Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки (М. Д. Ильяев, 2011)
Резная миниатюра представляет собой объемную скульптуру размерами от 1 до 13 см. Делать это лучше при помощи специальных инструментов, хотя также можно использовать обычный нож для объемной резьбы. Конечно, это не очень удобно и достаточно затратно по времени.
Выбор материала
Для резных миниатюр вы можете использовать разные породы дерева, среди которых популярны следующие:
- печеная береза;
- кипарис;
- яблоня и пр.
Вам повезло, если в руки к вам попадет лесной орех или лещина обыкновенная. Даже такие породы, как черный палисандр, самшит и эбен не следует сбрасывать со счетов, хотя резьбе они поддаются с трудом.
Именно твердые породы прощают резчику-новичку неточные движения, в то время как поделки из мягкой древесины можно запросто загубить любым небрежным резом.
Подбор материала
В соответствии с замыслом следует подбирать и дерево для работы. От его качества полностью зависит конечный результат, поэтому сразу исключите материалы с рыхлыми структурами и отдавайте предпочтение следующим вариантам:
- липа – один из лучших вариантов для начинающих мастеров, фигурки из дерева данной породы выполнить легче, благодаря мягкой структуре материала, отлично поддается обработке, часто используется для небольшой пластики и орнаментов;
- осина – схожа по основным характеристикам с липой, еще один хороший вариант для изготовления небольших фигурок;
- сосна – может слоиться, но, если расположить ее годичные кольца правильно, изделие будет выглядеть особенно эффектно;
- клен – отличается хорошей плотностью, обработать такую древесину немного сложнее, но из нее особо хорошо получаются миниатюрные фигурки животных, из дерева данной породы часто изготавливают шахматы;
- дуб – особенно хорош, плотная древесина плохо поддается обработке, но качественно отполированная и покрытая лаком смотрится привлекательно, изделия из данного материала отличаются высокой стоимостью.
Все эти породы дерева мягки в обработке, они не затупят инструмент и позволят изготовить изделие любой формы. Главное, что следует учитывать при выборе материала, – это его качество, он должен быть целым, сухим, не поврежденным гнилью и жуками.
С чего начинают?
Итак, материал подготовлен, инструмент наточен, а значит можно начинать резьбу. Первым делом в руки надо взять карандаш, а не нож. На листе бумаги следует набросать один или несколько эскизов фигурки. При этом не переусердствуйте и не проявляйте чрезмерные художественные таланты. Просто сделайте простые контурные наброски.
После выбора понравившегося варианта нужно снова взять в руки карандаш. На этот раз он потребуется для нанесения на заготовку контуров. Учтите, что делать этот при работе нужно будет неоднократно. Чтобы линии были лучше заметны, обведите их фломастером.
Детальная проработка
Когда на руках оказалась готовая форма, снова пригодятся эскиз и карандаш. Теперь на готовую болванку нужно нанести детальный рисунок. Исходя из него, начинается ювелирная работа резчика. Перед началом работы каждый мастер затачивает все инструменты. Заточка производится под внимательным оком мастера. На наждачном круге затачивается полотно с обеих сторон. При заточке лезвие опускается в воду, остужается, затем вынимается, дальше продолжается заточка с капелькой воды на самом кончике лезвия. Нужно внимательно следить за ней, так как когда она испаряется, это говорит о том, что лезвие вновь пора опускать в воду.
После делается доводка лезвия на алмазном круге или корундовом, при этом вал вращается в обратную сторону от инструмента. И, наконец, нужно править острие с помощью войлочного или кожаного круга, смазанного пастой ГОИ. Как можно увидеть на представленных в статье фото, фигурки из дерева своими руками можно обрабатывать как ножом, так и целым набором инструментов. По рисунку вырезается контур основы фигурки, затем детально прорабатывается стамесками и остальными резаками.
Приступаем к резьбе
В зависимости от степени сложности фигуры надо выбрать подходящий инструмент и начать работу. По контуру следует сделать срез. При необходимости снова нанесите контур и сделайте срез. Затем еще и еще, до тех пор, пока заготовка не примет нужную форму.
На следующем этапе надо начать постепенно вырезать мелкие детали. Если вы сомневаетесь в том, что вам удастся сделать это без предварительной разметки, не рискуйте, а снова используйте фломастер или карандаш, а затем продолжайте резать.
После прорезания всех деталей фигурки нужно слегка зачистить изделие наждачкой, а затем покрыть подсолнечным маслом или сварить в нем. Масло полимеризуется, и деревянная поверхность получит надежную защиту от грязи и влаги.
Подготовительный этап
Перед тем как вырезать из дерева фигурку, следует определиться с ее внешним видом. Идеи могут быть разными. Порой образ возникает после прочтения интересной книги, похода на фильм или выставку, а большое количество информации может привести к созданию собственной оригинальной идеи. Учитывается и вариант полного копирования уже созданных мастерами работ.
Идея требует создания эскиза. Его можно воплотить на бумаге в виде незамысловатых набросков. Рекомендуется учитывать размеры и четко намечать детали. Это значительно упростит процесс и позволит сделать его поэтапным. Уже опытные мастера начинают работу с непосредственной обработки дерева, изделие с простыми формами требует минимальной детализации и выполняется гораздо проще.
Обработка дерева
Завершенный вид деревянные фигурки обретут после тщательной обработки. Существуют разные способы, в зависимости от того, какой материал вы используете для покрытия дерева. Это могут быть:
- морилки;
- лаки;
- масла и пр.
Морилка
Береза, ель, липа, осина, клен и тополь нуждаются в дополнительной тонировке, поэтому лучше покрывать их морилкой. Отметим, что морилок существует очень много, начиная анилиновыми красителями, которые можно найти в продаже, и заканчивая средствами из аптечки – марганцовкой и йодом, разведенными в воде.
Рецептом приготовления морилки в домашних условиях очень много. Их можно запросто найти в руководствах и справочниках для плотников и столяров. Ниже мы рассмотрим примеры наиболее доступных из них.
Водную морилку можно сделать, налив в небольшую емкость (например, стаканчик от йогурта) воды дол половины, а затем добавив в него несколько капель йода. При помощи белой чистой бумаги и кисточки проверьте получившийся цвет. Если тон ненасыщенный, добавьте еще йода и добейтесь подходящего оттенка.
Один слой такой морилки придаст изделию медово-желтый цвет. Три-четыре слоя придадут поверхности оранжевый, охристый цвет. Таким же способом приготавливается коричневая морилка, но вместо йода используют марганцовку.
Для приготовления спиртовой морилки вам потребуется недорогой растворимый кофе. В стакан от йогурта насыпьте столовую ложку напитка и растворите его столовой ложкой кипятка. Долейте стаканчик спиртом до половины и тщательно перемешайте.
Такой морилкой вы можете покрывать объемную резьбу или доски с рельефами. Если вы покроете водной морилкой рельефную доску, у вас могут возникнуть проблемы: дерево иногда выгибается после просушки. Для возвращения материалу формы доску снова нужно смочить водой и перевернуть. Древесина выправится, но не перестарайтесь с водой. Обилие воды выгнет дерево в обратную сторону – учтите это.
Морилка на практике
Чтобы научиться использовать морилку, возьмите доску с рельефом и нанесите на нее первый слой средства. После высыхания морилки вы увидите, что в местах, где изделие было плохо обработано шкуркой или где остался нечистый рез, появились шероховатости. Такое явление называют поднятием ворса. Уберите его шкуркой или срежьте.
Нанесите еще один или несколько слоев морилки. Не смущайтесь – когда состав высохнет, морилка потеряет цвет. когда будете обрабатывать фигурку лаком или подсолнечным маслом, цвет восстановится.
Полностью подсохшее изделие покройте подсолнечным маслом. Оно может выявить ваши недоделки, но не пугайтесь. В местах нетщательной обработки поверхность может побелеть. Дошкурьте и дорежьте.
Подсолнечное масло не защищает изделие от влажности, поэтому покройте фигурку лакоми ли сварите в масле.
Лаки бывают разными:
- масляные;
- пентафталевые;
- нитролаки и пр.
Важно, чтобы состав был бесцветным. Магазинный лак, как правило, имеет густую консистенцию, похожую на кисель. Его следует разбавлять простым растворителем до водообразного состояния.
Для пентафталевого лака нужно использовать скипидар вместо растворителя, для нитролака ацетон. Существуют также особые растворители. Для определения, какой именно вам требуется, читайте этикетку на бутылке.
Небольшую фигурку вы можете окунуть в лак, а на большое изделие нанесите лак жесткой кисточкой или поролоновым тампоном. Не забывайте, что нитролак нельзя наносить тампоном, так как он просто растворится.
Обрабатываем маслом
В масле варят обычно твердые вязкие породе древесины:
- береза;
- груша;
- яблоня.
Березовую сувель после варки получает коричневые разводы, отливающие золотом. Слива, сваренная в масле, становится похожа на черное дерево.
Варить фигурку в масле очень просто. Масло ставят на огонь и разогревается в течение пяти минут, а затем в него опускают поделку. Там она должна плавать до готовности. Если фигурок много, варите их отдельно друг от друга, меняя масло. В противном случае, масло может загореться и вызвать проблемы.
Продолжительность варки может быть различной – от 5 до 25 минут. Все зависит от того, чего вы хотите получить в результате. Важно придерживаться одного правила: чем дольше варите дерево, тем оно темнее станет. Лучше не засекайте время, а следите за изменением цвета. Получив нужный результат, вытащите фигурку и начните варить новую.
Сваренные фигурки снова обработайте наждачкой, доведя поверхность до блеска.
Необходимый инструмент
Перед тем как вырезать из дерева фигурку, необходимо подобрать качественный инструмент. Данный материал при желании можно обработать и при помощи обычного перочинного ножа. Но гораздо проще и приятней работать рядом специализированных приспособлений.
- Резак – это основной инструмент для всех работ, отличается скошенным коротким лезвием (36 градусов) и применяется для первоначальной грубой обработки.
- Косяк помогает сформировать нужного вида орнамент, подходит для работ на плоскостях, лезвие обычно скошено на 60 градусов.
- Стамески – здесь вариантов несколько, они могут быть угловыми, полукруглыми и плоскими, позволяют качественно обработать фигурки из дерева, создавая на них углубленный рельеф.
- Клепики – важный инструмент для труднодоступных мест, отличается острым окончанием, позволяющим проработать даже самые мелкие детали.
Помимо основного набора, стоит запастись шлифовальной машинкой, рашпилями, буравчиками, дрелью с рядом насадок и пилой. Все эти инструменты значительно облегчат работу и позволят воплотить в жизнь даже самую замысловатую идею.
Когда не нужна морилка
Существуют случаи, когда необходимости в использовании морилки нет:
- Если фигурка вырезана из ценной или красивой породы древесины. Например, кипарис можно лишь покрыть лаком. В крайнем случае, когда требуется более яркий тон, можете покрыть изделие маслом.
- Не наносите никаких покрытий на эбеновое черное дерево, так как вы испортите материал. Просто обработайте изделие, отполировав сухим хвощом.
Помните, что не нуждающиеся в морении поделки надо сразу обработать маслом, которое усилит цвет древесины и подчеркнет текстуру.
Рабочий процесс
Подготовив все необходимое, можно приступать к такому ответственному занятию, как резьба по дереву. Фигурки начинаем мастерить с изготовления черновой заготовки, при помощи карандаша наметьте основные части будущего изделия, обрежьте излишки, оставив лишь небольшой запас древесины по краям. Опытные мастера не снимают все излишки сразу, с ними удобней держать фигурку в нужном положении.
- В полученной простой фигуре делаем небольшие пропилы, это наметка для последующих работ (туловище, конечности, голова).
- Используя резак, начинаем формировать нужные части заготовок, плавно обрезая углы и с каждым разом снимая стружку все тоньше.
- Дополнительными резцами формируем все мелкие детали, добиваясь полного сходства с эскизом.
- Приступаем к тонкой резьбе, наносим контуры будущих элементов, качественно прорабатываем все углубления. Чем меньше будут фигурки из дерева, тем сложнее будет проработать на них мелкие детали, поэтому для начальных работ стоит подбирать более крупные и простые эскизы.
Уделите особое внимание этапу обработки, именно от него будет зависеть долговечность выполненного изделия. Тщательно отшлифуйте поделку мелкой наждачной бумагой, стараясь не смазать рельефность, нанесите морилку или другое средство для обработки дерева. Сверху фигурка покрывается лаком, защищающим ее от влаги.
Заключительная обработка фигурки
Фигурки из дерева, обработанные стамесками, не считаются законченными. Шероховатости и неровности остаются даже при самой тщательной обработке. Иногда при работе на изделии появляются трещины. Все это нужно зашпаклевать. Шпаклевку можно приготовить самостоятельно из мелких опилок и клея ПВА. Место заделывания нужно промазать олифой, подсушить примерно 6-8 часов, только после этого тщательно замазать трещины и оставить еще на сутки-двое. После этого сначала выровнять заделанные места, а уже затем шкуркой зачистить все изделие. При желании изделие можно обжечь с помощью газовой горелки или паяльной лампы.
В таком случае изделие приобретает теплые натуральные древесные оттенки. Можно использовать морилку или специальные текстурно-лаковые смеси, которые предохраняют древесину от поражения паразитами и агрессивной окружающей среды. Несколько слоев лака, распределенных и высушенных по технологии, предлагаемой его производителем, придадут благородный блеск изделию и позволят сохранить изделие как можно дольше.
Если сразу не получилось сделать задуманную фигурку, стоит снизить планку и начать с более простого. Мастерство постигается постепенно, от простого к сложному. Через некоторое время нужные навыки будут наработаны, и дело станет настоящим хобби.
Вдохните в дерево жизнь: техника реалистичной резной скульптуры
Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства. К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень. В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.
Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно. Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти. Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.
Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую линию, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.
Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей (фото 1). Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную линию (фото 2).
Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности (фото 3). Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие линии, которые помогут придерживаться правильных пропорций.
Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).
Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ (фото 5).
Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными (фото 6).
Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки (фото 7).
Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы (фото 8).
Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева (фото 9).
Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким (фото 10).
Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески (фото 11). Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.
Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож (фото 12). Завершите формирование очертаний хвоста (фото 13).
Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко (фото 14). По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта (фото 15).
Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности. Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.
Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти (фото 16).
Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги (фото 17).
Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.
Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая (фото 18). Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей (фото 19).
Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.
Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень (фото 20). Промокните избыток краски бумажным полотенцем.
Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного (фото 21). Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.
Фигурки из дерева: волшебное преображение вашего сада
Скульптурная резьба по дереву даст возможность украсить квартиру, частный дом или же загородную дачу интересными работами, которые оживят интерьер. А еще это увлечение может принести мастеру определенный доход. Ведь искусство деревянной скульптуры имеет множество почитателей во всем мире.
Поэтому, если будущий мастер решил освоить эту профессию, ему следует получить как можно больше информации о художественной резьбе по дереву.
Выбор мотива изображения
Деревянные скульптуры существовали еще во времена античной Греции и Рима. В Средние века это искусство стало повсеместным; резные фигуры из дерева украшали храмы и дворцы, тщательно вырезанную и позолоченную богиню водружали на нос парусного корабля.
Современная скульптура из дерева впечатляет разнообразием стилистически разных направлений. Это и японские нэцкэ, и причудливые африканские изваяния, и фигуры, украшающие интерьеры кантри, шале и ар-деко. Накопленное богатство идей может стать источником вдохновения для хозяина, решившего украсить свой участок. Скульптуры из дерева, подходящие для самодельного изготовления, условно делятся на три вида:
- Садовая. Сад — место, где хочется расслабиться и пообщаться с природой, и объемная фигурка придется тут как нельзя кстати. Очень часто для украшения сада выбирают изображения животных, реальных и сказочных.
В стиле кантри Источник dachnaya-zhizn.ru
- Скульптура для дома. Деревянные арт-объекты способны продемонстрировать вкус и внутренний мир владельцев жилья; они должны быть концептуально едины с интерьерным дизайном.
- Фигурки для детей. Они популярны как идеальный развивающий материал для деток от 6 месяцев: экологичны, развивают фантазию и тактильные навыки.
Фигурки из разных пород древесины Источник baza.zruchno.com.ua
Смотрите также: Каталог проектов каменных домов с цоколем
Домашняя резьба
Резные розетки – нужный элемент декора интерьера. Такие розетки будут не лишними в оформлении стен или мебели. Деревянные розетки используют для быстрой стыковки наличников между собой под прямым углом. Накладные розетки подчеркнут и украсят предметы мебели, камины и двери.
Фото 5 – Розетка
Кухню, любимое место хозяек, тоже можно украсить резьбой. В каждом доме непременно найдется одна большая деревянная ложка для заготовок. Ложки не только декоративный элемент. Пища с такой ложки будет ароматней и аппетитней. Используя деревянную ложку нельзя обжечься, такая ложка хорошо отшлифована и абсолютно гладкая.
Деревянные ложки уходят корнями в глубокую древность. Каждая такая ложка уникальна. Экологически чистые материалы делают их безопасными в использовании. Деревянная ложка не портит посуду, не царапает ее.
Фото 6 – Деревянные ложки
Навыки и инструменты
Для изготовления фигурки важны не только практические навыки, но и знание законов композиции. У человека с художественным образованием в голове выстраивается подробный образ будущего изделия. Если форма простая, опытный мастер начинает работу с разметки дерева, если форма сложная, рисуется эскиз в двух проекциях.
Человеку без опыта трудно представить пространственную форму во всех деталях, поэтому начать работу придется с изготовления модели. Ее проще всего вылепить из глины или пластилина с проволочным каркасом в основе, а детали проработать стеком.
Новичкам, изучающим вопрос, как сделать фигурку из дерева, потребуются некоторые навыки обращения с инструментами. При самостоятельном изготовлении садовых фигур для своего сада обычно используют перочинный нож и нож-косяк; таким способом можно выполнять несложные элементы.
Шутливая композиция Источник img.aviarydecor.com
Профессиональные резчики по дереву обзаводятся внушительным набором инструментов, предназначенных для выпиливания, выдалбливания, сверления и вырезания. Их коллекции состоят из множества ножей, стамесок, сверлильных и измерительных инструментов.
Новичкам, решившим попробовать свои силы в резьбе, стоит приобрести топорик для обтесывания, две-три стамески и нож-резак. Для первичной обработки потребуется бензопила, для фиксации небольших заготовок — тиски. Рано или поздно понадобится ножовка, дрель, наждачная бумага, шлифовальная машинка.
Инструмент для резьбы по дереву
Смотрите также: Каталог компаний, что специализируются на строительстве малых архитектурных форм (беседок, гриль-домиков)
Учимся скульптурной резьбе по дереву в просто мастер-классе
Очень важно серьезно подойти к выбору заготовки — нельзя ошибиться с размером или материалом из которого будет создаваться скульптура, необходимо учесть волокнистое строение дерева и все особенности вырезаемой фигуры. В любом случае, со временем, невозможно будет избежать некоторой деформации по ряду причин, и эти изменения необходимо предусмотреть и рассчитать заранее, иначе изделие может потерять в качестве, снизится его художественная ценность.
Еще одним подспорьем может стать знание будущего «жилья» данной скульптуры, соответствие ее габаритов метражу и высоте потолков помещения, где изделие будет выставлено. То есть, уже на этапе задумки возникает масса вопросов, решить которые под силу только самому мастеру-исполнителю. Так что торопиться в создании объемного изделия из дерева однозначно не стоит.
Скульптурная резьба является станковым видом творчества, а потому для него необходимы оборудованное рабочее место и практически все инструменты, применяемые во всех видах резьбы. Ваше умение владения всеми этими инструментами должно находиться на довольно высоком уровне — человек, никогда ранее не занимавшийся ни одним видом вырезания по дереву, не сможет создать качественную и красивую скульптуру растения, животного или чего-либо еще просто так, с наскока.
Скульптурная резьба включает в себя несколько интересных разновидностей, например вырезание бензопилой, или корнепластика.
Корнепластика является немного более сложной, но более захватывающей и интересной. В ее случае композиции создаются с использованием природных форм. Речь идет о том, как в качестве заготовок используются участки корневой системы деревьев, которые в грубой форме имеют сходство с каким-либо предметом, животным, растением, или, возможно, даже мимикой человеческого лица. В работе подобного характера мастер должен иметь и использовать свое воображение, чтобы разглядеть задатки живого узора в неживом объекте и заранее увидеть приблизительное очертание уже готовой работы в сырье, которого еще не касался ни один инструмент. Такие изделия в силу своей индивидуальности и оригинальности всегда очень востребованы. Не забывайте об этом, когда настанет время браться за скульптурную резьбу.
Выбор древесины
Считается, что для новичков идеальным материалом является липа, обладающая мягкой, пластичной древесиной. На самом деле, такую поделку, не имея практики, довольно легко испортить неосторожным движением, что гораздо труднее проделать с твердой породой. Выбор сорта древесины важен для вида поделки. Так, например, для скульптуры лица выбирают светлую однотонную древесину (темные сорта менее выразительны). Рекомендации сводятся к следующим советам:
- Если планируются средние по размеру деревянные фигуры, подойдет древесина яблони, березы, лещины или кипариса.
- Если вы задумали миниатюру с большим количеством деталей, выбирайте березу, ольху, грушу и липу; подойдет и осина, и клен.
Сказочный сюжет Источник dachnaya-zhizn.ru
- Древесина сосны и ели с ярко выраженной текстурой (полосатым рисунком) используются для поделок с крупными элементами; для работ с мелкими деталями эти сорта не пригодны.
- Для крупных фигур можно брать осину: прочная бюджетная древесина не боится влаги и не гниет при соприкосновении с почвой.
Резные иконы
Деревянные иконы создают неповторимую атмосферу в доме. Православная икона – это очень мощный оберег. Резная икона несет дополнительную энергетику, наполняет дом светом и любовью. Она будет оберегать Вас и Вашу семью. Искренняя молитва непременно будет услышана.
На Руси техника изготовления икон называлась «иконы на рези». Резные иконы могут быть разрисованными, покрытыми морилкой, лаком. Резчик – тот же художник, так что каждая икона изготавливается в единственном экземпляре и не может быть растиражирована. Это придает резной иконе особенное и значения. Дерево само по себе излучает хорошую энергетику и тепло. Так же дополнительно такую икону можно освятить в Храме. Священники утверждают, что в каждом доме должна быть икона Спасителя и Божией Матери.
Купить резную икону можно по цене от 550 грн. Стоимость зависит от сложности работы, материала, размера изделия.
Фото 2 – Резные иконы
Маски – еще одно популярное настенное украшение, это изображение человеческого лица или головы животного. Когда-то маски имели ритуальное значение, сейчас это лишь предмет декора. Принято считать, что маски с женскими лицами придают интерьеру спокойствие, умиротворенность, ласковость. «Звериный» мотив наоборот придаст интерьеру агрессивности, величия.
В последнее время особой популярностью пользуются экзотические маски. Это оригинальные и стильные маски разных народов. Особый местный колорит, национальный орнамент придаст интерьеру свежести и необычности.
Многие верят в магические свойства масок: слон приносит удачу, лев отпугивает недругов, лошадь символизирует мудрость и интеллект.
Купить маску можно по цене 300 грн.
Этапы изготовления
Процесс изготовления садовой скульптуры проходит следующие этапы:
- Грубая обработка. Ее цель — прорисовка основной формы фигуры на основе эскиза, который переносится на заготовку через систему контрольных точек. Работа начинается с той проекции, где предполагается наибольшее удаление материала. По эскизу намечается общий силуэт и пропорции.
- Уточнение контуров. Оно проводится по четырем граням: по фронтальной, тыльной и боковым. На этом этапе можно уточнить линии, а потом, не торопясь, снимать лишнюю древесину, подбираясь к наметке и не стремясь чрезмерно округлять абрис.
Старец Источник cs2.livemaster.ru
- Удвоение граней. У заготовки удаляются четыре угла, образуется 8 граней. На этом этапе не нужно заниматься детализацией, его цель — уточнение положения, пластики и характера скульптуры.
- Детализация. Используя стамеску и киянку, избавляются от граней, а затем начинают проработку мелких деталей. Не рекомендуется намечать детали карандашом — остается трудноудалимая грязь.
- Шлифовка и защита. Готовую фигурку обрабатывают наждачной бумагой или шлифовальной машиной и покрывают воском, морилкой или лаком.
- Окрашивание. Если планируется покраска, фигуру необходимо предварительно просушить в течение одной-двух недель. Если скульптура будет стоять в саду, ее красят алкидными красками и покрывают лаком. Альтернативный вариант: скульптуру хорошо грунтуют и покрывают морилкой.
Сова Источник res.cloudinary.com
Резные скульптуры животных и птиц
Скульптурная резьба – вид резьбы, при котором фигура отделяется от фона. При помощи скульптурной резьбы создаются фигуры птиц, людей, животных.
Анималистка – одна из самых сложных резных жанров. Главными персонажами, которой являются животные и птицы. Животные не должны быть статичны, они должны передавать какие-то эмоции. Главная задача резчика-скульптора – передача реального образа, чем больше естественности, тем лучше. Необходимо точно изобразить движение мышц, даже самые мелкие детали должны быть тщательно проработаны.
Самыми популярными животными являются: волк, медведь. Среди птиц всегда актуальны совы.
Волк – символ храбрости, отчаянность, доблести. Многие народы почитали волка как племенной тотем.
Медведь олицетворяет добродушие, силу богатырскую и, как не странно, нежные материнские чувства.
Сова – птица мудрости, символ проницательности.
Символика рыбы относится к воде, прародительницы жизни, начало всего живого на земле.
Дракон объединяет змею и птицу. Это знак императоров и королей.
Фото 4 – Скульптура оленя
Интересные видео
В данном видео можно увидеть ход изготовления статуи медведя, причем весь процесс показан достаточно наглядно и интересно. По действиям видно, что бензопилой работает профессиональный резчик, у которого можно многому научиться:
Процесс создания фигуры совы из дерева с помощью бензопилы резчиком Евгением Акимовым на его мастер-классе запечатлен в этом видео:
Результат работы человека, в совершенстве владеющего бензопилой, проиллюстрирован в следующем видео:
Резьба по дереву для начинающих: виды, инструменты и материалы, 80 эскизов, мастер-классы и видео-уроки – попробуйте себя!
Резьба по дереву – это изумительный по красоте и очень популярный в наше время вид ручной обработки древесины. Резные детали интерьера покоряют своим великолепным внешним видом и отражают богатые национальные традиции.
Людям творческим, у которых просто «чешутся» руки заняться чем-то очень интересным и полезным, стоит обратить внимание на резьбу по дереву. Девушки и женщины могут подумать, что это только мужское занятие. И будут неправы, ведь женщин-мастеров резьбы по дереву не меньше, чем мужчин.
Татьяна Боева из Камчатки
О резьбе по дереву для начинающих
Для украшения внутреннего и внешнего пространства могут использоваться различные виды резьбы и приемы воплощения задуманного. Если вас заинтересовал этот вид рукоделия, то вы должны понимать, что вам необходимо овладеть методами и приемами обработки древесины, приобрести необходимые инструменты и совершенствовать навыки резьбы.
В современном мире смартфонов и планшетов деревянная подставка, украшенная резьбой по дереву, выглядит очень оригинально.
Искусно выполненная резьба в форме простых и витиеватых узоров и орнаментов словно оживляет мир и наделяет его изысканностью, шармом, подчеркивает вкус владельца роскошных вещей и талант мастера.
Работы самых лучших мастеров-резчиков украшают храмы. Обратите внимание на фото иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа, который находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Современные мастера, обладающие тонким вкусом, творят настоящие шедевры.
А благодаря технологиям отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия плесени, насекомых, эти резные поделки из дерева служат людям сотни лет.
Обратите внимание на великолепные резные предметы мебели:
Восхитительные статуэтки ручной работы:
Очень часто ценители коллекционируют резные изделия хендмейд. Чудесные шахматы, которые достойны любой коллекции.
Возможно, со временем и ваши шедевры резьбы по дереву будут тщательно храниться коллекционерами или украшать храмы.
Виды резьбы по дереву
Из всех видов резьбы по дереву очень интересна ажурная или сквозная резьба по дереву, которой присуща некоторая прозрачность, при которой остается только изображение, без фона. Примером может служить накладная резьба – это орнамент, который прикрепляется на готовый фон после изготовления мастером.
Геометрическая резьба по дереву – это такой вид резьбы, при которой узор формируется при помощи множества простых геометрических форм (часто используют ромб).
Восточная резьба по дереву отличается причудливостью форм. Египет является колыбелью восточного вида деревянной резьбы.
Рельефная резьба по дереву. В этой технике изображение расположено над фоном или на одном с ним уровне. Это резные панно различной формы с объемным изображением.
Резьба в стиле Барроко – это плоскорельефная резьба, но отличающая обилием резных и лепных украшений, разнообразных цветов, завитков, листьев, фигурок людей в неестественных позах, сказочных фантастичных животных.
Кудринская резьба возникла в деревне Кудрино. Известными изделиями в этом виде резьбы считаются шкатулки, вазы, блюда, ковши, предметы домашнего декора. Основной элемент – это растительный орнамент: розетки, завитки и веточки.
Объемная (скульптурная) резьба отлично подходит для изготовления скульптуры, фигурки животных и людей, игрушки. Богородская резьба – подвид объемной резьбы. Это основной промысел села Богородское в Подмосковье. Знаменитые богородские игрушки – это фигурки животных и людей из липы и ольхи.
Скандинавская резьба чаще всего применялась для украшения деревянных скандинавских церквей. Изображениями Богов и различных животных резчики по дереву украшали внутри и снаружи церковные сооружения.
Контурная резьба – самый простой и достаточно своеобразный вид резьбы. На плоском фоне мастер вырезает канавки – желобки, формируя рисунок. Резные пейзажи — изображения ландшафтов на дереве.
Все эти виды резьбы достаточно условны. Каждый мастер выбирает самый приемлемый из них, учитывая опыт работы, качество древесины и творческое вдохновение.
Что можно украсить резьбой?
Самая простая лестница преображается, украшенная резными балясинами. Балясины – это фигурные столбики в виде колонн, стильная и благородная отделка лестницы. Деревянные балясины органично смотрятся с винтовой деревянной лестницей.
Барельеф. Другое название «низкий рельеф». Это скульптурное изображение на плоскости. Чаще всего это фигуры людей и животных.
Выбираем инструменты для резьбы по дереву
Как и в каждом деле, в резьбе по дереву есть свои секреты, нюансы, что позволяют раскрыть красоту древесины в чудесном орнаменте. Необходимо подобрать специальные инструменты для резьбы по дереву и запастись необходимыми заготовками и эскизами для резьбы по дереву, что будут воплощаться в виде рисунков, каймы, кружев или жанровых сценок.
Базовый инструментарий
Очень высокие требования предъявляются к качеству инструментов для резьбы. Конечно, мастерство играет важную роль, но хорошо подобранные и наточенные инструменты помогут воплотить в жизнь вашу задумку. Опытные резчики по первому взгляду на инструмент скажут о его качестве, а начинающие теряются в магазине от огромного выбора.
В базовый набор для резьбы по дереву входит:
- несколько ножей и стамесок;
- надфили;
- ножовки по металлу;
- тиски;
- наждачная бумага;
- дрель с несколькими видами сверл;
- бруски.
Ножи должны быть изготовлены только из качественной стали. Лучше их приобрести в специализированных магазинах для творчества. Хотя на начальном этапе подойдут и просто остро заточенные ножи. Отличным началом послужат ножи фирм «Татьянка», Narex, Kogatana и др.
Не обязательно выбирать дорогой инструмент иностранного производства, ведь отечественные инструменты могут быть такого же хорошего качества, но намного дешевле
При росте мастерства вам может потребоваться набор инструментов, фрезеровальная машина, бормашина и др.
Стамески для резьбы
Иногда вместо стамески для резьбы по дереву используют заточенную отвертку или напильник.
Стамеска плоская – это длинный стержень, на торце которого есть плоская режущая кромка. Очень часто она применяется для первичной обработки древесины.
Стамеска полукруглая — это один из самых важных инструментов для работы. Они несколько отличаются по степени закругленности, то есть бывают средними, круглыми и отлогими.
Еще бывает V–образный вариант стамесок. Он может пригодиться при геометрической резьбе по дереву, с которой мы познакомим вас ниже.
Начинающим мастерам достаточно небольшого набора для резьбы по дереву, но хорошего качества, чтобы сразу привыкать к правильным движениям и нажиму.
В этом видео прекрасный мастер А. Юрьев поделился с нами, какие инструменты выбрать для резьбы.
Как уберечься от травмы при резьбе по дереву
Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.
Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.
Материалы для работы
У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.
Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.
Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.
Какие бы инструменты не были выбраны для резьбы по дереву, необходимо строго соблюдать технику безопасности!
Технология геометрической резьбы
Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.
Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.
Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.
Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:
- Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
- Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
- Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
- После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.
Нельзя работать с заготовкой на коленях! У мастера должен быть стол для работы.
Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»
Инструменты. Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.
Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.
Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.
Второй этап. Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.
Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.
Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.
Третий этап. Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.
Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.
Пятый этап. Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.
Рисунки для резьбы по дереву
Для выполнения резьбы по дереву фотографии, рисунки и эскизы просто необходимы. Крупный рисунок для резьбы по дереву используется для габаритных изделий: для фасадов домов, внутренней отделки резьбой церквей, окон.
Для предметов интерьера и мебели резчики используют мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются мастером.
Мы предлагаем вам архив из 80 рисунков для резьбы по дереву. Выбирайте, распечатывайте, творите.
Видео мастер–классы резьбы по дереву для начинающих
Конечно, на видео резьба по дереву смотрится особенно впечатляюще. Канал «РУЧНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» показывает особенности геометрической резьбы для начинающих.
Женский взгляд на резьбу по дереву. Канал tatiankacarving демонстрирует нам, как делать лепестки цветов и листики.
Константин Беляев на своем канале подробно рассказывает о резцах для резьбы по дереву.
А на этом видео Ивана-строителя показано, как делать рельефно-плоскостную резьбу:
Будем очень рады, если эта статья вдохновила вас взяться за резьбу по дереву!
Скульптуры из дерева: особенности выполнения, советы профессионалов
Ее можно рассматривать с разных сторон. Она продумана до мелочей. Мастер, работающий с ней, должен владеть не только практическими навыками, но и знать законы композиции. Это древнее искусство, не утратившее своего значения и сегодня. Все перечисленное – это скульптурная резьба по дереву, особое направление в художественной обработке древесины. О том, как развивалось направление, о выборе материала и мотивах изображений, обо всех этапах работы над скульптурой, читайте в нашей статье.
Скульптурная резьба от древности к современности
Началось все еще с дохристианских времен – сначала человек делал из дерева фигурки языческих богов, им он поклонялся, у них искал защиты. Есть свидетельства существования деревянных скульптур на Древнем Востоке, в античных Риме и Греции. Античные мастера, к примеру, использовали древесину кипариса, кедра, смоковницы, ладана.
Старинные славянские игрушки
Из дерева изготавливали скульптуры богов, которые сверху могли быть облицованы бронзовыми пластинами. За такими статуями и статуэтками немало ухаживали – натирали их арома-маслами и воском. Деревянная скульптура поддавалась редким умельцам, работа это кропотливая и трудоемкая.
В Средние века дерево было главным материалом кораблестроительства, резная скульптура становилась украшением носа корабля. В 18 веке главной носовой скульптурой был лев, стоящий на задних лапах. Другие части судна тоже украшались: вензеля, гербы, цветы. В творчестве русских мастеров особенно прослеживается развитие направления в северных регионах, где большинство мужчин умели (да еще как!) обрабатывать дерево.
И сегодня скульптуры из дерева – не «привет из прошлого», а направление, стилистика которого впечатляет размахом. Японские и африканские скульптуры, ар-деко, кантри: все это становится источником вдохновения для мастеров, которые могут выбрать узкую направленность деятельности.
Мотивы изображений
Мотивы разнообразны как сама жизнь и ее художественное отображение. Взять, к примеру, нэцкэ. Резчик делает скульптуру в миниатюре, резной брелок, который впечатляет тонкостью передачи образа. Это декоративно-прикладное искусство с японскими корнями, сама фигурка считается и самодостаточным художественным произведением, и декоративной частью костюма. Изготавливаются они и сегодня, но в большинстве своем это низкокачественный продукт, не соответствующий по всем критериям своему историческому прародителю.
Есть, конечно, и сегодня мастера нэцкэ, но за одну мини-скульптуру от такого резчика приходится платить от 10000 долларов и выше.
Резная скульптура из дерева – виды:
- монументальная – решает идейно-образные задачи, раскрывающиеся в монументальных произведениях (пропорции скульптуры должны идеально сочетаться с окружающим пространством);
- садовая – элемент оформления садового пространства, концептуально единый с дизайном всего сада;
- скульптура для дома – декоративная составляющая интерьерного дизайна, выполненная в дереве;
- развивающие фигурки для детей – игровой материал, экологически безопасный, популярный сегодня (рекомендован детям от 6 месяцев и старше).
Выбор и подготовка древесины
Если фигурки планируете мастерить небольшие, хорошим вариантом будет яблоня, не хуже – береза, кипарис, лещина. Для миниатюры с большой детализацией берут липу, ольху, клен, осину, березу и грушу. Дерево с выраженной фактурой для работ с мелкими деталями не берут.
Начинающие резчики могут сразу пробовать себя в абстрактных работах (кому-то это действительно проще), в таком случае лучше брать липу, это, пожалуй, самый пластичный материал. А вот осину приходится предварительно запаривать, дабы придать древесине мягкость.
Бревно
Заготавливают материал в конце осени или зимой, так он высыхает быстрее. Традиционно предпочтение отдают естественной сушке дерева. Для этого бревна укладывают в штабеля, накрывают навесом. И в таком положении они остаются на год. Тот материал, что предназначен именно для резьбы, распиливают до полуметра на чурки, складывают в сухом помещении.
Но заготовки современный мастер может и вываривать, и сушить интенсивным способом (инфракрасные сушилки). Кору со ствола снимают практически полностью, оставляя по краям небольшие кольца. На эти концы надевают мешки и заматывают их резинками. Речь идет о длинном бревне.
В процессе роста и взросления сада некоторые деревья приходится спиливать (болезнь, старость, непогода). Корчевать их своими руками – задача очень сложная, да еще есть опасность повреждения корней соседних растений и коммуникаций. Потому обычный пень можно превратить в садовый арт-объект.
Например, интересными будут выглядывающие из дупла совята или бельчата, выкорчеванные в пне. Но можно и выкорчевать пень, однако впоследствии использовать его для садовой скульптуры. С такого объекта снимается кора, пень очищается от гнилой древесины и начинается поэтапное превращение пня в скульптуру. Приготовьтесь, что нужна будет не одна просушка, покраска, шлифовка, пропитка, лакировка и т.д.
Полено
Назначение, вид и форма будущего изделия определяют выбор материал.
Как выбрать нужное полено:
- древесина его должна иметь ровное и однородное строение;
- рисунок древесных волокон не должен быть выразительным;
- для резных работ подходит древесина среднего периода;
- светлая и однородная подойдет для скульптуры лица и портрета;
- темная и тоже однородная древесина подойдет для менее выразительных работ.
Для небольших работ начинающему мастеру стоит придерживаться этой схемы, так как она выстроена по всем классическим правилам подготовки материала для деревянной скульптуры.
Инструменты
Новички обычно пользуются всего двумя инструментами – перочинным ножиком и ножом-косяком. Но когда несложные элементы освоены, пора продвигаться дальше.
В списке обязательных инструментов будут:
- топорик для обтесывания;
- тесло;
- ножи-резаки;
- стамески;
- штихели;
- надхели.
Бензопила для больших работ тоже будет нужна. Для фиксации заготовок потребуются столярные тиски. Ценным приобретением будет и набор наждачной бумаги, и средства для заточки инструмента.
Мастеру-миниюатюрщику дополнительно понадобятся коготки и клепики. Японские профи, вырезающие изящные мини-скульптуры, в особенности преуспели в миниатюре резных фигурок, потому на сайтах и аккаунтах этих мастеров можно найти образцы подходящих инструментов.
Эскиз
Если художественное образование у вас есть, и вы детально представляете себе будущую скульптуру, то можете ограничиться эскизом в двух проекциях. Но если фигура сложная, и ее пространственная визуализация требует анализа, то придется делать модель (практически всегда – без деталировки).
Если будущее животное, фигурка человека или абстрактная фигура требуют полного разбора, то делается подробный эскиз с деталировкой и даже проработанной светотенью. Затем на основании этого эскиза нужно вылепить модель: она нужна для уточнения эскиза и построения схемы в двух, а то и трех проекциях.
Опытным мастерам, работающим с простой формой, можно приступать к делу даже без эскиза, сразу с разметки дерева. Есть работы, которые проще сразу вырезать, нежели нарисовать.
В большинстве случаев придется лепить фигурку из пластилина или глины на проволочном каркасе. С помощью стеков создается объемная модель, которая станет ориентиром дальнейших действий мастера. Очевидно, что без понимания композиции, света и тени, основ лепки за деревянную скульптуру как вид творчества взяться практически невозможна: художественная подготовка как база ремесла очень нужна.
Выполнение скульптуры
Начинается работа с подготовки. Резьба фигурки по дереву, будущая скульптура – это правильный выбор материала и его подготовки к обработке. Следующий этап заключается в создании эскиза, о чем сказано выше.
- Грубая обработка с выборкой основных форм – на этом этапе исходный эскиз приводится к геометрической фигуре из прямых линий с контрольными точками. Первой вырубается проекция с максимальным удалением материала, затем следует восстановление линий симметрии заготовки, после чего строится абрис второй проекции.
- Вырубка фигуры на 4 грани – уточненный абрис фигуры вырубается по фронтальной и тыльной, а также боковым граням. Частой ошибкой этого этапа является желание мастера округлить фигуру. Нет, пока ее абрис остается обобщенным.
- Гранение на 8 граней. У квадратных заготовок срезаются углы, что образует еще 4 грани. Окончательно уточняется положение фигуры, ее пластика и динамика. Ошибка этапа – уточнение и деталировка.
- Округление и деталировка. Наконец-то настает время избавиться от граней, прорабатывать мелкие детали и черты лица. Ошибка этапа – рисование на заготовке (грязь от карандаша потом сложно удалить).
- Вышкуривание. Отлично справится с ним корундовая бумага на тканевой основе, мелкой или средней зернистости.
Этапы создания объемной деревянной скульптуры хорошо раскрыты в данном видео.
Не спешите переносить готовое изделие в сад – скульптуру обязательно нужно покрыть защитным слоем. К слову, считается, что готовую скульптуру примерно на год нужно оставить в тени, и только спустя год она может становиться на постоянное солнечное место.
Покраска скульптуры
Покраска производится только по сухому дереву. Это значит, что какое-то время (минимум от недели) фигура должна простоять без финишной обработки. И желательно, чтобы перед покраской скульптура уже была покрыта грунтом, который закрывает поры древесины. Перед покраской достаточно просушить только верхние слои. Если покрыть дерево грунтом, а затем раскрасить его алкидными красками, скульптура с меньшей вероятностью будет трескаться.
Скульптуру для сада лучше покрасить и покрыть лаком, или хорошенько загрунтовать и покрыть морилкой. Для резных фигурок для дома краски нужны реже, но можно сделать фигурку и цветной: если покрываете ее впоследствии лаком, то краски могут быть фактически любые. Например, частенько сегодня используются акриловые составы.
Деревянные фигурки для детей часто красят обычной гуашью и покрывают качественным лаком (глянцевый, для мебели). Наиболее экологичной будет игрушка, покрытая льняным маслом.
Сделать фигурку самому? Почему бы и нет, только подготовка потребуется приличная. Начните с небольших игрушек по предварительным рисункам-эскизам, так вы и поймете привлекла ли вас резьба по дереву, скульптура в миниатюре и все тонкости этого ремесла.
Шьем римские шторы своими руками
Как часто вы меняете шторы на своих окнах? Насколько дорого это выходит?
Я хочу предложить вам достаточно бюджетный вариант — римские шторы своими руками. При этом вам 1 раз придется потратиться на карниз с механизмом и менять только ткань. А это гораздо дешевле, чем поменять комплект обычных штор на все окно!
Из преимуществ римских штор — свободный доступ к подоконнику, возможность открыть окно при закрытых шторах, стираются как обычные шторы, в отличии от рулонных.
К приближающемуся Новому году можно задать настроение новогодней тканью на римских шторах и декоративными подушками на диване.
Весной — полупрозрачные ткани ярких оттенков.
Осенью — оранжевые и коричневые тона текстиля в комнате. Все ограничивается вашей фантазией и тканями, которые вы найдете
Инструкций по пошиву в интернете множество, но недостаточно подробных, на мой взгляд. Возможно, это описание поможет кому-нибудь обновить свой интерьер.
Итак, нам понадобится для шторы шириной 60 см и высотой 160 см:
– тонкая лента (отделочная тесьма) в тон ткани — 2,4 метра для шторы шириной 60 см;
– ножницы, нитки, иголки, швейная машинка;
– отрез ткани 65 см х 165 см;
– комплект карниза для римских штор шириной 60 см со всеми необходимыми планками, утяжелителями, колечками, нитями и пр.;
В интернете я нашла множество заменителей готового карниза, вплоть до деревянных реек и колечек от нижнего белья. Возможно, это приемлемо для времянки или комнаты в общежитии. Мы же делаем для себя и надолго, тем более что это разовые затраты — впоследствии нужен будет только отрез ткани.
Рекомендации по выбору ткани: края мы будем обрабатывать, поэтому сыпучесть ткани тут не играет особой роли. Старайтесь выбирать ткани, предназначенные для штор — они обычно более устойчивы к выгоранию. Плотность ткани также зависит от конечной цели — это могут быть плотные портьерные ткани или тонкие полупрозрачные, в сетку — главное, чтобы они подходили к общему стилю оформления.
Первым делом определяем нужный размер ткани.
К ширине выбранного карниза прибавляем по 2,5 см на каждую сторону для подгиба. Мы будем шить для карниза шириной 60 см, поэтому 60+2,5+2,5 = 65 см ширина отреза. Ткань перед раскроем не забудьте декатировать (постирать и прогладить)! Иначе после первой стирки ваша штора может уменьшиться в размерах из-за усадки ткани.
По длине нам нужно 160 см. Для нижнего кармашка под утяжелитель и на верхний подгиб делаем запас 5 см, таким образом высота отреза нам нужна 165 см.
Подворачиваем края отреза по длинной стороне в 2 раза и строчим. В итоге штора по ширине должна получиться 60 см по размеру карниза.
Низ подворачиваем на 3,5 см и делаем кармашек для утяжелителя. У меня этот край шторы с кромкой, поэтому срез я не подворачивала во внутрь.
Для контроля измеряем длину шторы — 161 см. Подворачиваем верхний край на 1 см и пришиваем вторую часть велкро-ленты (липучки). На фото верх и них готового полотна.
В комплекте с карнизом идут 4 планки-разделителя, которыми мы разделим нашу штору на 5 складок. Понадобится 4 отрезка тесьмы по 60 см. В каждом подворачиваем срезы и аккуратно зашиваем.
160 см высоты шторы делим на 5 складок = 32 см. Это расстояние, на котором мы будем пришивать тесьму. На изнанке шторы отмечаем линии-разделители, пришиваем тесьму двумя строчками — сверху и снизу. В них мы проденем планки.
Теперь от края шторы слева и справа отмечаем на тесьме и на “кармашке” для утяжелителя внизу 12 см и пришиваем колечки, через которые будет проходить шнур для поднятия-опускания шторы.
На карнизе есть направляющие, через которые проходит шнур управления. Их также устанавливаем на расстоянии 12 см от каждого края и прочно фиксируем маленькими шурупами
Раскладываем готовую штору изнанкой вверх. Крепим на карниз.
Продеваем шнур через колечки, на последнем нижнем кольце рядом с утяжелителем завязываем прочный узел.
В нижний кармашек вставляем утяжелитель, в тесьму — планки. Горизонтальные кармашки можно с одной стороны зашить, хотя планки и так внутри достаточно держатся. Вторую сторону оставьте открытой — через нее будет удобно доставать планки и утяжелитель при стирке шторы.
На карнизе устанавливаем до щелчка крепления из комплекта, примеряем на окно, делаем отметку в местах крепления.
Закрепить можно в потолок или на стену, на раму.
Теперь можно снять карниз со шторой, установить крепления и снова закрепить карниз.
В полностью закрытом виде.
В приподнятом виде. Карниз позволяет фиксировать штору на любом уровне — достаточно потянуть на себя шнур.
В полностью собранном виде.
Из такой же ткани можно сшить чехлы на декоративные подушки для единства оформления.
В уходе такие шторы очень просты. Достаточно снять с ленты-«липучки» штору, развязав предварительно нижний узел и вытащив шнур из колечек, вытащить из «кармашков» утяжелитель и планки — и в стиральную машинку согласно рекомендациям по стирке этой ткани.
Как сшить римскую штору своими руками. Пошаговая инструкция
Добрый день друзья!
Недавно случайно увидела видео о том, как сшить римскую штору. Даже не предполагала, что ее легко сделать своими руками и довольно быстро.
Самой вдруг захотелось повесить такие шторки дома. Я прям загорелась и заинтересовалась этим вопросом. Стала подробно изучать материал, выяснять все нюансы и секреты, посмотрела отзывы. В результате у меня сложилось четкое свое представление, как сшить римскую штору своими руками: подробное руководство я решила сразу и описать, пока не забыла.
Что представляют собой римские шторы
Римская штора – полотно небольшого размера, которое закрывает окно в пределах рамы. Она имеет механизм подъема, поэтому штору можно поднимать или опускать при необходимости: закрывать окно от знойного солнца или, наоборот, пускать в комнату солнечный свет.
При подъеме штора ложится горизонтальными складками.
По одной из легенд в строящемся Древнем Риме такими шторами из тяжелой плотной и мокрой ткани придумали закрывать окна от пыли, которая летела от строительного материала и камня, а потом они пригодились и для защиты от палящих лучей. Но вместе с тем возникла необходимость приподнимать их, чтобы впустить воздух и проветрить комнату.
По другой легенде идея штор пришла от римских мореплавателей, по такому же принципу подъема и опускания тогда делали паруса.
В наше время римские шторы- очень модный элемент интерьера. Это сочетание мягкости ткани и функциональности жалюзи. Модные шторы вешают не только на кухне и в ванной, небольших помещениях с узкими окнами, но и в просторных гостиных с большими окнами из пластика. В последнем случае используют либо одну широкую штору, либо несколько маленьких. Лично мне вариант из нескольких шторок больше импонирует.
Римские шторы шьют из разных тканей – однотонных и с рисунком, в цветочек и полоску, плотных и полупрозрачных, со сложным плетением. Иногда нижний край дополнительно декорируют.
Шторы могут крепиться как внутри оконного проема близко к стеклу, так и по внешней стороне окна. Образцы вы можете увидеть на фото.
Их вешают отдельно сами по себе или вместе с классическими портьерами и тюлем.
Считается, что все, что модно – дорого. Но для нас – рукодельниц нет ничего невозможного. И вполне можно сшить римские шторы самим.
Римские шторы на окна своими руками или на дверной проем делают одинаково.
Материалы для изготовления римской шторы
Нам потребуется сама ткань прежде всего. По качеству для римской шторы лучше использовать не очень тяжелое полотно, чтобы оно легко драпировалось. Вместе с тем ткань должна быть плотной, не используйте трикотаж, который будет тянуться под весом вставленных реек.
Ткани на одну шторку потребуется совсем не много, ее расход определяем исходя из длины и ширины окна с учетом припусков на швы. Плюс еще немного ткани нужно для кармашков, в которые будут вставлены рейки.
Для подъемного механизма:
- Липкая двухсторонняя лента для крепления шторки к карнизу шириной 2,5 см. Такие продают в магазинах товаров для шитья.
- Металлические или пластмассовые колечки и саморезы с крючком, через которые будет продеваться шнур.
Для узкой шторки крючков потребуется три.
Число колечек = числу складок на шторе, умноженному на 3. - Нейлоновый шнур. Можно использовать и любой другой, а для лучшего скольжения соединить его с леской (4мм).
- Рейки, по которым будут формироваться складки. Ширина реек примерно 1,5 см. Можно использовать пластиковый профиль, штапики, кабель каналы, штыри, бамбуковые палочки.
- Утяжелитель – это планка, которая вставляется по низу шторки. В магазине товаров для ремонта можно купить какую-нибудь обналичку.
- Брусок шириной не менее 2,5 см, на который будет крепиться наша штора на окне, по сути – самодельный карниз.
Рейки, утяжелитель и брусок готовим длиной на один сантиметр меньше ширины готовой шторы. - Крепления для карниза.
- Горячий клей, мебельный степлер или гвоздики с декоративными шляпками.
А также нам будут нужны иголка, нитки, ножницы, швейная машинка и утюг.
Строим выкройку римской шторы своими руками
Универсальная выкройка римской шторы нам не нужна, так как ее можно сделать своими руками для каждого индивидуального случая.
Нужно только знать размеры окна. Я буду использовать для примера размер окна 120 х 220 см.
Ширина шторы
Ширина шторы внутри окна равна ширине окна – 1 см. Прибавляем к этой величине по 1,5 см на припуски с каждой стороны:
Если шторка будет располагаться по внешней стороне окна, то к ее ширине надо добавить 5 см:
Длина шторы
Тут у нас расчет будет посложнее.
Римскую штору можно сшить двойной, по изнанке пришить кулиски из тесьмы или полос ткани для вставки реек. Но я предлагаю другой вариант, более простой и аккуратный, как мне кажется. Люблю, чтобы и с изнаночной стороны все выглядело красиво.
Длина шторы равна высоте окна – 1 см (для внутренней шторки, для наружной – произвольный размер).
Прибавляем на подгиб снизу 7,5 см и на подгиб сверху – 3 см:
И еще нам надо прибавить ткани на кармашки для реек.
Ширина одного кармашка – 1,8 см (для рейки шириной 1,5 с учетом толщины). Умножаем ее на 2 =3,6 см.
Далее определим количество кармашков. Расстояние между рейками — это ширина складок шторы. Она может варьироваться от 18 до 30 см.
Длину шторы делим на выбранную по вашему усмотрению ширину складки:
По целому числу получаем 7 складок, следовательно количество кармашков: 7-1=6.
Ширину кармашков умножаем на их количество: 3,6х6=21,6.
Получается, что на длину шторки нужно:
Размеры ширины и длины откладываем по изнаночной стороне ткани и выкраиваем заготовку шторки.
Пошив римской шторы
Теперь приступаем к пошиву римской шторы своими руками.
Шаг 1. Подшиваем боковые швы, проглаживаем их утюгом.
Швы делайте маленькими и аккуратными.
Шаг 2. Откладываем сверху 3 см, подгибаем на изнаночную сторону, подворачиваем край на 0,5 см внутрь, проутюживаем и подшиваем.
Шаг 3. Снизу откладываем 7,5 см и подшиваем нижний край на расстоянии 5 см, предварительно также проутюжив.
Шаг 4. По изнаночной стороне отмечаем карандашом линии расположения кармашков, начиная снизу, на следующих расстояниях:
30 см (ширина складки) –3,6 см (ширина кармашка) -30 -3,6-30-3,6-30 –3,6 -30 -3,6-30-3,6
В верхней части останется чуть больше 30 см, но это не страшно.
Ведь римскую штору не поднимают до самого верха, поэтому размер ее верхней части может быть произвольным и не обязательно равным ширине всех складок.
Шаг 5. Складываем ткань в местах кармашек, соединяя две линии, лицевой стороной внутрь. Получаем небольшие складочки, сметываем их, прошиваем на машинке.
Проутюживаем, направляя все кармашки обязательно вниз.
Это важное условие, при несоблюдении которого складки не будут хорошо ложиться.
Шаг 6. К верхнему краю шторы пришиваем липучую ленту двумя строчками (по верхнему и нижнему краю ленты).
Вот и все, наша римская штора готова. Еще раз ее проглаживаем утюгом.
Карниз для римских штор своими руками
В принципе, проще было бы купить готовый карниз для римских штор. Но уж если до конца делать все своими руками, то поступаем следующим образом.
Берем подготовленный брусок и заворачиваем его в ткань. Используем ту же, что и для пошива шторы. Закрепляем степлером или декоративными гвоздиками.
Прибиваем к бруску с лицевой стороны липкую ленту, можно попробовать приклеить горячим пистолетом.
С обратной стороны по концам прикручиваем к бруску уголки, на которые будем подвешивать карниз к стене.
В нижней части бруска с краев и по центу вкручиваем саморезы с крючками.
Как сделать подъемный механизм римской шторы
Ну и наконец, дошли мы до главного и заключительного этапа в изготовлении римской шторы.
Аккуратно пришиваем по краям (лучше как можно ближе к краю) и в центре на всех кармашках для реек колечки иголкой с ниткой.
Прикрепляем шторку к карнизу на липучку.
Раскладываем всю конструкцию на полу.
Определяем, с какой стороны будет у нас висеть шнур, за который мы будем подтягивать штору и вдеваем его сквозь кольца.
Край шнура прижигаем спичками, чтобы не распустился.
Лицом к нам изнаночная сторона шторы:
- Пропускаем шнур сквозь крючок на бруске слева, затем сквозь крючок по середине, затем через крючок справа и опускаемся вниз по правому краю шторы, протягивая шнур через колечки.
- Завязываем шнур узлом на последнем кольце.
- Расправляем штору, натягиваем шнур и обрезаем его с левой стороны примерно на высоте середины шторы.
- Берем новую веревку, вдеваем ее через левый и средний крючки карниза и затем через кольца по средней части шторы. Завязываем конец шнура на нижнем кольце. Начало шнура выравниваем с первым шнуром и обрезаем на этом же уровне.
- Третью веревку вдеваем через первый крючок и опускаемся по колечкам по левой стороне шторы вниз. Завязываем на последнем кольце. Обрезаем начало шнура так же как первый и второй.
- Еще раз натягиваем нити, проверяем, чтобы натяжение всех трех было равномерным. Иначе при подъеме шторы складки может перекосить.
Три свободных конца шнура заплетаем в косичку, красиво перевязываем.
Если вы решите пустить веревки, отступив от краев некоторое расстояние, тогда может понадобиться вкрутить еще один крючок на бруске для фиксации веревки.
Если штора широкая, то нити для подъема можно пропустить не по трем, а по пяти вертикальным линиям.
В кармашки вставляем рейки, края лучше оставить не зашитыми. Тогда и стирать шторы будет легче: вытащили рейки и стирайте без проблем.
В нижней части шторы вставляем планку-утяжелитель.
Остается повесить штору на окно. Тут может понадобиться мужская помощь.
Потянули за шнурок – штора собралась в складки и поднялась.
Ослабили шнур, потянули за штору вниз – она опустилась.
Надеюсь, как сшить римскую штору своими руками, из моего подробного пошагового описания вам понятно .
А вот то видео, которое меня вдохновило, но в этот мастер класс я внесла свои изменения, о которых написала:
Дополнительные советы
Когда штору повесите, сбрызнете ее водой из пульверизатора, поднимите, расправьте складки и оставьте в таком состоянии до просушивания. Таким образом, складки запомнят нужную им позицию и всегда при подъеме будут легко и правильно укладываться.
Свободный край шнура намотайте на декоративный крючок, который можно прикрепить к стене.
Творческих вам успехов!
С уважением, автор блога «Уют и тепло моего дома» Ольга Смирнова
Возможно, вас заинтересует: