Способы приватизации: основные, порядок, механизмы

Определение 1

Приватизация является процессом перехода государственной собственности во владение физическим и юридическим лицам, в результате чего государство лишается права управления, пользования и распоряжения данным имуществом.

Главные цели приватизации заключаются в формировании частной и смешанной форм собственности; создании хозяйственно-правовой среды для эффективной работы как отдельных предприятий, так и экономики в целом; налаживании новых экономических отношений; развитии предпринимательской деятельности и конкурентной атмосферы; снижении государственного вмешательства в хозяйственные процессы; улучшении экономического положения страны, снижении государственных расходов на управление (уменьшение субсидий, расходов на администрацию, дефицита государственного бюджета).

Замечание 1

Конечная цель приватизационного процесса заключается в формировании эффективного рыночного механизма по управлению производством.

Принципы приватизации государственного имущества

Способы приватизации: основные, порядок, механизмы

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Опыт проведения процесса приватизации в странах с рыночной экономической системой позволяет сформулировать перечень принципов:

  1. Приватизационный процесс не должен являться догмой, собственность государства необходима для дополнения рыночной системы, в следствие этого выбор предприятий, подлежащих приватизации, должен быть тщательным для того, чтобы обеспечить необходимые общественные блага.
  2. Перед приватизацией необходимо провести реструктуризацию и разрушить неоправданные монополии, которые мешают конкуренции, чтобы повысить эффективность и доступность для более широкого круга общества.
  3. Структурные изменения собственности должны проводиться постепенно, чтобы не разрушить действующие экономические связи.
  4. Обязательным условием приватизации является привлечение новых инвестиций, совершенствование управленческого процесса, сохранение должного уровня занятости и социального обеспечения населения, создание и поддержка среднего класса.
  5. Приватизация должна осуществляться в интересах национальной безопасности.
  6. Все шаги приватизации должны быть обоснованными, публичными и доступными для народного контроля.

Из перечисленных принципов можно сделать вывод, что приватизация относится к такому звену экономической реформы, которое в это же время осуществляет создание предпосылок для выполнения других реформистских направлений.

Приватизационные процессы разворачиваются на фоне изменений в политической системе при переходе от «дирижистской» к «неолиберальной» модели регулирования экономики. При обратном переходе могут проходить процессы деприватизации.

Это говорит о том, что приватизационный процесс как инструмент государственного регулирования имеет постоянный характер.

Выделяются также следующие основные принципы процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России:

  • Приватизация имущества государства и муниципалитетов основывается на отношениях равенства между собой покупателей государственной и муниципальной собственности и прозрачности осуществляемой деятельности органов государственного и местного управления;
  • Государственная и муниципальная собственность переходит физическим и юридическим лицам только лишь на возмездной основе, т.е. за определенную плату или за акции тех предприятий, которые приобретают государственное или муниципальное имущество;
  • Процесс приватизации муниципального имущества проводится самостоятельно органами местного самоуправления в порядке, который предусмотрен действующим Федеральным законом.

Методы приватизации

Мировая практика приватизации государственного имущества позволяет выделить два основных метода: на возмездной основе и безвозмездной (Рисунок 1).

Рисунок 1. Приватизационные методы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При возмездной приватизации происходит реальная смена собственников и утверждаются законы рыночной экономической системы, пополняется государственный бюджет, связываются свободные деньги, т.е.

создается эффект антиинфляции.

При этом такой процесс может затянуться на долгие годы по причине отсутствия денег у населения, либо же может привести к попаданию государственного имущества в руки криминальных структур.

При безвозмездной приватизации снижается социальная напряженность в обществе, увеличивается количество собственников, такой метод является самым быстрым способом перераспределения имущества государства.

Однако, существуют и недостатки безвозмездной передачи, которые заключаются в отсутствии у населения чувства собственника, большинство граждан по-прежнему считают себя работниками наемного труда на приватизированных ими же предприятиях.

Существует и другая, более частная, классификация методов приватизации:

  1. Открытая продажа;
  2. Покупка работниками и управленческим звеном предприятий;
  3. Массовая приватизация посредством раздачи ваучерных чеков;
  4. Процесс реституции, т.е. возвращение имущества законным владельцам или же их наследникам.

Продажа государственного имущества посредством конкурсов и аукционов преобладала в странах Центральной и Восточной Европы как метод приватизации с самого начала экономических реформ, в России процесс приватизации стал основным методом во второй половине 1990-х годов. Выкуп предприятий его работниками и менеджерами широко использовался в начале 1990-х в России.

Приватизация с помощью ваучеров имела массовые масштабы на ранних этапах рыночных реформ в России, Словакии, Чехии, а также в менее крупных размерах проводилась в некоторых странах Центральной и Восточной Европы и СНГ. Процессы реституции характерны для большинства стран Центральной и Восточной Европы и Балтии.

Небольшие предприятия передавались в частные руки с аукционов или на конкурсной основе. Крупные компании переходили в приватизационные ведомства, осуществляющие их разгосударствление путем деления на акции. Часть акций подобных предприятий передавалась его коллективу, а оставшаяся скупалась частными лицами.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/celi_i_funkcii_privatizacii/principy_i_metody_privatizacii/

Способы приватизации: основные, порядок, механизмы 2019 год

Законодательством РФ предусмотрено несколько механизмов осуществления приватизации. Ее субъектами могут быть как граждане, так и организации.

Объектами приватизации в соответствии с законодательством становятся предприятия, квартиры, земельные участки, нежилые помещения.

В чем заключаются особенности осуществления процедуры их передачи из собственности государства или муниципалитетов в частные руки? Какие документы при этом следует собирать?

Прежде чем рассматривать то, какие способы приватизации в России установлены законом, рассмотрим определение соответствующего термина. Дело в том, что оно может иметь довольно много трактовок.

В общем случае под приватизацией следует понимать процесс передачи того или иного имущества, принадлежащего государственным или же муниципальным органам власти, в частные руки — то есть в распоряжение граждан или же организаций, уставный капитал которых принадлежит преимущественно частным лицам. В установленных законом случаях к участию в приватизации могут быть допущены иностранные граждане и организации.

В юридической практике, характеризующей различные правоотношения в сфере российского рынка и социально-экономических коммуникаций, сформировалось 2 основных области осуществления приватизации.

Во-первых, это переход в частные руки предприятий, принадлежащих государству либо муниципалитетам. Субъектами данного механизма приватизации становятся главным образом юридические лица.

Во-вторых, это переход в частные руки жилья, отстроенного государством. В свою очередь, основные субъекты, задействующие данный механизм приватизации, — это граждане, которые имеют право проживать в предоставленных государством квартирах, и в то же время желают получить их в порядке, определенном законодательством РФ, в собственность.

Понятие «способы приватизации» также может трактоваться по-разному. В общем случае под ним следует понимать правовой механизм, посредством которого гражданин или организация приобретают в собственность тот или иной актив, а также основные характеристики и юридические основания для осуществления субъектами правоотношений тех или иных действий в рамках данного механизма.

Способ приватизации — это метод, предусмотренный законом и установленный для конкретного субъекта правоотношений — гражданина или организации. Во многих случаях он также может характеризовать конкретный тип недвижимости.

Рассмотрим особенности обоих основных механизмов передачи имущества из собственности государства или муниципалитетов в частные руки, а также соответствующие им основные способы приватизации подробнее. Начнем с процесса перехода активов государственных или муниципальных органов в частные руки.

В соответствии с законодательством РФ есть следующие способы приватизации имущества, которое принадлежит государственным или же местным органам власти:

  • преобразование предприятия, имеющего статус унитарного, в АО или ООО;
  • продажа имущества, принадлежащего государству или муниципалитету, на аукционе, конкурсе;
  • продажа в рамках особых процедур ценных бумаг акционерных обществ, в том числе принадлежащих государству;
  • реализация имущества в рамках публичных предложений;
  • продажа активов, принадлежащих государству или муниципалитету, без публикации цены;
  • включение активов государственных или местных органов власти в уставные капиталы АО;
  • реализация акций АО по итогам доверительного управления в рамках механизмов, установленных законодательством.

Существует особая процедура, которая предусмотрена правовыми актами, регулирующими приватизацию, — преобразование имущественных комплексов предприятий в статусе унитарных в хозяйственные общества. Рассмотрим ее подробнее.

Итак, способы приватизации, предусмотренные законодательством РФ, включают процедуру, которая представляет собой преобразование имущественных комплексов предприятий, что относятся к унитарным, в хозяйственные общества — например, АО или ООО. Данный механизм возможен, если величина уставного капитала соответствующего хозяйственного общества соответствует минимальному показателю, установленному законодательством РФ для АО, либо превышает его.

В способы приватизации имущественных комплексов, предусмотренные регулирующими правовыми актами, также входит преобразование соответствующих экономических субъектов в общества с ограниченной ответственностью.

Это возможно, если среднесписочное количество сотрудников или выручка вследствие осуществления предпринимательской деятельности унитарного предприятия в течение 3 лет, предшествующих приватизации, не превышает предельных показателей, которые установлены законодательством РФ, регулирующим вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

В случае если величина уставного капитала, учреждаемого в рамках приватизации хозяйственного общества, становится ниже минимального показателя, установленного законодательством РФ для АО, имущественный комплекс подлежит преобразованию в ООО.

Рассмотренные нами формы и способы приватизации государственного и муниципального имущества характеризуются довольно большим количеством нюансов, с точки зрения правоприменительной практики, отражающей выполнение теми или иными субъектами правоотношений требований законодательства РФ в части приватизации. Так, можно отметить, что процедура, о которой идет речь, чаще всего состоит из 3 этапов:

  • планирования;
  • рассмотрения компетентным субъектом различных документов;
  • непосредственно приватизации.

Конечно, в рамках каждого из них может быть большое количество иных процедур, но в целом передача имущества в собственность осуществляется именно в указанной последовательности.

Самый сложный этап, вне зависимости от того, какие конкретно способы приватизации имущества задействуются тем или иным субъектом правоотношений, — первый.

В рамках данного этапа орган власти решает, соглашаться или нет на передачу тех или иных активов в частные руки.

В рамках данной процедуры государственный или муниципальный орган осуществляет оценку объектов, которые в порядке, предусмотренном законодательством, могут подлежать приватизации.

То, каким образом будет реализован рассматриваемый процесс на практике, определяется, прежде всего, конкретной категорией имущества.

Например, если способы приватизации предприятий, предусмотренные законодательством РФ в целом, не предполагают существенных сложностей при передаче тех или иных объектов их государственной собственности в частную, то, к примеру, объект, который имеет историческую или культурную ценность, в силу требований законодательства не может быть передан во владение гражданину.

Решение о передаче частному лицу того или иного государственного актива принимается на уровне федеральных органов власти — прежде всего, Правительством РФ. Это предопределяет довольно долгий процесс.

Поэтому субъектам правоотношений, рассчитывающим применить соответствующие условия, способы приватизации государственного имущества, может потребоваться затратить большое количество времени на реализацию рассматриваемой процедуры.

В свою очередь, если человек взаимодействует с органом власти на уровне региона или муниципалитета — приватизация может пройти достаточно быстро.

Читайте также:  Можно ли переоформить ипотеку на другого человека

Важнейший аспект приватизации имущества, принадлежащего государственным или муниципальным структурам — информационное обеспечение процесса приватизации. Рассмотрим его особенности подробнее.

Информационное обеспечение в данном контексте — это совокупность мероприятий, проводимых государственными или муниципальными структурами в целях обеспечения возможностей получения свободного доступа любых лиц к сведениям о приватизации.

Тот или иной субъект правоотношений может, таким образом, узнавать способы приватизации муниципального имущества или же того, что принадлежат государству, а также при наличии возможности и объективной потребности — участвовать в данной процедуре.

Основной инструмент информационного обеспечения приватизации — опубликование в интернете сведений в формате прогнозных планов или программ по передаче того или иного имущества в частные руки. При этом на серверах компетентных государственных ведомств могут отражаться данные, касающиеся имущества как федерального, так и принадлежащего региональным или же муниципальным структурам.

Кроме того, ведомства, отвечающие за информационное обеспечение рассматриваемой процедуры, должны публиковать сообщения о продаже тех или иных видов активов, а также формировать отчеты об итогах приватизации различных типов имущества.

Рассмотрим теперь те способы приватизации, что характеризуют данный процесс при рассмотрении его во втором контексте — как процедуры перехода в частные руки объектов жилой недвижимости, принадлежащих государству.

Объектами приватизации в данном случае могут быть главным образом квартиры, в некоторых случаях — также земельные участки.

Переход в частные руки первого типа недвижимости в соответствии с законодательством РФ осуществляется в общем случае бесплатно. Приватизация земельных участков, а также нежилых объектов, в свою очередь, обычно осуществляется на платной основе.

Хотя, безусловно, законодательством РФ предусмотрены способы приватизации собственности в виде земельных участков бесплатно.

Возможны ситуации, при которых гражданин выкупает жилплощадь у государства. Правда, данный механизм не может, с юридической точки зрения, рассматриваться как вариант приватизации жилья.

Самый, возможно, востребованный среди граждан России способ получения жилплощади — использование механизма бесплатной его приватизации.

Изначально собственниками жилого имущества, которое передается гражданам в порядке приватизации, могут быть как государственные, так и муниципальные органы власти.

Получить квартиру в собственность от государства человек, пользующийся объектом недвижимости по договору социального найма, может только 1 раз бесплатно.

Рассмотрим ряд практических нюансов процедуры, о которой идет речь.

В частности, полезно будет изучить специфику комплектования перечней документов, которые нужны гражданину, рассчитывающему задействовать гарантированные законодательством способы приватизации государственного имущества в виде квартир. Также изучим некоторые рекомендации юристов по применению данного механизма приобретения жилья.

Если передаваемый от государства или муниципалитета гражданину объект недвижимости — квартира, то в целях оформления ее в собственность квартиросъемщику необходимо подготовить:

  • документы, удостоверяющие личности всех граждан, которые прописаны в квартире;
  • договор, по которому человек пользуется жильем на праве социального найма;
  • ордер, являющийся основанием для заселения гражданина в квартиру;
  • выписку из жилищно-коммунальной компании о том, что у заявителя отсутствуют долги за соответствующие услуги;
  • справку, подтверждающую тот факт, что человек ранее не реализовывал свое право на бесплатную приватизацию квартир, поскольку, как мы отметили выше, воспользоваться гражданин им может только 1 раз бесплатно;
  • выписку из государственного реестра прав владельцев недвижимости;
  • заявления от граждан, проживающих с человеком в приватизируемой квартире.

Это интересно:  Приватизация квартиры через портал Госуслуги 2019 год

Если говорить о рекомендациях юристов касательно приватизации жилья — многие из них советуют обязательно уточнять, нет ли необходимости дополнить данный перечень документов какими-либо иными источниками непосредственно в государственных или муниципальных органах власти, с которыми гражданин предполагает взаимодействовать в рамках процедуры получения права собственности за соответствующие объекты недвижимости. Также юристы советуют следить за сроками действия соответствующих документов — многие из них, например, справка из жилищно-коммунальной компании, должны быть свежими.

Можно отметить, что законодательством РФ также предусмотрены способы приватизации государственной собственности и нежилых помещений гражданами. Рассмотрим особенности данной процедуры подробнее — опять же, с точки зрения подготовки человеком необходимых документов.

Для того чтобы задействовать рассматриваемый механизм, гражданину нужно подготовить весьма объемный перечень различных источников, сопоставимый с тем, что нужен в рамках приватизации жилых помещений, а то и превосходящий его — как с точки зрения сложности комплектования, так и в плане общего количества источников, которые нужно собрать человеку. Так или иначе, заявитель должен предоставить в государственный или муниципальный орган, отвечающий за проведение приватизации, такие документы, как:

  • паспорт;
  • постановление, удостоверяющее правомерность приватизации помещения;
  • квитанция, подтверждающая факт оплаты гражданином государственной пошлины;
  • выписка из кадастра;
  • заявление с обращением о проведении необходимых процедур, связанных с регистрацией права собственности;
  • контракт на аренду — если соответствующий документ является основанием для осуществления приватизации;
  • кадастровый паспорт объекта недвижимости.

Как мы отметили выше, способы приватизации государственного и муниципального имущества, имеющего статус нежилого фонда, в общем случае реализуются на платной основе. Конкретные расходы на осуществление данной процедуры человеку, пользующемуся недвижимостью, следует уточнять в государственных и муниципальных органах власти, в которые он обращается.

Способы приватизации в России, предусмотренные законодательством, также позволяют гражданам оформлять в собственность земельные участки. Рассмотрим данную процедуру подробнее — опять же с точки зрения, прежде всего, сбора необходимых документов.

Для того чтобы оформить земельный участок, изначально принадлежащий государству или муниципалитету, в собственность, гражданин должен подготовить такие документы, как:

  • заявление по установленной форме, в котором фиксируются сведения об участке, а также цель осуществления его приватизации;
  • паспорт гражданина — оригинал, а также ксерокопия;
  • выписка из единого реестра прав владельцев недвижимости;
  • кадастровый паспорт;
  • свидетельство о передаче земельного участка в пользование гражданину.

Итак, мы рассмотрели основные формы и способы приватизации, которые осуществляются на основе норм федеральных источников права. Но в ряде случаев осуществление передачи права собственности на тот или иной объект от государства гражданину или организации требует участия судов.

  • Например, это может быть обусловлено расхождениями сторон правоотношений в рамках приватизации в трактовке положений федерального законодательства — в части различных подводных камней в нормах права, или же иными спорами, которые сторонам не удается разрешить совместными усилиями без привлечения арбитража.
  • Какие распространенные подводные камни в рамках рассматриваемых правоотношений характеризуют процесс взаимодействия граждан и государства? Чаще всего обращение в суд осуществляется гражданами в случаях, когда:
  • — возникают проблемы с определением правового статуса приватизируемых объектов недвижимости — например, по причине отсутствия сведений о квартире в государственных реестрах;
  • — есть необходимость доказать в суде преимущественное право на выкуп той или иной недвижимости у государства или муниципального органа власти — в то время как данной возможностью желают воспользоваться другие граждане, и не всегда правомерно, или же возникает другая проблема — конкретные ведомства препятствуют инициативе гражданина приобрести имущество.
  • В исковом заявлении, которое направляется в судебную инстанцию, юристы рекомендуют фиксировать:
  • название суда, данные об истце — его Ф. И. О., адрес проживания, регистрации,
  • предмет спора или обжалования того или иного решения,
  • перечень доказательств нарушения прав гражданина,
  • конкретные требования истца,
  • перечень документов, которые дополняют заявление.

Стоит отметить, что основные способы приватизации, рассмотренные нами, при условии, что субъекты соответствующих правоотношений уделяют достаточное внимание обеспечению законности сделки, не предполагают в общем случае каких-либо сложностей. Самое главное — вовремя собрать документы. Еще лучше — уточнить их перечень в компетентном государственном или муниципальном органе власти.

Представим общую схему приватизации. Первоначально полномочным государственным органом принимается решение о приватизации. Затем предприятие готовится к приватизации: имущество инвентаризуется, оценивается, определяются способ, сроки и условия продажи, начальная цена объекта.

Информация о приватизации объекта публикуется в официальном информационном бюллетене с указанием всех существенных сведений.

При приватизации между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи, включающий все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации и сроки их выполнения.

Это общая схема. Что касается конкретных способов приватизации, то Закон о приватизации 1991 г. предусматривал следующие:

  1. продажа предприятия по конкурсу;
  2. продажа предприятия на аукционе;
  3. продажа долей (акций) в капитале предприятия;
  4. выкуп арендованного имущества;
  5. преобразование предприятия в акционерное общество.

Источник: https://zakon71.ru/privatizacija/sposoby-privatizacii-osnovnye-porjadok-mehanizmy-2019-god.html

Способы приватизации — Энциклопедия по экономике

Способы приватизации

Одной из составляющих социальных преобразований в России в ходе реформ — это становление социального партнерства на предприятиях. С 1992 г.

были сделаны, казалось бы, некоторые шаги в направлении демократизации отношений на производстве, прежде всего на основе прав собственности включение в перечень способов приватизации выкупа имущества государственного или муниципального предприятия полностью или частично сданного в аренду продажа акций приватизируемых предприятий их работникам, в т. ч.

отчасти безвозмездно, а отчасти на льготных условиях учреждение фонда акционирования работников предприятия.
 [c.132] Подстраиваясь под новые условия, предприятие было вынуждено преобразоваться в акционерное общество холдингового типа, выбрав так называемый второй способ приватизации.

В итоге структура акционерного капитала АМЕТ сегодня приобрела следующий вид (табл. 28).
 [c.384]

Существуют несколько способов приватизации. Фирма может быть продана (частично или полностью) другой фирме или частному лицу. В качестве альтернативы может быть осуществлен выкуп с использованием кредита.

Для финансирования сделки кредит оформляется через материнскую компанию. В случае выкупа с использованием кредита гарантией служат имущество предприятия или его денежные поступления. Но, как правило, при такого рода сделках средствами платежа являются наличные деньги, а не имущество.

В целом для успешного проведения выкупа с использованием кредита требуются небольшие финансовые расходы. Нет необходимости и в финансировании научных исследований и расширении производства. Требуются лишь денежные поступления для обслуживания долга.

Выкуп с использованием кредита лучше всего подходит для приватизации компаний со стабильными, прогнозируемыми денежными поступлениями. Имеет также большое значение положение компании на рынке. Выкуп компаний с непостоянным доходом менее предпочтителен, так как есть опасность, что обслуживание долга не будет обеспечено должным образом. Выкуп материальных ресурсов более предпочтителен, чем людских, поскольку последние менее стабильны. Приведенный ниже пример иллюстрирует, как осуществляется выкуп с использованием кредита.
 [c.408]

Читайте также:  Право постоянного бессрочного пользования земельным участком: порядок реализации

При приватизации государственного и муниципального имущества в настоящее время используются следующие способы приватизации  [c.173]

При определении способа приватизации государственного или муниципального имущества комиссия по приватизации учитывает  [c.174]

Решение о выборе способа приватизации государственного имущества принимают соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и соответствующие органы по управлению имуществом.
 [c.174]

При выборе конкретного способа приватизации объекта учитывается размер предприятия. Мелкие, с численностью до 200 человек и балансовой стоимостью менее 1 млн. руб. подлежат продаже на аукционах и конкурсах. Предприятия с численностью более 1 тыс. человек и стоимостью фондов более 50 млн. руб. (по балансу на 1 января 1992 г.

) преобразуются в открытые акционерные общества. Остальные предприятия могут быть приватизированы любым из установленных программой способов не допускается лишь создание обществ закрытого типа, а также образование акционерных обществ на основе концернов, союзов, ассоциаций, в состав которых входят государственные предприятия.
 [c.

67]

С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, вовремя которого имущество государственных и муниципальных предприятий продается за деньги. Для этого предполагается продажа предприятий Или их акций на аукционах (публичных торгах), разного рода конкурсах выкуп арендованного имущества и другие способы приватизации.
 [c.96]

Федерации о приватизации для соответствующих способов приватизации. При
 [c.276]

  • Независимо от способа приватизации объектов муниципальной собственности между
     [c.26]
  • Подобный способ приватизации не привел к появлению эффективного собственника, что
     [c.125]
  • Методы, технологии и способы приватизации определили не толь-
     [c.87]

Ратников К. Ю. «Новый способ приватизации и продажи акций российских компаний
 [c.168]

Новая редакция еще более увеличила число способов приватизации
 [c.23]

С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги.

Для этого предполагалась продажа предприятий или из акций на аукционах (публичных торгах), разного рода конкурсах выкуп арендованного имущества и другие способы приватизации.

При этом была объявлена основная цель — способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность (результативность) хозяйственной деятельности.
 [c.67]

Иначе обстоит дело с механизмом проведения приватизации в постсоциалистических странах, существенно отличающихся от стран с рыночной экономикой. Помимо продаж государственных объектов в этих странах повсеместно использовали такие способы приватизации, как передачу государственной собственности гражданам.

В то же время в разных постсоциалистических странах применяли свои собственные механизмы приватизации, выбор которых определялся как практическими целями приватизации на ее различных этапах, так и возможностями правового ее оформления и даже зависел от той команды исполнителей, которые осуществляли приватизационные проекты.
 [c.274]

Основной способ приватизации — раздача собственности в той или иной форме, например, посредством ваучеров, когда права собственности в государственных компаниях, подлежащих приватизации, распределяются бесплатно и на равноправной основе среди граждан страны. Такой подход может предусматривать терпимое отношение к передаче собственности в руки менеджеров или даже ее стимулирование» [Там же. С. 43].  [c.270]

На этапе перехода от планово-распределительной к рыночной экономике учеными опробовались модели хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости строительных предприятий, разрабатывались экономические инструменты инфраструктуры рынка, методы использования договорных цен на строительную продукцию, арендные отношения, способы приватизации в строительстве.
 [c.16]

Порядок и способы приватизации
 [c.43]

Количество объектов, которые изменили форму собственности по способу приватизации по регионам за 2002-2004 гг.
 [c.235]

В промышленности доминирующим способом приватизации стала продажа акций открытых акционерных обществ в отличие от предприятий оптовой и розничной торговли, где основным путем реформирования собственности был выкуп (См. Табл. 6.2)
 [c.237]

Если рассматривать реформированные предприятия промышленности, то, как было уже сказано, основным путем изменения собственности была продажа акций открытых акционерных обществ — 4321 объекта, или 65,5%.

1271 объекта, или 19,3% были реформированы путем выкупа имущества, сданного в аренду.

Наименее популярным способом приватизации промышленных предприятий был выкуп по альтернативному плану приватизации -20 объектов, или 0,3%.
 [c.238]

Если рассматривать реформированные предприятия промышленности, то, как было уже сказано, основным путем изменения собственности была продажа акций открытых акционерных обществ — 4321 объекта, или 65,5 %. 1271 объекта, или 19,3 % были реформированы путем выкупа имущества, сданного в аренду. Наименее популярным способом приватизации
 [c.238]

По примеру России, наиболее распространенным способом приватизации стало акционирование, поскольку оно давало возможность довольно быстро осуществлять процесс разгосударствления, привлекать к управлению новых собственников и выгодно реализовывать пакет акций, который оставался на последней стадии .  [c.239]

Количество объектов в Украине, которые изменили форму собственности по способу приватизации на 01.01.2005 г.
 [c.240]

Акционирование — это один из способов приватизации.
 [c.334]

Изменения внесены и в правовой режим продажи государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе. Такой способ приватизации используется обычно в случаях, если в отношении объекта приватизации его покупателю необходимо выполнить определенные инвестиционные и (или) социальные условия.

Право собственности на государственное или муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, переходит к победителю такого конкурса (покупателю, предложившему наиболее высокую цену за соответствующий объект) после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий.
 [c.

54]

К способам приватизации в России принято относить так называе-
 [c.87]

Массовая приватизация в России была в значительной степени ускорена с помощью приватизационных чеков, получивших название ваучеров. Элементы этого способа приватизации использовались в Чехии, Польше, Монголии. Она взята за основу приватизации в большинстве стран СНГ.

Главное в чековой приватизации (ваучеризации) — бесплатное распределение акций приватизированных предприятий. В России, например, каждый гражданин (независимо от характера занятости, возраста, пола и т.д.

) получил приватизационный чек, которым он мог свободно распоряжаться, в том числе приобретать акции приватизируемых предприятий. Кроме того, ваучеры могли свободно продаваться за деньги. Это косвенно открывало доступ к акциям предприятий путем денежной их приватизации.

Однако эта акция имела и отрицательные последствия, породив значительное расслоение по отношению к объектам собственности.
 [c.276]

АУКЦИОН (au tion) — 1) поочередная продажа реальных товаров на основе конкурса покупателей в заранее установленное время, в назначенном месте и за максимальную цену, предложенную покупателем. Нередко А. (особенно международные) проводят крупные акционерные компании, монополизирующие торговлю определенным видом товара.

Обычно они скупают товары у производителей и перепродают их оптовым посредникам, получая прибыль от разницы цен. А. организуются также специализированными брокерскими фирмами, которые занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов — продавцов и покупателей, которые сами в А.

не участвуют, а выплачивают брокерам вознаграждение 2) продажа с публичных торгов, при которой продаваемый товар (или имущество), предварительно выставленный для осмотра, приобретается покупателем на основе конкурса 3) форма принудительной реализации имущества неплатежеспособного должника, а также продажа товаров, не востребованных в срок с транспортных и складских предприятий 4) в соответствии с российским законодательством под А. понимается также способ приватизации предприятий. На данный А. допускаются физические и юридические лица, которые своевременно подали заявку на участие и внесли в установленном порядке сумму в размере 10% от начальной цены объекта.
 [c.21]

Благодаря принятию нового закона механизм приватизации в России в большей степени будет регламентироваться законодательно, а не указами Президента РФ, иными нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством РФ, Мингосимущества России, другими государственными органами. Этим законом установлено, что при приватизации государственного и муниципального имущества используются следующие способы приватизации  [c.45]

В 1991 г. Постановлением Кабинета Министров УССР № 158 был создан Фонд государственного имущества Украины с разветвленной системой региональных отделений, на который была возложена задача разгосударствления предприятий путем продажи или бесплатной передачи имущества.

По примеру России, наиболее распространенным способом приватизации стало акционирование, поскольку оно разрешало довольно быстро осуществлять процесс разгосударствления, привлекать к управлению новых собственников и удобно реализовывать пакет акций, который остается на последней стадии .  [c.23]

Процесс разгосударствления имущества предприятий, организаций, учреждений в последние годы осуществлялся преимущественно путем выкупа объектов приватизации в 2002 г. — 80,1% от общего количества разгосударствленных, в 2003 г. — 88% в 2004 г.

— 49,35%, и продажи на аукционе. Следует отметить, что выкуп является основным способом приватизации в большинстве видов экономической деятельности. Продажа на аукционах чаще используется для приватизации объектов незавершенного строительства.  [c.

235]

Источник: https://economy-ru.info/info/125020/

Последовательность применения способов приватизации предприятия

Способы приватизации применяются в определенной законом последовательности.

Если речь идет о приватизации государственного унитарного предприятия, чистые активы по балансу которого превышают минимальный размер уставного капитала, предусмотренный законодательством для открытых акционерных обществ, такое предприятие приватизируется только путем преобразования в открытое акционерное общество (п. 2 ст. 13 Закона о приватизации).

  • Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий с балансовой стоимостью основных средств, на последнюю отчетную дату превышающей пять миллионов минимальных размеров оплаты труда, если чистые активы не позволяют сформировать уставный капитал акционерного общества, осуществляется путем продажи предприятия на аукционе (а не на конкурсе).
  • Если же предприятие не относится к федеральным или не имеет основные средства в указанном размере, предприятие приватизируется путем продажи его на конкурсе или на аукционе.
  • При несостоявшемся конкурсе предприятие приватизируется на аукционе, при несостоявшемся аукционе — продается путем публичного предложения, а если объект и тогда не продан — предлагается к продаже без объявления цены.
  • Способ приватизации указывается в решении об условиях приватизации.
  • Если аукцион, конкурс признаны несостоявшимися, в решение об условиях приватизации вносится изменение.

В заключение отметим, что одни способы приватизации касаются только акций (продажа акций за пределами территории России, продажа акций через организатора торговли на рынке ценных бумаг, продажа акций по результатам доверительного управления ими).

Читайте также:  Определение долей в праве общей долевой собственности: процедура

Понятно, что преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество касается только предприятий.

Есть способы приватизации, которые в равной мере могут применяться как для отчуждения предприятий, так и принадлежащих государству акций: продажа на аукционе, на конкурсе, продажа посредством публичного предложения, продажа без объявления цены.

Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 13 Закона о приватизации. К ним относятся:

  1. 1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. 2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. 3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. 4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
  5. 5. продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. 6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. 7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. 8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. 9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Вышеназванным законом предусмотрены ограничения на выбор способа приватизации в отношении отдельных объектов. Например, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО, может осуществляться только путем преобразования в открытое акционерное общество.

29. Правовое положение субъектов приватизации государственного и муниципального имущества

Субъектами приватизации являются собственники (продавцы) приватизируемого имущества, с одной стороны, и покупатели — с другой. Собственниками государственного имущества является Российская Федерация, субъекты РФ (входящие в состав РФ республики, области, края, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург).

Отметим, что в отличие от государства СССР, которое выступало в качестве единого собственника государственного имущества, сейчас существуют два вида государственной собственности — федеральная и собственность субъектов РФ. Муниципальная собственность — самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной (ст.

8 Конституции РФ).

По правилам, установленным для приватизации государственных предприятий, приватизируются и муниципальные предприятия, являющиеся собственностью муниципальных образований.

Право собственности от имени РФ, субъектов РФ осуществляют органы власти, действующие в пределах своей компетенции.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, действующее на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691*(802).

Сравним: если своим имуществом распоряжается физическое или юридическое лицо, право собственности осуществляется гражданско-правовыми способами, путем совершения сделок с имуществом.

Государство сочетает законодательную и исполнительную власть, являясь в то же время собственником. Это накладывает отпечаток на осуществление им права собственности.

Сначала государство непосредственно в законе устанавливает порядок, способы приватизации. Наиболее важные объекты, такие как предприятия федерального железнодорожного транспорта, могут быть приватизированы на основе специального закона.

На основе Закона о приватизации Правительство РФ принимает постановления — подзаконные акты в целях реализации Закона.

В порядке, предусмотренном законом, органы государственной власти принимают решения о приватизации. По смыслу Закона о приватизации сделки по распоряжению объектами собственности, подпадающими под сферу регулирования Законом, без предварительно принятых решений органов государственной власти являются ничтожными сделками.

  • В целом можно выделить два этапа в принятии решений о приватизации:
  • 1-й этап — разработка и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации;
  • 2-й этап — подготовка предприятия к приватизации и принятие решения об условиях приватизации.

В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации функции продавца федерального имущества по специальному поручению Правительства РФ от его имени могут осуществлять специализированные государственные учреждения.

В отличие от Закона о приватизации 1997 г., в соответствии с которым продавцом выступало только одно учреждение — РФФИ, по новому Закону о приватизации может быть несколько подобных учреждений. Однако нужно отметить, что распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2002 г. N 605-р функции по продаже федерального имущества от имени Правительства РФ поручено осуществлять РФФИ.

Отметим, что РФФИ не является органом государственной власти, он выступает в качестве агента государства и обязан действовать в его интересах и на наиболее выгодных для него условиях. РФФИ — некоммерческая организация — учреждение, финансируется по смете. Денежные средства, полученные от приватизации, являются собственностью государства.

Покупателями, как и по Закону о приватизации 1997 г., могут быть любые физические и юридические лица, кроме унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также организаций с долей государства, муниципальных образований в уставном капитале более 25 процентов.

Исключение из числа покупателей унитарных предприятий понятно — в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферы частной собственности.

Вместе с тем запрет приобретать предприятия как имущественные комплексы акционерным обществам с долей государственного участия в акциях, например, в 26 процентов вряд ли оправданно. Ведь акционерные общества действуют на основе частной собственности. Соответственно, на наш взгляд, они должны участвовать в приватизации и приобретать приватизируемое имущество.

Напомним, что в Законе о приватизации 1991 г. содержался запрет на участие в приватизации в качестве покупателя также хозяйственным обществам (товариществам), в уставном капитале которых доля общественных организаций, благотворительных и иных фондов превышала 25 процентов.

Закон о приватизации 1997 г. этот запрет не содержит. Таким образом, можно констатировать, что государство идет по пути сокращений ограничений для лиц, которые могут участвовать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества.

В отличие от двух предыдущих законов о приватизации (1991 и 1997 г.), новый Закон о приватизации не предусматривает каких-либо льгот для членов трудового коллектива приватизируемого унитарного предприятия, а также созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества. Работники могут на равных условиях с другими покупателями приобретать приватизируемое имущество.

Однако согласно ст.

43 Закона о приватизации (она называется «Переходные положения»), если работники, реализуя свои льготы по старым законам, без конкурса и аукциона подписались на акции по закрытой подписке до вступления в силу Закона о приватизации и если им направлены соответствующие извещения о цене, номинальной стоимости и количестве акций, причитающихся им по закрытой подписке, то правила нового Закона к закрытой подписке не применяются.

На покупателей Закон о приватизации возлагает обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества. Так, имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан не любому физическому лицу, а только индивидуальному предпринимателю (п. 1 ст. 27 Закона).

Из документов, представленных юридическим лицом, имеющим намерение приобрести приватизируемое имущество, должно быть видно, что решение об этом принято компетентным органом управления юридического лица. Согласно ст.

16 Закона представителем юридического лица представляется решение в письменной форме соответствующего органа управления юридического лица о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).

Здесь надо иметь в виду, что сделка может быть крупной (например, приобретается имущественный комплекс унитарного предприятия). И для ее совершения требуется согласие совета директоров общества или даже собрания акционеров (ст. 79 Закона «Об акционерных обществах»). Если крупная сделка совершена без такого согласия, она недействительна (ничтожна — ст. 168 ГК РФ).

Несколько иные последствия наступают, если руководитель организации, например генеральный директор общества с ограниченной ответственностью, совершает сделку с превышением полномочий, ограниченных самими учредителями в учредительных документах. Такая сделка является оспоримой: она может быть признана судом недействительной (ст. 174 ГК РФ).

В качестве покупателей государственного и муниципального имущества в РФ могут выступать наряду с российскими физическими и юридическими лицами также и иностранные.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранный инвестор может участвовать в приватизации на условиях и в порядке, которые определены законодательством Российской Федерации о приватизации.

Закон о приватизации 2001 г. непосредственно не устанавливает каких-либо ограничений иностранного участия в приватизации. Он содержит лишь отсылочные нормы к законодательству о валютном регулировании по вопросу о документах, представляемых претендентами — нерезидентами РФ: требования к документам определяются специальным законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.

Специфично положение самого приватизируемого унитарного предприятия. С одной стороны, это имущественный комплекс, объект приватизации. С другой — до его продажи в целом как единого объекта или до преобразования в открытое акционерное общество оно сохраняет статус субъекта — государственного предприятия как юридического лица.

  1. В соответствии со ст. 14 Закона о приватизации со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации и до момента перехода права собственности на имущественный комплекс к покупателю или до момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника:
  2. — сокращать численность работников предприятия;
  3. — совершать сделки, цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов предприятия или превышает более чем в 50 тыс. раз установленный в стране минимальный размер оплаты труда;
  4. — получать кредиты;
  5. — осуществлять выпуск ценных бумаг, выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном капитале хозяйственных товариществ или обществ.

Надо сказать, что эти ограничения касаются предприятий с правом хозяйственного ведения.

Что касается унитарных казенных предприятий, действующих на основе права оперативного управления, они в силу своего статуса все сделки совершают с согласия собственника, т.е. права их ограничены и тогда, когда решение об их приватизации не принималось.

Казенные предприятия самостоятельно распоряжаются лишь готовой продукцией, и то если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 297 ГК РФ).

Отметим, что независимо от приватизации права предприятий с правом хозяйственного ведения значительно ограничены сейчас Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

30. Понятие, средства, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности



Источник: https://infopedia.su/6×1731.html

Ссылка на основную публикацию