Нужны ли инженерные исследования перед застройкой

Нужны ли инженерные исследования перед застройкой

РЕКОМЕНДАЦИИ
по обследованию и мониторингу технического состояния эксплуатируемых
зданий, расположенных вблизи нового строительства или реконструкции

ГП Научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт оснований и подземных сооружений (НИИОСП) им. Н.М.Герсеванова – головная организация (руководитель работы доктор техн. наук, проф. Ильичев В.А., доктор техн. наук, проф. Петрухин В.П., кандидаты техн. наук Буданов В.Г., Игнатова О.И., Короткова О.Н., Колыбин И.В., Мариупольский Л.Г., Михеев В.В., Никифорова Н.С., Скачко А.Н., Трофименков Ю.Г.);

Центральным научно-исследовательским и проекто-экспериментальным институтом комплексных проблем строительных конструкций и сооружений (ЦНИИСК) им. В.А.Кучеренко (кандидаты техн. наук Пономарев О.И., Цетлин Б.С., Линьков В.И., Емельянов А.А.);

Московским городским трестом геолого-геодезических и картографических работ (Мосгоргеотрест) (инженеры Майоров С.Г., Крылов Ю.П.);

ОАО Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом промышленных зданий и сооружений (ЦНИИпромзданий) (доктор техн. наук, проф. Гиндоян А.Г.);

Московским государственным строительным университетом (МГСУ) (доктор техн. наук, проф. Ухов С.Б.);

Ассоциацией “Стройнормирование” (инж. Дубиняк В.В.).

2. СОГЛАСОВАНЫ Управлением развития Генплана г.Москвы

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (инженеры Шевяков И.Ю.), Щипанов Ю.Б.)

4. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ в действие указанием Москомархитектуры от 18.11.98 г. N 39.

Введение

Настоящие Рекомендации разработаны по заданию Москомархитектуры в развитие Московских городских строительных норм МГСН 2.07-97* “Основания, фундаменты и подземные сооружения”, а также других нормативных документов.

* Отменен. Взамен действует ТСН 50-304-2001 г.Москвы (МГСН 2.07-01). – Примечание “КОДЕКС”.

Известно, что при возведении зданий и сооружений вблизи или вплотную к уже существующим возникают дополнительные деформации ранее построенных зданий и сооружений.

Опыт показывает, пренебрежение особыми условиями такого строительства может приводить к появлению в стенах ранее построенных зданий трещин, перекосов проемов и лестничных маршей, к сдвигу плит перекрытий, разрушению строительных конструкций, т.е. к нарушению нормальной эксплуатации зданий, а иногда даже к авариям.

Особенно возрастает опасность возникновения подобных явлений в г.Москве при плотной окружающей застройке и наличии сложных и неблагоприятных инженерно-геологических условий вследствие развития целого ряда негативных природных и техногенных процессов, среди которых можно выделить эрозии, оползни, карстово-суффозионные явления, оседания земной поверхности, изменение гидрогеологических условий и связанное с ним подтопление или осушение застроенных территорий. Все это приводит к увеличению риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

При намечаемом новом строительстве на застроенной территории заказчиком и генеральным проектировщиком, с привлечением заинтересованных организаций, эксплуатирующих окружающие здания, должен быть решен вопрос об обследовании этих зданий в зоне влияния нового строительства.

Рядом расположенным зданием считается существующее здание, находящееся в зоне влияния осадок фундаментов нового здания или в зоне влияния производства работ по строительству нового здания на деформации основания и конструкций существующего. Зона влияния определяется в процессе проектирования.

В соответствии с МГСН 2.07-97 в процессе строительства нового здания и в начальный период эксплуатации существующих ответственных подземных и заглубленных сооружений обязательными являются натурные наблюдения (мониторинг) на строительной площадке. При этом в состав проекта необходимо включать раздел “Система мониторинга на площадке”.

В процессе проектирования нового здания и разработки проекта мероприятий по обеспечению нормальной эксплуатации существующих зданий уточняются объемы и сроки мониторинга.

Порядок финансирования работ по обследованию существующих зданий и мониторингу определяется заказчиком и генеральным проектировщиком нового строительства.

Для проведения мониторинга привлекаются специализированные организации.

Финансирование работ по проектированию и выполнению мероприятий в существующих зданиях решается по согласованию между заказчиком и генеральным проектировщиком нового строительства и заинтересованными организациями, эксплуатирующими здания.

Наряду с отмеченными выше проблемами обеспечения сохранности и эксплуатационной надежности как существующей, так и новой застройки, для Москвы актуальной является проблема экологического и геологического риска, что делает обязательным при проектировании и строительстве проведение мероприятий по снижению интенсивности опасных процессов и повышению стабильности окружающей, и в том числе геологической среды.

Разработка таких мероприятий должна производиться в составе проекта нового строительства и основываться на результатах комплексного мониторинга состояния окружающей среды на стадиях инженерно-геологических и экологических изысканий, строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

Мониторинг, осуществленный на стадии изысканий, должен дополняться мониторингом на стадии строительства. Последний обеспечивает получение данных о ходе выполнения проекта и изменениях в окружающей среде, а для ответственных сооружений является источником информации для принятия решений в ходе научного сопровождения строительства.

1. Основные положения

1.1 Настоящие Рекомендации составлены в развитие Московских городских строительных норм МГСН 2.07-97 “Основания, фундаменты и подземные сооружения”, “Рекомендаций по проектированию и устройству оснований, фундаментов и подземных сооружений при реконструкции гражданских зданий и исторической застройки” (1998)** СНиП 2.02.01-83*, СНиП 2.03.01-84*, СНиП II-22-81, СНиП II-23-81*, других нормативных документов, отмеченных в тексте.

** Далее эти Рекомендации называются “Рекомендации” (1998).

1.2 Целью Рекомендаций является обеспечение сохранности и надежности эксплуатируемых зданий и сооружений, особенно объектов исторической застройки, расположенных вблизи нового строительства или реконструируемых объектов.

1.3 Рекомендации предназначены для всех организаций независимо от формы их собственности и принадлежности, осуществляющих изыскания, обследование, проектирование и выполнение работ по строительству или реконструкции зданий и объектов в г.Москве и ЛПЗП.

Читайте также:
Преимущества применения светодиодных панелей и ламп

1.4 Рекомендации содержат порядок проведения работ по обследованию и мониторингу технического состояния эксплуатируемых зданий, расположенных вблизи вновь строящихся или реконструируемых объектов, а также мониторингу при инженерно-геологических, гидрогеологических и инженерно-экологических изысканиях.

1.5 Рекомендации распространяются на случаи, когда новое строительство или реконструкция могут создать условия для возникновения осадок близрасположенных существующих зданий и сооружений или обусловить отрицательное воздействие на окружающую среду.

Рекомендации распространяются также на случаи строительства многосекционных зданий, возводимых в несколько очередей. При этом возведение каждой последующей очереди должно рассматриваться как строительство нового здания около существующего.

1.6 Наиболее опасными видами работ вблизи существующих зданий и сооружений являются:

– разработка котлованов и траншей, прокладка подземных коммуникаций, пешеходных и транспортных тоннелей, особенно с применением водопонижения и без крепления стенок котлованов и траншей;

– строительство новых зданий, вызывающих дополнительные напряжения и перемещения грунта в активной зоне фундаментов существующих зданий;

– динамические нагрузки на основании существующих зданий от погружения вблизи них шпунта или свай;

– вибрационные или динамические воздействия от авто- и железнодорожного транспорта, линий метрополитена, оборудования, установленного в сооружениях и промышленных установках, расположенных вблизи существующих зданий.

1.7 К основным неблагоприятным последствиям вредных воздействий на окружающую среду относятся:

– подъем или понижение УПВ, вызванные изменением условий в районе расположения зданий; возникновение карстово-суффозионных процессов, эрозии, оседания поверхности грунтов;

– снижение прочностных свойств грунтов при их увлажнении (в том числе агрессивными водами), а также набухание грунтов

– возникновение аномалий теплового, электрического и других физических полей, а также развитие процессов, обусловленных динамическими и вибрационными воздействиями;

– эколого-биологические, радиационные и другие виды загрязнения среды.

1.8 При проведении мониторинга и обследования технического состояния эксплуатируемых зданий и сооружений должны быть учтены геотехническая категория объектов и уровень ответственности зданий.

2. Обследование технического состояния зданий

2.1. Общие положения

2.1.1 Обследование технического состояния зданий и сооружений производится с целью определения возможности восприятия ими дополнительных деформаций или других воздействий от влияния осуществляемых вблизи них нового строительства или реконструкции, а также для разработки в случае необходимости мероприятий по усилению их конструкций или укреплению грунтов оснований.

2.1.2 Работы по проведению обследования целесообразно выполнять поэтапно:

– ознакомление с состоянием конструкций здания и составление программы обследований;

– предварительное обследование конструкций здания;

– детальное техническое обследование для установления физико-технических характеристик конструкций;

– определение прочности, а в необходимых случаях – жесткости и трещиностойкости конструкций;

– оценка технического состояния конструкций по результатам обследования;

– разработка в случае необходимости мероприятий по обеспечению эксплуатационных требований к обследуемым зданиям.

2.1.3 Состав и объемы работ по обследованию в каждом конкретном случае определяются программой работ на основе технического задания заказчика с учетом требований действующих нормативных документов и настоящих Рекомендаций.

2.1.4 В состав работ по обследованию на стадии разработки проектной документации включаются:

– натурные обследования технического (физического) состояния несущих конструкций надземной и подземной частей здания (наружных и внутренних стен, колонн, перекрытий, фундаментов, коммуникаций и т.д.) с определением прочностных характеристик конструктивных материалов, а также наличия и степени проявления деформаций и повреждений (трещин, сдвигов, выпучивания, разрушений кирпичной кладки, сырости и т.п.);

– геодезические измерения величин крена зданий, а также отклонений несущих и ограждающих конструкций зданий от вертикали – в дополнение к предусмотренным в разделе 10 настоящих Рекомендаций;

– аналитическое определение координат углов зданий и других стабильных элементов ситуации;

– натурное определение расстояний между существующими объектами;

– обмеры натурных габаритов обследуемых объектов;

– определение абсолютных или относительных высотных отметок элементов здания (подошвы фундаментов, цоколя, этажей, крыши и т.д.);

– обследование прочих элементов здания и обмерные работы;

– выявление и обследование помещений и интерьеров, имеющих архитектурно-художественную ценность.

2.1.5 Программа обследования составляется на основании технического задания заказчика и результатов ознакомления с проектно-технической документацией строящегося здания, включающей рабочие чертежи и пояснительную записку к ним, а также заключение об инженерно-геологических изысканиях.

Пример состава технического задания приведен в Приложении 1.

2.1.6 Ознакомление с проектно-технической документацией обследуемого здания производится с целью учета конструктивных особенностей и особенностей работы конструкций, а также выявления причин и характера дефектов. Необходимо установить фактически действующие нагрузки на фундаменты с учетом собственного веса конструкций, технологического оборудования и временных нагрузок, а также их сочетаний в соответствии со СНиП 2.02.07-85.

В необходимых случаях следует также установить: проектную марку и класс бетона, диаметр, класс и количество рабочей и конструктивной арматуры, конструкцию арматурных изделий, марку кирпича и раствора, геометрические размеры конструкций и другие данные.

2.2. Предварительное обследование зданий

2.2.1 Основной задачей предварительного обследования здания является сбор исходной информации, определение общего состояния строительных конструкций, определение состава и объема работ для детального обследования.

Читайте также:
Как выбрать повседневную сумку?

2.2.2 В состав работ по предварительному обследованию входят:

– общий осмотр здания;

– сбор общих сведений о здании, времени строительства, сроках эксплуатации;

– общая характеристика объемно-планировочного и конструктивного решений и систем инженерного оборудования;

– выявление особенностей технологии производства для производственных зданий с точки зрения их воздействия на строительные конструкции, определение фактических параметров микроклимата или производственной среды, температурно-влажностного режима помещения, наличия агрессивных к строительным конструкциям технологических выделений, сбор сведений об антикоррозионных мероприятиях;

– ознакомление с архивными материалами изысканий;

– изучение материалов ранее проводившихся на данном объекте обследований производственной среды и состояния строительных конструкций.

2.2.3 По результатам предварительного обследования в зависимости от имеющихся дефектов и повреждений конструкций должны быть выполнены:

– оценка технического состояния железобетонных, каменных, стальных и деревянных конструкций (Приложения 3 и 4) и в случае необходимости принято решение о первоочередных мероприятиях по усилению конструкций;

Требования к застройщику по 214‑ФЗ в 2021 году

В статье разберем, какие правила должны соблюдать застройщики, чтобы продавать квартиры в строящемся жилье.

Федеральный закон № 214-ФЗ подробно объясняет, как продавать недвижимость в строящихся домах. Он защищает дольщиков — покупателей строящегося жилья — от мошенников и гарантирует возврат денег, если застройщик не выполнит свои обязательства. В законе правительство прописало, каким требованиям должны соответствовать застройщики, а также как они должны проводить такие сделки.

214-ФЗ применяют, если на этапе строительства застройщик планирует продавать:

  • квартиры в многоквартирном доме,
  • таунхаус, который состоит минимум из трех блоков.

Закон не действует на индивидуальное строительство, например, частных домов.

Требования к застройщику по 214-ФЗ

Чтобы продавать квартиры в строящемся жилье, застройщик должен получить специальное разрешение в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Минстрой проверяет:

Какая организационно-правовая форма у компании-застройщика

Разрешение выдают только хозяйственным обществам: обществам с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерным обществам (АО). Министерство откажет некоммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям.

Кто занимает руководящие посты в компании

Руководителями застройщика и главным бухгалтером не могут быть лица, которые:

  • имеют непогашенную или неснятую судимость за экономические преступления или преступления против власти,
  • единолично владели компанией, обанкротившейся меньше пяти лет назад,
  • владели как минимум 5% акций компании, обанкротившейся меньше трех лет назад,
  • были дисквалифицированы и не имеют права заниматься такой деятельностью.

Есть ли проектная декларация

Чтобы подтвердить, что в проекте нет нарушений, застройщик должен приложить к декларации заключение специальной экспертизы.

Сколько денег у застройщика

У компании должны быть собственные средства, суммой больше 10% от проектной стоимости строительства. К таким средствам можно отнести не только деньги на счетах, но и недвижимость, земельные участки или дебиторские задолженности.

Также перед тем, как получить разрешение, застройщик должен открыть счет в уполномоченном банке. На счет он должен положить 10% от проектной стоимости строительства. Если у него нет таких денег, он может взять кредит. Сумма займа должна быть больше 40% от проектной стоимости.

Минстрой не выдаст разрешение, если компания:

  • еще не рассчиталась за ранее взятые кредиты, ссуды или займы,
  • выпускает любые ценные бумаги, кроме акций,
  • заложила свое имущество для обеспечения обязательств,
  • участвует в процедуре банкротства,
  • приостановила деятельность по решению суда,
  • не выполнила контракт или договор после победы в закупке и попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП),
  • не выплатила в срок налоги, сборы или другие государственные платежи.

Какой у застройщика опыт

Застройщик должен участвовать в строительстве многоквартирных домов не меньше трех лет. За это время он должен построить не менее 5 000 м2 жилья. Министерство учитывает объекты, возведенные родственными организациями, а также проекты, в которых застройщик был техническим заказчиком или генподрядчиком.

Кому принадлежит земля под застройку

Застройщик должен владеть участком под строительство или взять его в аренду или субаренду.

Обязанности застройщика во время строительства

Государство накладывает ограничения на застройщиков и после того, как они получили разрешение на строительство и продажу квартир дольщикам. В 214-ФЗ прописаны правила, которые должна выполнять каждая компания, чтобы получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию.

Квалификация застройщика

Строительные работы застройщик может проводить самостоятельно. Однако, чтобы выполнить некоторые работы, нужен специальный допуск от саморегулируемой организации строительства (СРО). Если у компании нет допуска, она может привлечь к работам технического заказчика с необходимой квалификацией.

