Правила землепользования и застройки сельского поселения: что важно знать

Правила землепользования и застройки сельского поселения: что важно знать

«ПЗЗ, что это такое?» — этот вопрос может озадачить многих граждан, хотя сам ответ прост.

ПЗЗ – это Правила землепользования и застройки – документ, в котором содержится информация о зонах, на которых разделена конкретная земля.

Оглавление:

  • Что такое ПЗЗ
  • Что включает в себя
  • Внесение изменений в ПЗЗ сельского поселения

Что такое ПЗЗ

Правила землепользования и застройки сельского поселения: что важно знать

  • Каждая зона имеет свои особенности и целевое назначение, что позволяет успешнее планировать строительство, охранять особо ценные части.
  • Например, застройщик может сразу отменить постройку в промышленной зоне, выбрав более благоприятное место, а заповедник будет защищен от возведения жилых зданий.
  • Это интересно: впервые разделение на зоны было применено в начале прошлого века в США: это было необходимо, чтобы оградить жилые зоны от неблагоприятных, например, промышленных.

В итоге проведения зонирования объект (например, микрорайон) получает какую-либо зону: общественную, производственную, сельскохозяйственную, военную и другие. Строительство внутри зоны будет соответствовать ее назначению: например, в жилой возможно возведение школы и культовых зданий, но невозможна постройка склада или пастбища.

Само деление может проходить по:

  1. Естественным границам: особенно относится к природным участкам – лесам, водоемам.
  2. Линиям улиц, шоссе, дорог: применяется в городах.
  3. Границам населенных пунктов или земельных зон: используется для деления в регионах.
  4. Любым отмеченным линиям на карте.

Целями ПЗЗ являются:

  1. Создание оптимальных условий при планировке города, выделении новых микрорайонов.
  2. Охрана прав владельцев домов и участков в конкретной зоне: например, купив квартиру в жилом квартале, они могут быть уверены, что рядом внезапно не вырастет завод.
  3. Охрана природы, объектов культуры.
  4. Привлечение инвесторов: вкладчики могут выбрать наиболее подходящую территорию.

Юристы рекомендуют знать нюансы получения ЗОС при строительстве объекта.

Что включает в себя

Правила землепользования и застройки сельского поселения: что важно знатьПравила землепользования состоят из пунктов:

    1. Правила использования и внесение изменений в сами правила:
      • регулирование пользования землей и возведения на ней;
      • изменение варианта использования недвижимости;
      • подготовка муниципалитетом документов, касающихся планировки;
      • проведение публичных слушаний по данным вопросам;
      • правила внесения изменений.
    2. Регламенты градостроения. Они применяются к объектам внутри конкретной территории. В них прописывают:
      • виды разрешенного строительства и пользования землей;
      • размеры участка и строительства (максимальные и минимальные);
      • ограничения по пользованию.

Важно знать: последние соответствуют закону РФ.

  1. Карты с обозначенными зонами. На ней отмечают все границы данных зон, при этом одна зона может состоять из нескольких участков, а вот один участок из нескольких зон – нет. Это легко объяснить: на территории одного заповедника может располагаться несколько участков (например, лес, гора, озеро), но один участок не может состоять из заповедника, жилой части и промышленного производства.

Правила землепользования и застройки сельского поселения: что важно знатьЗа порядок внесения изменений, в том числе в план сельского поселения, отвечает статья 33 Гражданского Кодекса РФ.

Она состоит из 5 пунктов:

    1. Внесение изменений производится в соответствии со статьями Кодекса.

Стоит отметить: речь идет о статье 31 («Подготовка проекта») и 32 («Порядок утверждения»).

  1. Рассмотрением проекта занимается местная администрация. Основанием будут являться:
    • выявление несоответствий между ПЗЗ и нарисованным планом;
    • внесение предложения об изменениях;
  2. Последнее может быть направлено исполнительной властью, местным самоуправлением, физ. и юрлицами.
  3. Специальная комиссия рассматривает предложение и выносит свое решение о принятии или отклонении предложения, которое отправляет главе местного муниципалитета. На это комиссии дается месяц. В случае отказа необходимо указать причину.
  4. Окончательное решение выносит глава администрации в течение месяца, основываясь на рекомендациях комиссии. Решение направляется заявителю, при отказе – с указанием причины.

Чаще всего ПЗЗ требуется при начале какого-либо строительства или его планировании. Зонирование позволяет выявить наиболее удачное место для реализации идеи, не волнуясь за «соседей» и другие застройки.

Смотрите видео, в котором разъясняется, как найти Правила землепользования и застройки своего округа:

Источник: https://sovetnik.guru/nedvizhimost/zemlya/zachem-nuzhny-pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki.html

Пзз что это такое: правила землепользования и застройки сельского поселения, муниципального образования, градостроительный регламент

  • При этом учитываются требования, которые содержат действующие правила/документы, касающиеся вопросов территориального планирования (с учётом изменений, внесённых в ГрК законом 342-ФЗ).
  • В ПЗЗ необходимо предусмотреть места, где будут размещаться объекты федерального (регионального, местного подчинения).
  • Если проект готовится не для всего земельного участка, а для его части, то его можно разрабатывать даже при отсутствии соответствующего генплана.
  • Решение о начале разработки ПЗЗ требует создания специальной комиссии.

Подготовленный проект «Правил» проверяется на соответствие положениям действующего российского законодательства. Если оно соблюдено, ППЗ выносится на обсуждение, которое организуется согласно положениям 31, 28, 5 статей ГрК.

При необходимости, по результатам прошедших обсуждений предлагаемой застройки, в него вносятся необходимые изменения.

Утверждение ПЗЗ

Подготовленные «Правила» подлежат утверждению уполномоченными структурами местного самоуправления (кроме ситуаций, перечисленных ст.63 ГрК).

Правила землепользования и застройки сельского поселения: что важно знать

Детально вопрос рассмотрен в тексте ст.32 Кодекса.

Внесение необходимых изменений в действующие «Правила»

Правилами предусмотрены следующие причины:

  • Несоответствие действующих ПЗЗ Генплану населённого пункта (территории, находящейся в юрисдикции муниципалитета), возникшее вследствие внесения в последние документы одного и более изменений;
  • Поступлении таких предложений, реализация которых потребует поменять существующий ГР;
  • Изменение «Правил» необходимо оперативно выполнять при выявлении несоответствия границ (фактические отличаются от тех, которые учтены в ЕГР);
  • Если установлено, что хотя бы один из объектов (участков земли) из числа поименованных в ПЗЗ, который полностью или частично располагается в зонах с особым порядком регулирования их статуса, не соответствуют ограничениям для застройки данной зоны;
  • Когда меняются границы таких зон или они полностью прекращают своё существование.

Решение, согласно которому вносятся изменения в ПЗЗ, должно быть принято в течение месяца после проработки всех рассмотренных предложений (есть случаи, когда такого решения придётся официально ждать до 6 месяцев).

Установление видов зон

Определяя границы территорий, при написании текста ПЗЗ, разработчики обязательно учитывают следующие факторы:

  • Возможность совмещения в единой зоне разных вариантов использования имеющегося участка (реального/планируемого);
  • Определённые Генпланом параметры развития тех либо иных функциональных зон;
  • Фактически сформировавшееся в рассматриваемой ТЗ землепользование (с обязательным учётом фактической планировки территории);
  • Предстоящие изменения участков, относящихся к землям, имеющим различные категории;
  • Исключение повреждений ОКС, возведённых на соседних участках;
  • Расположение объектов, имеющих статус исторических (культурных), находящихся в региональной либо федеральной юрисдикции.

Важно понимать, что с высокой вероятностью границы таких территорий будут отличаться от тех, которые установлены местной администрацией (в разработанных ПЗЗ) для муниципальных участков.

Правила землепользования и застройки сельского поселения: что важно знать

При зонировании правила, разработанные администрацией, могут предусматривать наличие зон различного назначения. Например, жилых или сельскохозяйственных, промышленных либо со специальными режимами охраны, иных.

Градостроительный регламент

ГР устанавливает правовой режим конкретных участков, включая расположенное под ним и находящееся над его поверхностью (при условии применения для эксплуатации возведённых на нём ОКС).

Под положения ГР подпадают ОКС и участки земли, расположенные в границах территории (согласно имеющейся карте зонирования), для которой разработан ГР.

Участки, не подпадающие под требования ГР, поименованы в п.4 ст.36 Гражданского Кодекса. В ней же рассмотрены вопросы, касающиеся разработки такого документа как ГР и его последующего использования.

Существующие виды земельных участков

Их можно свести в три группы разрешённого использования.

К первой относятся основные. Во вторую собраны условно разрешённые. А к третьей принято относить вспомогательные.

Задание в тексте ПЗЗ предельных параметров, а также определение допустимых отклонений последних в части, касающейся разрешённого строительства (с одной стороны), установленных правилами, размеров конкретных участков (с другой), детально рассмотрено в ст.38 Кодекса.

Предоставление разрешения

Для внесённой в ПЗЗ территории, имеющей статус участка с условно разрешённым строительством, порядок получения разрешения на возведение ОКС регламентируется положениями ст.39 Кодекса.

Правила землепользования и застройки сельского поселения: что важно знать

Решение принимается в несколько этапов:

  • Застройщик подаёт в муниципальный орган соответствующую заявку;
  • Заявка рассматривается на публичных слушаниях, либо проходит общественное обсуждение. На это отводится не более месяца;
  • По их результатам оформляются рекомендации (разрешить/запретить);
  • На основании данных рекомендаций глава администрации принимает в течение 3 рабочих дней соответствующее решение.

Все расходы, которые потребуется понести в рамках выполнения каждого из упомянутых этапов, в результате которых будет оформлено разрешение на застройку, правилами возлагаются на лицо, пытающееся получить разрешение.

Вынесенное отказное решение можно обжаловать в суде.

Пзз и гпзу

ГПЗУ — градостроительный план земельного участка. После внесения изменений в ПЗЗ, можно приступить к получению ключевого градостроительного документа — ГПЗУ.

ППЗ достаточно подробно рассмотрен действующим законодательством (в частности, ст.30 Кодекса). ГПЗУ в статье 57.3 этого же документа.

Источник: https://dmstr.ru/articles/pzz-pravila-zastrojki-i-zemlepolzovaniya/

Правила землепользования и застройки сельского поселения 2017

Соседские споры нередко затрагивают правила землепользования и застройки сельского поселения. Обустройство личного участка может пагубно отразиться на благоустройстве соседа, и тогда конфликт неминуем. Расскажем в статье, какие правила следует соблюдать, и какая ответственность возможна за нарушения порядка пользования землей.

Какие правила землепользования необходимо соблюдать?

Далеко не всегда дачники и землевладельцы считаются с мнением соседей или закона касательно обустройства участка. Однако принцип «моя земля – что хочу, то и делаю» может пагубно отразиться не только на отношениях с соседями, но и на самом собственнике.

Чтобы не произошло неприятных ситуаций, необходимо соблюдать правила землепользования и застройки. Расположение строений устанавливается СНиП 30-02-97. В этом нормативном документе прописаны санитарные нормы месторасположения таких строений как: баня, уличный туалет и душ, хозяйственные постройки, компостер и т.д.

В документе приведены следующие расстояния:

  • от хозяйственных построек до линий улиц и проездов – 5 м;
  • от жилого дома до границы участка соседей – 3 м;
  • от строений, предназначенных для содержания скота и птицы до границы с соседним участком – 4 м;
  • для других построек в отношении к соседнему участку – 1 м.

При возведении на участке хозяйственных построек запрещено делать скат с крыши на соседний участок. Это будет считаться нарушением санитарных норм и приведет к конфликту.

Кроме того есть и иные установленные минимальные расстояния, которые касаются построек как на своем, так и по отношению к соседнему участку:

  • от жилого дома до уборной – 12 м;
  • от душа (бани, сауны) до дома – 8 м;
  • от источника воды до уборной или компоста – 8 м.
Читайте также:  Акт приёма-передачи при покупке квартиры: каким должен быть

За нарушение установленных санитарных норм гражданин может быть привлечен к различным видам ответственности. Рассмотрим, какое наказание предусмотрено законодательством.

Отдельного внимания требует вопрос о правилах размещения современных канализационных систем и водоснабжения в жилых домах (сливные колодцы, септики и т.д.). Для каждой системы предусмотрены свои требования.

В общем порядке септик не может быть размещен на расстоянии ближе 5 м от стены дома и меньше чем на 2 м от границы участка.

Также потребуется соблюсти расстояние от источника воды (скважины, колодца, водоема) – 20-50 м.

Правила землепользования и застройки сельского поселения: что важно знать

Это общие требования. Они могут отличаться для отдельно взятого участка, товарищества или региона.

Ответственность за нарушение правил землепользования

За нарушение правил землепользования может наступить гражданская, административная или даже уголовная ответственность.

Гражданским законодательством предусмотрено право требования возмещения имущественного ущерба или вреда, причиненного жизни или здоровью. Сосед может подать иск в суд и добиться материальной компенсации в адекватном размере.

Привлечение к административной ответственности возможно при следующих нарушениях:

  • строительство зданий (в том числе и жилых) без разрешения соответствующих инстанций;
  • нарушение правил ввода объектов недвижимости в эксплуатацию;
  • нарушение установленных стандартов и других нормативных актов в области строительства;
  • несоблюдение экологических требований при проектировании и размещении объектов.

За каждое из вышеперечисленных нарушений налагаются штрафные санкции от 500 до 2500 рублей для граждан. Если нарушение правил приведет к тяжким последствиям (причинение серьезного вреда здоровью, гибель людей, крупный ущерб имуществу), то возможно привлечение к уголовной ответственности.

Куда жаловаться?

Разумеется, соблюдение всех норм возможно только при предварительном тщательном проектировании участка до постройки жилого дома. Однако такой подход в современных реалиях – редкость. Поэтому подавляющее большинство землевладельцев имеет множество нарушений и конфликтные отношения с соседями.

Хорошо, когда сосед идет на компромисс, но так бывает не всегда. Что делать если землевладелец смежного участка нарушает ваши права?

Если это садовое или дачное товарищество (кооператив), то для начала следует подать жалобу в правление. В письменной жалобе следует прописать все нарушения и требования. Перед направлением документа руководству следует уточнить, какие правила и ограничения действуют в конкретно вашем товариществе. По закону дачные кооперативы вправе устанавливать местные ограничения и нормы.

Если у вас сельское поселение или в правлении товарищества вам не помогли, то следующим шагом будет обращение в муниципалитет. Там обязаны рассмотреть вашу претензию, так как управление некоммерческими объединениями или населенным пунктом входит в сферу компетенции администрации.

Самоуправство соседей наказуемо. Вероятнее всего, за нарушение правил землепользования они будут привлечены к административной ответственности. В соответствии с КоАП РФ это будет или предупреждение или наложение штрафных санкций в размере 1000-2000 рублей.

Правила землепользования и застройки сельского поселения: что важно знать

Кроме того, пострадавшая сторона может требовать возмещения ущерба и сноса неправомерного строения в судебном порядке. В суде потребуется доказать, что постройка создает угрозу жизни или здоровью, а также окружающей среде. К примеру, если сосед нарушит правила противопожарной безопасности, то угроза очевидна.

Есть ли практический смысл судиться с соседями? Судебная практика включает множество примеров, когда нарушитель привлекался к ответственности в результате подачи искового заявления потерпевшей стороны.

При возникновении вопросов, касающихся правил землепользования и застройки, или споров с соседями обращайтесь за консультацией к юристу. Получить правовую помощь можно на нашем сайте.

Прежде чем обращаться в суд все-таки попробуйте договориться с соседом мирным путем. Возможно, достаточно будет высказать свое намерение обратиться в судебные органы для решения проблемы – ведь судебное разбирательство отнимает не только время, но и деньги.

Источник: https://estatelegal.ru/zhkx/spory-s-sosedyami/pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-selskogo-poseleniya/

Правила землепользования и застройки сельского поселения

Правила землепользования и застройки сельского поселения как гражданско-правовое явление появились в России в конце 90-х годов, став важнейшей вехой в регулировании градостроительства отдельных местностей. О том, что представляют собой названные правила, как они утверждаются и работают, вы узнаете из нашего материала.

  • Что такое правила землепользования и застройки?
  • Законодательство 2015 года о правилах землепользования и застройки сельского поселения
  • Территориальные зоны и градостроительный регламент
  • Структура правил землепользования и застройки
  • Порядок подготовки и утверждения правил
  • Как внести изменения в правила землепользования и застройки?

Что такое правила землепользования и застройки?

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) представлены в виде местной нормативно-правовой документации, которая принимается администрацией или другим органом управления поселения и определяет территориальные зоны и градостроительные регламенты, а также разъясняет правила применения документа и его корректировки.

Целевыми направлениями разработки и применения правил землепользования и застройки сельских поселений Градостроительный кодекс называет:Правила землепользования и застройки сельского поселения: что важно знать

  1. Формирование условий для стабильного прогрессирования поселений, входящих в состав муниципальных образований, с сохранением экологической обстановки и предметов культурного достояния.
  2. Формирование условий для планирования территорий муниципальных субъектов.
  3. Гарантию прав и правовых интересов людей и организаций, в том числе собственников и иных владельцев земельных наделов и объектов капстроительства.
  4. Формирование благоприятной обстановки для инвестирования, в том числе через подбор оптимальных видов разрешенного пользования земляными участками и объектами капстроительства.

Законодательство 2015 года о правилах землепользования и застройки сельского поселения

Базовым нормативным актом, регулирующим вопросы создания и внедрения ПЗЗ, является Градостроительный кодекс. Этот законодательный документ содержит целую главу (гл. 4), в которой разъясняются нюансы разработки и использования ПЗЗ.

В частности, в ней установлены:

  • понятие и цели ПЗЗ;
  • порядок разработки проекта ПЗЗ;
  • процедура утверждения ПЗЗ;
  • процедура внесения поправок в ПЗЗ.

Кроме положений, относящихся к процедуре разработки и внедрения правил в жизнь, в  главе 4 присутствуют нормы, которые касаются вопросов, составляющих содержание ПЗЗ:

  • правила установления территориальных зон;
  • подвиды и составляющие территориальных зон;
  • нормы о градостроительном регламенте.

Помимо Градостроительного кодекса вопросы, так или иначе касающиеся правоприменения правил землепользования и застройки сельского поселения, освещены в Земельном кодексе.

К примеру, в компетенцию местных органов власти в числе прочих включаются вопросы установления данных правил; также кодекс ссылается на ПЗЗ в статье, посвященной схемам размещения участков земли на кадастровом плане территории.

Последняя редакция законодательства о правилах землепользования и застройки сельских поселений была проведена в конце декабря 2015 года, поэтому в случае обращения к нормативным актам по рассматриваемому вопросу, необходимо искать актуальную его версию.

Территориальные зоны и градостроительный регламент

Территориальные зоны — это участки поселения, в отношении которых в правилах землепользования и застройки сельских поселений выведены границы, а также закреплены градостроительные регламенты. Линии территориальных зон могут проходить:

Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  • по дорогам, улицам, проездам, отделяющим встречные автомобильные потоки;
  • красным линиям (границам, отделяющим земельные наделы общего использования);
  • пограничным линиям участков земли;
  • границам городов, поселков, деревень и т. д. в рамках муниципального образования;
  • границам муниципальных образований;
  • границам природных объектов и пр.

Градостроительный регламент представляет собой совокупность положений, устанавливающих правовой режим земельных наделов, того, что расположено под и над их поверхностью и используется при строительстве и в дальнейшей эксплуатации.

В рамках градостроительных правил определяются:

  • разновидности разрешенного пользования участками земли и объектами капстроительства;
  • наименьшие и наибольшие размеры участков земли и предельные нормы разрешенного строительства;
  • лимиты пользования земельными наделами и объектами капстроительства.

Разновидности разрешенного пользования землей могут быть:

  • базовыми — когда застройщик может сам выбрать предпочтительный вид строительства для определенной территориальной зоны;
  • условно разрешенными — для которых обязательна организация публичных слушаний, в компетенции которых находится разрешение/запрет использования;
  • вспомогательными — использующимися только как дополнение к основным и условно разрешенным подвидам использования, в отдельности не применяемыми.

Структура правил землепользования и застройки

Структура правил землепользования и застройки сельских поселений и прочих территорий установлена статьей 30 Градостроительного кодекса. Согласно п. 2 этой нормы, правила включают следующие разделы:

  1. Порядок использования правил и особенности корректировки документа.
  2. Картографирование градостроительных зон.
  3. Градостроительные правила.

Первый раздел включает в себя вопросы, касающиеся:

  • управления местной администрацией землепользованием и застройкой;
  • смены физическими лицами и организациями подвидов разрешенного использования участков земли и объектов капстроительства;
  • разработки документов по планировке местности органами местного управления;
  • проведения публичных слушаний в отношении рассматриваемых вопросов;
  • корректировки ПЗЗ и иных вопросов.

Карта градостроительных зон используется для закрепления границ территориальных участков. При этом должны соблюдаться требования привязки одного участка земли к одной территориальной зоне. Составление надела из частей, находящихся в разных территориальных зонах, невозможно.

На карте в обязательном порядке фиксируются:

  • участки с особенными условиями использования территорий;
  • участки местности с объектами культурного достояния;
  • участки исторических поселений федерального и регионального значения.

Порядок подготовки и утверждения правил

Разработка ПЗЗ на первом этапе требует создания проекта. Детально мероприятия по его подготовке расписаны в статье 31 Градостроительного кодекса, согласно которой решение о разработке принимает глава администрации. Проектную же документацию готовят специалисты местной администрации, входящие в специальную комиссию.

В 10-дневный срок после принятия решения о разработке проекта вышеуказанных правил информация об этом размещается в местных СМИ и на официальном сайте администрации. При этом в сообщении о выработке проекта ПЗЗ обязательно должны быть сведения:

  • о составе и работе комиссионной группы;
  • особенностях градостроительных зон;
  • сроках разработки проекта ПЗЗ;
  • порядке направления в комиссионную группу предложений по разработке проекта и прочая информация, касающаяся данного вопроса.

После получения проекта руководитель администрации поселения в 10-дневный срок принимает решение об организации публичных слушаний по проекту.

Допустимая длительность публичных слушаний составляет от 2 до 4 месяцев со дня обнародования проекта.

По итогам публичных слушаний в проектную документацию вносятся изменения, причем протоколы публичных слушаний и заключение о результатах являются обязательными приложениями к проекту.

Утверждаются ПЗЗ представительным органом местного самоуправления (к примеру, Советом депутатов поселения или городской думой), который может утвердить проект правил или направить его на доработку. После утверждения правила должны быть опубликованы в СМИ и на сайте администрации.

Граждане, организации, а также органы власти различного уровня вправе обжаловать решение об утверждении ПЗЗ в суде.

Читайте также:  Какие нужны документы для приватизации квартиры в 2020 году: перечень

При этом представители госорганов могут сделать это только в том случае, если правила не соответствуют требованиям законодательства РФ и утвержденным ранее схемам территориального планирования (любого уровня).

Как внести изменения в правила землепользования и застройки?

Предложения о внесении изменений в ПЗЗ могут направить:

  • госорганы федерального/регионального уровня или органы местного самоуправления — если правила землепользования и застройки могут нарушить деятельность или расположение объектов капстроительства федерального, регионального или местного значения соответственно;
  • органы местного самоуправления — если требуется модернизация механизма регулирования землепользования или застройки на соответствующей территории;
  • граждане или организации — если в результате применения ПЗЗ земельные участки и объекты капстроительства используются неэффективно с причинением ущерба владельцу участка или снижением стоимости объекта.

По сути поступивших предложений комиссия в 30-дневный срок готовит заключение, в котором делает вывод о необходимости внесения изменений в правила или отклонении предложения с указанием причин отказа. Заключение направляется руководителю администрации.

Глава администрации, в свою очередь, на основании поступившего заключения в течение месяца принимает решение о разработке проекта изменений в ПЗЗ или отклонении предложений по изменениям с пояснением причин отказа.

Копия решения главы администрации высылается заявителю.

Источник: https://nsovetnik.ru/dolzhnostnye_instrukcii/pravila_zemlepolzovaniya_i_zastrojki_selskogo_poseleniya/

Правила землепользования и застройки сельского поселения (ПЗЗ)

С каждым годом увеличивается площадь застраиваемых территорий земельных участков, которые предоставляются для возведения высотных многоэтажек, малоэтажных блочных строений, частных и дачных домов, а также других объектов инфраструктуры.

Но не каждый земельный надел пригоден для возведения зданий. Существует строгое распределение использования земли согласно установленному целевому использованию.

К примеру, на участках, предназначенных и относящихся к заповедной зоне, нельзя строить дома для постоянного проживания.

Поэтому для каждого муниципалитета устанавливаются правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые опираются на законодательные акты Градостроительного и Земельного кодексов. При отсутствии ПЗЗ органы власти не смогут предоставлять участки и разрешение на строительство любого вида.

Основные понятия

ПЗЗ представляется собой свод законодательных актов, устанавливающих регламенты градостроительства для различных территорий муниципальных образований, в которых чётко прописаны условия целевого назначения каждой зоны.

Отвечая на вопрос, ПЗЗ – что это такое, необходимо заметить их подчинённость Генеральному плану местности, не только сельских поселений, но и расположения объектов в городской черте.

И правила пользования землёй будут отражать особенности каждого регионального муниципалитета.

С появлением в 90-х годах правил землепользования они за этот период претерпели множество изменений, постоянно корректировались и стали важным сводом законов регулирования в сегменте градостроительства.

Необходимо понимать, что правила землепользования принимаются административным органом и имеют ряд разъяснительных формулировок применимости данного документа.

Целевое назначение ПЗЗ, определённое Градостроительным кодексом, имеет следующие функции:

  • формирует условия для стабильности развития поселений в сельской местности (в том числе городского муниципалитета), полностью сохраняя экологию и культурные достопримечательности;
  • создаёт условия формирования и планировки строительных объектов конкретного региона;
  • обеспечивает правовую защиту интересов отдельных людей и различных компаний, среди пользователей которых есть много собственников земли и возведённых объектов;
  • при правовой защите складывается комфортная обстановка для дополнительных инвестиций посредством подбора участков земли, покупки и строительства объектов капитального строительства.

  Где получить пароль и код активации для госуслуг

В ГрК РФ (ФЗ № 190) содержится целая глава №4, в которой объясняются все особенности использования правил землепользования. Она характеризует:

  • определение и назначение ПЗЗ;
  • последовательность разработки проекта;
  • процедура утверждений Правил;
  • последовательность внесения изменений в ПЗЗ.

В новых правилах землепользования и застройки есть нормативы, касающиеся основных положений ПЗЗ:

  • рекомендации по установке зонирования территорий;
  • разновидности территориальных зон и их составляющие части;
  • нормативы градостроительного регламента.

Кроме этого, правоприменение этого документа частично рассматривается в Земельном кодексе. Указывается, что установление этих правил землепользования находится в компетенции местных органов власти. Также при размещении участков земли на кадастровом плане необходимо руководствоваться вышеуказанными правилами землепользования.

Особенности градостроительного регламента

Все земли муниципалитета конкретного региона делятся на различные по назначению зоны. ПЗЗ состоит из двух частей: территориальной и общей. На территориальной – указываются зоны и устанавливаются их границы.

В общей части указывается градостроительное зонирование правил землепользования и застройки сельских поселений, то есть отмечаются территории, где разрешено строить дома различного назначения, а где – нет.

То есть документ представляет собой классификатор земельных наделов.

Полезно!ПЗЗ является правоустанавливающим нормативным актом для всех органов самоуправления и обязательно к безоговорочному исполнению.

Важно! Правовой статус ПЗЗ не подлежит оспариванию и должен быть применим не только органами власти, но надзорными и контролирующими органами, инвесторами, собственниками недвижимости, подрядчиками и застройщиками.

Правила распространяются в пределах границ одного округа и обязательно учитываются в генеральном плане и другой проектной документации, хотя законодательством допускается некоторое отклонение от нормативов, указанных в документе.

Решение споров в суде по земельным вопросам всегда основывается на ПЗЗ. 

Согласно ЗК РФ земли делятся на следующие категории:

  • сельхозназначения;
  • для организации насулённых пунктов;
  • зоны промышленного назначения, где строятся заводы, космодромы, энергетические предприятия и другие;
  • находящиеся на особом контроле и под охраной;
  • лесного хозяйства;
  • водного фонда;
  • участки в запасе.

  Регистрация на «Госуслугах» через мобильное приложение

Любой участок имеет своё целевое назначение и может быть причислен к одной из перечисленных категорий. Каждая группа имеет свой правовой статус по отношению к возможности или невозможности возведения построек. При получении разрешения на строительство любого объекта обязательно проверяется разрешённость использования для данной категории.

Для справки.Существует принятый в 2015 году классификатор «Виды разрешённого использования земель», которые периодически обновляется и корректируется. Он является основанием для получения разрешения на строительство.

По правилам землепользования и застройки сельского поселения утверждаются границы зон и регламенты градостроительства.

Все сведения о разрешённом использовании земли должны быть внесены в специальный Реестр объектов недвижимости согласно градостроительному регламенту.

Зонирование категории земли

Участки, имеющие статус земель сельхозназначения, делятся в свою очередь на другие виды по практическому применению:

  • дачное строительство;
  • ЛПХ (полевые участки);
  • ЛПХ (приусадебные участки);
  • ведение подсобного хозяйства;
  • сельскохозяйственное производство;
  • фермерское хозяйство;
  • крестьянское хоз-во;
  • садоводства и огородничества;
  • для строительства объектов сельхозназначения.

На сегодняшний день этих категорий насчитывается около 15 видов, которые учитываются на генеральном плане и в правилах землепользования и застройки.

Согласно Земельному кодексу РФ (ст.7) земли сельскохозяйственного назначения могут быть изменены на земли поселений. Изменить вид разрешенного использования надела в пределах одной категории допускается следующими должностными лицами:

  • главой местной администрации, если ПЗЗ ещё не утверждены;
  • органом местного самоуправления после утверждения ПЗЗ.

Внимание! Решение по переводу земель других категорий в земли для населённых пунктов принимают только органы местного муниципалитета, при условии, что изменения будут утверждены и внесены в генеральный план.

Документом по землепользованию регламентируется правовой статус каждого участка. Исключением является территории общественного пользования (скверы, памятники, железнодорожные магистрали и др.).

Внесение изменений: основные этапы

Любые изменения статуса назначения участка должны решаться на уровне органов самоуправления. Формируется комиссия из ответственных лиц, имеющих правовой статус вносить корректировки.

Предложения об изменениях ПЗЗ могут исходить:

  • от органов федерального или регионального муниципалитета в том случае, когда правила землепользования нарушают деятельность и функционирование зданий капстроительства соответствующего назначения.
  • от органов местного самоуправления, когда необходима модернизация урегулирования пользования землёй или проведение застройки соответствующих территорий.
  • от организации и граждан, если участки и построенные на них объекты используются не эффективно. При этом владельцу может быть нанесён ущерб.

Предложения подаются в письменном виде, а назначенная комиссия в месячный срок должна подготовить заключение: одобрить или отклонить изменения. При положительном решении документ направляется Главе администрации, который должен принять решение о внесении изменений или отклонить также в месячный срок. Затем копии решений отправляются заявителю.

Выводы

Правила землепользования определяют статус земельного участка, который вносится в генеральный план сельского поселения или города. Устанавливаются границы зон. В зависимости от назначения участка регламентируются требования к возводимым строительным объектам.

Источник: https://InfoGosuslugi.ru/portal-gosuslugi/pravila-zemlepolzovania-i-zastrojki-selskogo-poselenia-pzz.html

ПЗЗ: что это такое, правила землепользования и застройки муниципального образования, выписка из пзз на земельный участок — где взять

  • Утверждают генеральные планы населенных пунктов.
  • Происходит зонирование территорий.
  • Утверждают строительные проекты.
  • Проводится муниципальный земельный контроль.
  • Выделяют земли для муниципальных нужд.

Вся деятельность в рамках землепользования регулируется разными нормативно-правовыми актами. Один из таких актов — Правила землепользования и застройки.

Так мы постепенно перешли к ключевому понятию нашей статьи — правила землепользования и застройки.

ПЗЗ — что это такое в землепользовании?

Землепользование проводят в разных формах. Например, землю можно использовать в сельскохозяйственных целях, проводить обустройство водоохранных зон, создавать национальные парки, заповедники.

Но в нашем случае речь идет о землепользовании в градостроительных целях. Иными словами — об освоении природных территорий с целью застройки и развития конкретного населенного пункта. Именно из-за этой связи в правовых актах объединены понятие землепользования и застройки. Освоение и застройка территории невозможна вне процесса землепользования.

Правила землепользования и застройки утверждаются как своего рода регламент градостроительной деятельности. Основная цель правил — максимально упорядочить процесс застройки населенных пунктов, установив четкие границы между разрешенными и неразрешенными действиями.

Как конкретно нужно регулировать процесс, описано в Градостроительном кодексе РФ. Введение отдельных статей кодекса, в частности, Пп. 8 п. 1 ст. 1, статьи 30-33, позволило четко прописать, какие именно аспекты градостроительной деятельности этими правилами регулируются.

Согласно ГрК, ПЗЗ — документ градостроительного зонирования. Он определяет, как города будут делиться на отдельные зоны. Каждой зоне приписываются определенные правила использования.

Читайте также:  Могут ли уволить (сократить) сотрудника с ипотекой

Утверждаются эти правила нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По этой причине конкретные правила в каждом городе могут сильно отличаться, в зависимости от особенностей местности, условий и планов стратегического развития населенного пункта.

Местные власти разрабатывают правила в соответствии с особенностями отдельно взятого муниципального образования. Их составляют в соответствии с общими положениями о ПЗЗ, которые содержатся в Градостроительном кодексе.

Итог: ПЗЗ земельного участка — что это?

Резюмируем: ПЗЗ представляют собой нормативно-правовой акт, который разрабатывают органы местного самоуправления. Его цель — регулировать использование земельных участков в населенном пункте, устанавливать зонирование территории, генеральный план территории.

Застройщикам о ПЗЗ нужно знать одно — они регламентируют использование конкретного земельного участка.

Прежде чем приступить к строительству любого объекта, застройщик должен знать — какой вид строительства разрешен на выбранном им участке, можно ли вообще организовывать его застройку, есть ли какие-то существенные ограничения? При выборе участка для застройки в первую очередь необходимо опираться на ПЗЗ.

  • Разрабатывая ПЗЗ, местные власти руководствуются:
  • Градостроительным кодексом;
  • Земельным кодексом;

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Чем полезны ПЗЗ?

  • Позволяют грамотно планировать развитие населенного пункта, чтобы сохранять объекты культурного наследия, обеспечивать охрану окружающей среды.
  • Облегчают деятельность бизнес-структур на территории конкретного города: четко регулируют отношения между бизнесом и властью. защищают интересы населения.
  • Создают поток инвестиций, привлекая застройщиков на конкретные территории.

Что такое правила землепользования и застройки? Их структура

Правила землепользования и застройки — масштабный документ. Обычно он состоит из 3 частей: общей, территориальной и специальной. Дополняют его десятки приложений, например, протоколы публичных слушаний и заключения о их результатах.

  • Общая или теоретическая часть описывает базовые требования по исполнению градостроительных регламентов по нормам Градостроительного кодекса. Она определяет, какие территории и как можно использовать, исходя из законов.
  • Территориальная или графическая часть — карта территориального зонирования с подробными указанием зон.
  • В специальной части описаны регламенты градостроения.

Основная часть ПЗЗ

Это основа документа. В ней прописан весь ключевой регламент строительной деятельности на территории города или населенного пункта. Она определяет порядок применения правил, то есть регулирует подготовку к строительству и выделение конкретного земельного участка под застройку. На подготовительном этапе застройки правила регулируют:

  • как физические и юридические лица могут менять виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • как органы местного самоуправления должны разрабатывать документы по планировке территории;
  • как проводятся общественные обсуждения или публичные слушания по землепользованию и застройке.

Регулирование выделения земли включает:

  • основы градостроительной деятельности
  • принцип работы комиссии по землепользованию;
  • описание подготовительных работ перед застройкой конкретного участка;
  • принципы предоставления земли физическим и юридическим лицам для дальнейшего использования;
  • описание выдачи разрешений на строительство и их основные условия;
  • описания разрешений на ввод капитальных объектов в эксплуатацию.

Графическая часть

Использование графической части должно полностью опираться на все условия, прописанные в части основной. Графическая часть представлена в виде подробной карты. Это графический план землепользования и застройки. Согласно п.4, ст.30 ГрК, на карте градостроительного зонирования установлены границы территориальных зон. К каждой зоне прикрепляется один конкретный участок земли.

Территориальная зона определяет тип земельного участка, который к ней относится. В связи с этим, запрещено объединять земельные участки из разных территориальных зон.

Графическая карта содержит:

  • границы конкретного населенного пункта;
  • пределы зон застройки и ведения хозяйственной деятельности, масштабы застройки;
  • пределы санитарных, водных, прибрежных территорий и береговых полос;
  • границы территорий с особыми условиями использования, исторических поселений федерального и регионального значения, объектов культурного наследия.

В графической части можно создавать несколько карт.

Специальная часть

Эта часть содержит градостроительные регламенты. Они определяют правовой режим для каждого земельного участка, который входит в конкретную территориальную зону. Регламент разрабатывается отдельно для каждой территориальной зоны.

Цель регламента — учесть особенности каждого земельного участка, чтобы обеспечить его рациональное использование в дальнейшем. Конкретный регламент будет зависеть от вида территориальной зоны, особых правил в ней, например, об охране культурного наследия, окружающей среды, а также стратегического плана развития.

Регламент определяет:

  • под какую именно цель и под какой вид строительства можно использовать земельный участок;
  • размеры и границы каждого участка;
  • масштаб каждой отдельной планируемой застройки.

Согласно п. 6 ст. 36 ГрК, регламент не применяют:

  • к землям лесного фонда;
  • землям, покрытым поверхностными водами;
  • землям запаса;
  • землям особо охраняемых природных территорий за исключением земель
  • лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения;
  • земельным участкам, расположенным в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Как разрабатывают ПЗЗ

ПЗЗ разрабатывают органы местного самоуправления. В готовом виде их чаще всего выкладывают на официальные сайты администрации конкретного населенного пункта.

Название документа содержит отсылку к конкретному территориальному образованию, например: Правила землепользования и застройки муниципального образования город Саратов.

Правила землепользования и застройки разрабатывают в соответствии со ст. 31 ГрК. В ходе разработки обязательно учитывают:

  • генеральный план населенного пункта;
  • конкретную техническую документацию;
  • результаты общественных слушаний.

Именно местная администрация уполномочена инициировать и контролировать разработку ПЗЗ. Глава населенного пункта отвечает за все этапы разработки Правил, следит за порядком ее проведения. Для разработки правил назначают специальную комиссию, состав которой одобряет глава муниципалитета.

Информацию о начале разработки ПЗЗ и созыве комиссии в течение 10 дней нужно опубликовать на сайте администрации или в любых СМИ. Сообщение должно включать информацию о:

  • составе комиссии;
  • каждом этапе разработки Правил;
  • порядке и предварительных сроках разработки проекта ПЗЗ;
  • правилах взаимодействия с общественностью в рамках разработки проекта.

Подготовленный проект ПЗЗ проверяют на соответствие генеральному плану и техническим регламентам. Готовый проект направляют на проверку главе администрации или отправляют на доработку, если есть несоответствия регламентам. В течение 10 дней глава администрации назначает общественные слушания по подготовленному проекту. Длительность публичных обсуждений в среднем составляет 3 месяца.

В процессе обсуждений комиссия может вносить в проект изменения по мере необходимости. После внесения изменений проект вновь направляют на проверку в администрацию. В течение 15 дней принимают решение: утвердить или снова отправить на доработку. Утвержденные ПЗЗ публикуют на сайте муниципального образования или любым другим способом, доступным для связи с населением.

❕ Положения Правил могут затрагивать интересы строительных компаний и организаций по охране окружающей среды. В связи с этим принятие ПЗЗ может затянуться на долгие месяцы: проект будут блокировать на этапе общественных обсуждений.

Можно ли оспорить ПЗЗ

Если разработанные ПЗЗ все же затронули интересы отдельных лиц, их могут оспорить в суде. Обратиться в орган правосудия могут физические лица или организации, чьи интересы пострадали. Право есть у органов государственной и региональной власти, но только в случае, если ПЗЗ противоречат схемам территориального планирования субъекта или всей страны.

Что еще важно знать о ПЗЗ

Территориальные зоны

Их выделяют с учетом вида использования земли. Они делятся на:

  • зоны жилой застройки;
  • общественно-деловые зоны для школ, учреждений здравоохранения,
  • спортивных сооружений;
  • рекреационные зоны, например, леса, пляжи;
  • производственные зоны, например, коммунальные и частные
  • производственные предприятия;
  • зоны транспортно-инженерной инфраструктуры — дороги,
  • железнодорожные пути, зоны расположения инженерных коммуникаций;зоны сельскохозяйственных участков — садовое, дачное, крестьянско-фермерское хозяйство;
  • специальные зоны, такие как кладбище.

Чтобы определить такие зоны, проводят территориальное зонирование.

Выписка из ПЗЗ — что это такое и где взять?

Получить подробную информацию о ПЗЗ в интересующем вас населенном пункте можно разными способами:

  • в градостроительном департаменте местной администрации;
  • МФЦ;
  • через сайт Госуслуги.

Сам документ очень объемный, поэтому из него предоставляют выписку с конкретной информацией, которую запросил человек. Выписку можно запросить в отношении конкретного участка или территориальной зоны.

В заявлении на выписку из ПЗЗ на земельный участок нужно указать все данные об интересующем участке: кадастровый номер, площадь, адрес.

В выписке будет вся информация об участке: технические параметры участка, правила использования и другие сведения.

Как вносят изменения в ПЗЗ

В некоторых случаях в ПЗЗ можно вносить изменения. Эти случаи прописаны в ст. 33 ГрК, к ним относятся:

  • обнаружение расхождений между ПЗЗ и планом территориальной застройки;
  • обжалование Правил;
  • расширение или уменьшение территории поселения.

Потребовать внести изменения могут органы исполнительной власти на всех уровнях, если ПЗЗ мешают сооружать или поддерживать функционирование объектов в их ведении.

Физические лица и организации могут инициировать изменения ПЗЗ, если

  • считают использование земельного участка неэффективным;
  • собственнику причиняется вред в процессе градостроительства;
  • из-за действующих регламентов снижается рыночная стоимость земельных участков;
  • нарушаются права собственников или существенно ограничиваются.

Заявление подают в Комиссию, ответственную за разработку ПЗЗ. Обращение рассматривают в течение 30 дней и вносят изменения или отказывают.

Генеральный план и правила землепользования и застройки

На первый взгляд кажется, что генплан и ПЗЗ — идентичные документы. Это не так. Генеральный план определяет границы поселения, его зонирование и размещение различных объектов в будущем. Эти границы подробно отражаются в текстовой и графической частях документа. Но в генплане нет никаких градостроительных регламентов, он не регулирует градостроительный процесс.

Генеральный план скорее носит описательный характер, в то время как ПЗЗ — регламентирующий. Генеральный план учитывается в ПЗЗ. Он выступает как база для разработки Правил. При этом в Правилах допускаются отклонения от исходных положений Генерального плана.

ПЗЗ — важный документ, по ним организуют весь процесс градостроительства. Правила определяют: что, как, где и когда можно строить в конкретном населенном пункте. Грамотно разработанные ПЗЗ позволяют сохранить в первозданном виде памятники культурного наследия, природный ландшафт местности, внешний облик города.

Источник: https://j.etagi.com/ps/pzz-chto-takoe/

Ссылка на основную публикацию