Сервитут может быть прекращен по основаниям предусмотренным

Сервитут может быть прекращен по основаниям предусмотренным

Сервитутом называется законное право на пользование чужим земельным участком в ограниченном порядке по договору. Такое обременение всегда устанавливается по взаимной договоренности, его необходимо регистрировать в Росреестре, а также оформлять и отменять в порядке, который установлен законом. Рассмотрим, какие же есть основания для прекращения сервитута.

Основания для снятия данного обременения с земельного участка

По общим правилам, указанным в статье 276 ГК РФ, основанием для прекращения действия ограничения будут такие ситуации:

  • если отпали основания, по которым было установлено подобное обременение;
  • участок, обремененный сервитутом, не может использоваться собственником по своему целевому назначению.

В то же время, статья 48 ЗК РФ дополняет список оснований:

  1. Публичный сервитут может быть прекращен, если отсутствуют общественные нужды, по которым он был установлен (исключениям являются публичные сервитуты, установленные в порядке, что предусматривается главой V.7 ЗК РФ).
  2. Если истек срок публичного ограничения, оно прекращается, когда оканчивается последний день последнего месяца действия этого обременения.
  3. Если сервитут установлен в порядке, указанном в главе V.7 ЗК РФ, то его прекращение возможно на основе решения органа власти, который устанавливал этот публичный сервитут, если:
    • отсутствие деятельности, для которой устанавливалось обременение в течение 2-х и больше лет;
    • в срок, который установлен п.2 ст.39.46 ЗК РФ, не была внесена плата за публичный сервитут, установленный на землю в муниципальной или государственной собственности и не предоставленной юридическим или физическим лицам (в срок более полугода с момента получения правообладателем земли проекта соглашения о сервитуте, если плата вносится одним платежом и более 2-х раз подряд после истечения срока платы, установленного соглашением, если оплата вносится периодическими платежами).
  4. Обладатель публичного сервитута отказывается от него.

Кем может приниматься это решение?

Выносить решение о снятии такого обременения имеет право уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (указаны в ст. 39.

38 ЗК РФ), если стороны договора о сервитуте подали требование о его прекращении, а также, если нарушен порядок установления этого ограничения, нет возможности или возникают трудности в использовании земли или недвижимости на ней из-за наложения публичного сервитута (здесь исключением являются цели, предусмотренные ст. 39.37 ЗК РФ).

Среди других причин:

  • была изменена документация планировки территории, по которой установлен сервитут, предусмотрено другое расположение инженерного сооружения, в целях которого накладывалось обременение;
  • обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность, для которой установили обременение, нарушая требования ФЗ, технических регламентов и других законов;
  • если деятельность, для которой был наложен публичный сервитут, не осуществляется 2 и более лет;
  • не вносится плата.

Порядок процедуры

Вне зависимости от основания прекращения сервитута, процедура и порядок похожи:

  1. Сначала составляется заявление с требованием об отмене действия обременения собственником участка.
  2. Дальше необходимо предоставить заявление-требование в уполномоченный орган для отмены установленного сервитута.
  3. Составление дополнительного соглашения о расторжении договора или Постановления руководителя уполномоченного органа власти.
  4. Регистрация заключенного соглашения в Росреестре.

Составление требования

  1. Требование составляется на имя руководителя уполномоченного органа исполнительной власти или местного самоуправления.
  2. В тексте заявления-требования нужно указать данные об обремененной земле (адрес, межевые данные и другая информация для идентификации участка), информацию о том, почему требуется прекращение действия ограничения.
  3. Если отмена обременения производится по инициативе лица, которое требовало установить сервитут, то заявление не нужно – достаточно дополнительного соглашения к договору, в нем указывается основание и дата прекращения действия ограничения.
  4. Если же сервитут отменяется по желанию владельцы земли, то заявление об отмене ложится в основу Постановления об отмене обременения (здесь не играет роли публичный это сервитут или частный).

Скачать образец бланка соглашения о прекращении сервитута

Дополнительные документы

К требованию нужно приложить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность собственника земли;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • технические документы на землю;
  • договор об установлении сервитута;
  • бумаги, подтверждающие законность требования (план эксплуатации обремененной части, где видна невозможность ее применения, документальные свидетельства отсутствия необходимости использования земли или нарушения условий сервитута);
  • заключение эксперта о состоянии участка.

Сотрудники уполномоченного органа власти должны в течение не больше 10 дней проверить правильность заполнения требования, документы и направить заявление руководителю органа для рассмотрения.

После передачи документа в уполномоченный орган, в срок не больше 30 дней его обязаны рассмотреть и вынести решение.

Подписание соглашения

Дальше составляется допсоглашение о расторжении договора или Постановления руководителя органа власти. Здесь время для подготовки документов ограничивается 30 днями со дня вынесения решения об отмене действия обременения.

Подготовка и подписание дополнительного соглашения должны произойти в течение этого срока.

Регистрация в Росреестре

Регистрация должна пройти в срок не больше 10 дней с момента подписания соглашения или вынесения Постановления.

Любые действия с земельным участком и изменения в документации должны фиксироваться в Росреестре.

Происходит процедура в органах Росреестра, которые отвечают за внесение изменений в ЕГРН. Для осуществления этого необходимо подать в орган подписанное допсоглашение, документы на участок, паспорт собственника земли.

Когда владелец ЗУ может требовать аннулирования через суд?

Основания для права владельца участка требовать прекращение сервитута через суд возникают, если вторая сторона отказывается решать вопрос мирным путем. Причины могут быть следующими:

Последствия

  1. После прекращения действия обременения собственник земли утрачивает право получения оплаты за услугу.
  2. Лица, ранее обладавшие правом использования участка, больше не могут им пользоваться для своих нужд.

Как видите, сервитут может прекращаться по требованию лица, в чьих интересах он устанавливался, но чаще это происходит по желанию владельца земли.

Для отмены достаточно подачи заявления-требования в специальные органы власти и составления допсоглашения о расторжении договора.

Источник: https://pravoved.online/servitut/osnovaniya-prekrascheniya

Основания прекращения сервитута

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Землеустройство » Основания прекращения сервитута

Способов для прекращения прав на ограниченное пользование землей существует не так уж и много, все они оговорены в земельном праве.

Содержание

Сервитутом называют ограниченное право на использование земельного участка, что накладывает на пользователя определенные права, обязанности, ограничения и запреты. К примеру, получить свидетельство о праве собственности на участок нельзя, поскольку он не принадлежит в полной мере пользователю.

Законодательством предусмотрено разделение сервитута на две большие группы: частные и публичные. В зависимости от того, с какой целью были установлены ограниченные права и на каких основаниях.

Понятия частного и публичного сервитутов

Публичный сервитут, согласно действующим нормам земельного права, устанавливается только в ходе общественных слушаний. Ограниченное право пользования землей для нужд муниципалитета, государства или общества устанавливается по некоторым из оснований:

  • при проведении дренажных работ на данном участке земли;
  • при монтаже дорожных знаков, геодезических знаков, свободного подъезда к ним;
  • при ремонте дорожного покрытия или инженерных и прочих коммуникаций;
  • для проведения охоты, рыбалки;
  • для прогона сельскохозяйственных животных по участку при отсутствии обходного пути.

Полный список оснований для возникновения публичного сервитута можно прочитать в статье 23 действующего Земельного Кодекса РФ.

Частный сервитут, как ограниченное право пользования землей, возникает тогда, когда собственник одного земельного участка претендует на использование части соседнего земельного участка.

Такие правовые претензии чаще всего встречаются в сельской местности, где частные домовладения расположены рядом друг с другом так, что одним соседям рано или поздно приходится пересекать или частично использовать землю других соседей.

Тот собственник, на чей участок земли были возложены права по сервитуту, вправе требовать материальную компенсацию (плату) за использование его собственности. Однако это не означает, что такая плата ему будет выдана, поскольку чаще всего устанавливаются ограниченные права на использование земли во время судебных тяжб.

Кроме того, некоторые основания не подразумевают выплату денежных средств. Например, подвод коммуникационных сетей соседям, в случаях если нет иного варианта выполнения работ, вряд ли будет оплачен.

Прекращение действия сервитута любого вида невозможно по заявлению лица, в пользу которого он был установлен, то есть собственник земельного участка, на который были наложены ограничительные права, не может самостоятельно требовать отмены такого ограничения.

Основания для прекращения публичного сервитута

Как показывает судебная практика, чаще всего для прекращения публичного сервитута основанием является окончание срока действия нормативно-правового акта, которым ограничительное право было наложено, например, при окончании соответствующих работ. При этом закончены все работы могут быть раньше, чем указано в акте.

Собственник земельного участка имеет право обратиться в местную администрацию, к представителям местных органов власти, с целью прекращения действия публичного сервитута. Отказать ему в этом никто не может.

Если во время действия акта о публичном сервитуте земельный участок собственника был подвержен кардинальным переменам негативного характера (испорчен или приведен в непригодное для дальнейшего использования состояние), то собственник имеет право обратиться в суд для получения материального возмещения или же продажи этого участка в пользу муниципалитета по его кадастровой стоимости. Независимая оценка ущерба экспертом придется тут как нельзя кстати.

Основания для прекращения частного сервитута

Прекращения сервитута частного характера возможно, согласно законодательству, по нескольким причинам:

  • Лицо, в чью пользу был составлен акт, отказалось от своих прав на использование чужого земельного участка.
  • Закончились основания для использования чужого земельного участка для определенных работ. К примеру, все коммуникации уже были подведены, необходимость в проходе и реализации чужой земли отпала.
  • Невозможность использования своего права на сервитут на чужом участке земли. Чаще всего такое происходит в тех случаях, когда при прокладке электрической сети через соседний участок возникают определенные ситуации, при которых выполнение названных действий становится невозможным. В этом случае прекращение сервитута происходит как бы автоматически. Что при этом не означает, что требуется получить соответствующий акт об отмене права ограниченного использования чужой собственности.

Способов для прекращения прав на ограниченное пользование землей существует не так уж и много, все они оговорены в земельном праве, поэтому чаще всего истолковываются даже гражданами без юридического образования верно.

Осуществление прекращения сервитута, способы его прекращения

Поскольку земельные отношения регулируются не только Земельным кодексом РФ, но и Гражданским, в последнем достаточно четко прописано, как именно происходит прекращение сервитута. Так, в статье 276 действующего Гражданского кодекса РФ указано, что прекращение права ограниченного пользования землей происходит после прекращения оснований для этого права.

Чтобы получить соответствующий акт, необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением или же обратиться в местную администрацию (отдел земельно-имущественных отношений).

В случаях если представители местных органов власти не оказали никаких действий по прекращению сервитута и не выдали соответствующий акт, то обращения в судебные органы не избежать.

Принятие акта об отмене публичного сервитута

Для того чтобы получить акт, в котором указано, что право на ограниченное пользование землей было прекращено, необходимо обратиться с заявлением и документами в отдел земельно-имущественных отношений представителей местного самоуправления. При себе необходимо иметь:

  • акт об установлении сервитута;
  • свидетельство о праве собственности на земельный участок;
  • документ, удостоверяющий личность.

Если публичный сервитут носил временный характер с указанным, точно прописанным сроком, то основанием для выдачи акта о прекращении достаточно только того, что в документах об установлении обременительного права указана дата окончания действия.

Читайте также:  Сервитут это, что собой представляет, какие виды бывают, в каких случаях применяется

В этом случае акт об отмене выдается не позднее 10 рабочих дней. В нем обязательно прописываются основания, по которым право было установлено, а также срок действия.

Дополнительно может быть указано, был ли сервитут платным или же муниципалитет использовал землю безвозмездно.

Если же публичный сервитут был установлен с неограниченным сроком действия, то в качестве основания его прекращения потребуются дополнительно документы, подтверждающие, что потребность в использовании земли конкретного собственника отпала. Например, можно запросить акт об окончании ремонтных работ дорожного полотна или прокладывания коммуникационных сетей.

Судебные тяжбы по поводу прекращения действия сервитута

Нередко гражданам приходится доказывать свои права на полное использование без ограничений земельного участка путем обращения в судебные органы. Для этого при себе необходимо иметь точно такой же список документов, что и при обращении к представителям местного самоуправления.

При этом в заявлении прописывается, на каком основании компетентные и ответственные органы не выдали соответствующий акт, то есть дополнительно к документам необходимо приложить и соответствующий отказ.

Обоснованность отказа в прекращении сервитута рассматривается мировыми судами, а в случаях если одна из сторон не согласна с вынесенным решением, то в судах высших инстанций. Как правило, если оснований для продолжения использования чужого земельного участка нет, то муниципалитет и не настаивает на таком праве.

Гражданин, чьему участку был нанесен ущерб, может подать иск в суд о возмещении материального и морального вреда к органам местного самоуправления. Суд, оценив нанесенный ущерб, вправе удовлетворить иск полностью или частично.

Более того, суд может предложить сторонам решение в виде купли-продажи участка собственника муниципалитетом. В этом случае окончательное решение останется за собственником, который вправе принять такие условия или же настаивать и дальше на возмещение ущерба в денежном эквиваленте с сохранением имущества.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/osnovaniya-prekrashheniya-servituta.html

Когда прекращается действие земельного сервитута? Какие основания предусмотрены для процедуры прекращения ограниченного права пользования?

Под сервитутом принято понимать такое обременение земельного участка, когда используется либо весь участок, либо его часть, для обеспечения нормального функционирования других участков, чьё положение заметно хуже, но может быть улучшено. Однако, рано или поздно, такое использование должно прекратиться.

Прекращение сервитута — это процедура, которая должна освободить конкретный земельный участок от наложенного на него обременения.

О способах прекращения сервитута, рассмотрим в нашей статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Причины для возникновения

Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Основания для его возникновения регулируются ст.274 ГК и ст.23 ЗК РФ.

Основанием для возникновения сервитута может быть подписание закона, нормативно-правого акта РФ либо решение органов местного самоуправления. Публичный сервитут всегда устанавливается с учетом общественных слушаний.

Сервитут может устанавливаться для проведения на земельном участке таких действий:

  • ремонта объектов транспортной инфраструктуры, коммунальных, инженерных, электрических сетей;
  • проведения дренажных работ;
  • установки межевых знаков;
  • проведения исследовательских и изыскательских работ;
  • прохода сельскохозяйственных животных;
  • забора водных ресурсов;
  • обеспечения прохода либо проезда через участок другим гражданам.

Более подробно о том, что является основанием возникновения сервитута, мы рассказывали в отдельной статье, а о порядке его установления вы можете прочитать здесь.

Какими законами регулируется снятие обременения?

Право сервитута, как ограниченного использования земельного участка в целях обеспечения нормального функционирования других участков, рассматривается в статьях 274, 275 и 276 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Именно они подробно регламентируют порядок установления такого обременения, основ его использования, а также прекращения.

ГК РФ Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

  1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Однако, так как сервитут подразумевает под собой право пользования, то для его регулирования заключается соответствующий договор. В момент прекращения действия такого договора прекращается и действие сервитута. Эта особенность договора рассматривается в Главе 29 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Скачать образец соглашения на установление сервитута

Несмотря на то, что регулирование права сервитута достаточно подробно осуществляется в гражданском законодательстве, все, что касается права обременения чужих земельных участков, рассматривается в Земельном Кодексе Российской Федерации.

В рамках этого нормативного акта законодатель посвятил вопросам оснований возникновения и прекращения сервитута Главу 5.3, а также статью 48, уделив особое внимание тем основаниям, по которым может произойти прекращение установленного обременения.

ЗК РФ, Статья 48. Основания прекращения сервитута

  1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Основания для этого действия

Когда действие земельного сервитута прекращается — это очень часто означает, что наложенное обременение снимается, и собственник недвижимого имущества может пользоваться им в полном объёме.

Осуществить такое действие может как инициатор установления обременения, так и владелец обременённого имущества.

О правах и обязанностях обладателя сервитута читайте здесь, а о том, кто такой собственник участка, обремененного сервитутом и что он вправе требовать, мы рассказывали в другой статье.

Сервитут может быть прекращён на основаниях предусмотренных статьёй 274 Гражданского Кодекса. В ней указано, что в качестве оснований для отмены сервитута выделяется только две ситуации, которые могут способствовать принятию решения о снятии обременения:

  • в том случае, если на отмене сервитута настаивает собственник обременённого участка, так как в таком ограниченном его использовании отпала какая-либо необходимость (например, условия функционирования рядом расположенного участка стали лучше);
  • либо если из-за установленного обременения участок невозможно использовать в полной мере по его прямому назначению (например, дорога, проложенная по такому участку, не позволяет его владельцу заниматься сельским хозяйством в полной мере или строить дом, хотя надел приобретался именно для таких целей). Если вам интересно узнать, какой объект может быть обременен и существуют ли участки на которые нельзя наложить ограничение, то вы можете прочитать эту статью.

Специальным основанием прекращения сервитута, является желание лица, которое изначально высказывало требования установить такое обременение. В законодательстве это не указано.

Для такого прекращения земельного сервитута достаточно, чтобы инициатор установления обременения отказался от своих претензий по своему желанию и оформил такое решение соответствующим образом (если речь идёт о частном сервитуте, то путём расторжения договора, если о публичном, то через обращение в уполномоченные органы государственной власти для принятия на таком уровне решения об отмене установленного обременения).

Как прекращается обременение?

Основаниями прекращения сервитута могут быть, как уже говорилось выше, желание инициатора установления обременения, либо требования владельца обременённого участка, либо причина невозможности его эксплуатации. Независимо от того, по какому из перечисленных оснований будет происходить его отмена, процедура будет схожей.

Порядок прекращения сервитута:

  1. На первом этапе происходит составление заявления об отмене сервитута. В тексте такого заявления необходимо указать данные обременённого участка, начиная от его адреса и заканчивая межевыми сведениями, которые будут необходимы для идентификации участка, а также информацию о том, по какой причине происходит прекращение сервитута земельного участка.

    В том случае, если отмена происходит по инициативе лица, требовавшего в своё время установления сервитута, то можно обойтись без заявления – достаточно только составить дополнительное соглашение к договору сервитута, в котором будет указано, в какое время и на каких условиях сервитут прекращает своё действие.

    Если сервитут отменяется по инициативе владельца обременённого земельного участка, то заявление о его отмене ляжет в основу Постановления руководителя уполномоченного органа об отмене ранее установленного обременения (независимо от того, частный сервитут рассматривается или публичный).

  2. Вторым этапом следует рассматривать предоставление составленного заявления в уполномоченные органы с целью отмены ранее установленного сервитута. Как правило, обращаться следует в Департаменты и Комитеты по земельным и имущественным отношениям муниципальных образований или субъектов федерации.
    • Кроме заявления в такой орган необходимо будет представить также и документы, подтверждающие законность выдвигаемых требований (например, план эксплуатации обременённой части земельного участка, на котором видно невозможность использовать землю по его прямому назначению, либо документальные доказательства того, что использование обременённого участка более не требуется).
    • С момента подачи такого заявления в уполномоченные органы сотрудникам отводится десять дней на проверку правильности заполнения заявления и предоставленных документов, а также направление заявления на рассмотрение руководителю этого органа.
    • После того, как заявление было передано в уполномоченный орган, в срок не более тридцати дней с момента подачи, оно должно быть рассмотрено с целью вынесения соответствующего решения.
  3. Третьим этапом станет составление дополнительного соглашения о расторжении договора сервитута или Постановления руководителя уполномоченного органа власти.

    На этом этапе максимальное время для подготовки всех необходимых документов ограничено тридцатью днями с момента вынесения решения об отмене сервитута. При этом, если будет готовиться дополнительное соглашение, оно в этот срок должно быть и подписано обеими сторонами-участницами договора.

  4. Четвёртый этап будет считаться заключительным, так как на нем происходит регистрация нового состояния земельного участка с получением всех необходимых документов, подтверждающих новый статус такого участка.

По общему правилу регистрации состояний земельных участков регистрация такого состояния должна произойти в срок не более десяти дней с момента получения подписанного соглашения или вынесенного Постановления руководителя уполномоченного органа.

Регистрация должна быть осуществлена в органах Росреестра, ответственных за внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость. Таким образом, земельный сервитут прекращается.

Каких затрат требует расторжение ограниченного права пользования?

Главным материальным вложением денежных средств станет уплата госпошлины за регистрацию отмены сервитута. В настоящее время эта сумма составляет от 500 до 2000 рублей в зависимости от того, кто является владельцем земельного участка – физическое или юридическое лицо.

В том случае, если при подготовке заявления и всех необходимых документов потребуется обратиться к юристу или нотариусу, услуги таких специалистов оцениваются в размере от 2000 до 15000 тысяч рублей, в зависимости от стоимости установленного обременения (такой расчёт определён нотариальным прейскурантом).

Если придётся обращаться в суд?

В том случае, если инициатор установления сервитута отказывается от его отмены даже несмотря на наличие объективных причин для его отмены, возможность для снятия обременений на земельные участки существует – с помощью обращения в суд.

  1. Для того, чтобы суд вынес соответствующее решение, владельцу земельного участка необходимо обратиться с исковым заявлением об отмене обременения. В рамках искового заявления необходимо указать, в какое время был установлен сервитут, на какой срок он устанавливался, а также по какой причине должен быть отменён.
  2. К такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие законность требований об отмене сервитута. Кроме того, необходимо будет приложить и доказательства попытки урегулирования спора об отмене сервитута в досудебном порядке.
  3. Последним документом, который необходимо будет предоставить в суд, станет квитанция об оплате госпошлины за услуги суда. Ее сумма для физических лиц составит 300 рублей.
Читайте также:  Нужно ли согласие супруга (супруги) на покупку квартиры

Рассмотрение дела в суде займёт около одного-двух месяцев в зависимости от того, сколько понадобится заседаний для изучения позиций сторон-участниц соглашения.

Если речь идёт о публичном сервитуте, то он также может быть отменён путём рассмотрения дела в суде. Однако, в этом случае, срок рассмотрения дела может увеличиться до трёх месяцев, но не может превышать этот срок.

Заключение

Сервитут может быть прекращен как по инициативе лица, в чьих интересах он был установлен. Чаще всего в качестве инициатора прекращения сервитута выступает владелец обременённого земельного участка.

Отменить его можно в двух случаях – если в сервитуте отпала необходимость или если его дальнейшее использование может повлечь невозможность эксплуатации рассматриваемого земельного участка. Для отмены обременения достаточно подать соответствующее заявление и составить дополнительное соглашение о расторжении договора.

Источник: https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/ispolzovanie-vladenie-i-rasporyazhenie/pravo-polzovaniya/servitut/prekrashhenie.html

Статья 48. Основания прекращения сервитута

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

  • 1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;
  • 2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;
  • 3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:
  • в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;
  • более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;
  • 4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.

38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.

38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

  1. 6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:
  2. 1) нарушение порядка установления публичного сервитута;
  3. 2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;
  • 3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);
  • 4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;
  • 5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 48 ЗК РФ

1. Статья 276 ГК устанавливает, что по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

2. Кроме того, согласно той же статье в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

  1. Акт об отмене публичного сервитута должен принимать тот орган государственной власти или местного самоуправления, на основании решения которого данный сервитут был установлен.
  2. В отношении прекращения сервитута складывается определенная судебная практика.
  3. ЗАО «Л» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ЗАО «А» о прекращении сервитута в виде обеспечения беспрепятственного прохода-проезда ЗАО «А» через земельный участок, принадлежащий ЗАО «Л», к земельному участку, арендуемому ЗАО «А».

Решением от 26 октября 2005 г. в иске было отказано.

Постановлением апелляционного суда от 27 февраля 2006 г. решение от 26 октября 2005 г. отменено, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе ЗАО «А» просило отменить Постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Как следует из материалов дела, Приказом Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга (далее — КГА) от 21 мая 1997 г.

N 494, изданным на основании решения Городской комиссии по рассмотрению вопросов фактического землепользования от 1 апреля 1997 г. и во исполнение распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 18 мая 1995 г.

N 1010-р, правопредшественнику ЗАО «Л» — акционерному обществу закрытого типа «Л» (далее — АОЗТ «Л») — утверждены границы земельного участка N 1 площадью 20830 кв. м и участка N 2 площадью 9145 кв. м.

Приказом КГА от 21 мая 1997 г. также установлены ограничения в использовании названных земельных участков, в том числе в виде обеспечения беспрепятственного прохода-проезда акционерному обществу открытого типа «А» (далее — АООТ «А») — правопредшественнику ЗАО «А», не имеющему самостоятельного выезда на городские магистрали.

В результате приватизации (договор купли-продажи от 27 августа 1998 г.) АОЗТ «Л» стало собственником земельных участков площадью 20830 кв. м.

В соответствии с договором аренды от 20 мая 1999 г., заключенным АООТ «А» и Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в порядке переоформления договора аренды от 8 октября 1997 г. на срок до 17 сентября 2047 г., ЗАО «А» является арендатором соседнего земельного участка общей площадью 8502 кв. м.

ЗАО «А» использует участок под автотранспортное предприятие.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 августа 2000 г. по делу N А56-11809/00, уточненным Постановлением апелляционной инстанции от 20 сентября 2000 г. в части кадастровых номеров и адресов спорных участков, суд обязал АОЗТ «Л» не чинить препятствий АООТ «А» в проходе-проезде через земельный участок к арендуемому автобазой земельному участку.

Судебные акты по делу N А56-11809/00 оставлены без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2000 г.

На основании данных судебных актов учреждение юстиции 18 мая 2002 г. (повторная регистрация — 19 февраля 2003 г.) зарегистрировало обременение права собственности ЗАО «Л» на земельный участок в виде сервитута для обеспечения ЗАО «А» беспрепятственного прохода-проезда.

АОЗТ «Л» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, указывая на следующее.

Приказом начальника Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги от 24 декабря 2004 г. N 869 об открытии временного железнодорожного проезда принято решение организовать работы по обустройству временного технологического проезда через железнодорожный путь не общего пользования, находящийся на балансе ОАО «Российские железные дороги», за счет средств ЗАО «А».

На Приказ от 24 декабря 2004 г. Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой принесен протест, во исполнение которого Опытной Санкт-Петербург-Московской дистанцией пути в адрес ЗАО «А» направлено письмо от 4 февраля 2005 г. о запрете проезда автотранспорта по временно оборудованному технологическому проезду до принятия окончательного решения.

В связи с изложенным, а также считая, что в настоящее время с земельного участка истца нет выезда на городские магистрали, а следовательно, отпали основания, по которым был установлен сервитут, ЗАО «Л» потребовало его прекращения в судебном порядке.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не доказал наличия оснований для прекращения сервитута, и отказал в иске, ссылаясь на ст. 276 ГК.

Апелляционный суд посчитал отказ в иске необоснованным, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование ЗАО «Л».

Кассационная инстанция считает, что Постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции — оставлению в силе по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок, арендуемый ответчиком, не имеет самостоятельного выхода к городским магистралям, что препятствует использованию его в соответствии с целями, для которых он был предоставлен по договору аренды. Поэтому в отношении земельных участков, впоследствии приватизированных истцом, Приказом КГА от 21 мая 1997 г. и были установлены ограничения в виде обеспечения ответчику беспрепятственного прохода-проезда.

Приказ, принятый уполномоченным органом, не отменен; установленные данным Приказом ограничения не утратили силу.

Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-11809/00 арбитражный суд обязал истца не чинить ответчику препятствий в проходе-проезде через земельный участок.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2005 г. по делу N А56-30904/04, оставленным без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21 апреля 2006 г.

, удовлетворено требование ЗАО «А» об обязании ЗАО «Л» не чинить препятствия в проходе-проезде через земельный участок последнего.

Несостоятелен довод истца о том, что сервитут подлежит отмене, поскольку спорный земельный участок истца не имеет самостоятельного выхода к городским магистралям.

Из имеющихся в деле документов следует, что дорога, по которой осуществляется проход-проезд с земельного участка ответчика к городским магистралям, пересекает оба участка истца. К тому же Приказом КГА от 21 мая 1997 г.

были установлены ограничения в использовании обоих участков ЗАО «Л».

Довод истца об отсутствии технической возможности обеспечить проход-проезд через земельный участок ввиду приостановления эксплуатации технологического проезда через железнодорожные пути не свидетельствует о том, что отпали основания, в связи с которыми ответчику был разрешен проход-проезд через этот земельный участок.

В соответствии со ст. 48 ЗК и в силу ст. 276 ГК сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Поскольку основания, в связи с которыми было установлено обременение принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка в виде обеспечения ответчику беспрепятственного прохода-проезда по территории истца, не отпали, у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены данного обременения.

Читайте также:  Можно ли сдавать квартиру, взятую в ипотеку: что важно знать

При таких обстоятельствах выводы в решении суда первой инстанции от 26 октября 2005 г. являются правильными, поэтому данный судебный акт подлежит оставлению в силе.

Источник: http://stZKRF.ru/48

Проблемы прекращения сервитута

«Штатным» способом прекращения сервитута можно считать истечение срока, на который он установлен. При этом необходимо иметь в виду, что если сервитут установлен соглашением с лицом, не являющимся собственником служащего участка (землепользователем, землевладельцем, арендатором публичного земельного участка – ст. 39.

24 ЗК), сервитут может быть установлен только на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком (п.

4), а со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается (п. 5).

Статья 276 ГК устанавливает «экстраординарные» случаи прекращения сервитута: если отпали основания, по которым сервитут был установлен и если служащий участок из-за установленного сервитута не может использоваться по своему целевому назначению. В обоих случаях, как прямо указывается в норме, потребовать прекращения сервитута может только собственник служащей вещи.

Между тем очевидно, что в прекращении сервитута порой может быть заинтересован и сам сервитуарий – например, если необходимость в сервитуте отпала, но платить за него приходится. Такая заинтересованность тем более вероятна, когда участок, в пользу которого установлен сервитут, приобретает новый собственник. Каким же образом сервитуарий может добиваться прекращения своего права?

Вряд ли для этих целей можно использовать по аналогии саму ст. 276 ГК: согласно ей сервитут может быть прекращен в судебном порядке и лишь в прямо указанных случаях: отпадения оснований, по которым он был установлен и невозможность использовать служащий участок в соответствии с его целевым назначением из-за наличия сервитута.

Отпадение оснований, разумеется, в некоторых случаях может использоваться сервитуарием как повод для прекращения сервитута, но, во-первых, почему для этого необходима судебная процедура? Во-вторых, сервитуарий, как представляется, должен иметь возможность прекращения сервитута и независимо от сохранения объективных оснований для его существования.

Второе же основание для сервитуария вообще не имеет перспектив.

В первом приближении может показаться, что способы прекращения сервитута могут различаться в зависимости от способа его установления.

Если сервитут был установлен соглашением собственников служащего и господствующего участков, можно предположить, что и прекращение сервитута прежде всего должно допускаться в том же порядке, поскольку собственник служащего участка мог этим соглашением установить в свою пользу такие условия, которые представляют для него определенную выгоду (например, размер платы), лишение которой должно получить его одобрение. Гражданское право знает такой способ прекращения сервитутов. Например, ст. 546 испанского ГК предусматривает его в п. 6. Статья 301.5. проекта изменений российского ГК в части вещных прав в п. 1 предусматривает, что сервитут может быть прекращен по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом.

Поскольку сервитут по своему смыслу не предполагает (по крайней мере, теоретически) возможности собственника служащей «заработать» на сервитуте, допущение одностороннего отказа сервитуария от сервитута, установленного договором, также не выглядит принципиально недопустимым.

В конце концов, осуществление гражданских прав (а к нему относится, безусловно, и отказ от права) своей волей и в своем интересе относится к основным началам гражданского законодательства. В подобном случае по аналогии закона казалось бы логичным использовать нормы про отказ от права собственности. В соответствии со ст.

236 ГК лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Поскольку сервитут как право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, отказ от сервитута должен осуществляться посредством подачи сервитуарием заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сервитут прекращается с даты государственной регистрации прекращения права (аналогия с п. 2 ст. 53 ЗК РФ). Ниже такой подход ставится под сомнение.

Может ли в случае «договорного» сервитута нарушение одной из сторон его условий служить основанием для расторжения договора в порядке, предусмотренном ст. 450 ГК – например, в случае нарушения сервитуарием обязанности по оплате сервитута? На первый взгляд, ст.

276 ГК исчерпывающе указывает случаи прекращения сервитута, исключая возможность применения ст. 450.

Однако буквальное прочтение последней дает формальный повод говорить, что к договорным сервитутам можно применять следующий подход: требовать расторжения соглашения о сервитуте можно: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК, т.е. ст. 276.

Прежде всего необходимо задуматься о том, возможно ли расторжение на основании ст. 450 договора, на основании которого возникло (причем, видимо, не в результате исполнения договорного обязательства) ограниченное вещное право. Сама ст. 450 ГК каких-либо ограничений не содержит, однако ст.

453 на этот счет более информативна: при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде (п. 1); при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (п. 2). Пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.

2014 № 35 «О последствиях расторжения договора» также указывает на то, что по смыслу п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора. Таким образом, институт расторжения договора все же подразумевает договоры обязательственные.

Впрочем, судебная практика не испытывает сомнений, расторгая договоры пожизненной ренты с иждивением в отношении жилого помещения, из которых тоже – без обязательственной прелюдии, – возникает ограниченное вещное право.

Однако расторгать договор можно, как указывает ГК, при существенном нарушении договора другой стороной, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

На что могли рассчитывать стороны, заключая договор об установлении сервитута? В случае возмездного сервитута собственник служащей недвижимости прежде всего рассчитывал на получение определенных средств за пользование сервитутом.

Ее получение, безусловно, могло подвигнуть собственника к добровольному установлению обременения.

Однако сервитут (даже договорный) устанавливается не в пользу контрагента собственника служащего участка, а в пользу самого господствующего участка, восполняя его объективно существующие недостатки. Иными словами, основным «выгодоприобретателем» здесь выступает сама господствующая недвижимость – или, точнее, некий абстрактный, неперсонифицированный ее обладатель.

Отметим, что и в п. 1 ст. 301.5 проекта говорится о том, что сервитут «связывает вещи». С этой точки зрения собственник господствующего участка, выступивший в качестве стороны договора, функционально не более чем «представитель» господствующей недвижимости, и нарушение договора в части оплаты с его стороны, по идее, не должно влечь последствия, предусмотренные ст.

450 ГК.

Основное возражение, однако, все же может основываться на том, что плата за пользование сервитутом не должна служить побудительным мотивом для его установления, и нарушение обязательства по оплате не должно считаться нарушением договора, в результате которого другая сторона в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при его заключении. Кроме того, поступление этой оплаты обеспечено самой господствующей недвижимостью – у кредитора есть, на что обратить взыскание.

Необходимо отметить, что проект изменений ГК в части вещных прав допускает прекращение вещного права вследствие неисполнения его обладателем обязанности по оплате. Например, эмфитевзис может быть прекращен по инициативе собственника земельного участка, если эмфитевт не вносит установленную плату два года подряд (п. 6 ст.

299.

6); право застройки может быть прекращено досрочно по требованию собственника земельного участка в случае, когда лицо, имеющее право застройки, имеет задолженность по внесению платы за право застройки в размере не менее чем двухгодичной платы, после направления лицу, имеющему право застройки, письменного предупреждения о необходимости устранения нарушения в разумный срок (п. 4 ст. 300.6). Между тем эти вещные права устанавливаются на основании договора с собственником, который прежде всего в результате его заключения рассчитывает именно на получение оплаты, и потому подобные примеры не могут служить основанием для каких-либо аналогий.

Если же нарушение соглашения об установлении сервитута заключается в нарушении сервитуарием границ сервитута или иных условий пользования им, собственник господствующей недвижимости может прибегнуть к негаторному иску.

Таким образом, в существующем правовом регулировании нарушение установленных договором об установлении сервитута условий может парироваться средствами защиты иными, нежели расторжение договора.

Могут ли стороны договора об установлении сервитута предусмотреть в самом договоре основания для его расторжения? Судебная практика, насколько можно судить, ничего предосудительного в этом не видит. Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 22.03.

2012 по делу № А11-2564/2011 отмечается, что расторжение договора на основании его положений не допускается лишь потому, что сервитуарий «не допустил существенных нарушений соглашения о сервитуте».

По всей видимости, исходя из изложенного выше, такие условия договора допускаться не должны.

Может ли сервитутарий прибегнуть к отказу от сервитута в случае его установления судебным решением? Могут ли собственники вещей, связанных принудительно установленным сервитутом, заключить соглашение о его прекращении? Статья 301.5 проекта говорит о том, что сервитут (независимо от его вида) может быть прекращен по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом (п. 1).

Прежде всего отметим, что такое соглашение в любом случае не должно влечь нарушение прав третьих лиц (например, обладателей ограниченных вещных прав на господствующий участок). Кроме того, вновь возникает вопрос о возможности подобных соглашений относительно сервитута, который обусловлен прежде всего объективными обстоятельствами и служит не лицу, а вещи.

Если быть последовательным, придется признать, что подобного рода соглашения без каких-либо дополнительных аргументов – например, отпадения обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута, допускаться не должны. Это относится и к договорному сервитуту, коль скоро ст.

274 ГК, говоря об объективном характере сервитута, не делает различий между принудительными и добровольными сервитутами.

Интересна позиция проекта. Он, как уже отмечалось, допускает соглашение о прекращении сервитута без подобных оговорок, но для прекращения по требованию одной из сторон устанавливает два условия – сервитут «может быть прекращен по требованию», т.е.

в судебном порядке, и только при отпадении обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута (п. 2 ст. 301.5).

Получается, что сервитуарий может отказаться от своего права только через суд и при наличии указанного обстоятельства, но путем соглашения может это сделать произвольно?

Но если мы исходим из объективности сервитута, «связывающего вещи», то не может допускаться и его прекращение по воле собственников, которые могут руководствоваться мимолетными субъективными соображениями? Тот же аргумент может быть приведен и против одностороннего отказа от сервитута – будь он добровольный или принудительный. Таким образом, получается, что природа сервитута противится распространению на него принципа диспозитивности распоряжения принадлежащими лицу субъективными правами?

Источник: https://zakon.ru/Blogs/problemy_prekrascheniya_servituta/41955

Ссылка на основную публикацию