Кредиты во время строительства

Единственный кредит, который может взять компания — целевой займ для финансирования текущего строительства. Такой займ не может быть больше 20% от стоимости проекта. А процентная ставка в нем не может отличаться от ключевой ставки Центробанка больше, чем на 2%. Например, в январе 2021 года ключевая ставка равна 4,25%. Значит, застройщик не может взять кредит по ставке выше 6,25%.

Читайте также:
Онлайн покупки на любой вкус

Финансовое состояние застройщика

Компания не может выпускать облигации, чтобы привлечь финансирование. Также она не может выступать в качестве поручителя или передавать свою собственность в залог.

Расчеты с контрагентами и дольщиками

Перед стартом продаж застройщик должен выбрать уполномоченный банк и открыть в нем эскроу-счет. Именно на нем будут храниться деньги дольщиков. О том, как работают эскроу-счета, мы рассказывали в недавней статье.

Все расчеты с техническим заказчиком или генеральным подрядчиком также должны проходить только со счетов в одном уполномоченном банке.

Переводы со счета застройщика

Застройщик может переводить средства со своего счета только по нескольким причинам. Например, он может тратить деньги на:

  • строительные работы на объекте,
  • проектную документацию, инженерные изыскания или экспертизы,
  • строительство инженерных сетей,
  • подготовку градостроительной документации,
  • кредит на строительство,
  • госпошлину за регистрацию договора долевого участия (ДДУ),
  • налоги, штрафы, пени или банковские комиссии.
  • зарплату сотрудникам,
  • взносы в компенсационный фонд,
  • возврат денег дольщикам, расторгнувшим договор,
  • рекламу,
  • аренду офисов и оргтехники для сотрудников.

При этом снимать наличные он может только на выплату зарплаты сотрудникам. Все остальные средства можно только переводить со счета на счет.

Периодическая отчетность

Ежеквартальные и ежегодные бухгалтерские отчеты застройщик должен публиковать в Единой информационной системе в сфере жилищного строительства (ЕИСЖС). Ежеквартальную отчетность нужно сдать не позже, чем через 30 календарных дней после окончания квартала. Срок сдачи ежегодной отчетности больше — 120 дней с окончания года. Чтобы подтвердить достоверность отчета, его должен проверить аудитор.

Все эти правила нужно выполнять до ввода объекта в эксплуатацию. Как только первый дольщик зарегистрирует право собственности на одну из квартир, ограничения перестают действовать.

Ответственность застройщика

Если застройщик продавал строящееся жилье без разрешения, дольщик может написать заявление на возврат средств. В этом случае он может взыскать не только стоимость квартиры, но и двойные проценты по ипотеке, которые успел выплатить.

Если застройщик привлек средства дольщиков для строительства, но не имел на это права:

  • должностным лицам грозит штраф от 20 тыс. до 50 тыс. ₽,
  • компании — от 500 тыс. до 1 млн ₽.

Если застройщик опубликует неполную или ложную проектную документацию или не опубликует ее в срок:

  • должностным лицам грозит штраф от 5 тыс. до 15 тыс. ₽,
  • компании — от 200 тыс. до 400 тыс. ₽.

Если застройщик не сдаст отчетность или сделает это не вовремя:

  • должностным лицам грозит штраф от 5 тыс. до 15 тыс. ₽,
  • компании — от 50 тыс. до 200 тыс. ₽

Строительная экспертиза: кто и когда определяет качество строительных работ

Что такое строительная экспертиза?

Строительная экспертиза – это вид судебных инженерно-технических экспертиз, процессуальное действие, которое состоит из двух этапов: исследования строительного объекта и подготовка заключения по поставленным компетентными органами вопросам. База исследования – научные знания и практические наблюдения высококвалифицированных специалистов в строительной сфере.

Чаще всего строительная экспертиза является одним и способов решить конфликт между застройщиком и заказчиком. Заказчик хочет убедиться, что выполненные застройщиком строительно-монтажные работы проведены полностью и с соблюдением всех стандартов. Сам он не обладает необходимыми знаниями, зато строительный эксперт – да. Выводы эксперта могут стать существенным подспорьем для разбирательства в суде.

Когда строительная экспертиза переходит в категорию судебной строительной экспертизы?

Во время передачи дела сторонами на рассмотрение в судебном порядке. В арбитражных, гражданских и административных процессах проведение экспертизы назначает суд, а в уголовном деле – следователь.

Когда назначают строительную экспертизу?

В случаях, когда для расследования и судебного рассмотрения уголовных и гражданских дел требуются специальные знания в области проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта зданий и сооружений.

Заказать строительную экспертизу может заинтересованная сторона (истец/ответчик) или прокуратура. Инициировать исследования может и суд.

Необходимость использовать специальные знания возникают:

  • при разрешении споров о праве собственности на недвижимость;
  • при рассмотрении споров, вытекающих из договоров строительного подряда;
  • для определения видов, объема, качества и стоимости выполненных строительных работ, возводимых и эксплуатируемых зданий, строений и сооружений;
  • в расследовании дел об административных правонарушениях, связанных с установлением правильности и правомерности строительства, эксплуатации строительных объектов;
  • в установлении причин и величины материального ущерба, нанесенного жилым зданиям, квартирам вследствие ненадлежащего ведения строительства или эксплуатации инженерных систем;
  • в расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел о несчастных случаях, авариях и разрушениях в строительстве;
  • для установления соответствия требованиям специальных норм и правил, регламентирующих процессы проектирования, возведения, эксплуатации, реконструкции (ремонта), демонтажа и утилизации строительных объектов.

Что является объектом строительной экспертизы?

Практически любое строительное сооружение, а также незавершенные строительные объекты, дворовые территории, инженерные коммуникации, проектная, и исполнительная документация, сметы.

  • качество проведенных работ: выявление брака, дефектов и нарушений, прогнозирование их возможных последствий;
  • соответствие ГОСТам, пожарным, экологическим, санитарно-эпидемиологическим нормам, пунктам заключенного между сторонами договора;
  • степень износа здания;
  • величину ущерба, нанесенного заливом, пожаром с фиксацией объемов и расчетом стоимости восстановления;
  • правильность проведения перепланировки здания, включая надстройку и углубление подвальной части;
  • причины протечки крыши, образования плесни на конструкциях;
  • причины аварий в инженерных коммуникациях.
Читайте также:
Виды цемента и их применение

Эксперт также может провести геодезический мониторинг деформаций, контрольный обмер помещений, исследование несущих конструкций и др.

Какими компетенциями должен обладать эксперт?

Основное требование к эксперту (см. Федеральный закон №73-ФЗ от 31.05.2001) – наличие высшего образования со специальностью (специальные знания), соответствующей профилю выполняемой экспертизы.

Строительную экспертизу должен проводить профессионал с высшим образованием «инженер-строитель». Своё образование он должен подтвердить дипломом (не справкой, не удостоверением, не сертификатом).

Строительный эксперт должен обладать навыками проведения инструментальных исследований. В процессе исследования он может проводить замеры, ультразвуковую дефектоскопию, телевизионную оценку, работать с образцами, взятыми на объекте, в лаборатории.

Перед инструментальными измерениями эксперт проводит визуальное обследование здания:

  • осмотр и выявление видимых дефектов и повреждений здания;
  • фотофиксацию выявленных дефектов.

Должна ли быть лицензия у строительного эксперта?

В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ аналитическая, исследовательская, экспертная деятельность не лицензируется, так как такая деятельность отсутствует в Перечне видов деятельности, на которые требуются лицензии» (статья 12 вышеуказанного закона).

Какие вопросы задают экспертам?

Правильная и корректная постановка вопроса эксперты – краеугольный камень в эффективном исследовании и последующих выводах.

Формулировки могут быть, например, такими:

  • Каково техническое состояние конструктивных элементов, установить категорию технического состояния многоквартирного жилого дома?
  • Является ли многоквартирный жилой дом аварийным?
  • Каков процент износа жилого многоквартирного дома?
  • Возможно ли дальнейшее проживание в данном жилом доме, не создает ли это опасность для окружающих и для проживающих в данном жилом доме?

Какими нормативными документами в основном пользуются строительные эксперты?

Как правило это технические нормативные документы:

  • СП 13-102-2003. Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений.
  • ГОСТ 31937-2011. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.
  • МДС 13-20.2004. Комплексная методика по обследованию и энергоаудиту реконструируемых зданий. Пособие по проектированию.
  • МРР 2.2.07-98. Методика обследования зданий и сооружений при их реконструкции и перепланировке и др.

А из чего состоит заключение эксперта?

Вступление заключения эксперта содержит сведения о времени и месте производства экспертизы, об основании для ее производства, сведения об экспертном учреждении или об эксперте, вопросы, поставленные в начале процедур, и сведения об участниках экспертизы.

Основная часть состоит из:

  • описания объекта исследования;
  • описание методов экспертизы;
  • технической части: расчеты, результаты поверочных и обмерных работ, протоколы испытаний;
  • графической части: материалы фотофиксации и рабочие чертежи, с нанесенными на них отметками;
  • дефектной ведомости: список всех повреждений здания или сооружения и объем ремонтных работ по их устранению;
  • выводов эксперта и рекомендации по устранению дефектов.

Материал подготовлен: Институт судебных экспертиз и криминалистики.

Инженерные изыскания – всегда ли нужны?

ГрК РФ Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 47 ГрК РФ

1. Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также – договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

Читайте также:
Какую выбрать детскую шоу программу

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

3. Лицами, выполняющими инженерные изыскания, могут являться застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на выполнение инженерных изысканий. Лицо, выполняющее инженерные изыскания, несет ответственность за полноту и качество инженерных изысканий и их соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик или лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, вправе выполнить инженерные изыскания самостоятельно при условии, что такие лица являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, или с привлечением иных лиц по договору подряда на выполнение инженерных изысканий.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:

Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 47 Градостроительного кодекса РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ часть 1 статьи 47 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

1. Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

ГАРАНТ:

См. Положение о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ часть 2 статьи 47 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

2. Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также – договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Читайте также:
Где можно взять в аренду мини-экскаватор в Санкт-Петербурге
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ статья 47 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

2.1. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ часть 3 статьи 47 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

3. Лицами, выполняющими инженерные изыскания, могут являться застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на выполнение инженерных изысканий. Лицо, выполняющее инженерные изыскания, несет ответственность за полноту и качество инженерных изысканий и их соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик или лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, вправе выполнить инженерные изыскания самостоятельно при условии, что такие лица являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, или с привлечением иных лиц по договору подряда на выполнение инженерных изысканий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ в часть 4 статьи 47 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:

Читайте также:
Как научиться рисовать?

1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;

2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

Информация об изменениях:

Часть 4.1 изменена с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

4.1. Результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой и графической формах и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.

Информация об изменениях:

Статья 47 дополнена частью 4.2 с 27 июня 2019 г. – Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

4.2. В случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, подготовка результатов инженерных изысканий осуществляется в форме электронных документов, требования к формату которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, за исключением случаев, при которых результаты инженерных изысканий содержат сведения, составляющие государственную тайну. В случаях, если застройщик или технический заказчик обеспечивает формирование и ведение информационной модели, результаты инженерных изысканий подготавливаются в форме, позволяющей осуществлять их использование при формировании и ведении информационной модели.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ в часть 5 статьи 47 настоящего Кодекса внесены изменения

5. Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

6. Виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок их представления для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Часто задаваемые вопросы

Наполнение данного раздела официального сайта Мосгосэкспертизы нам бы хотелось делать вместе с вами. Здесь будут размещены ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Если у вас есть предложения по материалам, которые бы вы хотели видеть в этой рубрике, сообщите о них по адресу MGE.Feedback@mge.mos.ru . Мы обязательно будем их учитывать при ведении этого раздела нашего сайта.

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию”.

Ответ: Требование о наличии в составе проектной документации отчетной документации по результатам инженерных изысканий на линейные объекты установлено подпунктом «б» пункта 34 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, и от протяженности объекта не зависит.

Ответ: Нет.

Ответ: В соответствии с пунктом 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145, проектная документация направляется повторно на государственную экспертизу при внесении в нее изменений в части технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, по инициативе застройщика или технического заказчика может быть направлена повторно на государственную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Вопрос приема объекта в эксплуатацию не входит в компетенцию Мосгосэкспертизы.

Читайте также:
Какими преимуществами обладает гидромотор?

Ответ: Требование о наличии в составе проектной документации отчетной документации по результатам инженерных изысканий на линейные объекты установлено подпунктом «б» пункта 34 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87. Виды инженерных изысканий, порядок и критерии определения необходимости их проведения установлены Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20. Установление требований к составу и оформлению отчетной документации о выполнении инженерных изысканий не входит в компетенцию Мосгосэкспертизы.

Ответ: Критерии объектов, проектная документация по которым подлежит государственной экспертизе установлены частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С проектной документацией одного объекта может быть представлено несколько градостроительных планов земельных участков.

Ответ: Критерии объектов, по которым требуется разработка мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установлены подпунктом «б.1» пункта 32 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87. Согласование проектной документации для проведения экспертизы не требуется.

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объекта капитального строительства. В соответствии с частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе такую проектную документацию на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу. Если проектируемые работы попадают под определение «реконструкция объекта капитального строительства», установленное статьей 1 Градостроительного кодекса РФ, и объект капитального строительства не имеет признаков, установленных частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, экспертиза проектной документации обязательна.

Ответ: Градостроительным кодексом РФ установлено понятие «реконструкция объекта капитального строительства». При этом проектная документация разрабатывается в объеме, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87. Понятие «реконструкция части объекта капитального строительства» в законодательстве отсутствует.

Ответ: Экспертиза рабочей документации законодательством не предусмотрена. При изменении параметров здания и устройстве дополнительных несущих конструкций необходима разработка проектной документации на реконструкцию объекта капитального строительства. В соответствии с частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация по объектам, строительство, реконструкция которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит государственной экспертизе.

Страницы: ← Ctrl предыдущая следующая Ctrl →

3 аргумента Против проведения инженерно-геологических изысканий

Выбираете энергоэффективные решения?

Обратите внимание на геотермальные тепловые насосы FORUMHOUSE

Геотермальный тепловой насос EU (старт/стоп)

Геотермальный тепловой насос IQ (псевдоинвертор)

Геотермальный тепловой насос IQ (инвертор)

Делать инженерно-геологические изыскания на участке или нет? Часть застройщиков утверждает, что без этого строить дом категорически нельзя. Другие доказывают, что заказывать геологию на «фирме» — выбрасывать деньги на ветер. Как быть? Рассмотрим аргументы разных сторон и, на их основе, в конце статьи сделаем вывод.

Содержание:

  • Для чего проводить геологию участка
  • Как обманывают при проведении инженерно-геологических изысканий
  • Вероятность разрушения дома если не сделать геологию

«Подводные камни» инженерно-геологических изысканий

На портале постоянно появляются темы с названиями: «Треснул ленточный фундамент! Что делать?», «Морозным пучением подняло угол дома. Как это исправить?», «Плита просела. Ломать?».

Среди причин аварийных ситуаций с фундаментом и «коробкой» дома часто называют отсутствие геологии. Мол, застройщик сэкономил, понадеялся, что пронесёт, вот и получил результат.

Кого не спроси, почти все знают или слышали, что, перед возведением дома, надо сделать инженерно-геологическое изыскание. Но мало кто пишет, что провёл исследование грунта на участке. Получается, большинство строят фундаменты на авось?

Для наглядности, приведём результаты голосования в одной из профильных тем на FORUMHOUSE.

Как видите, большинство участников портала высказались «За» проведение геологии. Но, сколько из этих людей реально сделают исследование грунта на участке? И ещё — результаты геологии, сами по себе, для обычного застройщика, не обладающего узкопрофильными знаниями, — китайская грамота. Как быть? Если вы сделали инженерно-геологические изыскания, то дом, затем, должны «от» и «до» проектировать специалисты.

Делать геологические изыскания грунта надо по заданию конструктора фундамента. Сначала определитесь с ним и только потом заказывайте исследование. Иначе, это — напрасный труд. У меня в архиве куча отчетов по геологии, которые меня, как конструктора-проектировщика фундаментов, совершенно не устраивают.

Почему исследование грунта следует начать с поиска проектировщика фундамента? Вы ему скажете, какой дом, и где вы хотите построить. Он переведёт ваши мечты на строительный язык и составит техническое задание для инженерно-геологической организации. В этом задании указывается:

  • Сколько этажей будет в доме.
  • Тип проектируемого фундамента.
  • Предполагаемая глубина заложения фундамента.
  • Планируемая нагрузка на фундамент и основание.
Читайте также:
Значение геологии участка для строительства

Получив ТЗ, геолог составит программу обследования участка, в которой пропишет количество и глубину скважин, виды проб и необходимые лабораторные исследования грунта.

Затем буровики выполнят работы, а геолог составит отчет о проведённых инженерно-геологических изысканиях. Хотя состав и несущая способность грунтов понятна только специалистам, застройщик, на основании отчета, может составить первое впечатление о плюсах и минусах своего участка.

Бывают и обратные ситуации, когда застройщик сначала делает исследование грунта и только потом обращается к конструктору фундамента.

Поясните, геологи, после изысканий, дают рекомендации по выбору оптимальной конструкции фундамента?

Геолог даст рекомендации как по выбору типа фундамента, так и по глубине его заложения и спрогнозирует вероятность развития опасных геологических процессов.

Материалы геологических и гидрогеологических изысканий — база для расчета и проектирования фундамента.

Дочитав статью до этого места, вы можете воскликнуть: «А где же «подводный камень?». Поясняем. Сами по себе геологические исследования грунта, без дальнейшего обращения к конструктору фундамента и профессиональному архитектору-проектировщикувыброшенные деньги.

А теперь скажите честно, сколько людей вы знаете, которые заказали проектирование и расчёт обычного загородного дома — площадью от 120 до 150 кв. м, от «А» до «Я», у профессионалов? Именно проектирование здания, со всей конструкторской документацией, а не переделали «на коленке» проект, скаченный в интернете, в лучшем случае, подогнав «картинку» у обычного дизайнера?

Неудивительно, что зачастую, после проведения изысканий, на портале появляются темы: «Сделал геологию. Помогите подобрать фундамент» или «Как разобраться в отчете по геологии?».

Итак, первая причина не делать геологию — вы готовы платить за весь цикл работ по расчёту и проектированию дома?

Обман со стороны геологов-халтурщиков

Чтобы поднять градус накала статьи ещё выше, приведём мнение пользователя портала с ником Sergey-2017.

А вы делали себе геологию? Или ваши друзья и знакомые? Те немногие, кто её делал, потом пришли к выводу, что потратили деньги зря. Байки о необходимости геологии для строительство частного дома, так и остаются байками. И еще, нет никаких гарантий, что результаты исследования не взяты с потолка. Кроме этого, геология участка под строительство дома абсолютно ничего не решает, т.к. описывает состояние грунта на момент исследования, не прогнозируя его вероятные изменения со временем.

Например, геология показала, что уровень УГВ низкий, но после возведения дома оказалось, что грунтовые воды находятся выше уровня промерзания грунта, т.к. искусственно изменилась динамика движения вод. Как это произошло? При покупке пустого участка и проведении геологии, рядом домов не было. Но, со временем, по мере застройки посёлка, происходит искусственное насыщение грунта водой. Т.к. соседи возводят локальные очистные сооружения, сбрасывают дождевые и талые воды с участков, устраивают пожарные водоемы. Сосед может поднять свой участок подсыпав грунт, тогда ваш окажется в низине. Может засыпать свою дренажную канаву и, тогда, весной и осенью, вся вода побежит к вам.

Ещё одна сложность — вероятность наткнуться на недобросовестных геологов-бурильщиков.

Мне пробурили 3 скважины глубиной 10 м. Пробу взяли только из одной. Бурильщики сказали, что грунт везде одинаковый, хотя я заметил, что в третьей скважине, в отличие от первых двух, глина была сильно увлажнена. Позволил в офис фирмы. Спросил, почему забор грунта был только из одной скважины. Менеджер сильно удивилась, обещала, что уточнит и положила трубку. Позвонил ещё раз. Перекинули на директора. Он сказал, что есть какая-то инструкция, по которой так можно отбирать пробы. Это правда?

Таких инструкций нет и брать только одну пробу не следует. Иногда, даже в двух шагах от скважины, состав и свойства грунтов различаются.

Я не могу найти компанию для проведения геологического исследования участка. Звоню. Спрашиваю, как бурят. Чем. Как проводят исследования в лаборатории. Толком ничего не говорят. Одни общие фразы. Договорился с одними. Приехали на легковушке. В багажнике обычный бензобур. Развернул обратно. Где найти нормальных специалистов?

Для исследования участка, грунт бурят как установками на базе грузовиков, так и малогабаритными мотобурами со шнеками.

Каждый вариант для своих условий. Alexej68 советует, для экономии средств, сначала поговорить с проектировщиком фундамента и уже потом решить вопрос с изысканиями, какие реально нужны. Или заказать мелкое обследование лёгким ручным инструментом с минимумом лаборатории. Или провести предварительное исследование самостоятельно.

Я заказал геологию участка. Нашел вроде бы приличную организацию. Приехали два бурильщика на УАЗе и молодой парень геолог. Сделали обычным шнековым буром 3 скважины глубиной по 8 м. Геолог помял образцы руками и положил в целлофановые пакетики. Ещё измерили уровень воды в скважинах. Бурильщики сказали, что грунт нормальный, строиться можно и уехали. Самое интересное было потом. Жена забрала результаты анализов грунта из лаборатории в Москве. По бумажкам оказалось, что отбор проб произвели вдавливаемым грунтоносом диаметром 108 мм! Всего же, по заключению, было отобрано 18 проб для определения физико-механических свойств грунта и 2 пробы для определения коррозионной активности грунтов! Комментарии излишни.

Abcnote выложил на портале результаты исследований. Их посмотрели опытные пользователи. Вердикт — большая часть данных о грунте взята из головы и просто переписана по шаблону из справочников.

Читайте также:
Елки с доставкой на дом для каждого

Я думаю, что делать геологию — выкидывать деньги. За 40-50 тыс. руб., большинство «контор», в 90% случаев, вам напишут стандартный ответ на основании геологической карты местности. Если и отправят грунт в лабораторию, то, что там будет, тоже неизвестно. Пиши, что хочешь!

Обычно, для исследования грунта, бурят 3 скважины на глубину от 6 до 10 м в пятне будущей застройки. Две скважины бурят по углам фундамента. Ценник тоже разнится: от 1500 – 2500 руб. за 1 погонный метр скважины, до 5 тыс. руб. Конечная цена геологии сложится из условий бурения, удалённости участка, используемого оборудования, количества и глубины скважин и методе исследования.

Низкая цена должна насторожить, но и высокая не является гарантией добросовестности геологов. Выход — искать через «сарафанное радио» проверенных специалистов.

Вторая причина не делать геологию — большая вероятность нарваться на халтурщиков.

Доводы против инженерно-геологических изысканий

Разобраться в геологическом заключении обычному застройщику не по силам. Значит, придётся ещё платить архитектору и проектировщику фундамента. Я думаю, если речь не идет о действительно сложных грунтах, то можно обойтись своими силами и самостоятельно провести исследования. Формулировка — заплатите сейчас, потом сэкономите, а также страшилки от геологов — бесполезны для частного застройщика!

Геологию участка вы делаете не ради бумажки, а для проектировщика фундамента. По поводу страшилок, за мою, более чем двадцатилетнюю практику проведения инженерно-геологических изысканий для частных застройщиков, я вспомню не более десяти случаев, когда строение разрушилось, перед строительством которого не проводилось никаких работ. Ремонт домов обошёлся значительно дороже, чем траты на геологию, но все рассчитывают на то, что они не попадут в этот процент.

Могу поделиться статистикой. Я регулярно использую данные геологии при расчете фундаментов. Они реально нужны примерно в 10% случаев. Это варианты линз, клиновидных включений, местных разуплотнений и т.п. Данные по Московской обл. В остальных случаях, исследования необходимы для уточнения физико-механических свойств грунтов основания, что, принципиально, ничего не меняло. Но поймите правильно — это 10% от тех случаев, когда была сделана геология. Ну, а дальше, пусть каждый оценивает сам, много это или мало.

Итак, третий аргумент не делать геологию — надежда на то, что вы попадёте в число счастливчиков, у которых на участке нет проблемного грунта.

Выводы

Цель этой статьи не отговорить вас от проведения геологии или сказать, что геология совсем не нужна и можно строить как идёт. Ведь так делают все. Но, нужен здравый подход. Одно дело, когда для начала самостоятельного строительства дома из семейного бюджета с трудом выкраиваются 500 тыс. руб. и сумма в 50 тыс. за геологию, без последующего обращения к конструктору и архитектору, — фактически, выброшена на ветер. И совсем другое, когда возводится дом за 5 – 10 млн. руб. На фоне этих затрат, деньги, потраченные на геологию, незаметны.

В заключении статьи дадим упрощённый алгоритм. Вам нужно делать инженерно-геологические изыскания если:

  • Вы строите большой и тяжелый дом, который окажет значительную нагрузку на грунтовое основание. Например, особняк площадью 300-500 кв. м из кирпича, по монолитной технологии с бетонными перекрытиями.
  • Вы возводите полноценный цокольный этаж.
  • Есть вероятность, что на участке проблемный грунт. Это – текучепластичные и текучие суглинки, глины, текучие и пластичные супеси, заторфованные глинистые грунты.
  • Участок подсыпан привозным грунтом и непонятно, что находится под этим слоем.
  • Участок находится в низине, на болоте.
  • Вы не уверены, что под пятном застройки нет просадочных грунтов, водяных линз и т.д.

В теме Инженерно-геологические изыскания обсуждаются вопросы исследования грунта на участке.

  • Бюджетные системы дренажа участка и ливневой канализации. Здесь собран опыт строительства недорогих систем дренажа и дождевой канализации.
  • Нужна ли песчаная подушка под ленточный фундамент — в материале, ответ на спорный вопрос, обязательно ли делать подсыпку песком под фундамент, и в чём её вред.
  • О правильном пироге тёплой отмостки и выгоде её строительства рассказывают пользователи FORUMHOUSE.

В видео показаны этапы исследования грунта под дачное строительство и рассказывается для чего делаются инженерно-геологические изыскания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: