Приватизация государственного и муниципального имущества

Под приватизацией понимают отчуждение имущества из собственности государства или муниципальных органов в собственность частного или юридического лица. Данная процедура имеет под собой законные основания и подкреплена нормативными актами. А также законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Такого рода сделки будут носить гражданско-правовой характер.

Основные сведения

Проведение процедуры приватизации имеет гражданско-правовую основу, и, как правило, подкрепляется договорами купли-продажи. В связи с этим процесс отчуждения будет регулироваться нормами гражданского права.

Продавцом имущества, которое будет отчуждено, выступает публичный собственник. Все его функции, цели и полномочия прописаны в федеральном законе о приватизации (ст. п. 1).

Приватизация государственного и муниципального имуществаПокупателями же в данном случае, выступают физические и юридические лица. Исключения будут составлять те, чья доля публичной собственности в уставном капитале будет более 25%. А также и иные образования публично-правового характера.

Объектами приватизации будут являться:

  • собственные комплексы унитарных организаций вместе с земельными участками, которые они занимают;
  • различные постройки как завершенного строительства, так и находящиеся в процессе, также наряду с земельными участками;
  • акции ОАО;
  • различные исторические памятники, являющиеся культурным наследием;
  • участки земли без построек;
  • жилые постройки.

Какой порядок приватизации?

Вся последовательность действий при приватизации государственного имущества является урегулированным процессом, который регламентируется нормативными актами и правовыми основами. Вся процедура должна быть исполнена в определенные сроки. И состоять программа приватизации будет из нескольких последовательных этапов.

  1. Первый этап, это необходимость разработать план приватизации (ст. 7 и 8 Закона о приватизации).
  2. Второй этап, это необходимость разработать решение об условиях и целях приватизация муниципального имущества,  а также государственного (ст. 14).
  3. Третий этап, это непосредственное исполнение принятого решения, опираясь на законные акты.

Правительство РФ определяет на очередной финансовый период порядок разработки плана по отчуждению федеральной собственности. Здесь задействованы федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти и местного самоуправления, унитарные предприятия, акционерные общества, юридические лица и граждане.

Те лица, которые заинтересованы в приватизации муниципального имущества, должны направить документацию с выраженным желанием, непосредственно в правительство страны.

Непосредственный порядок планирования будущего проведения приватизации будет определен органами государственной власти и местного самоуправления (согласно ст.10 Закона).

Приватизация государственного и муниципального имуществаЕсли внимательно изучить настоящее законодательство, а именно 1 п. ст. 7 Закона о приватизации, становится понятно, что план будет утверждаться непосредственно Правительством страны. В нем будут иметься сведения обо всех объектах федеральной собственности, которые на следующий год планируется приватизировать.

Помимо перечня, план будет содержать характеристики на каждый объект собственности, и планируемый период приватизации.

В такой прогнозный план могут быть включены и стратегические предприятия страны или же их акции. Но это происходит только в том случае, когда издается президентский указ о том, что конкретное предприятие исключено из разряда стратегических, либо же участие страны в его деятельности свелось к минимуму.

Далее, составленный план должен быть направлен на рассмотрение в Государственную думу. Наряду с ним, направляется и законопроект о бюджете на следующий финансовый период.

Принятие решения о приватизации

Органом, которое вправе принимать решение про отчуждение собственности в пользу частных лиц, является Правительство РФ, в соответствии со ст. 6 и 14 действующего Закона о приватизации. Данное решение в обязательном порядке содержит:

  • Описание собственности, с указанием ее характеристик;
  • Выбранный способ приватизации;
  • Цена;
  • При наличии рассрочки – период погашения долга;
  • Прочая информация, требуемая для приватизации собственности.

Порядок, в котором будет происходить приватизация, будет определяться непосредственно органами государственной власти и местного самоуправления самостоятельно.

Какие бывают способы приватизации?

Приватизация государственного и муниципального имуществаДля того чтобы осуществилась приватизация государственного и муниципального имущества должны быть соблюдены все нормы, прописанные в действующем законодательстве. Согласно статье 13 Федерального закона, имеют место существовать следующие способы отчуждения недвижимости:

  1. когда унитарное предприятие переименовывают в ОАО;
  2. когда преобразовывается унитарное предприятие в ООО;
  3. при реализации государственных и муниципальных имущественных объектов на торгах;
  4. при продаже имущества государства или муниципальных органов на конкурсе;
  5. когда происходит продажа государственных акций ОАО вне территории РФ;
  6. если акции ОАО реализуются посредством торговых представителей;
  7. при публичном предложении реализации имущества;
  8. когда происходит реализация имущества государства или муниципальных органов без объявления на него стоимости;
  9. когда имущество внесено в ОАО в качестве вклада в уставной капитал;
  10. при реализации акций ОАО в результате доверительного управления.

Преобразование унитарного предприятия

Приватизация государственного и муниципального имуществаОдним из способов приватизации является реорганизация на базе унитарного предприятия ОАО. В данном случае происходит закрытие одного предприятия, то есть прекращение деятельности юридического лица, и открытие другого в новой форме. Для того чтобы на законных основаниях можно было произвести данные действия, необходимо знать важный момент. Так, согласно законодательству, размер уставного капитала в унитарном предприятии должен быть выше минимального размера уставного капитала в акционерном обществе. Данные нормы регулируются правовыми актами.

Если данное положение не соблюдено, тогда приватизация таким способом невозможна. Здесь должны быть применены иные варианты для отчуждения имущества.

Проведение реорганизации унитарного предприятия в ОАО изменит не только организационную и правовую форму юридического лица, а также изменит форму собственности.

Вклад в уставные капиталы

Еще одним вариантом отчуждения собственности является именно внесение имущества в уставной капитал акционерного общества.

  1. Для того чтобы произвести вклад, необходимо получить решение Правительства, а также органов исполнительной власти и местного самоуправления.
  2. Уставной капитал акционерных обществ предусматривает возможность внесения в них муниципальной и государственной собственности, а также исключительных прав.
  3. В акционерном обществе доля акций государства не может быть менее 25% и еще одна акция. Другой вариант может быть только в случае, если на это есть решение Президента относительно стратегических акционерных обществ.

Для того чтобы государственное или муниципальное имущество было внесено на счет акционерного общества, должны быть соблюдены условия:

  • во время учреждения ОАО;
  • при оплате дополнительных акций, за счет, которого будет увеличиваться уставной капитал акционерного общества.

Как показывает практика, отличаться данный способ приватизации от других будет тем, что именно договор мены будет являться правовой формой сделки, а не соглашение о купле-продаже, как в других случаях.

Отчуждение или приватизация государственного и муниципального имущества в иную собственность является способом перераспределения благ возмездным отчуждением имущества, которое ранее находилось в собственности РФ. Производится это для достижения основных целей, прописанных в государственной программе по приватизации.

Источник: https://consultantor.ru/action/sposoby-privatizatsii-imushhestva.html

Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок и особенности

Последние изменения: Июнь 2019

На завершающем этапе перестройки появилось новое явление, предполагающее передачу государственного имущества в частные руки.

Передача госпредприятий в собственность частных лиц началась с 1990 года, а в полную силу новые постановления заработали двумя годами позже.

Приватизация государственного и муниципального имущества включает гораздо более широкое применение, чем просто перевод жилья в личную собственность.

Приватизируют и частные лица, и организации, а в собственность передают объекты нежилого фонда и иные виды имущества, за исключением тех ситуаций, когда не предусмотрено иного собственника (например, оружие, боевая техника и т.д.)

Виды приватизации по объектам и первоначальным владельцам

Приватизация государственного и муниципального имущества

  • жилой недвижимости для граждан, зарегистрированной в ней;
  • земли (на возмездной или безвозмездной основе) при наличии права на бессрочное владение или пожизненно наследуемое;
  • предприятий и имущества с уплатой при переоформлении определенной суммы (иногда совсем небольшой) частными лицами и организациями (акционерными обществами открытого и закрытого типа, другими предприятиями, возникшими из совхозов и промышленных производств.

Для чего нужна приватизация имущества

С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.

Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.

Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:

  • повышения эффективности работы или использования объектов;
  • снижение зависимости от бюджета страны;
  • увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений;
  • ликвидация долговых обязательств за счет покупателей;
  • работа по снижению доли монополий;
  • стимулирование рынка кредитования.

Благодаря переводу имущества в частный сектор, появляются новые возможности инвестиций и расширение числа собственников. Применительно к приватизации жилья, граждане получили возможность решать свои жилищные проблемы самостоятельно, приняв в личное владение недвижимость и распорядившись ею по собственному усмотрению.

Как приватизируется государственная или муниципальная собственность

 

Порядок приватизации регулируется законодательством, предоставляющим разные варианты переоформления в частную собственность:

  1. С помощью преобразования госпредприятия в акционерное (акционирование).
  2. Через трансформацию в общество с ограниченной ответственностью.
  3. Через аукционную продажу имущества или акций предприятия, принадлежавшего муниципальным властям или государству.
  4. При конкурсной реализации акций таких предприятий.
  5. Продажей ценных бумаг после ввода доверительного управления.
  6. Через торги на бирже.
  7. При реализации объекта с необъявленной ценой, если аукционная продажа была сорвана или не состоялась в силу определенных причин.
  8. Через внесение собственного имущественного вклада в стратегически важные создаваемые общества.

Указанные варианты проведения приватизационных мероприятий действуют с 2001 года, на основании вступившего в силу законодательного акта, отменяя действовавшие ранее ваучеры, ЧИФы и другие виды.

Читайте также:  Налоговый вычет при строительстве дома в 2020 году, документы

Это интересно: приватизация комнаты в коммунальной квартире.

Порядок действий

В процессе перевода имущества государства и муниципальной собственности в частные руки все этапы строго регламентированы.

Чтобы стать собственником имущества муниципалитета или из госфонда, необходимо пройти следующие шаги:

  1. Этап планирования будущих мероприятий.
  2. Разработка акта, который послужит основой для проведения приватизации с передачей имущества частным лицам.
  3. Этап оформления приватизационных действий. Приняв заявку, официальный орган власти определяет принадлежность имущества, указанного в заявлении, и рассматривает вопрос о допустимости приватизации, с уточнением условий, на которых собственность может быть передана заявителю.
  4. Мнение муниципалитета обязательно согласовывают на уровне российского правительства, принимающего окончательное решение о передаче имущества заявителю.

Процесс приватизации не предполагает предложений нескольких объектов на выбор заявителя. Например, при передаче земли муниципалитет не предлагает несколько вариантов участков заинтересованным лицам, и настаивать на ином порядке переоформления нет смысла.

  • Читайте так же: как проходит приватизация земли под частным домом.
  • Если, по мнению желающего участвовать в приватизации в действиях муниципалитета усматриваются нарушения законов, оспаривать их предстоит только в судебном порядке, без каких-либо гарантий на успешное рассмотрение дела.
  • Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.
  • Однако при приватизации муниципального объекта есть некоторые отличительные особенности:

Вне зависимости от принадлежности объекта (государство или местный орган власти), этапы и правила переоформления в частные руки совпадают по основным параметрам.

  1. Из муниципальной собственности чаще всего переоформляется жилой объект. Заключая договор найма, граждане затем вправе использовать свое право на однократное проведение бесплатной приватизации муниципального жилья. Объектов недвижимости из госфонда меньше, поэтому встречаются они реже. Есть ряд категорий недвижимого имущества, не подлежащего приватизации в принципе (например, жилье в военных городках).
  2. При сравнении стоимости объектов выявляется большая стоимость имущества, принадлежащего государству. Менее дорогие и значимые объекты находятся в распоряжении муниципалитета. По этой причине из доступных способов приватизации часто применяют аукционные торги.
  3. Большинство земель, относимых к категории сельскохозяйственного назначения отданы в распоряжение муниципалитета или сельского округа. Государственный фонд такой недвижимости находится в распоряжении области. Чтобы переоформить надел, относимый к категории сельхозназначения, нужно выполнить ряд требований, установленных властями местного уровня. Читайте: как оформить земельный па в собственность.

Благодаря приватизации граждане смогли стать собственниками жилья, а предприимчивые люди получили шанс развития бизнеса на базе предприятий, находившихся ранее в ведомстве государства. Начатая в начале 90-х годов приватизация стала мощным толчком для развития предпринимательства и экономики в целом, позволяя перестроить работу государственных объектов в условиях конкурентной борьбы и стремлению к увеличению прибыли.

В наши дни приватизация остается одним из способов получения собственности, которая все еще остается в ведомстве государственной и муниципальной власти.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2019 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/privatizatsiya/privatizatsiya-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/

Приватизация государственного и муниципального имущества: способы и порядок оформления

Распад Советского Союза в 1991 году повлек за собой активный перевод от государственной собственности к частной. Так как распад Советского Союза — это в том числе и переход от одного экономического строя к другому, этот процесс имел обоснованную на тот момент историческую необходимость.

В этой статье вы узнаете порядок и способы приватизации муниципальной собственности и ознакомитесь со всеми тонкостями этой процедуры.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону


+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
 

Это быстро и бесплатно!

Что такое приватизация

Приватизация — это процедура отчуждения государственной или муниципальной собственности частному лицу.

Эта процедура регламентируется следующими юридически-правовыми актами:

Важно. Основные положения о приватизации определяются высшими государственными органами, однако муниципальные органы вправе издавать акты, регулирующие отношения внутри субъекта.

Приватизация собственности

Получить имущество в собственность имеют право:

  1. Физические лица.
  2. Юридические лица, кроме тех, чей уставной капитал содержит более 25% публичной собственности.
  3. Федеральные, муниципальные объединения.

Объектами сделки выступают:

  1. Жилые помещения: квартиры, дома, комнаты, кооперативы.
  2. Земельные участки.
  3. Природные ресурсы.
  4. Гаражи и иные хозяйственные постройки.
  5. Религиозные и культурные объекты.
  6. Унитарные и муниципальные предприятия.
  7. Образовательные учреждения.

Условия перехода жилищной площади в частную собственность:

  1. Согласие всех жильцов.
  2. Оплата государственной пошлины — 2000 рублей.

Способы оформления

Приватизация подразделяется на два типа:

  1. Безвозмездная.
  2. Возмездная.

Безвозмездная приватизация происходит на уровне муниципалитета, получить в собственность государственное жилье невозможно, если закон определяет, что владельцем имущества выступает только государства.

Как правило, это дома в военных городках или здания культурной или исторической значимости.

Несмотря на то, что процедура бесплатна, за услугу взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей для жилого помещения, 350 рублей для земельного участка.

Приобретение в собственность нежилых помещений происходит возмездно. Для этого заявитель обращается с заявлением в администрацию города. После месячного срока рассмотрения документации, заявитель оплачивает полную стоимость имущества. Через двухмесячный срок собственность переходит в руки заявителя.

Основные способы приватизации муниципального имущества:

  1. Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
  2. Продажа имущества/пакета акций на аукционе.
  3. Продажа собственности на специализированных аукционах.
  4. Выкуп собственности.
  5. Продажа акций за пределы РФ/на рынке ценных бумаг.
  6. Продажа посредством публичного предложения.
  7. Вклад собственности в уставные капиталы ОАО.

Этапы переоформления собственности:

  1. Разработка программы, где указывается описание имущества и предполагаемый срок перехода в частную собственность.
  2. Вынесение решения, где указывается наименование имущества, способ перехода, цена.
  3. Приватизация.
  4. Предоставление отчета о выполнении плана.

Особенности

В трех случаях переход имущества происходит в судебном порядке:

  1. Оспаривание правового статуса жилого помещения.
  2. Дом не включен в ЕГРН.
  3. Несогласие на приватизацию хотя бы одного члена семьи.

В региональный судебный орган подается иск (бланк заявления), в котором отображается следующая информация:

  1. Наименование суда.
  2. ФИО истца.
  3. Место проживания, регистрации истца.
  4. Причина обращения.
  5. Доказательства.
  6. Требования истца.
  7. Пакет документов.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Порядок

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества:

  1. Подать заявку в орган по управлению имуществом.
  2. Комиссия устанавливает срок передачи имущества в частную собственность.
  3. Разработка плана.
  4. Заключение договора купли-продажи между продавцом и покупателем.

Важно. В плане приватизации указываются способ, срок и условия продажи, а также начальная цена предмета сделки.

Комиссия в ходе рассмотрения заявления учитывает такие факторы, как:

  • отраслевые особенности имущества;
  • социально-экономическое значение недвижимости для региона;
  • рыночную стоимость помещения.

Необходимые документы:

  1. Удостоверения личности и их ксерокопии.
  2. Заявления.
  3. Договор социального найма.
  4. Справка о регистрации гражданина — подтверждает то, что заявитель не участвовал в программе приватизации ранее.
  5. Технический паспорт.
  6. Выписка из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости).
  7. Выписка из домовой книги.
  8. Квитанция об отсутствии задолженностей.
  9. Квитанция об уплате государственной пошлины.

Для приватизации нежилого помещения требуются:

  1. Заявление.
  2. Удостоверение личности заявителя.
  3. Постановление на приватизацию.
  4. Кадастровый паспорт.
  5. Заявление о регистрации прав собственности.
  6. Договор аренды (образец).
  7. Квитанция об оплате государственной пошлины.

Причины отказа:

  1. На имущество наложен запрет.
  2. Государство не владеет имуществом.
  3. Имущество подлежит отчуждению.

В случае отказа заявителю выдается письменное извещение с объяснением причины.

Заключение

Благодаря приватизации, имущество исполняет свое главное предназначение — эксплуатируется полноправным собственником. С психологической точки зрения, право собственности благотворно сказывается на качестве жизни владельца, так как он вправе распоряжаться им по собственному усмотрению.

Процесс присвоения недвижимости имеет отлаженный государством механизм и не считается сложной и затратной юридической процедурой.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://101jurist.com/nedvizhimost/poryadok-privatizatsii.html

Приватизация государственного и муниципального имущества

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Собственность » Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Содержание

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.

Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Читайте также:  Могут ли отобрать земельный участок находящийся в собственности

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.

В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.

Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы.

Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/privatizaciya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushhestva.html

32.Приватизация государственного и муниципального имущества

Слово
«приватизация» вошло в лексикон россиян
уже довольно давно.

Первые решения о
передаче предприятий, ранее находившихся
в государственной собственности, частным
лицам были приняты в 1990 году, то есть
еще на позднем этапе перестройки.

Однако
полноценно процесс приватизации
государственного и муниципального
имущества
 начался
2 годами позже — уже после окончательного
падения советской власти и распада
СССР.

Само
понятие приватизации может рассматриваться
в 2 смыслах. В узком смысле приватизацией
обычно называют процесс бесплатной
передачи жилья в собственность граждан
(чтобы убедиться, вбейте в любом поисковике
слово «приватизация» — и сами увидите,
что практически все ссылки будут на
сайты, где обсуждается именно передача
жилья).

Но
если смотреть шире, то приватизация
государственного и муниципального
имущества
 только
одним жильем не ограничивается.

Гражданам
или коммерческим организациям могут
передаваться нежилые помещения, предприятия,
объекты культуры — словом, любое
имущество, кроме того, которым по закону
может владеть лишь само государство
(приватизировать вооружение или боевую
технику никто, разумеется, не позволит).

Виды
приватизации государственного и
муниципального имущества

Из-за
такого понимания термина и появляется
разница между разными типами приватизации:

  1. Приватизация жилья — всегда бесплатна (выкуп квартир, принадлежащих муниципалитету или государственным органам, по рыночной цене приватизацией называться не может) и производится только для граждан, проживающих в них.

  2. Приватизация земли — может быть платной, но допускается и бесплатная для граждан, которые раньше имели участок на основании пожизненного наследуемого или бессрочного владения (на сегодняшний день таких участков практически не осталось).

  3. Приватизация предприятий и другого имущества — осуществлялась и осуществляется на возмездной основе (хотя зачастую и за символическую плату). При этом в качестве получателей имущества могут быть не только люди, но и организации (к примеру, разнообразные АООТ, АОЗТ и прочие предприятия, возникавшие на базе приватизируемых совхозов и заводов).

Кроме
того, по тому, кому принадлежало имущество
изначально, можно выделить приватизацию
муниципального имущества
 или
государственного.

С правовой точки
зрения особой разницы между ними нет,
единственное серьезное отличие состоит
в том, что в отношении муниципальной
собственности процесс может дополнительно
регулироваться местными нормативными
актами.

Однако содержание таких актов,
по большому счету, в различных регионах
и муниципальных округах не слишком
отличается друг от друга.

  • Способы
    приватизации государственного и
    муниципального имущества по законодательству
  • Нормативными
    актами предусмотрен ряд способов,
    которыми имущество передается в частные
    руки. К ним относятся:
  • акционирование
    (преобразование государственного
    или муниципального предприятия в
    акционерное общество);
  • преобразование предприятия в ООО без акционирования;
  • продажа имущества или акций в капитале обществ, принадлежавших государству или муниципалитету, на аукционе;
  • конкурсная продажа акций государственных или муниципальных предприятий;
  • продажа акций после управления доверенным лицом;
  • продажа через биржевые торги;
  • продажа с необъявляемой ценой (применяется, если аукцион по какой-то причине не состоялся или был сорван);
  • имущественный вклад в создаваемые стратегические акционерные общества (такие как ВГТРК, патронный завод «Вымпел» и т. п.).

Все
эти виды приватизации применяются с
2001 года, когда вступил в действие
новый закон. Ранее существовали еще
такие виды приватизации
государственного и муниципального
имущества
,
как ваучеры, ЧИФы и т. д. Сейчас они
уже представляют собой чисто исторический
интерес: к примеру, последние ваучерные
фонды прекратили существование еще до
1998 года.

Читайте также:  Виды разрешенного использования земли населенных пунктов

Порядок
приватизации муниципального имущества
и государственной собственности

Приватизация
государственного и муниципального
имущества
 происходит
в 3 этапа:

  1. Планирование предстоящей приватизации.

  2. Принятие и утверждение нормативным актом условий, на которых будет происходить приватизация государственного и муниципального имущества в данном случае.

  3. Приватизация.

Как
ни странно, одним из самых сложных этапов
по закону должен быть первый. Именно на
этом этапе муниципальные или государственные
органы власти, в чьей собственности
находится имущество, должны подробно
оценить, что именно они могут передать
в частную собственность. Это не так-то
просто.

Достаточно сказать, что на
государственном уровне окончательное
решение о приватизации
государственной собственности
 принимает
Правительство РФ. Именно оно утверждает
ежегодный перечень предприятий, акций
и другого имущества, которое в текущем
году должно быть передано в частную
собственность.

На муниципальном уровне
все определяется, разумеется, решением
органа местного самоуправления в
соответствии с нормами, которые действуют
в данном округе.

Способов приватизации
государственного и муниципального
имущества
 не
так много, и орган власти выбирает среди
них какой-то один. Какой именно, зависит
от конкретных обстоятельств.

Существует
мнение о том, что вид приватизации
определяется порядком, в котором способы
записаны в законе (от реорганизации в
акционерное общество до продажи акций
после доверительного управления), и
переходить к следующему можно только
тогда, когда предыдущий не сработал. На
самом деле это не так: орган власти
вправе выбрать любой вид приватизации
государственного и муниципального
имущества
 с
самого начала.

Некоторые
особенности приватизации муниципальной
собственности

Процедурыприватизации
государственного и муниципального
имущества
 очень
схожи, но на муниципальном уровне имеются
некоторые отличительные свойства.

Во-первых,
наиболее знакомое гражданам оформление
в собственность квартир осуществляется
обычно как раз на уровне муниципалитета.
Жилье, принадлежащее государственным
организациям, конечно, существует,
однако его не так много.

Кроме того, ряд
категорий государственных квартир или
комнат вообще не подлежат приватизации.

К примеру, квартиры в городках при
воинских частях: офицеры там могут жить,
в случае инвалидности или выхода на
пенсию жилье за ними сохраняется, за
членами семьи военного, погибшего при
исполнении, квартира остается — но
оформить в собственность ее, как правило,
нельзя.

Во-вторых,
на муниципальном уровне приватизации
подвергается обычно имущество меньшей
стоимости, чем на государственном.
Поэтому здесь чаще практикуется продажа
с аукциона.

Наконец,
практически все земли сельхозназначения
расположены на территории муниципальных
сельских округов. Хотя часть таких
земель и находится в государственной
(в данном случае областной) собственности,
существует и муниципальный земельный
фонд. Приватизация земель такого фонда
производится на основании актов, принятых
местной властью.

В
остальном процедуры приватизации
государственного и муниципального
имущества
 не
различаются.

Источник: https://studfile.net/preview/6701926/page:34/

Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация — отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г.

N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст.

5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-sposobi-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imuschestva

Приватизация государственного и муниципального имущества

Термин «приватизация» был использован еще в 1976 г. американским исследователем Робертом У. Пулом в работе, опубликованной в периодическом бюллетене «Reason Foundation» Герцев Д.А.

Гражданско-правовое регулирование отношений по приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности: автореф. дис. … канд. юрид. наук.

ФГОУ ВПО «Всероссийская налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации». М., 2008. С. 3. .

К середине 80-х годов прошлого столетия стала явственно ощущаться объективная потребность создать новые отношения собственности, демонополизировать экономику, устранить исключительное положение государственных предприятий. Все это можно было сделать на основе разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление было возможно реализовать двумя способами преобразования государственной собственности: а) в коллективные формы с созданием арендных и иных коллективных предприятий и выкупом государственной собственности; б) в частные формы путем создания частных предприятий, выкупа или акционирования государственной собственности.

Приватизация означала один из способов преобразования государственных предприятий в частные. Был избран второй из указанных путей преобразований.

В настоящее время актуальность приобретает вопрос, связанный с правовым анализом процесса приватизации с теоретической и практической стороны и его правовых последствий.

По мнению Е.В. Моисеевой, правовой анализ последствий процесса приватизации государственного и муниципального имущества имеет особое значение по следующим причинам.

  • Во-первых, для выявления недостатков правового регулирования отношений, связанных с передачей государственного имущества в частную собственность.
  • Во-вторых, определения возможности и целесообразности использования этого института в дальнейшем;
  • В-третьих, для устранения недостатков и пробелов действующих нормативно-правовых актов и принятия необходимых.

Статья 217 ГК РФ «Приватизация государственного и муниципального имущества» расположена в Главе 13 ГК РФ «Общие положения» Раздела II ГК РФ и не названа в числе оснований возникновения или прекращения права собственности. Разумеется, что приватизация является основанием прекращения права собственности на объекты государственного и муниципального имущества и возникновения права частной собственности физических и юридических лиц.

  1. Следует выделить механизм взаимодействия публично-правовых образований как собственников государственного и муниципального имущества.
  2. Можно выделить следующие этапы приватизации:
  3. 1) спонтанная приватизация (1987-1991гг.);
  4. 2) массовая приватизация (1992-1994 гг.);
  5. 3) денежная приватизация (1994-1997 гг.);
  6. 4) залоговые аукционы (1995-1996 гг.);

5) точечная приватизация (с 2001 г.- по сей день).

Важнейшим этапом регулирования приватизации стал Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июля 1991 г.

Данным законом определялся перечень государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию. Были созданы две государственные структуры, ответственные за осуществление приватизации: Российский фонд федерального имущества и Государственный комитет по управлению государственным имуществом.

Для проведения приватизации создавалась комиссия, члены которой и выступали в качестве продавцов государственного имущества, состоявшая из представителей фондов на региональном и местном уровнях.

Вступление закона в силу совпало с моментом принятия Государственной программы приватизации, устанавливающей цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации. Этот нормативно-правовой акт стал основным документом, регулирующим массовую приватизацию 1992-1994 гг.

Источник: https://studbooks.net/936982/pravo/privatizatsiya_gosudarstvennogo_munitsipalnogo_imuschestva

Ссылка на основную публикацию