, отполируйте.

Корпус покрывают морилкой, затем воском, полируют

Шаг 3. Приклейте в канавках гвозди и соберите калимбу.

Процесс сборки инструмента

Настройте ее, меняя длину металлических полос. Затяните болтики и можете играть на сделанном инструменте.

Видео — Музыкальные инструменты своими руками

Изготовлять музыкальные инструменты для детей лучше совместно с ними, это не только приучает их к труду, но и увеличивает время общения с родителями. Им этого очень не хватает, особенно в наше время. Есть различные типы инструментов, для одних надо целый день, а другие изготавливаются всего за несколько часов. После инструментов можно переходить к более сложным поделкам. На страницах нашего сайта есть очень интересная статья по изготовлению шкафа-домика для детской.

Как сделать варган самостоятельно из подручных материалов

Варган (кубыз, хомус, комус и т. д.) является одним из древнейших язычковых музыкальных инструментов, для изготовления которого применялись различные природные материалы. Разнообразие и доступность подручных средств позволяют сделать дома варган своими руками. Его преимуществами являются небольшой размер и несложность конструкции.

Варган является древнейшим музыкальным инструментом.

  1. Как устроен варган
  2. Извлечение звука из варгана
  3. Подушечкой пальца
  4. Ребром пальца
  5. Большим пальцем
  6. Какие материалы использовать для изготовления
  7. Инструкция по изготовлению металлического варгана своими руками
  8. Как рассчитать длину заготовки
  9. Придание формы
  10. Полировка
  11. Вбивание язычка
  12. Как держать варган во время игры
  13. Что нужно учесть при изготовлении металлического варгана
  14. Как сделать варган из пластиковой карты
  15. Почему нельзя сделать варган своими руками из пластиковой бутылки

Как устроен варган

Кубыз представляет собой рамку, в которую установлен колеблющийся язычок. Его вибрация обеспечивает возникновение акустической волны. Это один из самых маленьких по размеру музыкальных инструментов, что обусловлено особенностями артикуляционного аппарата человека.

Извлечение звука из варгана

Исполнитель подносит хомус ко рту и регулирует звучание работой пальцев, артикуляционного аппарата, дыханием. На громкость и тембр оказывают влияние воздействием на носовую полость, нижние дыхательные пути (диафрагму), глотку, гортань и другие органы. Удары пальцев по язычку кубыза создают вибрации. Легкость извлечения звука зависит от того, какое сырье использовалось при изготовлении, от веса инструмента, его размера и качества производства.

Подушечкой пальца

Подходящий способ игры исполнитель обнаруживает спустя некоторое время, но на инструменте с мягким язычком комфортнее играть подушечкой указательного пальца. Необходимо все время держать его немного напряженным, а остальные сжать в кулак. Чтобы натренировать руку к такому исполнению, требуется время.

На инструменте комфортно играть подушечкой указательного пальца.

Ребром пальца

Работая ребром указательного пальца, можно играть в разном темпе с одинаковым удобством. Кисть также задействована в процессе исполнения. Ей необходимо двигать, чтобы звук был четким, а исполнение – комфортным. Работая только пальцем, исполнитель быстро устанет и не добьется нужного звучания.

Большим пальцем

Чтобы освоить этот способ исполнения, необходимо собрать 4 пальца в «лодочку». Важно, чтобы большой палец был выставлен в сторону. Далее требуется двигать кистью, задевая язычок центром этого пальца. У этого исполнения есть недостаток: таким образом невозможно играть мелодии в подвижном темпе.

Но это позволяет скрыть сам кубыз, если на него падают осадки или исполнитель хочет спрятать инструмент от зрителей.

Какие материалы использовать для изготовления

Можно экспериментировать с разными основами, но самыми популярными в этой работе являются следующие:

  1. Дерево. Больше всех остальных подходят дуб, береза, бук. Встречаются хомусы и из менее привычных пород. Деревянные кубызы эстетически привлекательнее, потому что материал позволяет сделать дополнительный дизайн.
  2. Кость. Небольшой инструмент из лосиного рога или оленьей кости сделать непросто, поэтому их используют редко. Бывают хомусы и из бивня мамонта.
  3. Сталь. Рамку часто делают из стального прутка. Это часто применяемое при производстве кубыза сырье.
Читайте также:
Новогодний (рождественский) сапожок своими руками (шаблоны, фото)

Язычок – это активный элемент кубыза, поэтому он должен обладать и упругостью, и устойчивостью. Для него подойдет термообработанная высокоуглеродистая сталь.

Дерево можно использовать для изготовления варгана.

Инструкция по изготовлению металлического варгана своими руками

Инструмент несложен по своему строению, но, т. к. важнее всего его звучание, нужно уделить внимание всем деталям и не ждать сразу совершенного результата. В общей сложности на работу уходит полчаса, но ее нужно выполнять последовательно, чтобы не тратить время на исправление ошибок.

Как рассчитать длину заготовки

Лучше всего сделать сперва предварительный чертеж, отметив элементы кубыза разными цветами. Так проще представить заранее все нюансы и не допустить ошибок в процессе работы.

Чтобы сделать заготовку для рамы и рассчитать ее длину, нужно согнуть проволоку, а потом отмерить на ней по линейке необходимый отрезок. Чаще всего берут стержень длиной 12–15 см и диаметром 6–6,5 мм.

Придание формы

  1. Отметить на стержне середину и концы дек на расстоянии 3,5–4 см от нее.
  2. Сделать (прорезь) для язычка. На концах провести надфилем фаску, т. е. скосить угол. Ее высота – 0,5 мм.
  3. Согнуть полукругом середину стержня. Перед этим разогреть его на газовой плите.
  4. Согнуть его, придав изделию необходимую ромбовидную форму и оставив пространство между деками.
  5. Обточить концы дек (можно сделать это на наждаке).

Полировка

После формирования и по мере необходимости изделие необходимо обрабатывать. Для полировки подойдет напильник.

Вбивание язычка

Для этой части хомуса подойдет металлическая линейка или кусок пилы. Необходима упругая сталь в виде конуса. Ширина от одного основания до другого должна увеличиваться с 2 до 3 мм. Длина составляет 8 см, толщина – примерно 0,5 мм. Сырье должно быть все время охлажденным.

Узкий конец язычка вставляют в прорезь на рамке и временно закрепляют, а другой загибают под углом 90° на уровне конца дек. Зазоры должны быть узкими, а расстояние от язычка до каждой из дек – одинаковым. Установка язычка играет ключевую роль, исправить его положение после завершения работы сложно. Только после регулировки паз расклепывается и язычок закрепляется окончательно. На нем нужно сделать заточку под углом 45° со стороны загиба.

Как держать варган во время игры

Необходимо прижать кубыз плотно к зубам, а между ними оставить щелку для язычка инструмента. Зажав хомус между зубами, легче контролировать звучание. Губы не должны быть тесно прижаты к инструменту. Держать его нужно менее активной рукой, опустив локоть вниз. Рекомендуется удерживать варган на согнутых участках указательного и большого пальцев, направляя язычок в противоположную от руки сторону.

Варган во время игры необходимо прижать к зубам.

Со временем исполнитель находит оптимальный для него способ держать кубыз. Важно искать самое комфортное положение, но необходима практика, чтобы привыкнуть к инструменту. Лучше освоить несколько вариантов исполнения для разучивания различных мелодий.

Что нужно учесть при изготовлении металлического варгана

При создании хомуса своими руками, особенно в первый раз, сложно дать ему подходящее звучание.

Необходимо знать, какие ошибки возможны при работе:

  • неточность в измерениях;
  • излишнее загибание дек, после которого не остается места для язычка;
  • изготовление слишком толстого язычка, в результате чего теряется звучание при исполнении;
  • закрепление язычка до регулировки;
  • загибание дек в форма овала, а не ромба.

Амплитуда язычка влияет на то, как будет функционировать инструмент.

Важно, чтобы он не был слишком тяжелым или легким. И то и другое плохо сказывается на работе кубыза. Слишком легкий язычок даст высокое звучание, но его можно утяжелить с помощью олова. Если он чересчур тяжелый, то повысить тон можно, только сократив его размер.

Как сделать варган из пластиковой карты

Пластик применяют те, кто хочет сделать кубыз дома своими руками. Многие используют недействительную банковскую карту, так как сделать из нее кубыз проще всего.

Читайте также:
Гирлянда из воздушных шаров к празднику

Инструментов для этого требуется немного:

  • шило;
  • пассатижи;
  • канцелярский нож;
  • несколько пластиковых карт (достаточно одной, но она может оказаться картонной или испортиться при неудачной работе).
  1. Отрезать кусок, равный 1/3 банковской карты. Получится вытянутый прямоугольник. Он будет служить в качестве основы и язычка инструмента.
  2. Сделать шилом 3 отверстия на карте: одно для кончика язычка и 2 – для основания. Язычок вырезается ножом по бокам получившегося треугольника.
  3. Соединить точки на этих сторонах, но не трогать основание.
  4. Чтобы язычок беспрепятственно перемещался внутри инструмента, немного укоротить его по краям или подрезать основу вокруг него.
  5. При помощи пассатижей загнуть корпус хомуса вдоль по краям. Так будет проще держать инструмент.

Почему нельзя сделать варган своими руками из пластиковой бутылки

Невозможно предусмотреть конечное звучание инструмента, какие бы материалы ни применялись при изготовлении кубыза своими руками. На него влияет минимальная разница в измерениях и весе материала. Варган из пластиковой карты не имеет такой полноты звучания, как металлический или деревянный, но материал, из которого сделаны банковские карты, достаточно твердый. А музыкальный инструмент из пластиковых бутылок не будет иметь никакого звучания, потому что его элементы будут недостаточно жесткими.

Изготовив кубыз самым простым и доступным путем, можно попробовать и более трудные способы и материалы. Этот музыкальный инструмент имеет разные дизайны и формы благодаря своим древности и популярности. Существует множество материалов для производства варгана. Чем больше работать над его созданием, тем более широкого спектра звучания можно достичь.

Базовые лепесточки канзаши

Канзаши – невероятно красивая и многогранная техника, пришедшая к нам из Японии. Уже наши российские мастерицы развили и адаптировали ее для того, чтобы украшениями в технике канзаши могли наслаждаться как дети, так и взрослые женщины. Сегодня в стиле канзаши можно сделать любой аксессуар для волос, на каждый праздник, брошь, ожерелье, браслет и другие украшения. В своем мастер-классе я хочу показать азы этого искусства, то есть научить вас создавать лепестки канзаши. С каждым днем появляются новые лепестки, но в данной статье я публикую мк на базовые лепестки канзаши.

Первый мк на острые лепестки из ленты 5 см, однако, их можно делать и из лент 4 см, 2,5 см.

  1. Острые лепестки канзаши
  2. Круглые лепестки в технике канзаши
  3. Спиральные лепесточки
  4. Острый лепесточек со складкой
  5. Многослойный острый пышный лепесточек
  6. Круглые лепестки со складками

Острые лепестки канзаши

Сделаем обычный острый лепесточек. Отрезок ленты 5х5 см свернем по диагонали, затем свернем еще раз. Если вы только начинающий мастер в канзаши, то предварительно оплавьте края ленты зажигалкой, чтобы ленточка не рассыпалась.

Сведем края полученного треугольника. Получился лепесточек. Отрезаем небольшой “хвостик”, оплавляем огнем.

Теперь срежем основание и также оплавим.

Из этой детали можно сделать вывернутый лепесток канзаши, для этого нужно заплавить огнем основание и вывернуть деталь.

Сделаем двойной острый лепесток канзаши, тройной и т. д. Используем две детали, сворачиваем в треугольники и ровно накладываем друг на друга.

Сводим края и повторяем процедуру с обрезанием лишнего и окончательной обработкой огнем. Наложив три отрезка друг на друга, мы получим тройной острый лепесточек. Замечу, что чем многослойнее лепестки, тем сложнее сделать их ровными. С опытом элементы будут получаться более аккуратными.

Второй мастер-класс я посвящаю тому как сделать круглые лепестки канзаши опять же из широкой ленты.

Круглые лепестки в технике канзаши


Отрезок 5х5 см сложим по диагонали и загнем верхние края ленты к себе. Свернем деталь пополам, срежем его у основания, оплавим огнем и обрежем лишнюю ленту.

Каждый край обработаем отдельно, чтобы они не склеились между собой. Наш простой круглый лепесточек готов.

Вывернем деталь и получим новый элемент, который отлично подходит для создания бутонов.

Усложним задачу: сделаем двойной круглый лепесток. Для этого наложим две ленты и свернем их как показано выше.

Из него можно сделать круглый лепесточек канзаши с защипом, нужно зажать пинцетом верхушку и немного подплавить.

А из обычного круглого лепестка можно сделать “сердце”, всего-то и нужно что нанести каплю клея и загнуть край детали.

Читайте также:
Шьем сумку для коляски (фото, пошагово)

Перейдем к мастер-классам на крученые лепестки канзаши.

Спиральные лепесточки


Спиральные лепесточки можно делать разными способами я покажу 3 из них. Используем 2 отрезка 5х5 см, накладываем их друг на друга. Зажимаем тонким пинцетом 3 ленточки, одну самую первую оставляем, и закручиваем в спираль. Можно зафиксировать ее клеем или проткнуть иглой, чтобы спираль хорошо держалась и не потеряла форму, сводим края ленты в острый лепесточек. Обрезаем лишнее и оплавляем все срезы.

Второй вариант лепестка со спиралью. Используем те же ленты. С правого края приклеим ленты, чтобы спираль надёжно держалась. Захватываем этот край тонким пинцетом и закручиваем не доходя середины.

Снова наноси клей. Левый край ленты загибаем назад и оборачиваем им спираль.

Срезаем и плавим “хвостик” и обрезаем лишнюю ленту снизу, но пока не плавим ее огнем. Сделаем двухцветный острый лепесточек и вклеим в него деталь со спиралью.

Обернем сложенные треугольники вокруг крученого лепестка, для надежности приклеим его на клей Момент.

Срежем нижнюю часть лепесточка вместе с крученым и обработаем зажигалкой.


Третий новый лепесток канзаши со спиралькой также состоит из двух отрезков 5х5 см. Складываем два отрезка по диагонали, правую часть синего оборачиваем розовым. Правый край закручиваем в трубочку тонким пинцетом, делаем всего пару витков.

Фиксируем клеем, даем клею схватиться. Загибаем правую часть с трубочкой назад и поворачиваем деталь к себе.

Осталось только сложить острый лепесток и обработать его, срезав лишнюю ленту и оплавив.

Острый лепесточек со складкой

Из квадрата 5х5 см сделаем треугольник и свернем у основания справа одну складку.

Подвернем левый край ленты и получим острый лепесточек с оной складкой внутри. Таких складок можно сделать две или даже три, если лента у вас шире или вы используете ткань. Осталось обрезать и обработать деталь.

Сделаем многослойный острый лепесточек, уголки которого будут смотреть в разные стороны.

Многослойный острый пышный лепесточек

Используем 4 отрезка ленты. На синий треугольник наложим розовый и сдвинем его вправо, сверху наложим синий и сдвинем влево, добавим по центу розовый треугольник, сложим все ленты в лепесток.

Обрежем и обработаем зажигалкой края.

Круглые в складку лепестки канзаши, мастер-класс на простой и двухслойный лепестки.

Круглые лепестки со складками


Квадрат из ленты 5 см, сложим в треугольник и пополам. Проведем по центральной линии пальцами чтобы остался рубец.

Правую часть лепестка поднимем вверх затем опустим вниз, сформировав складку, край подогнем к основанию и зажмем пальцами.

Также с левой стороны сделаем три сложения, получился круглый лепесточек в складку.

Обращаю внимание на то, что все складки должны быть на одном уровне, то есть не должны быть одна выше другой. Отрезаем нижнюю часть и обжигаем ее огнем.

По этому же принципу можно сделать двойной лепесточек, для этого используем две ленты.

Повторяем предыдущие действия, делаем три сложения, с одной стороны, и три с другой.

Теперь сделаем два лепестка канзаши из одного. Сложим ленту в треугольник 2 раза, край загнем вовнутрь, чтобы получилась выемка округлой формы.

Оставшуюся ленту обогнем вокруг выемки, распределим ее равномерно, чтобы элемент получился ровным, обрежем лишние “хвостики”.

Мы рассмотрели 15 мастер-классов на лепестки в технике канзаши, которые наиболее часто используются в создании украшений, однако, на этом варианты лепестков не заканчиваются, их очень много и мы еще вернемся к этой теме.

Мастер-класс Украшение Цумами Канзаши Канзаши острые лепестки Ткань

Пример двухцветных острых лепестков:

Складываем острые лепестки:
Квадратную заготовку складываем по диагонали:

Еще раз пополам:

И еще раз пополам:

Нижний край подрезаем и оплавляем. Если при оплавлении краев сжать их вместе, то получится такой вариант без отверстия в серединке:

А можно оставить с таким отверстием:

Чтобы сделать многоцветный лепесток, то надо по отдельности сложить квадратики до предпоследнего складывания, затем наложить друг на друга и свернуть последний раз:

Вот что получается, количество цветов на ваше усмотрение, можно и три и четыре цвета сделать.

О том, как складывать обратные острые лепестки я рассказывала вот здесь https://stranamasterov.ru/node/99106

Острые лепестки можно прогладить утюгом, тогда они будут совсем тонкими. Спасибо за внимание!

  • Блог ОсиповаОльга
  • Комментировать
  • Сообщить о нарушении
  • Страница для печати
Читайте также:
Новогодний (рождественский) сапожок своими руками (шаблоны, фото)

спасибо! все очень понятно показано и рассказано!

Пожалуйста!

Спасибо за подробные МК. Мне тоже нравится делать цветы – Канзаши. Попробую сделать и по такой технологии – порадую дочь новыми резиночками.

потом обязательно похвастайтесь

Спасибо за МК. Интересно, доступно, понятно.

Что приклеиваете снизу у таких канзаши? Или срезаете много нижний край – чтоб они ложились красиво, устойчиво и ровно?

Попробовала сделать по такой технологии – получился неустойчивый цветок, немного срезала – все равно что-то не то получилось – нет такой устойчивости, как у канзаши с круглыми лепестками – они лежат хорошо на поверхности.

Ну да, они менее устойчивые. обычно я клею на клей так же как и круглые. Картонный кружок обтягиваю тканью, затем наношу момент-кристалл, даю немного подсохнуть, а затем просто сажаю лепестки на клей. Когда он подсохший, то сразу схватывается. Только клея надо много.

Круг большого диаметра делаете? Как он смотрится когда резиночка готова, не выступает сильно за края?

Я немного позже добавлю сюда фото изделия с обратной стороны. Для лепестков я беру чаще всего квадрат размером 4 на 4 см. Кружок обычно 2,5 см в диаметре.

Это с обратной стороны

а есть резинка с чисто острыми лепестками?

еще вопрос – не делали такие канзаши?

как интересно загибают и держатся лепестки сердечками

Такие не делала. Мне кажется, что лепесток складывается, как круглый, самый простой вариант, а потм ткани форма придается такая. Очень красиво! я такие и не видела еще. Вам с обратной стороны надо с острыми? А так я делала одну, но не на резинку. Хочу на подарочную коробочку приклеить. https://stranamasterov.ru/node/98812 вот здесь она

Я сама вчера только такие нашла

что они интересно делают чтоб форма держалась

такие еще нашла – тут кажется проще – концы нагрели и прижали пальцами

Ага, красиво так. надо попробовать тоже

Еще посмотрите здесь МК по изготовлению хризантемы. Она целиком из острых лепестков состоит http://essorille.livejournal.com/1372.html

Очень нравятся ваши работы! Тоже хочу попробовать делать цветочеи! а какой вы клей используете? липестки ниткой соединяете или сразу клеите? А в серединку тоже кружочек ставится как на обр.сторону или сразу украшается? Спасибо

Спасибо! Лепестки когда собираю на нитку, когда нет . В серединку кружок не надо, сразу можно украшать. Клей Момент -кристалл и секундный. Удачи!)

Утащила Ваш МК в избранное. Очень пригодится. Спасибо!!

У меня не получается соединить их в ровный круг, онпи все как-то вкривь и вкось((((

Подскажите как правильно их соединять??

Извините, что ответила не сразу. Можно собрать предварительно на нитку, так легче уложить ровненько. Обратные лепестки не соберешь, там уже нужна сноровка и терпение, чтобы уложить их хорошо))) Я клею на Момент-Кристалл. Выдавливаю клея много и жду, пока он немного подсохнет и станет более вязким. Затем уже укладываю лепестки. Удобно для этого пинцет использовать. Когда клей густой, то легче сразу нужное положение для лепестков найти. Надеюсь, что помогла Вам хоть чем-то.

Оччччень интересно. Утаскиваю к себе в норку. Спасибо!

Вам спасибо за внимание))) Надеюсь, что пригодится)))

Олечка! Спасибо за МК!Давно хочу научиться делать такие штучки, но не могу решиться.

Спасибо Вам, Оленька, за такие хорошие МК. Все разновидности лепестков получились, даже собрала три цветочка, правда пока только из ленты 5 см (более узкие не получаются). Но вопрос. Оплавляя края лент над огнём и прижимая их, заработала неплохие пузырики на пальцах, теперь что-либо делать проблематично, а если не оплавлять края, цветочки получаются лохматые. Что делаете Вы? Может предварительно оплавлять края квадратиков и собирать на нитку или клей? Помогите разобраться.

Спасибо огромное. Благодаря вам канзаши теперь моя самая любимая техника.

Какие интересные цветочки у вас получились. Всё хочу сделать какой нибудь цветочек да никак руки не доходят .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: