Расписной дом в Старой Ладоге (фото)

Расписной дом в Старой Ладоге (фото)

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Memories

Интеллектуальная роспись — дом в Старой Ладоге

«Хорошо, ну а живете-то вы где?», — такой вопрос нередко задают художнице Татьяне Козьминой гости, впервые попадающие в ее дом в Старой Ладоге. «Приходится объяснять, что вот на этих девяти метрах полезной площади мы и живем», — говорит Татьяна. Жилплощадь, на которой располагаются она и искусствовед Борис Васильев, действительно невелика — небольшой дом середины XIX века недалеко от староладожской крепости и Варяжской улицы, которую называют первой улицей на Руси. Однако гости, журналисты и телекорреспонденты едут к Татьяне и Борису не за древностями. Их интересует дом, который снаружи и внутри украшен рисунками.

Ворота расписаны по мотивам орнаментов ладожских церквей

Церковь святого Петра и ладожские дома

Фасад дома, выходящий на улицу

На входной двери дома изображена сцена с Сирином. Вместо лика у Сирина помещено зеркало, так, что каждый может в него посмотреться и стать Сирином. Еще одно подтверждение моей теории, перенятой у Ю. М. Лотмана, о том, что на «высокое искусство» (картины, скульптуру) мы смотрим, а с народным искусством мы играем.
Созерцание, например, портрета какой-нибудь знатной дамы в музее не предполагает того, что вы будете подставлять вместо ее головы свою. Напротив, вашей задачей будет попытаться глубже проникнуть в сам образ, понять его особенности и т. д. А народное искусство общается с вами противоположным образом — призывает играть, пересказывать своими словами, шутить, дурачиться, лезть в сюжет и пр. И здесь это очень здорово продемонстрировано.
Сама Татьяна сказала, что прикрепила зеркало, так как «постоянно что-то выдумывает». Плюс, дверь всегда сильно пачкается, а краска помогает это скрыть. Учтем этот факт, видимо, в XIX веке при заказе росписи дома это обстоятельство тоже учитывалось.
Внизу изображена сама Татьяна, возвращающаяся из леса. Как мы увидим, героями росписей зачастую являются сами хозяева, а также их друзья и гости.

Небольшая кухня полна рисунков. На верхней створке холодильника Татьяна выразила впечатления от посещения Парижа, включив сюда кулинарную тему — здесь сыр, вино, виноград. А ниже — дары природы и заготовки из них. Что находится внутри, то изображено снаружи. Если бы прагматика росписей прошлого века считывалась бы так же хорошо, мне не о чем было бы писать магистерскую.

Над плитой располагается роспись по мотивам популярного лубка с фривольным текстом — кавалер пристает к даме в то время, когда она печет блины. Доска, на которой возникла эта живопись, имеет еще и укрепительную функцию — без нее, по словам хозяйки, полкухни вывалилось бы на улицу: дом-то старый.

Умывальник украшен росписью на сюжеты рыбной ловли.

БОрис и ТАтьяна. А кому докажешь через сто лет? ) Будете создавать свои художественный шедевры — на минутку подумайте о ваших будущих исследователях. Черкните в уголке свое имя и название работы.

Изображения льва и единорога на кухне не маркируют содержимое и взялись, как выяснилось, из культурного опыта хозяйки. Кроме того, сказалось изучение книг по народной живописи, например, В. А. Барадулина о Прикамье, Урале, Приуралье.

Татьяна окончила Академию Художеств, работает в технике литографии, иллюстрирует книги. В Ладогу переехала в 80-е и живет здесь постоянно.

Борис Васильев — искусствовед, занимается росписями древнерусских храмов. Накануне ночью при свете телефона читала его статью о мраморовидных росписях в церквях XI-XII веков, а днем познакомилась с самим автором.

А вот они же за чаем на крышке самодельного сундука

Этот же сундук сбоку — Татьяна его расписывает)

В сенях находится холодильник. Несложно догадаться, что в нем хранится мясо. Судя по словам хозяйки, совсем не такого разнообразия и количества, и это привет еще одной функции росписи — она должна показывать зажиточность хозяев. Как в наши дни, так и в позапрошлом веке.

Дверь в хозяйственный дом. Сцены из жизни.

Дверь в мастерскую Татьяны. В клеймах нарисованы те, кто в этой мастерской приезжает работать.

Татьяна рисует стенгазеты, посвященные событиям того или иного выдающегося дня: визиту Путина в Старую Ладогу (пафос не в самом визите, а в подготовке к нему и устройстве показухи), пожару, или просто походу с лес с друзьями. Подобные листы массово печатались в старину и тоже были посвящены каким-то особым событиям. Я поинтересовалась, не рисует ли Татьяна стенгазеты на деревянных плоскостях. Она ответила, что нет, так как считает формат «листка» более подходящим для такой цели.

Фасад дома, обращенный во двор.

Читайте также:
Текстиль в спальне. Шикарные дизайнерские идеи (38 фото)

Татьяна и Борис за чаепитием.

Фасад хозблока/студии. По словам художницы, не смогли украсить дом так, как задумывали, поэтому нарисовали то, что хотели построить. Изображен ноев ковчег. Выбраны те животные, которые нравятся Татьяне.

Жаль, что хорошо снять росписи, особенно интерьерные, невозможно с моей техникой и отсутствием нормальной вспышки. Поэтому если вы фотограф и вам понравились росписи — давайте съездим и переснимем лучше. Готовы привезти вас в Ладогу и увезти. Да и просто посмотреть — заходите. Дом опубликован в “Lonely Planet”, и хозяева, в целом, привыкли, что в ворота то и дело тарабанят иностранцы, указывая на путеводитель и требуя впустить.

Расписной дом в Старой Ладоге (фото)

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Memories

Интеллектуальная роспись — дом в Старой Ладоге

Мне нравится декоративная живопись и люди, умеющие украшать все вокруг себя.

Оригинал взят у lion_house в Интеллектуальная роспись — дом в Старой Ладоге

«Хорошо, ну а живете-то вы где?», — такой вопрос нередко задают художнице Татьяне Козьминой гости, впервые попадающие в ее дом в Старой Ладоге. «Приходится объяснять, что вот на этих девяти метрах полезной площади мы и живем», — говорит Татьяна. Жилплощадь, на которой располагаются она и искусствовед Борис Васильев, действительно невелика — небольшой дом середины XIX века недалеко от староладожской крепости и Варяжской улицы, которую называют первой улицей на Руси. Однако гости, журналисты и телекорреспонденты едут к Татьяне и Борису не за древностями. Их интересует дом, который снаружи и внутри украшен рисунками.

Ворота расписаны по мотивам орнаментов ладожских церквей

Церковь святого Петра и ладожские дома

Фасад дома, выходящий на улицу

На входной двери дома изображена сцена с Сирином. Вместо лика у Сирина помещено зеркало, так, что каждый может в него посмотреться и стать Сирином. Еще одно подтверждение моей теории, перенятой у Ю. М. Лотмана, о том, что на «высокое искусство» (картины, скульптуру) мы смотрим, а с народным искусством мы играем.
Созерцание, например, портрета какой-нибудь знатной дамы в музее не предполагает того, что вы будете подставлять вместо ее головы свою. Напротив, вашей задачей будет попытаться глубже проникнуть в сам образ, понять его особенности и т. д. А народное искусство общается с вами противоположным образом — призывает играть, пересказывать своими словами, шутить, дурачиться, лезть в сюжет и пр. И здесь это очень здорово продемонстрировано.
Сама Татьяна сказала, что прикрепила зеркало, так как «постоянно что-то выдумывает». Плюс, дверь всегда сильно пачкается, а краска помогает это скрыть. Учтем этот факт, видимо, в XIX веке при заказе росписи дома это обстоятельство тоже учитывалось.
Внизу изображена сама Татьяна, возвращающаяся из леса. Как мы увидим, героями росписей зачастую являются сами хозяева, а также их друзья и гости.

Небольшая кухня полна рисунков. На верхней створке холодильника Татьяна выразила впечатления от посещения Парижа, включив сюда кулинарную тему — здесь сыр, вино, виноград. А ниже — дары природы и заготовки из них. Что находится внутри, то изображено снаружи. Если бы прагматика росписей прошлого века считывалась бы так же хорошо, мне не о чем было бы писать магистерскую.

Над плитой располагается роспись по мотивам популярного лубка с фривольным текстом — кавалер пристает к даме в то время, когда она печет блины. Доска, на которой возникла эта живопись, имеет еще и укрепительную функцию — без нее, по словам хозяйки, полкухни вывалилось бы на улицу: дом-то старый.

Умывальник украшен росписью на сюжеты рыбной ловли.

БОрис и ТАтьяна. А кому докажешь через сто лет? ) Будете создавать свои художественный шедевры — на минутку подумайте о ваших будущих исследователях. Черкните в уголке свое имя и название работы.

Изображения льва и единорога на кухне не маркируют содержимое и взялись, как выяснилось, из культурного опыта хозяйки. Кроме того, сказалось изучение книг по народной живописи, например, В. А. Барадулина о Прикамье, Урале, Приуралье.

Татьяна окончила Академию Художеств, работает в технике литографии, иллюстрирует книги. В Ладогу переехала в 80-е и живет здесь постоянно.

Борис Васильев — искусствовед, занимается росписями древнерусских храмов. Накануне ночью при свете телефона читала его статью о мраморовидных росписях в церквях XI-XII веков, а днем познакомилась с самим автором.

А вот они же за чаем на крышке самодельного сундука

Этот же сундук сбоку — Татьяна его расписывает)

В сенях находится холодильник. Несложно догадаться, что в нем хранится мясо. Судя по словам хозяйки, совсем не такого разнообразия и количества, и это привет еще одной функции росписи — она должна показывать зажиточность хозяев. Как в наши дни, так и в позапрошлом веке.

Читайте также:
Шкаф-купе 1,5 м яблоня локарно темная (фото)

Дверь в хозяйственный дом. Сцены из жизни.

Дверь в мастерскую Татьяны. В клеймах нарисованы те, кто в этой мастерской приезжает работать.

Татьяна рисует стенгазеты, посвященные событиям того или иного выдающегося дня: визиту Путина в Старую Ладогу (пафос не в самом визите, а в подготовке к нему и устройстве показухи), пожару, или просто походу с лес с друзьями. Подобные листы массово печатались в старину и тоже были посвящены каким-то особым событиям. Я поинтересовалась, не рисует ли Татьяна стенгазеты на деревянных плоскостях. Она ответила, что нет, так как считает формат «листка» более подходящим для такой цели.

Фасад дома, обращенный во двор.

Татьяна и Борис за чаепитием.

Фасад хозблока/студии. По словам художницы, не смогли украсить дом так, как задумывали, поэтому нарисовали то, что хотели построить. Изображен ноев ковчег. Выбраны те животные, которые нравятся Татьяне.

Жаль, что хорошо снять росписи, особенно интерьерные, невозможно с моей техникой и отсутствием нормальной вспышки. Поэтому если вы фотограф и вам понравились росписи — давайте съездим и переснимем лучше. Готовы привезти вас в Ладогу и увезти. Да и просто посмотреть — заходите. Дом опубликован в “Lonely Planet”, и хозяева, в целом, привыкли, что в ворота то и дело тарабанят иностранцы, указывая на путеводитель и требуя впустить.

Достопримечательности Старой Ладоги — первой столицы Руси

В наше время Старая Ладога — небольшое село, расположенное на высоком берегу Волхова, в 120 километрах от Санкт-Петербурга. Здесь тихо и спокойно, жизнь течет размеренно и неторопливо. Но многочисленные курганы и древние памятники архитектуры свидетельствуют о том, что место это непростое. Она — первая столица Руси.

В 2008 году мне довелось работать здесь в археологической экспедиции. Предлагаю вам, мои читатели, свой небольшой путеводитель по достопримечательностям Старой Ладоги.

Крепость Старая Ладога

Староладожская крепость (крепость Старая Ладога)

Первая деревянная крепость на этом месте была построена в IX-X веках на месте впадения речки Ладожки (Елены) в Волхов. В 1116 году при князе Мстиславе Владимировиче Великом (1076-1132, в крещении Феодор) началось строительство каменной крепости, которая впоследствии неоднократно перестраивалась. Неприятель много раз штурмовал её. В 1617 году по Столбовскому миру она отошла России и почти сто лет была пограничной. После 1702 года, когда был взят Нотебург (Орешек), крепость потеряла своё стратегическое значение.

В настоящее время в Староладожской крепости ведутся археологические изыскания и реставрационные работы. Часть построек реконструирована на конец XVI века, остальное — законсервированные развалины. На её территории расположены Георгиевский собор, церковь Димитрия Солунского, музей крепости.

Крепость Старая Ладога

Георгиевский собор

Георгиевский собор был построен в память о попытке шведов взять Ладогу в 1164 году. Он — один из двух сохранившихся в Старой Ладоге храмов домонгольского времени (первоначально их было 7 или 8). Внутри сохранилось около 20% фресок XII века, среди которых самые выразительные — «Вознесение Господне» на барабане и куполе, «Чудо Георгия о змие» в алтарной части и другие. По преданию, перед битвой со шведами в этом храме молился и освящал свой меч князь Александр Невский.

Георгиевский собор и церковь Дмитрия Солунского

Церковь Дмитрия Солунского

Первое упоминание о церкви относится к 1646 году. Неоднократно перестраивалась. Существующий ныне храм построен в 1901 году.

Георгиевский собор и церковь Димитрия Солунского

Музей Староладожской крепости

Музей был основан в 1971 году в Воротной башне Староладожской крепости. Экспозиция включает в себя предметы различных эпох, начиная от каменного века.

Адрес: 187412, Ленинградская область, Волховский район, п. Старая Ладога, Волховский пр., д. 19. Тел. (8-1263) 493-70. Время работы: 10.00-17.00, выходной — понедельник.

Музей в Староладожской крепости

Земляное городище

В 1584-1585 годах к югу от каменной крепости из дерева и земли был возведен Земляной город, имевший три бастиона. По-видимому, это была одна из первых крепостей бастионного типа в России. На четырехметровом земляном валу стоял дубовый частокол с тремя башнями: Наугольной, Бережной и Надвратной. В настоящее время здесь ведутся археологические раскопки, найдены древние жилища IX-XI веков, многочисленные предметы того времени, многие из которых европейского и арабского происхождения.

Земляное городище Реконструкция Ладожской крепости в XVI веке

Староладожский Никольский мужской монастырь

По преданию, Никольский монастырь был основан князем Александром Невским «в память о гиблых ладожских сродниках», павших в Невской битве в 1240 году. В 1611 году сюда переселились монахи из разрушенного шведами Валаамского монастыря. Вскоре Никольский монастырь был разрушен войсками Якоба Делагарди (1583-1652), одного из активных участников событий Смутного времени. После Смутного времени монастырь восстанавливался. В конце XVIII века был упразднен, но в начале следующего столетия вновь открыт.

Читайте также:
30 идей. Письменный стол-подоконник в интерьере

Последние годы в Никольском монастыре ведутся реставрационные работы.

Самое старое сооружение монастыря — четырехстолпный одноглавый собор Святителя Николая Чудотворца XVII века, построенного на месте собора XII века с фрагментами последнего. Церковь Иоанна Златоуста была построена в конце XIX века в форме древнеримской базилики, с элементами псевдорусского стиля.

Адрес: Ленинградская область, Волховский район, п. Старая Ладога, ул. Никольская, д.1

Староладожский Никольский мужской монастырь

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь

Основан в 1156 году на месте древнего монастыря Симеона Богоприимца. В первой половине XII века здесь был построен Успенский собор, сохранившийся до настоящего времени. Внутри собора обнаружены фрагменты фресок XII века. Остальные сооружения монастыря были построены в XIX веке в стиле позднего ампира и псевдорусском стиле. В Успенском монастыре нашла приют Анна Кашинская, были заточены Евдокия Лопухина и Евдокия Ганнибал, в XIX веке жила монахиня-поэтесса Елисавета Шахова.

Адрес: Ленинградская область, Волховский район, п. Старая Ладога, Успенский переулок.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь

Усадьба «Успенское»

Расположена рядом с Успенским монастырем. Была построена в 1780-е годы генерал-поручиком Романом Никифоровичем Томиловым. В 1816-1817 годах его сын Алексей перестроил отцовскую усадьбу. Здесь Томилов хранил свое богатейшее собрание картин, среди которых была самая большая в России коллекция рисунков и офортов Рембрандта. Гостями «Успенского» были многие русские художники, среди которых — О.А.Кипренский, И.К.Айвазовский, Н.К.Рерих.

В 1918 году более 6000 предметов живописи были переданы Русскому музею в Петрограде. Усадебный дом сгорел в 1928 году, уцелел лишь бывший служебный дом.

Усадьба «Успенское», фото из интернета

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Расположена на Малышевой горе. До середины XVIII века здесь существовал Иоанно-Предтеченский монастырь, первое упоминание о котором относится к 1276 году. Существующий ныне храм был построен в 1695 году в ярославском стиле. Внутри сохранились фрески того времени. В XIX веке поблизости от храма началась добыча кварцевого песка, образовались подземные полости. Возможно, они послужили началом возникновения историй о подземных ходах, связывающих храм со Староладожской крепостью и пещерами. До 1930-х годов церковь Рождества Иоанна Предтечи считалась главным храмом Старой Ладоги.

В 64 м к юго-востоку от храма Рождества Иоанна Предтечи расположен вход в Староладожскую пещеру. К северо-востоку от храма расположен Святой источник Параскевой Пятницы, оборудованный купелью.

Адрес: Ленинградская область, Волховский район, п. Старая Ладога, Поземская ул., д.1

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе

Варяжская улица

Варяжская улица считается самой старой улицей России, которая согласно письменным источникам существовала уже в XV веке. Здесь обнаружены различные предметы быта IX-X веков. С XVIII века она начала застраиваться купеческими домами. В настоящее время вдоль неё стоят преимущественно одноэтажные частные дома за заборами.

Вид в сторону Варяжской улицы

В 2013 году на Варяжской улице была установлена бронзовая скульптура сокола — тотемного символа рода Рюриковичей и символа Старой Ладоги. Считается, что в его клюве нужно на счастье оставить монетку.

Скульптура «Атакующий сокол», символ Старой Ладоги. Сокол — тотемный символ династии Рюриковичей, часто встречается в качестве геральдического символа в культуре восточных славян.

12 сентября 2015 года в сквере на Варяжской улице был установлен памятник Рюрику и Вещему Олегу, архитектор Олег Шоров.

Памятник Рюрику и Вещему Олегу

Часовня Успенского монастыря на Варяжской улице

Построена архитектором Н.Бранденбургом в 1913 году на средства Императорского Географического общества на месте фундамента старинного храма XII века, предположительно Спасского.

Дом купца П.В.Калязина

Каменный дом купца П.В.Калязина построен в XIX веке. В его стенах работает Археологический музей Старой Ладоги, в экспозиции которого представлены предметы, обнаруженные в ходе археологических раскопок в Старой Ладоге.

Дома купцов Калязиных

Дом купца А.В.Калязина

Деревянный дом, построен в XIX веке на Варяжской улице. Одно время в нем располагался музей «Купеческий быт Старой Ладоги».

Дом купца А.В. Калязина (зеленый, около памятника Рюрику и Олегу)

Ремесленная Слобода

Расположена на Волховском шоссе, неподалеку от курганов. Это действующее старобытное подворье, где проживает художник-реставратор с семьей. Рядом расположена сувенирная лавка. Также за небольшую плату можно попить чай из самовара с пирожками.

Парк в память земляков, погибших в 1941-1945 годах

Небольшой парк, где установлен памятный знак с надписью «Здесь заложен парк в память о земляках, погибших на полях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Парк заложен в год 40-летия Победы».

Парк в память земляков, погибших в 1941-1945 годах

Стела в память 1250-летия Старой Ладоги

Установлена в сквере рядом с районным культурно-спортивным центром «Ладога».

Стела в память 1250-летия Старой Ладоги

Читайте также:
Гараж-клуб (идея дизайна, фото)

Курганы в урочище Сопки

Большое поле между Волховским проспектом и Волховом, на котором возвышаются курганы VIII-XII веков. Наиболее известный из них — Олегова могила, где, как считается, похоронен Вещий Олег. На его вершине и склонах сохранились остатки древних грабиловок. Археологические исследования следов могилы Олега, увы, не обнаружили.

С курганами связано немало легенд: что существует целая система подземных ходов, связывающая курганы с пещерами, крепостью и монастырями Старой Ладоги. Также здесь собираются родноверы и любители старины.

Курганы

Пещеры Старой Ладоги

Наиболее известные пещеры — Староладожская, Танечкин, Малышка. К югу от села расположены несколько неисследованных пещер. Они представляют собой выработки XIX века. В Танечкиной пещере живет самая большая на северо-западе России колония летучих мышей.

В Танечкиной пещере

Любшанская крепость

Любшанская крепость считается самой древней на Руси. Представляет собой мысовое городище диаметром около 50 метров, окруженное дугообразным валом около 70 метров в длину и до 18 метров шириной у основания. Первое финно-угорское поселение на этом месте возникло в III веке. Во второй половине VII — первой половине VIII века сюда пришли славянские племена (возможно, ильменские словены), которые вытеснили местное население. Старое чудское городище сгорело, на его месте было построено новое, славянское. Погибло на рубеже IX-X веков.

Сохранились панцирная кладка из плитняка, фрагменты дополнительных подпорных стен и деревянных укреплений по верху вала. Находится около деревни Сельцо-Горка, на территории гостевого комплекса «Староладожская Дача».

Полевые исследования Любшанского городища в 1999 году. Фото с сайта музея-заповедника «Старая Ладога» www.ladogamuseum.ru

Усадьба Любша

Бывшая усадьба находится в деревне Сельцо-Горка. Принадлежала помещице Надежде Константиновне Измайловой, теще художника-передвижника Василия Максимовича Максимова (1844—1911). Усадьбу и владелицу можно увидеть на знаменитой картине художника «Всё в прошлом».

Василий Максимов. «Всё в прошлом», 1889. Холст, масло. 72 × 93,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Васильевский погост

Васильевский погост расположен на противоположном берегу реки Волхов, в деревне Чернавино. До 1764 года здесь существовал Васильевский монастырь, насельниками которого одно время были монахи, бежавшие из занятого шведами Валаамского монастыря. Сохранились церковь Василия Кессарийского, построенная в 1686 году на фундаменте разобранной за ветхостью каменной XIII века, и Спасо-Преображенская церковь, возведенная в 1871 году на месте деревянной церкви 1684 года постройки. На Васильевском погосте похоронен известный художник-передвижник Василий Максимович Максимов (1844-1911).

Васильевский погост в Чернавино

Курганный могильник в урочище Плакун

Расположен напротив крепости Старая Ладога в деревне Лопино, на другом берегу реки Волхов. Представляет собой большой курганный могильник из 13 плоских курганов высотой 0,3-0,6 метра и диаметром насыпей 10-20 метров. Следы остальных курганов могли быть уничтожены в прошлом. Являются скандинавскими, датируются приблизительно VIII — концом IX века.

Вид в сторону урочища Плакун и Староладожской крепости с Васильевского погоста

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Бабино

Деревня Бабино, в прошлом — село Покровское. Здесь находится руинированная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1737-1739 годах в стиле, близком к нарышкинскому барокко.

Горчаковщинские водопады

Расположены в деревне Горчаковщина. С северной стороны деревни — большой водопад, с южной — поменьше.

На сколько дней приезжать в Старую Ладогу и где разместиться

Думаю, вы убедились, что в Старой Ладоге есть на что посмотреть. Тем не менее, обычно сюда приезжают на один день. В таком случае, многие достопримечательности осматриваются на бегу, а иные и вовсе остаются «за кадром». По возможности, сюда стоит приехать на несколько дней, чтобы прочувствовать всю атмосферу этого места, съездить в Новую Ладогу, к устью Волхова, прогуляться по окрестностям.

В последние годы в окрестностях Старой Ладоги появилось несколько отелей и баз отдыха. Выбор небольшой, но он есть. Подборку гостиниц в Старой Ладоге и окрестностях можно посмотреть здесь.

Довольно интересным вариантом мне показалась уже упоминавшаяся выше «Староладожская Дача» на противоположном берегу Волхова. Еще один вариант — остановиться в гостинице «Металлург» в Волхове в 15-20 минутах езды на машине от Старой Ладоги.

Достопримечательности Старой Ладоги на карте

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

Интересный город с красивыми пейзажами. Хотелось бы побывать в Староладожской крепости.

Староладожская крепость очень интересная. Вообще крепости Северо-Запада России необыкновенные, такие мощные твердыни!

Душевно, как и всегда, Мария! Всего 120 км от Питера. Совсем недалеко! Можно съездить на день или на выходные. Интересные исторические детали!

Читайте также:
Комод орех (фото)

Татьяна, спасибо! Да, в Старую Ладогу можно съездить из Петербурга. Но лучше на несколько дней. Хоть это всего лишь село, но очень много интересных объектов на ее территории. За один-два дня это будет «галопом по Европам».

Целый месяц! ЗдОрово. Когда я планировал туда заехать по пути в Карелию, думал одного дня достаточно. Пробыли два дня, и показалось мало.

Я сейчас понимаю, что и месяца было мало. Конечно, большую часть времени мы работали на раскопках. Но многое удалось при этом и посмотреть. И лекции специалистов послушать. Пусть и ругают многие Кирпичникова — он реально очень грамотный специалист, который копал многие городища и крепости Северо-Запада России.

давно мечтаю туда съездить. А уж поработать там в составе археологической экспедиции, послушать рассказы специалистов — это большое везение.

В свое время экспедиции научили меня очень многому. Хоть я работала там не так много, но очень многому научилась. Одно дело — книжная история, и другое дело — когда видишь её в процессе раскопок.

Староладожская крепость производит сильное впечатление. Жаль, не видела её. Может, когда-нибудь буду снова в тех краях. И тогда обязательно посмотрю. Интересно увидеть такую красоту воочию.

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…

Свое майское посещение Петербурга я планировала гораздо заранее, стараясь разнообразить его по максимуму, выискивая самые различные варианты. Список этих вариантов был насыщенный, но ввиду ситуации, связанной с ограничениями, пришлось довольствоваться тем, что удалось «отловить». В этот раз мне хотелось охватить Ленобласть, но те ее регионы, куда сложно организовать самостоятельную поездку на общественном транспорте. Поэтому пришлось воспользоваться поиском туристического агентства, услуги которого удовлетворяли бы моим требованиям и желаниям. Сложность состояла в том, что многие экскурсии проводились исключительно по выходным дням, коих свободных у меня было не так уж и много. Итак, минимизировав список особо желаемых направлений, под все мои критерии попала лишь одна однодневная автобусная экскурсия- «Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…». Заказала, оплатила и только после этого успокоилась.

Настал день экскурсии — 3 мая, а если вы помните, весна в этом году попала под холодный пресс зимы и никак не могла избавиться от ее мощного натиска и влияния. В этот день происходила яростная борьба и противостояние этих двух времен года.

Сбор группы был назначен на 9–00 часов утра недалеко от станции метро Московская. На мой взгляд и тогда, и особенно сейчас, после состоявшейся экскурсии, это очень позднее время.

Боясь опоздать, я по ошибке завела будильник на час раньше необходимого времени, но поняла это в тот момент, когда за мной захлопнулись двери парадной! С ума сойти: 6–30 вместо 7–30, но назад уже не вернуться — все домашние еще спят! Ну что ж, появилась возможность погулять по пустынным улочкам Петроградки, благо утро было хоть пасмурное и прохладное, но тихое и пока еще спокойное, безветренное.

Позднее, пока я ехала в метро, погода на улице резко изменилась. Приехав к означенному месту на полчаса раньше и прогуливаясь по Московскому проспекту, успела так продрогнуть под порывами ледяного ветра, что с нетерпением ждала посадки в маленький экскурсионный автобус. Но водитель неправильно понял ориентировку на местности и к назначенному времени ждал группу в каком-то другом месте! В следующие полчаса группа, в количестве 12 человек, пряталась от ветра под слабой защитой остановки. Завидев приближающийся автобус, гид посоветовала провести этот день под девизом: «Все просто замечательно и от всех нас исходит аура посыла доброты!» Благодаря всеобщему послушанию водитель остался жив!

В Старую Ладогу мы приехали примерно к полудню. Все основные достопримечательности, входящие в список для просмотра и изучения, расположены на берегу реки Волхов.

Первым объектом была Староладожская крепость, расположенная на Ладожском мысу, в месте где в реку Волхов впадает река Ладожка (Елена).

Едва мы покинули теплый автобус, как выжидавшие этого момента, надувшиеся от натуги, мрачные и зловещие тучи, ниспослали на наши головы первые, пока не особо рьяные капли дождя. Но оказавшись на месте, с которого 1159 лет назад пошла наша земля Русская, разве можно обращать внимание на такие мелочи?

Как все начиналось?

До 700-х годов в этих местах уже было поселение финнов-прибалтов, позднее изгнанное среднеевропейскими славянами. В 753 году земли у славян отвоевали шведы, которые основали поселение Старая Ладога. Но уже в 760-е годы шведы были изгнаны представителями раннеславянской культуры пришедших с Севера-Запада. Поселение просуществовало вплоть до 830-х годов, пока опять не было захвачено варягами — скандинавами.

Читайте также:
Шкаф распашной сенатор орех (фото)

А далее самый важный исторический момент:

«Изгнали они варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали тогда себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси, т.е к народу, давшему впоследствии своё имя составившему элиту средневекового, древнерусского государства- Руси и сказали: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И пошел старший брат Рюрик и стал править Новгородом.»

Но согласно летописям, перед тем как идти в Новгород и поселиться там на Рюриковом городище, в 862 году на месте существовавшего поселения Старой Ладоги Рюрик со своей дружиной построил деревянную крепость с земляным валом. К 10 веку крепость в Старой Ладоге приобрела стратегическое значение, защищая водный путь из Балтийского моря в русские земли.

В 1116 году, когда Ладога уже была под властью Новгорода, при князе Мстиславе Владимировиче Великом в крепости была проведена реконструкция, часть деревянных строений заменена на каменные с учетом обороноспособности.

За свою многовековую историю Староладожская крепость несчетное количество раз подвергалась нападениям, переходила из рук в руки и реконструировалась. В 16 веке в связи с быстрым распространением огнестрельного оружия, вся крепость была перестроена в камне, по периметру выстроены пять башен. Толщина стен достигала 7 метров, а высота варьировалась от 7 до 12 метров. В эти же годы к южной крепостной стене были пристроены деревянно-земляные укрепления бастионного типа.

Старая Ладога: памятник Рюрику и Олегу, Варяжская улица, церковь Иоанна Предтечи, курган Вещего Олега

Богатая на достопримечательности Старая Ладога не позволила нам скомпоновать весь фотоматериал в один рассказ. Поэтому, сейчас – продолжение нашей поездки в столицу древней Руси, а начало здесь – часть 1, часть 2.

Памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге

Одна из главных «туристических» достопримечательностей Старой Ладоги – памятник великим русским князьям Рюрику и Олегу Вещему, располагается в самом центре города, недалеко от автобусной станции.

Памятник был открыт в 2015 году и стал настоящим украшением Старой Ладоги.

Юный исследователь пытается разобраться, что написано на памятнике.

Ребус разгадан – можно двигаться дальше!

Недалеко от памятника древнерусским князьям, перед 2-х этажным домом (музей археологии Старой Ладоги), мы обнаружили, в общем-то, ничем непримечательный валун. Однако…

На валуне оказалась мраморная доска информирующая, что здесь через какое-то время появится памятник Рюрику и Олегу. Памятник, как известно, был установлен ещё в сентябре 2015 г., а камень с доской всё недосуг убрать.

Пасторальный пейзаж: огороды местных жителей на фоне Староладожской крепости.

На мгновение, перенесёмся в далёкое прошлое. Так, наверное, и было веков 10 назад – уточки безмятежно курсировали вдоль крепости.

Юный исследователь устроил для уток небольшой перекус.

Варяжская улица – старейшая улица России

Интересный факт: в Старой Ладоге находится самая древняя улица в России. Улица имеет название – Варяжская. Первые летописные упоминания о ней датируются 15 веком.

Несмотря на общероссийскую известность, дома на Варяжской улице в большинстве своём очень скромные. Вот, например – самодельная табличка, сделанная из кровельного железа, как нельзя лучше говорит о том, что люди здесь живут небогатые.

Табличка с козырьком. Где такое ещё увидишь?

Интересный артефакт из советского прошлого – табличка с номером дома, на которой указана и фамилия владельца.

С огородов Варяжской улицы открываются великолепные виды на Староладожскую крепость. Ощущение, что огороды чуть ли не вплотную подбираются к стенам крепости.

Памятник соколу

Варяжская улица вывела нас к бронзовому соколу – символу Старой Ладоги. Юный исследователь пытается оценить размах крыльев гордой птицы.

Пикирующий сокол на геральдическом гербе Старой Ладоги.

Как из гордого сокола сделать попугая – надо просто покрасить клюв!

Через реку Ладожка перекинут мост, пользующийся особой популярностью среди молодожёнов и влюблённых. Местные власти «замочной» традиции не препятствуют, только время от времени красят вновь появившиеся грозди замков в чёрный цвет, в надежде, что это не будет сильно бросаться в глаза.

С мостика открывается «открыточный» вид на крепость.

Тема древнерусских князей нашла отклик и у местных коммерсантов – в центре Старой Ладоги расположился ресторан «Князь Рюрик» (князь Олег был несправедливо забыт). Однако, кроме названия, интересного тут ничего нет – унылый баннер с символом Старой Ладоги повешенный вверх ногами и чудовищный козырёк, который только портит фасад. К сожалению, староладожским предпринимателям не хватило фантазии грамотно обыграть историческую тему. В общем, столоваться мы туда не пошли. И не зря! Как выяснилось позднее, уровень обслуживания в этом заведении оставляет желать лучшего.

Читайте также:
52 идеи дизайна балконов и лоджий (фото, дизайн, идеи)

Роскошные староладожские коты, с которыми мы устроили небольшой пикник.

Двор сказок

Двор сказок или музей Бабки Ёжки – ещё одна достопримечательность Старой Ладоги. «Музей» хорошо виден с дороги и привлекает внимание своим неординарным видом.

Сие творение – дело рук проживающих здесь супругов Кобзевых, решивших, что без музея бабы Яги Старой Ладоге ну никак не обойтись. «Музей» на наш взгляд сделан слишком неряшливо и больше напоминает лавку старьёвщика или дачу Плюшкина из гоголевских «Мёртвых душ». Зато, с точки зрения зарабатывания денег, супруги Кобзевы – молодцы! Во-первых, нашли нетривиальную бизнес-нишу. А, во-вторых, поток туристов, приезжающий в Старую Ладогу в летний период, гарантирует им стабильный доход!

Следующая наша остановка – Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Расположенная на Малышевой горе, церковь является единственным строением, оставшимся от Ивановского монастыря, первые упоминания о котором датированы 1276 годом.

Оставив автомобиль, мы отправляемся на поиски святого источника Параскевы Пятницы, который должен находиться в ближайших окрестностях. Однако, поисков не получилось – к святому источнику, прямо от храма, ведёт недавно построенная лестница.

Луковичные купола церкви поразительно сочетаются с окружающей природой.

Вид на величественный Волхов.

Святой источник Параскевы Пятницы в Старой Ладоге

Святой источник Параскевы Пятницы считается одним из самых древнейших святых источников в России. Место источника капитально облагорожено. Мы бы даже сказали, что чересчур капитально – стены, ограждающие источник, выглядят слишком монументально, а природная естественность отсутствует вовсе. На каменной стене, под деревянным крестом, можно увидеть крест выложенный камнем.

Рядом с источником устроена современная купель.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Старой Ладоге

После знакомства со святым источником мы возвращаемся в Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

При входе в храм мы видим настенные фрески. Трудно поверить, что они пережили советское время – церковь стояла заброшенной и была передана прихожанам только в 1991 г. Скорей всего, фрески – это труд современных реставраторов. Как видно на фото, рисунок, к сожалению, уже имеет частичные отслоения.

Расписные потолки и настоящая русская печь в помещении церковной лавки.

Святой лик под куполом церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Могила Вещего Олега в Старой Ладоге

После посещения церкви Рождества Иоанна Предтечи, мы держим путь к кургану Вещего Олега. Торчащая из земли рельсина встречает нас на пути к археологическому памятнику. Ну как же без рельсины – мы же в России живём.

Металлическая табличка информирует нас о том, что мы находимся на территории уникального памятника археологии IX-X века. Есть несколько слов и о князе Олеге: «Могила древнерусского князя Вещего Олега. Олег Вещий (?-912). Киевский князь с 882 г. Знатный варяжский Правитель, сподвижник Рюрика. Объединил во время военных походов Новгородские земли с Киевским княжеством, создав державу, которую стали называть государством Русь. Создатель Киевского государства, первой столицей которого была Старая Ладога. Памятник археологии. Охраняется государством».

Для основоположника российской государственности довольно таки скромная табличка.

На другой стороне валуна ещё одна табличка. Здесь мы видим карту с владениями князя Олега.

Первое впечатление – лучше бы ничего не делали, чем повесить кое-как, плохо читаемые, со следами ржавчины таблички. Обычный информационный стенд, коих достаточно много в Ленинградской области выглядел бы в разы лучше и информативнее чем это убожество.

Ещё одна вещь, которую необходимо срочно вырыть и увезти с глаз долой. Ощущение, что взяли могильную плиту и написали на ней про памятник археологии. Глядя на все эти врытые в землю рельсы, могильные плиты и несуразные таблички задаёшься вопросом: почему нельзя сделать всё хорошо и красиво, тем более на таком значимом для российской истории месте. Грустно. К тому же, в это место возят ежегодно тысячи туристов.

На курган ведёт достаточно крутая дорожка. Мы в альпинистов играть не стали и с другой стороны нашли более пологий подъём.

С высоты кургана открывается потрясающий вид.

Юный исследователь не может сдержать эмоций.

… как и Слабая половина нашей команды.

Рядом с курганом Вещего Олега находится гряда курганов поменьше.

Берег Волхова. Любоваться красотой русской природы можно бесконечно.

Некошенные луга выше головы, но Юный исследователь не теряет бодрости духа.

А после изучения достопримечательностей Старой Ладоги мы поехали искать Горчаковщинский Водопад.

Расписной дом в Старой Ладоге (фото)

Усадьба Успенское

Старая Ладога интересна не только своими древностями. В ней находится бывшая усадьба Успенское – значительный очаг культуры XIX – начала XX века.

Прекрасная статья об Успенском содержится в [6 , с. 207 – 224 ] . Здесь я даю только очень сокращенный ее пересказ.

Читайте также:
Сказочный декор на улице. Сказка из бетона своими руками (фото)

В 1807 г. владельцем усадьбы стал Алексей Романович Томилов – знаток искусства, меценат. Он был лично знаком с архитекторами Дж.Кваренги, А.Н.Воронихиным, художниками А.О.Орловским, О.А.Кипренским (известны три портрета А.Р.Томилова, написанные Кипренским в разные годы: 1808, 1813, 1828).

В 1812 г. Томилов вступил в ополчение. В битве под Полоцком он был ранен в ногу, и с 1815 года он уже безвыездно жил в Успенском. Здесь его неизменно избирали предводителем дворян Новоладожского уезда.

А.Р.Томилов собрал большую и очень ценную коллекцию рисунков русских и западноевропейских художников – в основном уже в то время, когда он жил в Успенском. По его приглашению здесь часто гостили, а иногда подолгу жили и творили художники – И.К.Айвазовский, О.А.Кипренский, А.О.Орловский, А.Г.Венецианов и многие другие, знаменитые и малоизвестные.

А.Р.Томилов умер в 1848 году и был похоронен в Успенском монастыре. После его смерти имение перешло по наследству к сыну – Роману Алексеевичу. Он поддерживал традиции, заведенные его отцом, в Успенское по-прежнему приезжали художники. Р.А.Томилов умер в 1864 г., имением владела его вдова, и старые традиции стали затухать. Часть коллекции рисунков была продана Д.А.Ровинскому и П.М.Третьякову.

В 1895 г. усадьба перешла по наследству к Е.Г.Шварцу (брату известного исторического живописца В.Г.Шварца). Новый хозяин возродил художественные традиции Успенского. Он пополнил коллекцию А.Р.Томилова новыми произведениями.

В 1908 г. в Успенском гостил выдающийся художник Б.М.Кустодиев. Здесь он написал замечательную картину “Монахиня” (Русский музей) – портрет игуменьи Успенского монастыря Олимпиады. Кроме того, Кустодиев написал групповой портрет семьи Шварцев, а также этюд – пейзаж парка в Успенском (см. далее).

В 1916 г. Е.Г.Шварц продал часть коллекции, но основная ее часть в 1917 – 1918 гг. попала в музеи.

Парк усадьбы Успенское примыкает с севера непосредственно к Успенскому монастырю. До недавнего времени он был запущен. Около 2013 – 2014 г. проведена реставрация парка.

Вид от шоссе (Волховского проспекта) рядом с входом в парк:

26 июля 2014 г.

Вход – по аллее, которая видна слева. Эта аллея приводит на большую прямоугольную поляну:

26 июля 2014 г.

Вид поляны на север:

26 июля 2014 г.

Впереди усадебный дом (см. далее). Левее вдали видна колокольня церкви Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе.

Аллея, проходящая недалеко от южного края поляны, ведет в восточную часть парка и выходит к берегу Волхова.

26 июля 2014 г.

Пересечение со второй аллеей, идущей вдоль Волхова, виды с обеих аллей:

26 июля 2014 г. 27 июля 2013 г.

Площадка с клумбой, выложенная камнем, появилась здесь в 2013 г. На левой фотографии впереди Волхов, на правой – впереди ограда Успенского монастыря.

Вид от этого места на ограду Успенского монастыря, в сторону Волхова:

26 июля 2014 г.

Окончание аллеи, идущей от поляны. Площадка на берегу Волхова:

26 июля 2014 г.

До реставрации здесь были густые заросли. Теперь ничто не мешает любоваться отсюда прекрасными видами.

Волхов, вид вниз по течению:

26 июля 2014 г.

Вдали, на высоком берегу видны древние могильные курганы VIII – X в. в урочище Сопки.

Впрочем, один такой курган есть и в самом парке усадьбы Успенское. Он находится недалеко от пересечения двух аллей, ближе к Волхову. Это, пожалуй, самая интересная достопримечательность парка:

26 июля 2014 г.

Виды с кургана – панорама из шести снимков:

26 июля 2014 г.

Для сравнения покажу фотографию аллеи, идущей вдоль Волхова, сделанную до реставрации:

23 июля 2009 г.

Курган едва виден за деревьями.

Один и тот же вид вдоль этой аллеи до и после реставрации:

1 августа 2012 г. 26 июля 2014 г.

Впереди вдали видна церковь Рождества Иоанна Предтечи, а слева усадебный дом.

Вид на усадебный дом:

23 июля 2009 г.

Усадебный дом. Фасад, обращенный в парк:

27 мая 2018 г.

23 июля 2009 г. 27 мая 2018 г.

Сначала в усадьбе был деревянный дом, располагавшийся ближе к Волхову. В 1816 г. по распоряжению А.Р.Томилова (и, может быть, по его собственному проекту) рядом был построен кирпичный флигель. Вид на два дома, фотография К.К.Буллы, 1893 (Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, инв. № ОРП-3342 [25]) :

(Изображение обработано; оригинал.)

Слева существующий каменный флигель, а впереди деревянный дом.

Фасад деревянного дома, обращенный в эту сторону, виден вблизи на этюде Б.М.Кустодиева “В имении Е.Г. Шварца “Успенское” в Старой Ладоге” (1908; Тюменский музей изобразительных искусств, инв. № ТКГ Ж-880 [25] ):

Изображен вид в сторону Успенского монастыря – очевидно, из окна второго этажа каменного дома. Впереди вдали не существующая теперь колокольня Успенского собора, а слева на переднем плане деревянный дом.

Читайте также:
Мобильное кресло-качели в технике макраме

На фотографиях К.К.Буллы 1893 г. изображены два других фасада деревянного дома – фасад с открытой верандой, обращенный в сторону парка и монастыря, и фасад, обращенный на Волхов (Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, инв. №№ ОРП-3340 и ОРП-3341 [25] ):

Изображение обработано;

Изображение обработано;

Позже деревянный дом исчез, осталось только кирпичное здание. Несомненно, оно подвергалось переделкам. (Судя по описанию [6] , сначала оно было посередине одноэтажным, по краям двухэтажным, однако, судя по фотографии К.К.Буллы, уже к 1893 г. оно было полностью двухэтажным.)

В нынешнем виде здание выглядит малоинтересно.

23 июля 2009 г.

Фрагмент, представленный на правом снимке, красивее, чем здание в целом. Возможно, и всё остальное выглядело гораздо красивее, чем сейчас.

Задний фасад усадебного дома:

23 июля 2009 г.

(Замечу, что в ГНИМА им. А.В.Щусева, кроме показанных здесь фотографий двух усадебных домов, имеются и другие фотографии, атрибутированные как сделанные К.К.Буллой в усадьбе Успенское в 1893 г. [25] : аллея при въезде в усадьбу (инв. №№ ОРП-3338 и ОРП-3339) и виды парка (инв. №№ ОРП-3343, ОРП-3344, ОРП-3347 и ОРП-3350). Я их здесь не привожу из-за трудностей проверки правильности атрибуции (у этого музея много ошибок!) и из-за скверного качества изображений.)

Кроме парка с усадебным домом, сохранилась хозяйственная постройка усадьбы Успенское – каменная рига. Для того, чтобы ее увидеть, нужно пройти вдоль заднего фасада усадебного дома и выйти на шоссе. Здание бывшей риги стоит на противоположной стороне шоссе и вытянуто перпендикулярно ему:

13 августа 2014 г.

(Первая фотография представлена также на другой странице.)

Еще недавно здание использовалось (о чем говорят железобетонные плиты перекрытия, а также перегородки из силикатного кирпича в части здания ближней к шоссе (на фотографиях перегородки не видны); я смутно припоминаю, что вроде бы около 2010 г. видел на этом здании вывеску магазина. Сейчас (2014 – 2021 гг.) оно пустует.

Около 2019 г. на стене здания установлена доска с надписью: “Каменная рига усадьбы, XIX в., входившая в состав ансамбля “Комплекс построек бывшей усадьбы “Успенское”. Объект культурного наследия регионального значения. Охраняется государством”.

Расписной дом в Старой Ладоге (фото)

Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg) , указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif ).

Мариинская водная система

ЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

СТАРАЯ ЛАДОГА ( ПРОДОЛЖЕНИЕ )

Страница 1 2 3

Успенский женский монастырь

Старая Ладога вытянулась вдоль Волхова с севера на юг. Успенский монастырь расположен севернее крепости с церковью св. Георгия.

Монастырь основан до XV в. В нем находится еще один храм, построенный в XII веке, – Успенская церковь (собор) 1156 – 1159 гг. [ 5 ] . Остальные постройки монастыря – поздние, XIX века.

В XVIII веке монастырь использовался как место ссылки. В 1718 – 1725 гг. в монастыре была заключена инокиня Елена – Евдокия Федоровна Лопухина, первая жена Петра I . С 1754 г. здесь отбывала наказание жена А.П.Ганнибала (“арапа Петра Великого”, прадеда А.С.Пушкина) – Евдокия Андреевна, урожд. Диопер.

С конца XVIII в. более 40 лет игуменьей монастыря была Евпраксия (1758 – 1823). Ее память благоговейно чтилась.

Монастырь был закрыт в 1919 г. В начале XXI в. началось его возрождение.

Старинный крест в Женском Успенском монастыре. 1909

Репродукция №20906. Оригинал

Крест, помещенный в этой часовне, считался чудотворным.

Справа на заднем плане видна надкладезная часовня.

Еще дальше на заднем плане видна Успенская церковь XII века. К большому сожалению, каких-либо фотографий, где она была бы изображена крупным планом, нет.

Обе часовни исчезли в советское время. Исчез и колодец. В 2008 г. колодец начали копать заново, а к июлю 2009 г. не только был выкопан колодец, но и заново построена часовня над ним. Второй часовни по-прежнему нет.

Место, где жила Е.Ф.Лопухина. Женский Успенский монастырь. 1909

Репродукция №01915

К сожалению, сохранилась только черно-белая копия.

На фотографии изображена монастырская больница с Крестовоздвиженской церковью, построенная в 1860 – 1862 гг. по проекту А.М.Горностаева – выдающегося русского архитектора середины XIX века [5, 6] . Это здание сохранилось до нашего времени, но с утратами: исчез шатер церкви; видимо, было изменено и ее внутреннее пространство.

В наше время в здании вновь действует Крестовоздвиженская церковь (в помещении, пока еще почти не получившем соответствующего оформления).

Перед зданием больницы – одноэтажный деревянный дом, построенный именно на том месте, где раньше была келья – место заключения Е.Ф.Лопухиной. Этот домик сохранился до нашего времени.

Читайте также:
Шкаф-купе сенатор бук-венге (фото)

Деревянный дом, изображенный у правого края фотографии, не сохранился.

Могила Игуменьи Евпраксии. Женский Успенский монастырь. 1909

Репродукция №20905. Оригинал

Надпись на надгробии: “На сем месте лежит тело ИГУМЕНИИ ЕВПРАКСИИ. Достоблаженная подвижница наша Матушка Скончалась 22 сентября 1823 года.”

В советское время кладбище на территории монастыря было уничтожено (последние его остатки исчезли в 60-х годах, при реставрации Успенской церкви). Теперь недалеко от алтаря Успенской церкви установлены в ряд несколько надгробий, которые удалось найти среди мусора. Надгробия игуменьи Евпраксии среди них нет, ее могила утеряна. В память о Евпраксии установлен большой крест в одном ряду с найденными надгробиями.

Успенская церковь. Фотография 1892 г. [5, №791 ]

Слева – часовня, изображенная на фотографии Прокудина-Горского.

Успенская церковь. Современная фотография [3]

Церковь Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Старая Ладога. 1909

Репродукция №20889. Оригинал

Место, называемое Малышевой горой, – это едва заметное возвышение, расположенное на высоком берегу Волхова. Внешний облик церкви и сейчас такой же, как на фотографии Прокудина-Горского.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи построена в 1695 г. Силуэт церкви (и куполов, и завершения колокольни) явно искажен в XIX веке. Тем не менее церковь очень красива – особенно благодаря выбору места для нее, откуда открывается прекрасный вид на Волхов. (Вообще, очень жаль, что нет ни одной фотографии с видами Волхова, который в Старой Ладоге выглядит очень величественно.)

Церковь, закрытая в советское время, вновь действует с рубежа XX и XXI веков. Постепенно приводится в порядок интерьер.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи находится севернее Успенского монастыря, недалеко от окраины Старой Ладоги. Еще севернее, там, где кончается жилье, находятся грандиозные языческие курганы (самый большой из них называют “Олеговой могилой”). К сожалению, эти курганы на фотографиях Прокудина-Горского не представлены.

Никольский мужской монастырь

Монастырь находится на противоположном, южном конце Старой Ладоги, на довольно высоком берегу Волхова.

Он основан в XIII веке. Главный храм монастыря – Никольский собор – построен в XVII в. на месте обветшавшего древнего храма 1209 – 1210 гг. (частично с использованием старых стен). В XIX в. монастырь был весьма сильно перестроен.

В 1919 г. монастырь был закрыт. В начале XXI века началось его возрождение. Службы проводятся с конца 2004 или 2005 г. (не в Никольском соборе, реставрация которого проводится (а скорее всего, не проводится) уже полвека – с 1958 года(!), а в церкви Иоанна Златоуста). (Таково было состояние на июль 2008 г. В июле 2009 г. я увидел, что леса с собора сняты, но он по-прежнему пустует.)

Монастырь Св. Николая Чудотворца. Старая Ладога. 1909

Репродукция №01916

Сохранилась только черно-белая копия фотографии.

Слева – берег Волхова, частично закрытый забором. Далее слева направо: Святые ворота ( XVII в., вероятно, с переделкой XIX в., они повернуты к нам боком); северо-восточная башня ограды, в которой была устроена часовня (см. пояснение далее); в просвете между двумя куполами – главка церкви св. Иоанна Златоуста (прекрасная церковь в “византийском стиле”, построенная в 1859 – 1873 гг. по проекту А.М.Горностаева; ее отсюда почти не видно); северо-восточный келейный корпус ( XIX в.), за ним – Никольский собор ( XVII – XIX вв.) и колокольня ( XVII – XIX вв.).

Все здания сохранились до нашего времени, за исключением башни ограды.

Ограда монастыря была построена в 1835 – 1837 гг. Четыре угловые башни были завершены куполами со шпилями (над северо-восточной башней, в которой была часовня, не было шпиля – или он исчез позднее). Но позже, в 1909 – 1913 гг. – уже после того, как была сделана эта фотография – ограда была полностью перестроена по проекту арх. Н.Н.Никонова (с сохранением Святых ворот), и теперь угловые башни выглядят совершенно по-другому, они завершаются шатрами (см. современные фотографии справа). (Об истории строительства ограды написано к [10 , с. 51, 71 ] . Жаль только, что автор неправильно назвал имя Никонова: Никита, а на самом деле его звали Николай Никитич.)

До самого недавнего времени все четыре башни ограды имели одинаковые завершения. Но в 2010 – 2011 гг. в северо-восточной башне вновь устроена часовня, при этом над шатром надстроена луковичная главка с крестом (см. нижнюю фотографию справа). Таким образом, теперь северо-восточная башня опять отличается по силуэту от трех остальных.

Никольский мужской монастырь. Фотография 19 июля 2008 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: