Подшипники – неотъемлемая составляющая систем и механизмов

Подшипники

Подшипники — одно из ключевых изобретений, которое определило путь развития промышленности. Самый простой подшипник состоит из двух колец, вставленных одно в другое и предназначенное для поддержания и направления вращающегося вала.

Основные типы

Все подшипники могут быть разделены на две основные группы – подшипники качения и скольжения. Конструкция первых состоит из

  • двух колец – внешнего и внутреннего;
  • шариков;
  • сепаратора, в котором установлены шарики.
  • Подшипники скольжения имеют следующую конструкцию:
  • внешняя обойма;
  • внутренняя обойма, выполненная из материала с низким коэффициентом трения, например, тефлон (фторопласт).

Задача, которую призваны решать подшипники любого типа – это снижение трения между вращающимся и стационарными узлами агрегата. Это необходимо для снижения потерь энергии, нагрева и износа деталей, вызываемыми силой трения.

Подшипники скольжения

Сферические подшипники скольжения

Этот узел обычно выполняют в виде массивной опоры, изготовленной из металла. В ней проделывают отверстие, куда вставляют втулку или вкладыш, выполненный из материала с низким коэффициентом трения.
Для повышения эффективности работы этого узла и снижения трения в него вводят жидкую или плотную смазку. Это приводит к тому, что вал отделяется от втулки пленкой маслянистой жидкости. Эксплуатационные параметры подшипника скольжения зависят от следующих параметров:

  1. Размера элементов, входящих в этот узел.
  2. Скоростью вращения вала и размера нагрузок, приходящихся на него.
  3. Густотой смазки.

Для обеспечения смазывания подшипника можно использовать любую вязкую жидкость – масло, керосин, эмульсии. В некоторых моделях подшипников скольжения для смазки применяют газы. Кроме, перечисленных материалов применяют и твердые, иногда их называют консистентные, смазки.

В некоторых конструкциях подшипников предусмотрена принудительная система смазки.

Подшипники качения

Внешний вид подшипника качения

В подшипниках этого типа трение скольжение подменяется трением качения. Благодаря такому решению происходит существенное снижение трения и износа.
Подшипники качения имеют разнообразные конструкции и размеры. В качестве тел вращения могут быть использованы шарики, ролики, иголки.

Шарикоподшипники

Шарикоподшипники являются самым распространенным типом подшипников. Он состоит из двух колец, между которыми устанавливают сепаратор с предустановленными шариками определенного размера. Шарики перемещаются по канавкам, которые, при изготовлении тщательно шлифуют. Ведь для полноценной работы подшипника необходимо, чтобы шарики не проскальзывали, и при этом у них была существенная площадь опоры.
Сепаратор, в который устанавливают шарики, обеспечивает их точное положение и исключает какой-либо контакт между ними. Производители выпускают изделия, которые укомплектованы двухрядными сепараторами.

Подшипники этого класса применяют при довольно небольших радиальных нагрузках и большом количестве оборотов рабочего вала.

Роликоподшипники

В подшипниках этого класса в качестве тел вращения применяют ролики различной формы. Они могут иметь форму цилиндров, усеченных конусов и пр. Производители освоили выпуск широкой номенклатуры роликовых подшипников с разными размерами колец и тел вращения.
Конический роликоподшипник используют для работы при наличии разнонаправленных нагрузках (осевой и радиальной) и больших оборотах на валу. Конструктивно роликовый подшипник похож на шариковый. Он также состоит из двух колец, сепаратора и роликов. Размеры роликовых подшипников определены в ряде стандартов, которые имеют силу в нашей стране. Например, ГОСТ 8328-75 определяет конструкцию, маркировку и размеры подшипников с короткими роликами. А ГОСТ 4657-82 регламентирует размеры и конструкцию игольчатых подшипников. То есть на каждый вид подшипников существует свой ГОСТ.

В этих нормативных документах приведены таблицы размеров подшипников, которыми должны руководствоваться конструкторы, при проектировании таких узлов.

Кстати, для облегчения жизни проектировщиков разработаны и успешно применяются справочники подшипников, в которых изложены принципы расчетов подшипниковых узлов, указаны размеры самих изделий и сопровождающих деталей, например, размеры заглушек.

Смазка

Эксплуатационный срок работы подшипников определяется износом тел качения и дорожек, расположенных в кольцах. Для продления срока службы подшипников применяют смазку, она может быть жидкой, например, в коробках передач станочного оборудования, или консистентной (твердой).

Кроме износа деталей подшипника, не последнюю роль играет и рабочая температура в узле. Вследствие нее может происходить неравномерная тепловая деформация. Это может привести к повышению частоты проскальзывания, и снижается твердость материала, из которого они изготовлены.

Производители выпускают подшипники с закрытыми сепараторами. В такие изделия еще на стадии производства закладывают твердую смазку, которая гарантировано проработает весь ресурс.

Разновидности подшипников скольжения

Всего размеры и основные характеристики подшипников скольжения, изложены в соответствующих ГОСТ. Всего их насчитывается порядка шести десятков. Например, ГОСТ 11607-82 нормирует требования к разъемным корпусам подшипников скольжения, а ГОСТ 25105-82, предъявляет требования к вкладышам, которые устанавливают в корпуса подшипников скольжения.

Классификация подшипников скольжения

Изделия этого типа можно разделить на следующие основные типы:

  1. Одно- и многоповерхностные.
  2. Со смещением поверхностей.
  3. Радиальные.
  4. Осевые.
  5. Радиально-упорные.

Кроме того, подшипники можно различать по конструкции:

  1. Неразъемные, их называют втулочными.
  2. Разъемные, они состоят из двух деталей основного корпуса и крышки к нему.
  3. Встроенные, по своей конструкции, они составляют единое целое с корпусом механизма.

Нельзя забывать и о количестве точек подачи масла. Существуют подшипники с одним и несколькими клапанами. Кроме, приведенных классов можно назвать еще один – по возможности регулирований подшипника.

Конструкция подшипников скольжения не отличается сложностью. В состав конструкции могут входить два кольца. Одно из них (внутреннее) вращается в процессе работы. Вместо, тел вращения в устройствах этого типа применяют втулки, изготовленные из антифрикционных материалов. Для повышения эффективной работы в подшипники закачивают смазочные материалы.

Существуют два типа подшипников скольжения — гидростатические и гидродинамические. В изделиях первого типа смазка подается от масляного насоса. Вторые в этом плане удобнее, они сами могут выступать в роли насоса. Смазка будет поступать в них за счет разности давления между его компонентами.

Подшипники скольжения могут иметь, сферическое, упорное и линейное исполнения. Первые подшипники применяют в тех узлах, где преобладают низкие скорости вращения вала. Главное достоинство такого исполнения подшипников – это возможность передавать вращение даже при значительных перекосах валов.

Читайте также:
Чем покрасить металлический забор?

Подшипники упорного исполнения применяют для работы там, где преобладают поперечные усилия. Довольно часто их монтируют в турбинах и паровых машинах.

Подшипники линейного исполнения исполняют роль направляющих. Кстати, их особенностью можно назвать их бесперебойную работу даже при постояннодействующих радиальных усилиях.

Подшипник линейного исполнения

Многолетняя, если не многовековая практика использования подшипников скольжения позволяет сделать выводы о достоинствах и недостатках этих конструкций.

  • изделия этого класса обеспечивают надежную работу в условиях высоких скоростей вращения вала;
  • обеспечение серьезных ударных и вибрационных усилий;
  • довольно небольшие размеры;
  • подшипники этого типа допустимо устанавливать в устройствах работающие в воде;
  • некоторые модели позволяют выполнять настройку зазора и, таким образом, гарантируют точность установки оси вала.

Между тем, подшипникам скольжения присущи и определенные недостатки.

  • в процессе эксплуатации необходимо постоянно контролировать уровень смазки;
  • при недостаточной смазке и запуске возникает дополнительная сила трения;
  • более низкий в сравнении с другими классами подшипников КПД;
  • при производстве таких изделий применяют довольно дорогие материалы;
  • при работе, подшипники этого класса могут генерировать излишний шум.

Стандарты подшипников скольжения

Одно из отличий подшипников от других типов деталей, применяемых в промышленности – это то, что они все стандартизированы. Выше было отмечено что на продукцию этого класса действует 60 ГОСТ, и это не считая ТУ и другой нормативной документации.
ГОСТ не только нормирует конструкцию и размеры подшипников, но и порядок их обозначения на чертежах, в спецификациях и другой рабочей документации.

Кроме того, ГОСТ на технические условия подшипников регламентирует параметры допусков и посадок, которые обязаны соблюдать производители.

Маркировка

Маркировка подшипников – это параметры, которые показывают рабочие диаметры изделия (внутренний и внешний), конструктивные особенности. Все эти данные закодированы в наборе цифр и буквенных символов. Порядок кодировки, детальная расшифровка регламентирована в ГОСТах на подшипниковую продукцию. Так, кодировка шариковых и роликовых подшипников однорядных приведена в ГОСТ 3189-89.

В закодированном наименовании подшипника содержатся следующие данные:

  • серия ширины;
  • исполнение;
  • тип изделия;
  • группа диаметров;
  • посадочный диаметр.

Кстати, важно понимать, что на территории нашей страны применяют две системы обозначения подшипников – ГОСТ и ISO.

Пример расшифровки маркировки на подшипниках

Маркировка может быть нанесена на одно из колец. Если подшипник закрытого типа то маркировку наносят на уплотнение или защитном кольце.

Классы точности подшипников

Класс точности подшипника – это показатель, который характеризует максимальные отклонения значения размеров подшипника от номинала.

В некоторых устройствах при выборе подшипника потребитель руководствуется ценой на него, а остальные параметры для него не так критичны. В некоторых других случаях потребитель выбирает подшипник исходя из предельной скорости вращения, при которой не будут, проявляются такие явления, как вибрация и пр. Такие довольно жесткие условия предъявляются к изделиям, работающим на транспорте, станочным узлам, робототехнических комплексов.

В машиностроении существует зависимость между точностью обработки и ее стоимостью. То есть, чем точнее деталь, тем больше ее конечная цена.

Разделение подшипников по точности позволяет подобрать такое изделие, которое будет отвечать требованиям, которые предъявляет проектировщик и в то же время с приемлемой для потребителя ценой.

Класс точности описывает точность производства изделий. Для регулировки этого параметры существуют нормативы, определенные в ГОСТ и ISO. В них определены допуски на все размеры – диаметры, ширину, фаски и пр.

Назначение подшипников качения

Подшипники качения предназначены для поддержки вращающихся валов. Они нашли свое применение в машинах, разного типа, например, в подъемно-транспортных устройствах, технике, применяемой в сельском хозяйстве, судовых двигателях.

Магнитные подшипники

Магнитные подшипники, которые все чаще применяют в различных машинах и механизмах работает на основании принципа магнитной левитации. В результате реализации этого принципа в подшипниковой опоре отсутствует контакт между валом и корпусом подшипника. Существуют активное исполнение и пассивное.

Активные изделия уже в массовом производстве. Пассивные, пока еще находятся на стадии разработки. В них, для получения постоянного магнитного поля применяют постоянные магниты типа NdFeB.

Использование магнитных подшипников предоставляет потребителю следующие преимущества:

  • высокая износостойкость подшипникового узла;
  • применение таких изделий, возможно, в агрессивных средах в большом диапазоне внешней температуры.

Бесконтактный магнитный подшипник

В то же время использование таких узлов влечет за собой некоторые сложности, в частности:

В случае пропадания магнитного поля, механизм неизбежно понесет повреждения. Поэтому для бесперебойной и безаварийной работы проектировщики применяют так называемые страховые подшипники. Как правило, в качестве страховочных применяют подшипники качения. Но они в состоянии выдержать несколько отказов системы, после этого требуется их замена, так будут изменены их размеры.

Создание постояннодействующего, а главное, устойчивого, магнитного поля сопряжено с созданием больших и сложных систем управления. Такие комплексы вызывают сложности с ремонтом и обслуживанием подшипниковых узлов.

Излишнее тепловыделение. Оно обусловлено тем, что обмотка нагревается в результате прохождения через нее электрического тока, в некоторых случаях, такой нагрев недопустим и поэтому приходится устанавливать системы охлаждения, что, разумеется, приводит к усложнению и удорожанию конструкции.

Где используются устройства скольжения

На самом деле сложно найти механизм, в котором не установлены подшипники скольжения. Даже на атомных подводных лодках, на подшипниках этого типа устанавливают гребные валы. Подшипники скольжения нашли широкое применение в станкостроении. В частности, в них устанавливают валы, по которым перемещается суппорт, резцедержатель и другие составные части станка.

Классификация подшипников качения

К подшипникам качения относят:

  • шариковые;
  • роликовые,
  • упорные и многие другие.

Все они характеризуются высокими параметрами износостойкости и возможностью работы в условиях разнонаправленных нагрузок – осевых и радиальных.

Характеристики подшипников качения

К основным характеристикам подшипников качения можно отнести следующие:

Угловая скорость, подшипники качения могут показывать высокие значении этой скорости, особенно если сепараторы выполнены из цветного металла или полимеров.

Перекос вала. Допустимо то, что перекос может достигать от 15’ до 30’. Кроме того, подшипники качения способны воспринимать небольшие осевые усилия. Она не должна превышать 70% от неиспользуемой радиальной грузоподъемности.

Читайте также:
Применение и особенности клея ПВА

Подшипники качения показывают минимальные потери на трение.

Каталог импортных подшипников FAG, INA, SKF, NSK, TIMKEN и др.

В мировой экономике подшипниковая отрасль занимает отдельное место, во много это обусловлено значимостью продукции ей выпускаемой.

В нашей стране такую продукцию выпускают на специализированных подшипниковых заводах. Но, в последнее время существенно увеличен импорт подшипников из рубежа. Их поставляют из разных стран мира – США, КНР, Германии и пр.

Для ознакомления с номенклатурой поставляемой продукции достаточно ознакомиться с каталогами подшипников, которые предлагают потребителям зарубежные производители — FAG, INA, SKF, NSK, TIMKEN и многие другие. Достаточно одного взгляда и можно понять всю величину номенклатуры предлагаемых подшипников.

Но при заказе импортной продукции необходимо понимать, что подшипники, поступающие из-за границы, должны соответствовать требованиям наших нормативов и иметь документы, подтверждающие их качество и безопасность в эксплуатации. Подшипники очень часто поделывают. Рекомендуем покупать подшипники только у авторизированных поставщиков.

Устройство подшипника: как устроены и из чего состоят – схемы

В нашей статье мы подробно расскажем, как устроены подшипники скольжения и качения (шариковые и роликовые). Знание структуры подшипникого узла и его деталей поможет не ошибиться при монтаже или демонтаже, ремонте и замене важных компонентов.

Структура

Когда человечество столкнулось с проблемой перетирания осей от долгой эксплуатации, то «пытливые» умы предков начали работать над этой задачей. Первым прототипом конструкции, облегчающей глоссирование, стала втулка из материала с малым трением, набитая смазкой. Сегодня принципиальное строение не изменилась. Только стали применять более современные материалы, такие как: керамика, бронзовые сплавы, полимеры.

Для облегчения движения вала в 1780 году в Великобритании впервые были применены шары. Это был аналог опорного шарикового механизма, который сохранился в первозданном виде до сегодняшнего дня.

Схемы опоры по их видам и описание

В промышленности и быту используется огромное разнообразие узлов, которые снижают трение при вращении и продольном глоссировании.

Далее мы приведем чертежи устройства и покажем, из каких деталей состоят подшипники качения и скольжения, его составные части.

Шариковые радиальные

Эти приспособления являются наиболее распространенными видом, состоящие из внешней и внутренней обоймы с технологической выемкой. В пространство между ними вставлены металлические или керамические шарики, закрепленные сепаратором.

Эти изделия бывают открытыми или закрытыми (между обоймами ставится шайба, предотвращающая попадания грязи внутрь и вытекание смазки). Промышленность изготавливает все типоразмеры в разном исполнении с одной или двумя защитными шайбами, с мембранами для предотвращения попадания грязи. В таких изделиях на заводах заранее делают канавку для фиксации с помощью кольца. Если требуются элементы качения с очень длительным сроком эксплуатации, то создаются модели, имеющие усиленные корпуса большей ширины и толщины.

Сепаратор может быть изготовлен:

  • из бронзы (этот материал имеет низкий коэффициент трения, но дорогой по стоимости);
  • из металла (более распространенный вариант);
  • из пластика (резко снижает шумность, но требует постоянной активной смазки, используется в коробках передач автотранспорта).

Выпускаются детали с двумя рядами качения.

Этот механизм выдерживает в два раза большую нагрузку и способен поддерживать ориентацию оси. В некоторых случаях, одним таким узлом можно заменить группу из двух однорядных.

Шариковые упорные

Они предназначены для ограничения движения вала вдоль оси вращения. Обычно состоят из верхней и нижней шайб с технологическими канавками и сепаратора с шариками.

Эти приспособления бывают однорядными и двухрядными, как с последовательным, так и с радиальным расположением элементов качения. Для упрощения монтажных работ выпускаются изделия с дополнительной платформой, обеспечивающей равномерное усилие на опору.

Упорно радиальные

В случае, когда требуется не только достичь легкого вращения, но и ограничить перемещение стержня вдоль оси, используются такие установки.

  • Однорядные. Они обеспечивают вращение и продольную опору в одном направлении.

  • Двухрядные. Позволяют зафиксировать вал в нужном положении и сохранять позицию соосности относительно обоймы. Например, они широко употребляются в ступицах колес современных легковых машин.

  • Разборные. Имеют возможность дополнительного смазывания. Для правильного функционирования необходима жесткая фиксация нижних колец.

  • Неразборные. Они поставляются с завода и не требуют обслуживания.

Этот вид применяется для узлов с большой нагрузкой. Существуют следующие типы:

  • С одним рядом. Они подразделяются на: с канавкой в наружнем кольце; внутреннем; в двух сразу. От этого зависит будет ли иметь стержень осевое смещение.

  • С двумя рядами, он требуется в случаях больших усилий, передаваемых через вал. Такая конструкция позволяет фиксацию оси в нужном положении.

Строение и устройство опорного подшипника

Деталь необходима для ограничения продольного движения оси вращения. Она является аналогом упорного шарикового приспособления.

Группа с коническими роликами

При необходимости компенсировать радиальные и осевые нагрузки, используются узлы с элементами качения в форме конуса. Наиболее распространен вид – это однорядный.

Внешнее кольцо

Внутренняя обойма

Эта запчасть является разборной и имеет функцию регулировки после длительной эксплуатации. В большинстве случаев они ставятся в паре. Все легковые автомобили в прошлом и основная масса грузовиков сейчас имеют такое приспособление в ступице колеса. Также он широко распространен в сельскохозяйственной технике, где на середины прикладываются большие усилия, при этом обороты не высокие. Этот узел постепенно вытесняется из использования, так как требует постоянного обслуживания.

Двухрядные

Вместо использования двух деталей можно использовать одну. При этом сохраняется возможность регулировки и не теряется функция контроля осевого смещения. В косозубых передачах такая конструкция обеспечивает постоянное совпадение шестеренок.

Такой блок незаменим в тяжелой промышленной и горнодобывающей технике, в железнодорожном транспорте.

Роликовые опорные

При повышенном усилии, направленном вдоль середины, требуется установка подшипников несколько другого строения. Они бывают с конусными, со сферическими и цилиндрическими звеньями качения.

Нижняя шайба

Верхняя шайба

Сепаратор из стали

В механизмах, где необходима самоцентация опорного элемента, используются детали со сферическими роликами. Они выдерживают большие нагрузки, высокие обороты вращательного движения, не критичны к соосности стержня и к месту посадки. Применяются в устройствах с большим осевым давлением, таких как: ветрогенератор, экструдер, поворотные приборы тяжелой промышленности, металлургическое оборудование.

Читайте также:
Выбор ПНД труб в Москве

Самоустанавливающиеся подшипники (плавающие)

В производстве требуется добиться устойчивого, длительного вращения валов, которые невозможно или нецелесообразно точно отцентрировать. Например, привода на сельскохозяйственной технике, на поливочной системе. В этом случае употребляются узлы скольжения, автоматически выбирающие плоскость поворота.

Общей особенностью этих блоков является обработка одной из поверхностей в виде шара.

Как видно по схеме, изделие имеет возможность свободно вращаться при несовпадении координат посадки и опоры. У этого вида часто используется дополнительный компонент – клиновидный замок для фиксации на валу.

Эта иллюстрация хорошо показывает главное преимущество этого типа. Он стабильно работает при осевом смещении и при несовпадении плоскостей.

Самоустанавливающиеся механизмы подразделяются на два основных класса:

  • Шариковые:
  1. однорядные;
  2. двухрядные;
  3. со степенью свободы во внешней обойме;
  4. во внутренней.

Такое приспособление легко монтируется, но выдерживает не очень высокие перегрузки.

  • Роликовые:
  1. С одним рядом элементов качения. Наиболее простой и самый распространенный вариант.
  2. С двумя рядами. Эта деталь эксплуатируется при большом давлении.
  3. Со сферической поверхностью на внешней обойме.
  4. На внутренней обойме.
  5. С возможностью смещения роликов в двух плоскостях. Она позволяет достигнуть сильное отклонения вала от опоры.

Такой класс применяется в конструкциях, где невозможно или нецелесообразно достичь высокой степени совмещения узлов. Также в случаях, когда точки посадки не могут быть неподвижными. Одним из недостатков такого соединения является трудность удержать смазку внутри детали.

Игольчатые

Элемент качения в форме вытянутого продолговатого цилиндра позволяет резко сократить разрыв между внешним и внутренним диаметрами. Размер устройства скольжения становится заметно меньше. Это качество нашло применение в конструкциях, где невозможно поставить классические шариковые или роликовые опоры из-за слишком больших габаритов. Они используются в коробках передач для легковых и грузовых автомобилей. На этой основе сделаны крестовины карданного вала.

Внешнее кольцо

Игольчатые звенья

пластиковый

Вместо внешней или внутренней обоймы в данной конструкции часто используются посадочное место с высоким качеством обработки. Что позволяет сэкономить несколько миллиметров необходимого пространства. Существую модели игольчатого прибора без сепаратора, рассчитанные на небольшие угловые скорости или движение качания (крестовины карданной передачи).

Подшипник скольжения – из чего он состоит, его устройство

С этим механизмом мы сталкиваемся на каждом шагу. В любом аппарате, имеющим подвижность, можно найти такую деталь: дверные петли, втулки колес детской коляски, скользящие прокладки в бытовой технике, в стартере автомобиля.

Конструкция состоит из корпуса, скользящего слоя и вращающихся элементов. Инженеры стараются добиться минимального сопротивления между поверхностями, поэтому используют материалы с малым коэффициентом трения (бронзовые сплавы, чугун, полимеры, керамику). Следующим шагом по облегчению глоссирования является введение дополнительного слоя, создающего просвет между плоскостями. Для этого применяются разные виды смазок, таких как: специализированное масло, литол, графит, вода для керамики, инертные газы, эмульсии с литиевым мылом и сульфатом кальция.

Приборы скольжения разделяются на два основных вида: радиальные и упорные. Например, в соединении шатуна и коленчатого вала используются вкладыши, обеспечивающие вращательное движение. Между блоком и кривошипом стоят прокладки, ограничивающие осевое смещение.

  • Одно и много поверхностные. Это зависит от количества втулок, скользящих относительно друг друга.
  • С возможность регулировки. При выработке за счет смещения вкладыша уменьшается появившийся зазор.
  • Гидростатические с принудительной смазкой. Здесь необходима постоянная подача смазочного материала под большим давлением.
  • Гидродинамические, где элемент глоссирования вовлекается между плоскостями за счет собственного вращения.
  • Встроенные. Когда одна или обе обоймы являются конструктивной частью механизма, что делает невозможным замену индивидуальной детали.
  • Разборные. В этом случае не требуется ремонт всего прибора, достаточно заменить только запчасть.

Подробнее рассмотрим разновидность с жидкой смазкой.

При совершении оборотов жидкость вовлекается в пространство между трущимися поверхностями, это создаёт зазор и резко снижает сопротивление. Если нет возvожности поддержания постоянного уровня жидкости, то целесообразно использование системы с искусственным нагнетанием смазки под давлением.

В современных изделиях используется не только масло, но и стандартные вещества. Например, в керамических подшипниках бытовых циркуляционных насосах применяется вода.

Устройство вращения на основе газовой прослойки

Одним из недостатков такой системы является низкое усилие на ось. При этом фактически полное отсутствие трения в стандартных режимах работы делают ее незаменимой в решении многих инженерных задач. У такого типа плохие характеристики по сопротивлению в режиме пуска и остановки.

Магнитные

Самым новым видом приспособления, снижающим трение, представляют механизмы на основе физического принципа отталкивания магнитов с разной полярностью. С развитием науки появилась возможность подвесить ось между соленоидами так, чтобы она не имела контакта с оправкой.

Главным преимуществом является полное отсутствие препятствия для вращения. При этом практически не выделяется тепло. Значит решается проблема отведения лишнего нагрева. При помощи сильных магнитных полей возможно достичь больших рабочих нагрузок.

Важный недостаток таких комплексов: сложность конструкции; обязательное наличие дополнительного источника энергии, которой требуется больше при увеличении силы воздействия.

Не вращающиеся механизмы скольжения

В стандартном понимании это деталь между корпусом и валом. Требуется достичь минимального сопротивления при продольном движении. Аппараты,обеспечивающие такую функцию, называются так же. Они делятся на скольжение и качение. Например, в современной мебели выдвижные ящики оборудованы полосками, элементы которых сделаны из шариков. В принтерах, сканерах, в жестком диске компьютера используют устройство, позволяющее равномерно и беспрепятственно двигаться по направляющим с высокой степенью обработки.

Возникает необходимость многократного использования резьбового соединения. Чтобы избежать истирания выпускаются продольно-радиальные механизмы. Они являются аналогом винтового привода с использованием шариков для снижения трения и энергозатрат.

В нашей статье мы привели часть примеров и схемы, рассказали, из чего состоит шариковый, роликовый, игольчатый и подшипник скольжения. Разнообразие данных изделий вы можете посмотреть на сайте компании «Подшипник.моби», которая реализует большой ассортимент изделий, продукции от лучших отечественных и зарубежных брендов.

Читайте также:
Выбор кабеля ПВХ в Минске

Подшипники – неотъемлемая составляющая систем и механизмов

Ваш обозреватель не поддерживает встроенные рамки или он не настроен на их отображение.

| Что такое подшипники и их основные разновидности

Смотрите также :

Статья написана исключительно для ознакомления интернет-пользователей с основными разновидностями подшипников. Будет полезна студентам ВТУЗов и , возможно , молодым специалистам.

Мы не несем ответственности за непосредственный, опосредственный или непреднамеренный ущерб, нанесенный в результате использования информации представленной в данной статье.

При любом использовании данного материала ссылка на него обязательна!

Вы также можете принять участие в написание статьи, оставив свои дополнения , замечания и комментарии на электронном адресе: http://www.liveinternet.ru/users/snr_com_ru_news/post123049037/ Указание имени автора того или иного изменения гарантируется!

Основные разновидности подшипников

Подшипники – это технические устройства , являющиеся частью опор вращающихся осей и валов. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу или оси, и передают их на раму, корпус или иные части конструкции. При этом они должны также удерживать вал в пространстве, обеспечивать вращение, качание или линейное перемещение с минимальными энергопотерями. От качества подшипников в значительной мере зависит коэффициент полезного действия, работоспособность и долговечность машины.

Подшипники выполняют функции опор осей и валов

Подшипник линейного перемещения

В настоящее время широко находят применение подшипники:

контактные (имеющие трущиеся поверхности) – подшипники качени я и скольжения ;

бесконтактные (не имеющие трущихся поверхностей) – магнитные подшипники.

По виду трения различают:

подшипники скольжения , в которых опорная поверхность оси или вала скользит по рабочей поверхности подшипника;

подшипники качения , в которых используется трение качения благодаря установке шариков или роликов между подвижным и неподвижным кольцами подшипника.

Подшипники скольжения

Принципиальная схема опоры с подшипником скольжения

Подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется вкладыш или втулка из антифрикционного материала ( часто используются цветные металлы ), и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, который позволяет свободно вращаться валу. Для успешной работы подшипника зазор предварительно рассчитывается.

Примеры смазочных канавок в подшипниках скольжения

В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжения бывает:

жидкостным, когда поверхности вала и подшипника разделены слоем жидкого смазочного материала , непосредственного контакта между этими поверхностями либо нет, либо он происходит на отдельных участках;

граничным – поверхности вала и подшипника соприкасаются полностью или на участках большой протяженности, причем смазочный материал в виде тонкой пленки ;

сухим – непосредственный контакт поверхностей вала и подшипника по всей длине или на участках большой протяженности , жидкостной или газообразный смазочный материал отсутствует;

Виды смазки подшипников скольжения

Основные виды смазки

Смазочные материалы и материалы для создания смазочных покрытий. Варианты смазки

– В наноструктурном состоянии: С, BN , MoS 2 и WS 2 ;

– в виде нанокомпозиционных покрытий: WC / C , MoS 2 / C , WS 2 / C , TiC / C и наноалмаза;

– в виде алмазных и алмазоподобных углеродистых покрытий: пленок из алмаза, гидрогенизированного углерода ( a – C : H ), аморфного углерода ( a -С), нитрида углерода ( C 3 N 4 ) и нитрида бора ( BN );

– в виде твердых и сверхтвердых покрытий из VC , B 4 C , Al 2 O 3 , SiC , Si 3 O 4 , TiC , TiN , TiCN , AIN и BN ,

– в виде чешуйчатых пленок из MoS 2 и графита;

– в виде неметаллических пленок из диоксида титана, фтористого кальция, стекла, оксида свинца, оксида цинка и оксида олово,

– в виде пленки из мягких металлов: свинца, золото, серебра, индия, меди и цинка,

– в виде самосмазывающихся композитов из нанотрубок, полимеров, углерода, графита и металлокерамики,

– в виде чешуйчатых пленок из углеродных составов: фторированного графита и фторид графита;

– полимеры: PTFE, нейлон и полиэтилен,

– жиры, мыло, воск (стеариновая кислота),

– керамика и металлокерамика.

– Гидродинамическая смазка: толстослойная и эластогидродинамическая;
– гидростатическая смазка;
– смазка под высоким давлением.

– Смешанная смазка (полужидкостная);

Существует большое количество конструктивных типов подшипников скольжения : самоустанавливающиеся, сегментные, самосмазывающиеся и т.д.

б – типичный шарнирный подшипник с поверхностью скольжения типа ” металл-металл “,

в – типичный шарнирный подшипник с самосмазывающейся поверхностью ,

г – благодаря возможности самоустановки и восприятия больших нагрузок шарнирные подшипники находят применение в узлах тяжелой техники (например , в гидроцилиндре экскаватора)

Шарнирные подшипники скольжения – одни из немногих типов подшипников скольжения , которые стандартизированы и выпускаются промышленностью серийно

Подшипники скольжения имеют следующие преимущества:

допускают высокую скорость вращения;

позволяют работать в воде, при вибрационных и ударных нагрузках;

экономичны при больших диаметрах валов;

возможность установки на валах, где подшипник должен быть разъемным (для коленчатых валов);

допускают регулирование различного зазора и, следовательно, точную установку геометрической оси вала.

а – двигатель шпинделя HDD c подшипником качения ,

б – двигатель шпинделя HDD c гидродинамическим подшипником скольжения ,

в – расположение гидродинамического подшипника скольжения в HDD (Hard Disk Drive)

Использование гидродинамических подшипников скольжения вместо подшипников качения в компьютерных HDD ( Hard Disk Drive ) дает возможность регулировать скорость вращения шпинделей в широком диапазоне (до 20 000 об/мин), уменьшить шум и влияние вибраций на работу устройств , тем самым позволив увеличить скорость передачи данных, обеспечить сохранность записанной информации и срок службы устройства в целом (до 10 лет), а также – создать более компактные HDD ( 0,8-дюймовые )

Сравнение типов подшипников используемых в шпинделях HDD (Hard Disk Drive)

Требования к HDD

Требования к подшипнику

Подшипник качения

Гидродинамический подшипник

Типичное применение

из твердого металла

из пористого материала*

Большой объем хранения данных

Персональный компьютер, сервер

Высокие скорости вращения

Низкий уровень шума

Низкий уровень шума

Пользовательский компьютер (нетбуки, SOHO)

Низкое потребление тока

Низкий крутящий момент

Мобильные компьютеры (ноутбуки)

Устойчивость к ударам

Устойчивость к ударам

Мобильные компьютеры (ноутбуки)

Устойчивость к заклиниванию

Читайте также:
Выбор стола в маленькую квартиру

* – данные приведены для NTN BEARPHITE;

** – обозначения: ++ – очень хорошо, + – хорошо, о – посредственно.

Недостатки подшипников скольжения:

высокие потери на трение и, следовательно, пониженный коэффициент полезного действия (0,95. 0,98);

необходимость в непрерывном смазывании;

неравномерный износ подшипника и цапфы;

применение для изготовления подшипников дорогостоящих материалов;

относительно высокая трудоемкость изготовления.

Подшипники качения

Принципиальная схема опоры с подшипником качения

Подшипники качения работают преимущественно при трении качения и состоят из двух колец, тел качения , сепаратора, отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба – дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

а – с шариковыми телами качения , б – с короткими цилиндрическими роликами , в – с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами , г – с коническими роликами ,

д – с бочкообразными роликами

Примечание : приведены только некоторые виды тел качения

В подшипниках качения применяются тела качения различных форм

В некоторых узлах машин в целях уменьшения габаритов, а также повышения точности и жесткости , применяются так называемые совмещенные опоры: дорожки качения выполняются непосредственно на валу или на поверхности корпусной детали. Некоторые подшипники качения изготовляют без сепаратора. Такие подшипники имеют большое число тел качения и, следовательно, большую грузоподъемность. Однако предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.

Для сокращения радиальных размеров и массы используются “безобоемные” подшипники

Сравнение подшипников качения по эксплуатационным характеристикам

Тип подшипника

Нагрузка

Высокая частота вращения

Восприятие перекоса

радиальная

осевая

комбинированная

Шариковый радиальный двухрядный сферический

Радиально-упорный однорядный шариковый

Радиально-упорные шариковые двухрядный и однорядный сдвоенный (“спина к спине”)

Шариковый с четырехточечным контактом

С коротким цилиндрическими роликами без бортов на одном из колец

Упорный с коническими роликами

Упорно-радиальный роликовый сферический

* – обозначения: +++ – очень хорошо, ++ – хорошо, + – удовлетворительно, о – плохо, х – непригодно.

По сравнению с подшипниками скольжения имеют следующие преимущества:

значительно меньше потери на трение, а, следовательно, более высокий КПД (до 0,995) и меньший нагрев;

в 10. 20 раз меньше момент трения при пуске;

экономия дефицитных цветных материалов, которые чаще всего используются при изготовлении подшипников скольжения;

меньшие габаритные размеры в осевом направлении;

простота обслуживания и замены;

меньше расход смазочного материала;

невысокая стоимость вследствие массового производства стандартных подшипников;

простота ремонта машины вследствие взаимозаменяемости подшипников.

а – повреждение внутреннего кольца сферического роликового подшипника, вызванное чрезмерным натягом при посадке ;

б – фреттинг-коррозия внутреннего кольца радиального роликового цилиндрического подшипника, вызванное действием вибрации ;

в – повреждение внутреннего кольца радиального шарикового подшипника, вызванное действием чрезмерной осевой нагрузки ;

г – повреждение внутреннего кольца радиального роликового цилиндрического подшипника, вызванное действием чрезмерной радиальной нагрузки ;

д – следы ржавчины на поверхности ролика сферического роликового подшипника , вызванные попаданием воды внутрь подшипника ;

e – повреждение сепаратора роликового конического подшипника, вызываемое действием больших нагрузок и/или вибраций , и/или неправильным монтажом , и / или смазыванием , и/или работой на высоких частотах вращения

Повреждения подшипников качения

Недостатками подшипников качения являются:

ограниченная возможность применения при очень больших нагрузках и высоких скоростях;

непригодность для работы при значительных ударных и вибрационных нагрузках из-за высоких контактных напряжений и плохой способности демпфировать колебания;

значительные габаритные размеры в радиальном направлении и масса;

шум во время работы, обусловленный погрешностями форм;

сложность установки и монтажа подшипниковых узлов;

повышенная чувствительность к неточности установки;

Магнитные подшипники

Принцип работы магнитного подшипника (подвеса) основан на использовании левитации, создаваемой электрическими и магнитными полями. Магнитные подшипники позволяют без физического контакта осуществлять подвес вращающегося вала и его относительное вращение без трения и износа.

Детская игрушка Левитрон наглядно демонстрирует, на что способны электромагнитные поля

Электрические и магнитные подвесы, в зависимости от принципа действия, принято разбивать на девять типов:

на постоянных магнитах;

Принципиальная схема типичной системы на основе активного магнитного подшипника ( АМП )

Наибольшую популярность в настоящее время получили активные магнитные подшипники. Активный магнитный подшипник (АМП) – это управляемое мехатронное устройство, в котором стабилизация положения ротора осуществляется силами магнитного притяжения, действующими на ротор со стороны электромагнитов, ток в которых регулируется системой автоматического управления по сигналам датчиков перемещений ротора. Полный неконтактный подвес ротора может быть осуществлен с помощью либо двух радиальных и одного осевого АМП, либо двух конических АМП. Поэтому система магнитного подвеса ротора включает в себя как сами подшипники, встроенные в корпус машины, так и электронный блок управления, соединенный проводами с обмотками электромагнитов и датчиками. В системе управления может использоваться как аналоговая, так и более современная цифровая обработка сигналов.

Принципиальная схема управления типичной системы на основе активного магнитного подшипника

Основными преимуществами АМП являются:

относительно высокая грузоподъемность;

высокая механическая прочность;

возможность осуществления устойчивой неконтактной подвески тела;

возможность изменения жесткости и демпфирования в широких пределах;

а – схема компрессора с подшипниками качения ,

б – схема компрессора с магнитными подшипниками

Применение магнитных подшипников дает возможность сделать конструкцию более жесткой , что , например , позволяет уменьшить динамический прогиб вала при высоких частотах вращения

В настоящие время для АМП идет создание международного стандарта , для чего был создан специальный комитет ISO TC108/SC2/WG7.

АМП могут эффективно применяться в следующем оборудовании :

турбокомпрессоры и турбовентиляторы;

электрошпиндели (фрезерные, сверлильные, шлифовальные);

газовые турбины и турбоэлектрические агрегаты;

инерционные накопители энергии.

Шпиндели для вакуумных машин с активными магнитными подшипниками

Однако АМП требуют сложную и дорогостоящую аппаратуру управления, внешнего источника электроэнергии, что снижает эффективность и надежность всей системы. Поэтому идут активные работы по созданию пассивных магнитных подшипников (ПМП), которые не требуют сложных систем регулирования: например, на основе высокоэнергетических постоянных магнитов NdFeB (неодим-жедезо-бор).

Читайте также:
Какими преимуществами обладает современный деревянный коттедж?

Пассивный магнитный подшипник на основе высокоэнергетических постоянных магнитов

5) ISO Standardization for Active Magnetic Bearing Technology. Published 2005 ;

6) Kazuhisa Miyoshi. Solid Lubricants and Coatings for Extreme Environments: State-of-the-Art Survey. NASA, 2007 ;
7) Needle Roller Bearings. Cat.№ 2300-VII/E. NTN;
8) Needle Roller Bearing Series General Catalogue. IKO;

9 ) NTN Technical Review №71. April 2004. OSAKA, JAPAN;

10 ) Lei Shi, Lei Zhao, Guojun Yang и др. DESIGN AND EXPERIMENTS OF THE ACTIVE MAGNETIC
BEARING SYSTEM FOR THE HTR-10. 2nd International Topical Meeting on HIGH TEMPERATURE REACTOR TECHNOLOGY . Beijing, CHINA, September 22-24, 2004 ;
11) Linear Motion Rolling Guide Series General Catalogue , IKO ;
12 ) Precision Rolling Bearings. C at . № 2260-II/E. NTN;
13 ) Spherical Plain Bearings. Сat.№5301-II/E. NTN;

Виды подшипников

Шариковый подшипник

Наиболее распространенные радиальные подшипники используется в механизмах с прямозубыми шестернями, в которых нет осевых нагрузок. Шариковые подшипники при одинаковых размерах и большей частоте вращения имеют наименьшие трение. Пример: 305 подшипник шариковый радиальный выпускаются по ГОСТ 3478-79.

Радиально-упорный шариковый подшипник

В передачах, где вместе с радиальной нагрузкой присутствует осевая нагрузка, устанавливаются радиально упорные подшипники. Пример: 36206 подшипник шариковый радиально упорный ГОСТ 3478-79

Роликовый подшипник

Роликовые подшипники способны выдерживать большую нагрузку по сравнению с шариковыми. Поэтому при выборе подшипника учитываются нагрузки воспринимаемые подшипниками. Пример: 2209 подшипник роликовый радиальный однорядный без бортов на наружном кольце ГОСТ 3478-79.

Двухрядный роликовый подшипник

Для тяжело нагруженных передач применяют подшипник двухрядный, который работает с большими нагрузками. Увеличенный коэффициент трения двух рядных подшипников не позволяет работать при больших оборотах. Пример: 3182108 роликовый двухрядный подшипник без внешнего кольца ГОСТ 7634-75.

Игольчатый подшипник

Узлы, где из-за больших габаритов установка роликовых подшипников невозможна, устанавливают игольчатые подшипники. Конструктивно подшипники выпускаются со штампованной наружной обоймой, шейка вала играет роль внутренней обоймы, в отдельных случаях подшипник состоит из набора роликов, которые устанавливаются в корпусе. Пример: подшипник НК 121610 с одним наружным штампованным кольцом ГОСТ 4060-78.

Конические подшипники

В косозубых передачах устанавливаются шариковые, а в передачах с коническими шестернями конусные подшипники. Устанавливаются подшипники в паре зеркально. Способ установки зависит от направления нагрузки и крепления в корпусе подшипника и на валу. Угол конуса в конических подшипниках определяется от расчетной нагрузки. Пример: 7208 подшипник роликовый с коническими роликами одинарный ГОСТ 3478-79.

Модификация таких подшипников – ступичные подшипники автомобилей, работающие при ударных нагрузках и больших оборотах. Долголетний опыт эксплуатации автомобилей без замены подшипников говорит о прочности и долговечности ступенчатых подшипников. Пример: подшипник ступицы роликовый конический номер в каталоге производителя 4Т-32309 производитель NTN-SNR устанавливаются на ступицы автомобилей MAN, Iveco, DAF, MMC Truck.

Упорные подшипники

Упорные подшипники устанавливаются при больших нагрузках на ось и небольших оборотах. Выпускаются такие подшипники одно и двух рядные, шариковые или роликовые. Применяются только совместно с другими подшипниками. Пример: 8107 подшипник упорный шариковый ГОСТ 3478-79.

Сферические подшипники

Сферические подшипники устанавливают в механизмах, где невозможно обеспечить точность установки подшипников в подшипниковых опорах. Конструкция подшипников допускает смещение относительно друг друга внутренней и наружной обоймы. Наружная обойма подшипников с внутренней стороны не имеет канавок, а выполнена в форме сферы, которая не препятствует повороту наружной обоймы на небольшой угол. Другое название этих подшипников самоустанавливающиеся подшипники или самоцентрирующиеся подшипники. Пример: 1210 подшипник шариковый сферический двухрядный с цилиндрическим отверстием внутреннего кольца ГОСТ 28428-90.

Термостойкие подшипники

Для отдельных узлов, работающих при постоянной температуре +1000С и выше, выпускают специальные высокотемпературные подшипники, которые имеют зазоры с учетом температурных расширений. Материал для изготовления подшипников работающих в агрессивных средах и высоких температурах выбирается из жаростойких сталей или изготавливают подшипники из нержавеющей стали. При переменной температуре с большим перепадом значений применяются керамические подшипники, у которых нет температурных расширений. Пример: подшипник 32008 X1WC керамический конический роликовый.

Плавающий подшипник

Валы, в насосных установках для перекачки жидкостей с температурой близкой к температуре кипения, увеличиваются в длину за счет температурных расширений. В таких механизмах устанавливают плавающие подшипники. Для этого один подшипник фиксируют в корпусе, а другой подшипник крепят на валу. При увеличении или уменьшении длинны вала подшипник сдвигается на величину температурного расширения вала.

Скоростные подшипники

Скорость вращения это одна из основных характеристик работы подшипника. Существует зависимость, чем подшипник больше, тем меньше допустимые обороты.

Поэтому высокоскоростные подшипники имеют небольшие габариты и устанавливаются в медицинской технике, электротехнике. Миниатюрные подшипники с размерами до 30мм выпускают для приборостроения, робототехники, стоматологического оборудования. Самый маленький подшипник имеет размеры внутренней диаметр обоймы 1 мм и шириной 1,6 мм, номер 1006094 подшипник шариковый радиально упорный однорядный ГОСТ 831-75.

Шпиндельный подшипник

На шпиндели станков для получения точности и чистоты обработки деталей устанавливаются спереди шпиндельные подшипники, которые регулируются за счет конического отверстия внутренней обоймы. Пример: 3182116 подшипник роликовый радиальный с коническим отверстием с бортами на внутреннем кольце ГОСТ 7634-75.

Высокоточные подшипники

Для изготовления инструментов, в точном машиностроении и других областях применяются прецизионные подшипники. К этим подшипникам повышенные требования к допустимой скорости вращения, точности, вибрации, шуму. Они относятся к высокооборотистым подшипникам.

Закрытые подшипники

Где невозможно обеспечить защиту подшипника от грязи и инородных тел применяются подшипники с закрытого типа. Закрытые подшипники выпускают с защитой с одной стороны. Пример 60305 подшипник шариковый радиальный однорядный с защитной шайбой с одной стороны ГОСТ 7242-81.

С двух сторон 80206 подшипник шариковый однорядный радиальный с защитой с двух сторон ГОСТ 7242-81. С сальниковым уплотнением 180207 подшипник шариковый однорядный радиальный с уплотнениями ГОСТ 8882-75. Подшипники, закрытого типа поставляются с заводской смазкой, обеспечивающей долговечность работы подшипника.

Фланцевые подшипники

Фланцевые подшипники (корпусные) встроены в узел механизма. Достоинство такого подшипника в сокращении срока замены, уменьшении простоя, но при этом цена такого подшипника выше. Подшипники с фланцем изготавливаются по типоразмерам и применяются в автомобилестроении. Пример: 480205 подшипник шариковый радиальный однорядный с двумя уплотнениями с широким внутренним кольцом и сферической наружной поверхностью наружного кольца ГОСТ 24850-81 применяется ведущий вал снегохода Тайга.

Читайте также:
Стоит ли использовать жидкие обои для интерьера?

Подшипники скольжения

Подшипники скольжения применяются в машиностроении, автомобилестроении, при изготовлении узлов гребных винтов на кораблях. Способны выдерживать большие нагрузки при больших оборотах, плавность и точность хода. Обязательное условие эксплуатации наличие смазки. К разновидностям этих подшипников относятся шарнирные подшипники или шаровые подшипники применяются в рулевых тягах автомобилей. Пример: подшипник ШСШ25К подшипник шарнирный подвижный с канавкой для смазки.

Опорные подшипники

В узлах механизмов, с большими статическими и динамическими нагрузками при маленьких оборотах применяются опорные подшипники. Пример опорного подшипника саленблок автомобиля.

Подшипник линейного перемещения

Для линейных перемещений узлов в механизмах, где не возможно применение подшипников качения, к примеру, каретки токарных станков, используются линейные подшипники.

Навесные двери: особенности конструкции и заметные преимущества (22 фото)

При выборе типа межкомнатных дверей многие ориентируются на удобство и практичность использования. В последние годы возросла популярность такой модели как навесные двери. Их компактная конструкция позволяет придать интерьеру дизайнерский шик. Такие двери применяются в маленьких и больших помещениях, где они могут устанавливаться не только в межкомнатных проходах, но и в местах зонирования.

Особенности

Навесные двери представляют собой двери, полотно которых движется по специальным направляющим. Особенностью таких дверей является постоянное нахождение в подвешенном состоянии, которое предполагает задвигание или раздвигание вдоль определенной стороны прохода. Также возможно размещение полотна внутри стены. Направляющая крепится на потолочной поверхности, стене или на верхней площадке проема для двери.

Другой особенностью подвесных дверей является исключение направляющей, которая предполагается в основании. Эта особенность дает возможность совершать легкий уход за дверьми. Легкость ухода обоснована тем, что при наличии нижней направляющей появляется много пыли и грязи в рельсе, что затрудняет ее чистку.

Подвесные раздвижные двери ценятся за изящество и необычность, способствуя созданию неповторимой пространственной атмосферы.

Типы навесных дверей

Подвесные межкомнатные двери производятся разной ширины и длины. Высота подбирается относительно к уровню потолка. Ширина двери может достигать половины размера стены, на которую она будет установлена. Не стоит забывать, что масса полотна не должна быть большой. Это связано с тем, что направляющая рассчитана на определенную нагрузку.

По внутренним характеристикам навесные раздвижные двери могут быть выделены в две группы:

  • Раздвижные двери – им присущи обычные размеры;
  • Раздвижные перегородки – им присущи большие габариты и расположение от потолка до пола или между стенами.

Система дверей для открывания предполагает разделение навесных дверей на следующие категории:

  • Сдвижные – подразумевают наличие встроенной в стену системы для сокрытия полотна;
  • Двери-купе – предполагают накладное расположение или встраивание в проем;
  • Каскадные – характеризуются собиранием с одной стороны при открытии;
  • Радиусные – представлены в различной изогнутой форме;
  • Составные – предполагают присутствие подвижных и неподвижных деталей;
  • Двери-книжки или двери-гармошки – характеризуются отличной схемой открывания и наличием особых фурнитурных элементов для складных дверей.

Подвесные двери с верхней рельсой в зависимости от разновидности позволяют использовать их для ограниченных пространств. По внешнему облику можно выбрать разные виды, но функциональные свойства их будут одинаковы. Все навесные двери объединяет элементы для открытия и закрытия – ролики.

Преимущества и недостатки

Подобная конструкция выбирается многими владельцами домов и квартир. Среди преимуществ выделяют:

  • Подвесная система для раздвижных дверей не дает возможность захлопываться при ветре или сквозняке;
  • Легкость использования для всех возрастных категорий;
  • Сохранение свободного пространства;
  • Зрительное увеличение помещения;
  • Присутствие эффекта «простоты» в комнате;
  • Можно устанавливать механизмы для автоматического открывания и закрывания;
  • Устойчивость к механическим воздействиям, если, конечно, не установлены навесные стеклянные двери;
  • Возможность выбора разных размеров, форм, рисунков.

Навесные двери благодаря ряду преимуществ находят применение в шкафах-купе и гардеробных комнатах.

К отрицательным качествам данных дверных конструкций относятся:

  • Низкая шумоизоляция – они не используются как двери в ванную;
  • Высокая стоимость – она обоснована большой ценой на специальные замочные устройства, которые применяются исключительно для этого типа конструкций;
  • Отсутствие возможности расположения в месте перемещения створки розеток, выключателей и накладных деталей для декора.

Двери на роликах предполагают разные форматы отделки. При этом следует соблюдать правило свободного передвижения створок.

Рекомендации при выборе

Подвесные двери-купе при монтаже требуют учета прочности и твердости поверхности, где будет установлено оборудование для осуществления движения полотна, а также следует обращать внимание на то, что навесные двери должны иметь вес не более 40 кг. При большем весе возможно появление провисания и поломки направляющей. При учете этого пункта существует правило, согласно которому для тяжелой створки выбираются мощные ролики для обеспечения достаточной силы удерживания и перемещения дверей.

Исходными материалами для производства таких дверей служат:

  • Пластмасса;
  • Алюминий;
  • Стекло;
  • МДФ.

Пластиковая дверь, которую навешивают на стену или потолок, ценится за прочность, легкость, стойкость к различным воздействиям окружающей обстановки. Тем более, цена на такие двери гораздо ниже.

Алюминиевые двери обладают рядом достоинств по сравнению с другими видами материалов:

  • Использование химии для очищения;
  • Долгий срок эксплуатации;
  • Различные формы дверей;
  • Возможность установки термовставки для создания дополнительного источника тепла;
  • Простота монтажа;
  • Исключение возможности потери форма (в сравнении с деревом).

Подвесная стеклянная дверь подходит для интерьера в стиле хай-тек или минимализм. Этот вид дверей выполняется цельного или каркасного вида. Стекло применяется еще для установки для створок шкафа. Навесной шкаф со стеклянной дверью придают элегантность и роскошь интерьеру.

Навесные двери-купе оснащены навесной системой, изготовленной из алюминия. Этот материал обладает нужными свойствами:

  • Хорошая стойкость и прочность к нагрузкам;
  • Устойчивость к коррозии;
  • Удобство и легкость для создания декорирующих деталей.
Читайте также:
Вывоз и утилизация строительного мусора

Принципы монтажа

При монтаже дверей-купе предполагается установка полотна на ролики, которые должны обеспечивать продолжительный срок службы и тишину при перемещении дверей, поэтому при изготовлении роликового механизма применяется пластик с прорезиненной поверхностью.

Двери на роликах характеризуются конструкционным видом, как у дверей шкафа-купе. Шкаф-купе с подвижными дверями гораздо популярнее, чем двери в комнатах с системой купе. Нижняя рельса в системе купе способствует ухудшению эксплуатационных свойств в жилых помещениях. Из-за скопления грязи механизм чаще ломается, поэтому преимущественно выбираются навесные двери с верхним креплением.

Монтаж и установка навесных дверей предполагают приобретение вспомогательных роликов для уменьшения люфта. Эти ролики располагаются в нижней зоне конструкции. В качестве ограничителя перемещения можно установить специальные накладки на полу.

Двери на роликах устанавливают на размеченные поверхности. Стоит учитывать дополнительное расстояние в 2,5 см для верхнего и нижнего зазора. Монтаж профиля также предполагает наличие разметки, параллельной уровню пола. При закручивании подвеса необходимо шурупу углублять в поверхности, чтобы исключить их задевания при движении полотна. Полотно навешивают на установленные профили. Применительно к разновидностям дверей имеются определенные правила установки. Можно обратиться к специалистам, которые занимаются установкой такого рода дверей.

Навесные конструкции дверей – это новый вид дверей для различных помещений. Варианты их оформления расширяют возможности интерьерных решений. Красота и удобство в эксплуатации повышают их значимость для применения в нестандартных помещениях.

Выбираем межкомнатные двери: что нового на рынке

Выбираем межкомнатные двери: что нового на рынке?

Разбираемся, что делать, если классические двери кажутся скучными и несовременными, и как грамотно подобрать новые

Что важно учитывать при выборе межкомнатных дверей, в чем преимущество скрытого монтажа и какие новые материалы и декоративные решения существуют на рынке. Ведь, так или иначе, современные технологии наделяют межкомнатные двери гораздо большими возможностями, чем просто разделение или объединение пространства.

Организация пространства квартиры: актуальные приемы и креативные решения

Вход в просторную общественную зону квартиры на Плющихе

Для улучшения эргономики жилья необходимо хорошо продумать планировку квартиры и расположение функциональных зон. А как решить проблему нехватки места, приподнять потолок или улучшить освещенность отдельных помещений? Профессиональные дизайнеры интерьера уверены, что с помощью современных идей, которые можно реализовать во время ремонта, типовую квартиру легко превратить в эксклюзивное жилое пространство.

1. ТВ-зона в роли условного разделителя

Декоративная перегородка в ТВ-зоне гостиной-столовой

Отделка перегородки зеркалами и моддингами

Просторное помещение кухни-гостиной-столовой квартиры в ЖК «Жизнь на Плющихе» имеет площадь около 100 кв. м. Такое помещение нуждается в условном зонировании, подсказкой для которого стало наличие несущей колонны посреди комнаты. Наши дизайнеры и архитекторы задекорировали колонну под перегородку для ТВ, отделанную панелями, молдингами и фацетированными зеркалами с ромбовидным рисунком.

2. Широкий портал без дверей

Широкий портал между прихожей и гостиной

Пространство прихожей и вид на гостиную

Визуально «распахнуть» и наполнить светом пространство прихожей поможет идея организации между холлом и гостиной широкого портала без дверей в окружении парных «окон» без стеклянных вставок. Контрастная графичная отделка из черного керамогранита, дерева венге и фигурных металлических перегородок подчеркнёт вход в парадную общественную зону квартиры.

3. Раздвижные стеклянные двери

Раздвижная перегородка в интерьере квартиры в скандинавском стиле

Высокие раздвижные белые двери в гостиной

Высокая раздвижная дверь с большой площадью остекления между коридором и гостиной — актуальная идея для ремонта квартиры. Она визуально объединяет эти два помещения и буквально «распахивает» пространство, заодно улучшая освещенность коридора. Для интерьера в скандинавском стиле отлично подойдет дверь с белым каркасом, а для лофта — с черным или темно-серым. Главное — выбрать модель только с верхними направляющими, так получится сохранить целостность пола, который тоже «работает» на создание единого пространства.

4. Компактный кухонный блок

Белый кухонный блок в кухне-гостиной

Компактная рабочая зона и колонны с бытовой техникой

Компактная кухня с глухими глянцевыми фасадами в цвет стен смотрится очень лаконично и совершенно не бросается в глаза. Чтобы сэкономить полезную площадь и при этом реализовать весь необходимый функционал, дизайнеры ГК «Фундамент» спроектировали кухонный блок с учетом геометрии помещения, расположив мебель по внешнему углу.

5. Дуэт напольных покрытий

Сочетание деревянного и керамического паркета в гостиной и кухне

Вид из гостиной на кухню

Как ненавязчиво зонировать пространство кухни-столовой-гостиной в современном стиле, не разделенное глухими перегородками? С помощью разных напольных покрытий. Для зоны кухни можно использовать керамический паркет, а для столовой-гостиной — паркетную доску. Чтобы избежать ненужной пестроты, лучше отдать предпочтение близким по цвету материалам, а стык оформить декоративным профилем подходящего оттенка. Хотите заодно немного расширить пространство? Тогда есть смысл уложить паркетную доску по диагонали.

6. Подвесной потолок с подсветкой

Многоуровневый подвесной потолок в неоклассической гостиной

Неоклассической подвесной потолок в спальне

Одна из проблем многих московских новостроек — невысокие потолки. Как это исправить? Еще немного их опустить! Это можно сделать с помощью подвесной конструкции, состоящей из одного или нескольких уровней. Подвесной потолок с фигурными вырезами, особенно уместный в неоклассическом интерьере, можно использовать для размещения встроенных светильников и вентиляции.

Содержание

  • Свойства стекла
  • Деревянные межкомнатные vs стеклянных межкомнатных
  • Виды стеклянных межкомнатных дверей
  • Фурнитура
  • Возможные опасения
  • Несколько заключительных советов по выбору стеклянных дверей и их установке
  • Выводы

Но наступила современная эра стали, стекла и пластика. Человек по-другому осмысливает пространство вокруг себя, создает иные условия жизни. Тем не менее, все новое пробивает себе дорогу сквозь традиционализм старых привычных материалов и форм. Поэтому многие рассматривают межкомнатные стеклянные двери как повеление моды и больше ничего. Так ли это? Дают ли новые материалы расширение функциональных возможностей, несут ли более высокий уровень комфорта?

Читайте также:
Выбор кроватей для детской комнаты

Свойства стекла

Основные характеристики стекла были известны людям на протяжении многих веков. К ним можно отнести:

  • Прозрачность – дает возможность видеть сквозь материал. Одно из важнейших следствий этого свойства – пропускает солнечные лучи и свет в целом.
  • Твердость – позволяет сопротивляться воздействию внешних объектов.
  • Стойкость, проявляющаяся в противостоянии негативным воздействиям окружающей среды и химических веществ.
  • Хрупкость – при серьезном воздействии, вещество разрушается, в нашем случае, разбивается на мелкие осколки.

Именно последняя особенность не позволяла в широких масштабах применять в строительстве и интерьере данное средство. Благодаря технологическому прогрессу, у стекла появились дополнительные качества, которые можно изменять в зависимости от необходимости. В первую очередь, это:

  • Огнеупорность. Стекло не горит, не выделяет веществ, вредных для здоровья человека при высоких температурах.
  • Прочность. Благодаря разнообразным добавкам в процессе выплавки получают довольно прочный материал, который может выдержать нагрузку внешнего воздействия внушительной массы. Даже, если стеклянное полотно и будет повреждено, оно не рассыплется на мелкие части, а разделиться на крупные осколки, не принося существенного вреда людям.

Необходимо также отметить экологичность, которая высоко ценится в современной экономике.

Деревянные межкомнатные vs стеклянных межкомнатных

Внутреннее пространство жилья или офиса делится на части, каждая из которых имеет свое назначение, функциональную нагрузку. Дверь разграничивает площади, создавая автономные помещения. Бывает, что необходимо выделить различные зоны в одной комнате. Тогда это можно сделать с помощью перегородок или мебели. Кроме этого, межкомнатные двери выполняют функцию звуко и теплоизоляции. Сделать выбор в пользу того или иного материала довольно трудно. Мода в данном случае будет слабым аргументом. Выделим конкретные преимущества и недостатки деревянных и стеклянных межкомнатных дверей.

Горят, опасность при пожаре

Много света и пространства из-за прозрачности

Хорошая изоляция (зрительная, звуковая, тепловая)

Подвержены разрушающему влиянию влаги, химии

Огнеупорны, при высоких температурах не выделяют вредных веществ

Меньший уровень изолированности комнат

Широкие возможности для декора

Стойкость в отношении воздействия химических веществ, влаги

Одним из важных аргументов в представленном выборе может стать цена. Стеклянная дверь, в целом дешевле, чем хорошая деревянная. Но стоит отдельно отметить довольно высокую цену качественных комплектующих. Поэтому этот критерий вряд ли сможет стать определяющим.

Таким образом, мы видим, что в каждом материале есть свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому выбор индивидуален. Особо нужно обратить внимание на стиль интерьера дома или квартиры. Если это классицизм, викторианский стиль, или обычный совдеповский, то конечно лучше выбрать деревянную дверь, или исполненную в сочетании различных материалов. Конструктивизм, хай-тек, минимализм тяготеют к увеличению пространственных компонентов и требуют новых материалов и индивидуальных решений в установке межкомнатных дверей.

Виды стеклянных межкомнатных дверей

Огромное количество моделей дверей классифицируются на основании различных критериев:

  • По основному механизму функционирования;
  • По степени прозрачности;
  • По количеству створок;

На основании способа закрывания и открывания, выделяют следующие виды моделей:

  • Раздвижные (откатные). Главная суть функционирования в возможности передвижения дверного полотна по рельсам, установленным сверху и снизу дверного проема. Способ установки конструкции может быть разным, как внешним, так и внутренним. В последнем случае рельсовую систему монтируют в стену, и ее эксплуатация вообще никак не мешает использовать полезное пространство вокруг.
  • Распашные. Представляют собой традиционную установку, при которой стеклянное полотно открывается в одну сторону. Конструкция может идти как в совокупности с коробкой, будь то деревянной или алюминиевой, так и без нее. В первом случае обеспечивается более плотный притвор, и как следствие, лучшая тепло и звукоизоляция.
  • Маятниковые. Свободно распахиваются в разные стороны. При этом, чаще всего снабжены механизмом автономного закрытия, при котором створка возвращается в исходное положение, что очень удобно пользователю.

Хотя стекло и обладает таким свойством, как прозрачность, степень его вполне подлежит регулировки. В зависимости от необходимости скрыть происходящее в помещении от посторонних глаз потребитель выбирает стеклянные межкомнатные двери из матового стекла, полупрозрачного, или, совершенно незаметного, полностью прозрачного материала. В последнем случае, могут возникнуть даже проблемы с желанием пройти сквозь дверное полотно, настолько оно незаметно. Технический прогресс способствовал созданию стеклянной поверхности с регулируемой светопропускающей способностью. Так что возможности разнообразить дверные проемы самые широкие. К тому же существуют всяческие способы задекорировать стеклянную перегородку, как клеевыми лентами, так и рисунком. В сочетании с цветовой гаммой помещения это дает потрясающий эффект.

Дверная конструкция любой из вышеперечисленных моделей, может состоять из одной створки, то есть быть цельностеклянной. При этом ее размер не имеет значения. Установить можно любое полотно, используя самые рациональные способы. Большим спросом пользуются двойные межкомнатные стеклянные двери, в которых обе створки эксплуатируются постоянно, или одна из них закрепляясь стационарно, функционирует время от времени.

Фурнитура

Каждая модель нуждается во вспомогательных материалах, без которых не может выполнять свое назначение. Говорят, что дьявол кроется в мелочах. В нашем случае, такие мелочи в виде фурнитуры, могут иметь определяющее значение в долговечности и удобстве эксплуатации. На самом деле каждый вид конструкции предъявляет свои особые требования к необходимости и типу дополнительных элементов. Рассмотрим перечень основной фурнитуры в разрезе различных моделей дверей.

Двери подвесные своими руками: модно, красиво и просто

Двери подвесные межкомнатные всё уверенней вытесняют традиционного распашного собрата из квартир и домов наших соотечественников. Идея такой конструкции пришла к нам из более продвинутой в дизайнерской теме Европы. Там подобные изделия стали делом обычным, у нас же – не каждый решается на такой кардинальный «дизайнерский переворот».

Бытует мнение о ненадежности раздвижной конструкции – это основная причина сомнений в установке подвесной двери. Но правда ли это, или просто досужие домыслы? Будем разбираться во всех тонкостях этого вопроса, который сегодня просто «подвис в воздухе».

  • 1 Подвесные конструкции в интерьере
    • 1.1 Конструкция подвесной двери
  • 2 Рекомендации по монтажу
    • 2.1 Дверное полотно своими руками из досок
    • 2.2 Установка подвесной настенной дверной системы
Читайте также:
Фотостудия в Москва Сити и ее особенности

Подвесные конструкции в интерьере

Подвесные изделия могут выполнятся из любого материала. Даже стекло в домашнем интерьере смотрится уютно, и не напоминает домочадцам о нелегкой жизни офисного клерка.

В качестве полотна можно использовать обычные лакированные доски.

А еще, подвесные изделия – прекрасное решение для меленьких комнат. Они могут заезжать за мебель, и не нужно оставлять полезное место для открывающейся створки.

Как вариант – подвесные двери можно использовать в качестве ширмы, например, как на фото ниже:

Конструкция подвесной двери

Как уже успели заметить, комплектующие для подвесных дверей разнообразны. Где-то незаметны, а где-то являются предметом декора и задают тон всему интерьеру.

Но, принцип работы у таких комплектующих одинаков:

  • основной направляющий профиль;
  • роликовый механизм или верхнеподвесная система;
  • само полотно.

По желанию, направляющий рельс можно закрыть деревянной планкой в тон двери.

Существуют уже готовые наборы для установки на ролики. Но как правило, цена на них высока.

Можно схитрить, и приобрести все необходимое по отдельности в магазинах мебельной фурнитуры. Например, верхняя подвескa дверей шкaфов подойдет вместо дорогущих специальных роликов. Все необходимое представлено на фото ниже.

Если сравнивать по качеству, то большие металлические ролики, ездящие по планке – наиболее надежная конструкция. Она и крепится основательней – к боковой части полотна на большие шурупы.

А вот пластмассовые скрытые ролики частенько выходят из строя. Поэтому не растворитесь без остатка в тонкостях экономии, и приобретите только качественные механизмы для подвесной двери. Иначе очень скоро придется производить ремонт или замену роликового механизма.

Рекомендации по монтажу

Чтобы сделать подвесные двери своими руками сначала приобретаем все необходимое:

  • Полотно. Их может быть и два, и любого размера. Все зависит от ваших предпочтений. Остальные материалы берутся в зависимости от количества и размера полотен.
  • Направляющий. Длина такого рельса должна быть в два раза длиннее ширины полотна. Если планируется раздвигать в обе стороны, или устанавливается две двери, то длина должна быть в четыре раза больше ширины полотна. По сути, верхняя направляющая – это металлический профиль. К нему нужен будет эквивалентной длины брус в сечении 50х50 мм.
  • Роликовый механизм. При его покупке обязательно проконсультируйтесь с продавцом в магазине. Фурнитура должна выдерживать вес двери, и соответствовать ширине полотен.
  • Наличники. При желании также приобретите наличники для обшивки косяков по размеру проема (см. Как установить наличники на двери).
  • Фальшь−панель для маскировки направляющего и равная его длине.
  • Ручки. Лучше всего приобрести встроенные ручки для шкафов –купе.
  • Доводчик для плавного закрытия. Необязательное комплектующее. Установить его можно не сразу, а со временем (см. Дверной доводчик – тип устройств, выбор, монтаж).

Если приобретаете готовый набор фурнитуры, то дополнительно можно купить брус, ручки и доводчик. Купив подобные комплектующие и полотно, можно смело приступать к самому монтажу. А как сделать самому дизделия расскажет инструкция ниже.

Дверное полотно своими руками из досок

Если понравилось подобное дверное полотно, изготовленное из досок, то можно его сделать своими силами. Сначала сделайте чертеж – набросок, на котором будут отражены все размеры. Исходя из них, сразу рассчитайте сколько досок должно составлять полотно.

После подготовьте все необходимое:

  • доски основные для полотна;
  • доски две боковушки, для оформления их и несколько для обрамления − здесь все зависит от ваших идей;
  • клей столярный;
  • деревянные чопики для склейки;
  • ручки;
  • краска и лак.

Не обойтись без струбцин, рулетки, лобзика и дрели.

  • Этап 1. Погоняем размер досок, буквально до миллиметра, чтобы плотно было аккуратным и красивым.

  • Этап 2. Просверливаем отверстия под чопики на расстоянии 20 см, со сдвигом на следующей доске примерно на треть.

  • Этап 3. Готовим клей и чопики. Нужно делать все быстро. Поэтому держим все необходимое под рукой.

  • Этап 4. Склеиваем все доски и закрепляем струбцинами, чтобы дерево хорошо приклеилось.

  • Этап 4. Сохнет склейка примерно часов 8 – 10. Все зависит от древесины и действия самого клея.
  • Этап 5. После, монтируем рамку таким же способом и оставляем просыхать.

  • Этап 6. Обозначаем места для ручек.

  • Этап 7. Готовим монтажные отверстия под ролики, если они наружного вида, или оставляем как есть под скрытый механизм. При желании дверь окрашиваем.

Оставляем высыхать декоративный слой краски, и готовим косяк к монтажу роликовой двери.

Установка подвесной настенной дверной системы

Первым делом, подготавливается косяк. Если нужно, устанавливаем наличники. Можно просто все красиво вывести и отделать под стены. В нашем случае, дверь навешивается на уже готовую коробку.

Поэтому переходим сразу к монтажу:

  • Этап 1. Определяемся в какую сторону будет открываться дверь. Рассчитываем на какой высоте будет крепление = размер полотна + подвесной механизм. На этом уровне закрепляем брус или доску под основу и окрашиваем по желанию.

  • Этап 2. По длине доски подгоняем направляющий профиль.

  • Этап 3. Закрепляем профиль к основе. Чем лучше крепление будет, тем долговечнее получится конструкция. В нашем случае, использовались специальные металлические подвесы.

  • Этап 4. Устанавливаем ролики на полотно и монтируем ручки.

  • Этап 5. Ставим полотно на «рельсы», и дверь готова.

Если смущает мощный роликовый механизм, можно его закрыть фальшь−панелью. Хотя, в европейских интерьерах, это настоящая изюминка. Видео в этой статье расскажет наглядно, как произвести установку роликовых межкомнатных дверей.

Сомневаетесь в том, что сможете сделать красивые двери подвесные самостоятельно? Потренируйтесь на маленьком экземпляре. А получившееся мини-полотно, можно использовать как декор для входной двери — в качестве заслона для глазка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: