Классное дерево своими руками в прямом и переносном смысле

Занятие №4 кружка по лексике. “Прямое и переносное значение слов”
материал (5 класс) по теме

Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_4._pryamoe_i_perenosnoe_znachenie..doc 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прямое и переносное значение слов.

Изобразительно – выразительная роль слов с переносным значением.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Работа с пословицей.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

1) Отгадайте загадки.

а) Белый Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает. (снег)

б) С грузом идут, а без груза не идут. (часы с гирями)

в) Эх, звоночки, синий цвет, –

С язычком, а звону нет. (колокольчики)

? – Какие слова из загадок помогли вам узнать ответ?

На прошлом занятии мы говорили о том, что слова могут быть однозначными и многозначными .

? – Какие слова называются однозначными? Приведите примеры.

– Какие слова называются многозначными? Приведите примеры.

У многозначного слова различают прямое и переносное значения.

Первичное значение слова называется прямым, а вторичное (или вторичные) называется переносным значением. Прямое значение непосредственно указывает на предмет или явление окружающего мира, а переносное по смыслу связано с прямым значением и основано на сходстве предметов или явлений по тем или иным характеристикам (цвету, форме, характеру действия, выполняемым им функциям и т.д.)

– Как происходит перенос наименования? (на основе сходства предметов, действий, признаков)

Употребление слов в переносном значении называется метафорой. От греч. мета- пере-, фора – несу. Олицетворение – вид метафоры.

1. Беседа по картине И.И. Левитана «Золотая осень». (кадры 3-4)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

? – Какая пора осени описана в стихотворении?

– Как эту пору называет автор? Подумайте, почему?

– Назовите слова, описывающие осень?

У каждого человека есть свои любимые картины Левитана. Многим близка картина «Золотая осень». Вся поэзия русской осени с ее чистейшим прохладным воздухом, с ее тихими водами и светлыми далями, с шорохом просвеченного насквозь сентябрьским солнцем золотого листа воплощены в этой картине с удивительной силой.

«Золотая осень» с ее глубочайшей синевой небесного свода и золотом опавших листьев смотрит с картины.

Представьте, что вы присутствуете вместе с художником в тех местах, которые изображены на картине.

? 1. Расскажите, что вас окружает?

2. Чем вы любуетесь?

3. Что вам особенно понравилось?

4. Что заставляет грустить?

5. Почему осень называют «золотой»?

2. Работа с текстом (кадр 5).

Вспыхнули березы, осины. Только дубы стояли посреди леса. Они были похожи на зеленые острова.

Кончилась осень. Опали листья. Лес почернел, помрачнел . Только дубы светились в нем старым золотом.

Долго не приходила зима. А когда пришла. На деревьях не осталось ни листочка. Поржавели , поредели листья дуба, но держались на ветках до самой весны.

– В прямом или переносном значении употреблены выделенные слова? Докажите.

3. Работа с текстом М Пришвина «Золотой луг».

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда – нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

«Сережа!»- позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой».

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые, и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми. И вместе с нами вставали.

? – Почему луг называли золотым?

– Какие значения у слова золотой в стихотворении Е.Серовой

«Отчего ты, рожь, золотая?»

Ветерок спросил, пролетая:

– Отчего ты, рожь, золотая ?

А в ответ колоски шелестят:

– Золотые руки растят.

Золотые руки – трудолюбивые, умелые. Вот как о них говорит поэт В. Коркин.

Руки не из золота.

Не боятся холода.

– Как видите, словом золотой мы называем самое хорошее, ценное, нужное: золотые руки ( трудолюбивые, умелые ), золотой работник ( хороший, нужный ), золотая голова ( умная, светлая ), золотое сердце ( доброе, отзывчивое ).

-Объясните значение слова золотой в этих словосочетаниях.

В словосочетаниях: золотая рожь, золотая осень – перенос значения определяется цветом (желтый), а в словосочетании: золотой характер – перенос осуществляется по качеству (хороший).

4. Работа со стихотворением В. Орлова «Осенний пожар».

В лесу теперь светлей и тише. Среди стволов туман пушистый,

Видна сквозь ветви тишина. Как дым, клубится на заре,

Его вершина, словно крыша, Слетают листья, словно искры,

Огнем осенним сожжена. И догорают на земле.

– Объясните, почему стихотворение названо «Осенний пожар».

– В каком значении употреблено имя существительное в этом названии?

– Выпишите из текста слова, с помощью которых описан «пожар».

Полминутки для шутки. (кадр 6)

Дворовый пес Бобик попал в гости к домашнему Барбосу.

– А что это у вас за штука на стене висит? Все тик- так да тик – так, а внизу болтается.

– Это часы, – ответил Барбос – Разве ты часов никогда не видел?

-Нет, а для чего они?

Барбос и сам толком не знал, для чего часы. Но все – таки принялся объяснять:

– Ну, это такая штука, понимаешь … часы… они ходят…

– Как ходят? – удивился Бобик. – У них ведь ног нету!

– Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.

– Ого! Они еще и дерутся? – испугался Бобик.

-Да нет! Как они могут драться!

– Ты сам сказал –бить!

– Бить – это значит звонить: бом- бом!

-А, ну так бы и говорил!

– Назовите слова, употребленные в этом тексте в переносном значении.

5. Работа со словосочетаниями. (кадр 7)

составьте словосочетания, используя слова, данные в скобках. Определите, в каких словосочетаниях основное слово употреблено в прямом значении, а в каких – в переносном.

Воздушный (бой, печенье, платье, струя, поцелуй, подушка).

Волна (высокая, морская, звуковая, волос, гнева, эмигрантов).

Вольный (ветер, стиль, люди, тема, борьба, перевод).

Вопрос (аграрный, риторический, больной, на засыпку).

Время (московское, идет, обеденное, прошедшее, военное).

Высокий (порыв, гора, цены, напряжение, награда, цели, слог, нота)

Глубокий (снег, река, древность, дыхание, мысль, цвет, сон, впечатление).

Глухой (старик, голос, удар, протест, стена, к чужим просьбам).

Год (прошлый, учебный, финансовый, детские, двадцатые).

Голос (мужской, высокий, спокойный, внутренний, народа).

6. Определите значения слова «добрый» в следующих словосочетаниях: (кадр 8)

Добрый человек, доброе сердце, добрые мысли, доброе слово, добрые пожелания, добрые знакомые, доброго пути, в добрый час, добрая молва, добрый молодец, добрых два часа.

Составьте предложение с 5 (на выбор) словосочетаниями.

Культура речи. (кадры 9- 10)

В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

а) Продолжительность занятий длится два часа.

б) Величина монумента поразила нас своим величием.

в) Он принял решительное решение.

г) Толпа людей шла по улице.

В данных предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью.

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

Говори правильно! (орфоэпические нормы)

Орфоэпия – (греч.orthos –«прямой, правильный» + epos – «речь»)

Орфоэпия – раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения.

Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких, глухих согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных, особенности произношения слов иноязычного происхождения, вопросы правильного ударения в словах.

Русские орфоэпические нормы (правила) сложились еще в первой половине 17 века на основе разговорного языка Москвы.

В распространении правильного литературного произношения большую роль играют театр, телевидение, радиовещание, звуковое кино.

? Произнесите данные слова. ( кадр 11 )

Бер е ста – бер е сты- бер е сте – бер е сту -о бер е сте;

Г о спиталь – г о спиталя – г о спитали – г о спиталями;

Гр у нт – гр у нта- гр у нты –гр у нтам;

Дос у г – дос у га – дос у гом – о дос у ге;

Ср е дства – ср е дствам;

Бал о ванный балов а ть(ся)

Б а ржа и барж а

Б а ржевый и баржев о й

Б а рмен – б а рменша

Запишите данные слова, ставя ударение.

Домашнее задание: выучить данные слова, ставя правильно ударение.

Многозначные слова — это примеры разных граней русского языка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Богатство русского языка заключается не только в многочисленных правилах и большом количестве слов.

Большинство из них имеют еще и несколько значений, что для непосвященного человека создаст определенную путаницу. Их называют многозначными словами.

Определение — что это такое

Многозначные слова – это слова, у которых есть минимум два лексических значения. При этом они схожи по каким-то параметрам, например, внешнему виду или функциональному назначению. А понять, о чем конкретно идет речь, можно только из контекста всей фразы.

Например, возьмем слово КНОПКА. Если спросить нескольких людей, что оно означает, то можно получить совершенно разные ответы.

Так, один человек скажет, что речь о канцелярской кнопке, с помощью которой крепят бумагу к доске. Другой вспомнит, что это вариант фурнитуры на одежде, которая помогает застегнуться. И наконец, третий решит, что его спрашивают о кнопке дверного звонка или той, с помощью которой военные могут запустить ракеты. И все будут правы!

Приведем еще примеры самых популярных многозначных слов:

  1. НОЖКА – стола или стула, гриба или цветка, циркуля, ласковое название ноги человека;
  2. ШЛЯПКА – женский головной убор, опять же гриба, гвоздя;
  3. ХВОСТ – животного, самолета, поезда, очереди;
  4. ПЕРО – ручка или оперенье птицы;
  5. РУКАВ – часть одежды, ответвление реки, труба для отвода газа или жидкости (пожарный).

Есть в русском языке и настоящие рекордсмены среди многозначных слов. Например, у слова ЗЕМЛЯ около 10 различных значений (планета, почва, территория, синоним суши, стихия и прочее). Но еще больше у глаголов БРАТЬ (14) и ИДТИ (26).

Разница между многозначными словами и омонимами

Эти два понятия в русском языке легко спутать. Оба означают слова, которые похожи при написании и произношении, но при этом под ними скрываются совершенно разные предметы. Но есть принципиальная разница.

У многозначных слов есть общий признак, который может заключаться во внешней или функциональной схожести. А омонимы — это слова, означающие совершенно разные вещи, не имеющие ни единой схожей черты.

Возьмем все те же слова:

  1. ШЛЯПКА. Как мы уже сказали, речь может идти о женском головном уборе, о шляпке гриба или шляпке гвоздя. Но при этом внешне все это похоже – находится наверху и имеет несколько увеличенные формы, прикрывающие все, что внизу.
  2. ХВОСТ – о чем бы ни шла речь (животное, самолет или очередь), мы четко представляем нечто вытянутое и находящиеся обязательно позади.

А вот примеры омонимов:

  1. КОСА – этим словом обозначают сельскохозяйственный инструмент, женскую прическу или край берега;
  2. КЛЮЧ – им можно открыть замки, это название инструмента сантехника, есть в музыке скрипичный ключ и, наконец, это еще и синоним родника.

Как можно убедиться, у омонимов может быть несколько разных значений, но при этом они не имеют ничего общего друг с другом.

Примеры многозначных слов

Многозначные слова могут относиться к любой части речи – существительные, прилагательные, глаголы.

Многозначные существительные:

  1. ГРЕБЕНЬ – петушиный, вершина горы, расческа (тут есть сходство во внешнем виде);
  2. КИСТЬ – инструмент художника, часть руки, завершение шали, плоды рябины (опять же если включить воображение, то найдете внешнее сходство);
  3. ИГОЛКА – сосновая или еловая, часть шприца, «одежда» ежика, швейный инструмент (очевидное внешнее сходство – все предметы тонкие, длинные и острые).

  1. ГЛУБОКОЕ – чувство или озеро (оба слова подразумевают нечто большое);
  2. МЯГКИЙ – голос, ковер, характер, свет, глина (нечто легкое и приятное);
  3. ТЯЖЕЛЫЙ – период, чемодан, характер (плохо переносимое, полное проблем);
  4. ЖЕЛЕЗНАЯ – воля, решетка, дисциплина (не поддается и не ломается).

Многозначные глаголы:

  1. РОДИЛАСЬ – дочка, идея, мысль (появилась на свет, образовалась);
  2. СОБРАТЬ – урожай, мысли, доказательства, вещи (сложить в единое целое);
  3. ХЛОПАТЬ – дверью, по спине, в ладоши (ударять одним о другое);
  4. ЗАБИТЬ – гвоздь или гол (достигнуть конечного результата).

Многозначные слова в прямом и переносном смыслах

Большинство многозначных слов появилось в результате переноса качеств одного слова на другое.

То есть первое употребляется в прямом смысле, а все остальные – в переносном.

  1. ГАСНЕТ свет – ГАСНЕТ звезда (звезда не гаснет, ее просто становится не видно);
  2. ДРЕМЛЕТ человек – ДРЕМЛЕТ камыш (растение просто не шевелится);
  3. ХРАНИТЬ деньги – ХРАНИТЬ память (сохранять нечто ценное);
  4. ЗВЕЗДА на небе – ЗВЕЗДА на сцене (сияет ярко);
  5. ГЛУХОЙ старик – ГЛУХОЙ переулок (неслышно ни звука);
  6. Синее МОРЕ – МОРЕ света, МОРЕ слов (нечто огромное);
  7. ОТЕЦ мальчика – ОТЕЦ информатики (давший жизнь, стоявший у истоков).

Подобные приемы часто можно встретить в литературе, особенно в детской. С помощью многозначных слов, авторы сочиняют весьма интересные загадки. Вот, например, как Самуил Маршак описывает дождь:

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не ИДУ,
Покуда он ИДЁТ.

Кстати, мы уже говорили, что слово ИДТИ – одно из рекордсменов по многозначности.

Идти может человек, идти может дождь, идут часы, идет время, идет кинофильм, работа тоже идет (как в пословице, когда солдат спит), про какую-нибудь вещь говорят, что она весьма идет человеку, и много чего еще.

Однозначные и многозначные слова

Конечно, не все слова в русском языке имеют два и более значений. Есть целый ряд однозначных слов, которые употребляются только в одном значении и по-другому трактовать их просто невозможно.

К однозначным, например, относятся:

  1. Имена собственные – Волга, Казбек, Россия;
  2. Различные термины – суффикс, логарифм, гастрит;
  3. Новые слова, появившиеся в языке (это неологизмы) – пиццерия, смартфон, брифинг;
  4. Слова с узким значением – троллейбус, байдарка, медаль.

” alt=””>

Конечно, это далеко не все примеры. Суть заключается в том, что однозначных слов в русском языке чуть больше, чем многозначных, но это просто потому, что многие слова со временем растеряли другие значения.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Русский язык

Прямое и переносное значение слов

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Чем отличается прямое значение слова от переносного.

2. Тропы, основанные на использовании слов в переносном значении.

Олицетворение – художественное средство, заключается в переносе свойств живого на неживое.

Метафора – художественный приём, который заключается в употреблении слов в переносном смысле на основе какого-либо сходства, сравнения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы видите обручальные кольца.

Какие прилагательные подойдут для их описания? «Золотые», – такой ответ придёт в голову одним из первых. А почему? «Странный вопрос, – скажете вы. – Потому что они сделаны из золота». Да, всё верно. А знакомо ли вам выражение «золотые руки»? Так говорят об умелом человеке, который многое может сделать своими руками. Но почему его руки мы назовём золотыми? Так как золото – редкий и драгоценный металл, то, называя руки золотыми, мы хотим подчеркнуть их ценность, исключительность. Это значит, что в словосочетании «золотые руки» слово золотой использовано в переносном, а не в прямом значении.

Перенос значения происходит, когда между предметами есть сходство. Например, в словосочетаниях железный столб – железные нервы. В первом случае слово железный используется в прямом значении, то есть столб, который сделали из железа. Во втором случае прилагательное железные употреблено в переносном значении, то есть нервы крепкие, как железо. Основание для переноса значения – сходство предметов по их крепости, устойчивости.

Использование слов в переносном значении делает нашу речь выразительнее. Вспомните это стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева:

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Глаголы злится, стучится и гонит относятся к зиме и весне, то есть к неодушевлённым предметам, но в этом стихотворении времена года оживают, и поэт использует глаголы, чтобы показать нам это волшебное оживление. Такой приём называется олицетворение. А в этом отрывке из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета оживает буря:

С поля буря ворвавшися злая

Рвёт и мечет и воет в лесу.

Почему мы считаем, что олицетворение основано на использовании слов в переносном значении? Возьмём слово злая. Злым в прямом значении может быть живое существо, но поэт хочет передать нам образ сильной, страшной бури, поэтому наделяет её человеческими качествами. Олицетворение заключается в переносе свойств живого на неживое.

А если мы переносим свойства одного предмета на другой предмет, не «очеловечивая» его? Такой приём называется метафора. Посмотрите на следующий пример из стихотворения Сергея Александровича Есенина:

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

О месяце говорится, что он скользил. Может ли месяц скользить на самом деле? Нет, но для того чтобы передать плавность его движения по небу, поэт использует этот глагол.

А вот пример из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина:

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Воздух, конечно, не может литься, но именно этот глагол, использованный поэтом в переносном смысле, помогает передать мысли автора.

Метафора – художественный приём, который заключается в употреблении слов в переносном смысле на основе какого-либо сходства, сравнения.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите словосочетание, в котором прилагательное использовано в переносном значении.

1. каменные столбы;

2. каменная скульптура;

3. каменное сердце;

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Слово каменный означает «сделанный из камня». Такое определение можно дать значениям 1, 2 и 4 – столбы, скульптура и дом могут быть сделаны из камня. Но сердце не может быть из камня, когда мы так говорим, мы имеем в виду человека сурового, жестокого, то есть используем слово каменное в переносном значении.

Правильный ответ:

3. каменное сердце

Сортировка элементов по категориям;

В одной группе должны быть словосочетания с прямым значением прилагательного, в другой – с переносным.

Зелёное яблоко; зелёный юнец; пылающий румянец; пылающий костёр; тяжёлый чемодан; тяжёлый взгляд.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Словосочетания даны парами, значит, одно из прилагательных используется в прямом значении, а другое – в переносном. Рассмотрим эти пары: зелёное яблоко; зелёный юнец – яблоко зелёного цвета, юный, неопытный человек. Пылающий румянец; пылающий костёр – щёки, которые краснеют от смущения или радости, костёр, который пылает. Тяжёлый чемодан; тяжёлый взгляд – чемодан, который тяжело поднимать, недобрый, хмурый взгляд.

Правильный ответ:

Прямое значение: зелёное яблоко; пылающий костёр; тяжёлый чемодан;

Переносное значение: зелёный юнец; пылающий румянец; тяжёлый взгляд.

Урок русского языка по теме “Прямое и переносное значение слова”

Тип урока: объяснение нового материала.

Межпредметные связи: литература.

Планируемые результаты.

  • Предметные:
    • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
    • понимание особенностей языка художественной литературы , использования выразительных средств языка в тексте;
    • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка;
    • способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
    • знать о прямом и переносном значения слова;
    • уметь определять лексическое значение слова, уметь различать прямое и переносное значения слов, формирование умения использовать слова с переносным значением в речи.
  • Метапредметные:
    • понимание информации устного и письменного сообщения;
    • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;
    • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
    • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
    • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
    • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
  • Личностные:
    • осознание эстетической ценности русского языка, ответственности за произнесённое слово;
    • уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык; потребность сохранить чистоту русского языка;
    • стремление к речевому самосовершенствованию;
    • стремление к увеличению объема словарного запаса и усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
    • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оборудование: компьютер, мультимедийная система.

С русским языком можно творить чудеса!

Слайд 1

– Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова известного русского писателя К.Г.Паустовского.
– Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)
– Вот о чудесных свойствах русского языка, русского слова мы будем говорить на уроке. – Послушайте отрывок из исторической миниатюры Валентина Пикуля “Битва железных канцлеров”.
– Я осмелюсь говорить на русском языке, – заявил Бисмарк, – когда освою значение вашего слова “ничего”. Русские при встрече на вопрос о жизни отвечают, что “живут ничего”. Сейчас, когда я ехал во дворец, ямщик на повороте Невского вывернул меня в сугроб, я стал ругаться, а он, отряхивал мою шубу от снега со словами:”Ничего, барин, ничего – это . ничего, и только! [1]
– В каком значении употреблено слово “ничего” в первом случае? (Нормально, хорошо)
– В каком значении употреблено слово “ничего” в втором случае? (Ничего страшного не случилось)
– Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает данное слово, называет; обозначение словом определенного предмета или явления действительности)
– А сейчас вам предстоит работа, которая предполагает проверку не только вашей грамотности, но и лексического запаса, эрудиции.
– Откройте рабочие тетради, запишите: число, классная работа, эпиграф к уроку – слова К.Г. Паустовского.

I. Лексико-орфографический диктант

– Определите слово по его лексическому значению, запишите, объясните орфограммы:

1. Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка – лексика.
2. Начитанность, глубокие познания в какой-нибудь области науки – эрудиция.
3. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве – филология.
4. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплёта с самой книжкой – фОрзац (обращаем внимание на ударение в слове).
5. Цитата, изречение, помещаемое автором перед своим произведением, которое раскрывает его основную идею – эпиграф.
6. Значимые части слова – морфемы.

II. Объяснение нового материала

Слайд 2

– Послушайте отрывок из стихотворения ” Снежная баба” известного детского поэта Саши Черного:

Воробьи в кустах дерутся,
Светит солнце, снег, как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы снежных мух…[2]

– Как вы понимаете выражение “васильковое” небо? “хороводы снежных мух”?
– Эти выражения употреблены в прямом или переносном значении?

– О чем мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Прямое и переносное значение слова.

Слайд 3

– Запишите тему урока.

Слайд 4

– Прочитайте строки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:

Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.[3]

– Объясните значение слова «золотые»? («Золотые скорлупки», то есть скорлупки из золота)
– Сравните употребление этого слова в “Сказке о рыбаке и рыбке”А.С.Пушкина:

В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.

– Что значит «золотая рыбка»? (Жёлтая, похожая на цвет золота)
– На основе какого сходства поэт употребляет выражение “золотая рыбка”? (На основе сходства по цвету)
– Определите, в каком фрагменте слово употреблено в прямом значении? в переносном? (Слово «золотой» употребляется в прямом значении в «Сказке о царе Салтане», в переносном – в “Сказке о рыбаке и рыбке”)
– Какие цели мы можем поставить перед собой на уроке? Научиться различать прямое и переносное значения слов, уметь определять лексическое значение слова (дети формулируют цели урока, учитель помогает).
– А также бережно относиться к слову, уважать родной язык.

Работа с рисунками

Слайды 5, 6, 7

– Рассмотрите эти занимательные рисунки.
– Подумайте, какое отношение они имеют к теме нашего урока.
Ученики рассуждают, анализируя изображения на рисунках, где слово употреблено в прямом значении, а где – в переносном значении.

III. Закрепление материала

Слайд 8

– Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика:

1) с прямым значением;
2) с переносным значением;

Высокое здание – высокие чувства, тяжелый чемодан– тяжёлый характер, серебряный браслет – серебряный иней, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый
плод, строить планы – строить мост, музыкальный инструмент – музыкальная капель.

Слайд 9

– Составьте с данными словами словосочетание так, чтобы каждое слово употреблялось и в прямом, и в переносном значениях.

1) стеклянный (стеклянный стакан – стеклянный дождь);
2) прыгал (ребенок прыгал – прыгал мячик);
3) одежда (зимняя одежда – одежда деревьев).

– Каким частями речи являются эти слова? (Прилагательное, глагол, существительное)
– Какой вывод можно сделать? (Переносное значение могут иметь слова разных частей речи)

Слайд 10

– Объясните выражение “золотые руки”. (Человек умелый, трудолюбивый)
– Объясните выражение “золотой характер”. [4] (Добрый, отзывчивый, гуманный)
– На основе какого сходства употреблены эти выражения?
На основе сходства определённых качеств человека, по его оценке окружающими появилось переносное значение.

Работа с учебником. [5]

– Откройте учебник . Прочитайте теоретический материал и узнайте один из секретов русской речи.
– Какой важный секрет содержит эта информация? (Слова с переносным значением не только информируют нас о каком-то качестве человека, но оценивают его образно, ярко. В этом секрет удивительной образности и выразительности русского языка)
– На основе переносного значения слов в русском языке возникает большое количество изобразительно-выразительных средств.
– С какими из них вы познакомились на уроках литературы? (эпитеты, олицетворения, метафоры)
Слайд 11

Анализ изобразительно-выразительных средств в стихотворении С.А. Есенина «Отговорила роща золотая»

Ученики называют эпитеты: “роща золотая”, “березовым, веселым языком”, “печально пролетая”;
метафоры (с подсказкой учителя): “Отговорила роща золотая// Берёзовым, весёлым языком”, “Не жаль души сиреневую цветь”, “В саду горит костёр рябины красной. “.

Работа с текстом индивидуальная и парная

Михаил Пришвин “Лесная капель”(текст у каждого ученика) [6]

Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному им на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями.

– О чем говорится в тексте?
– К какому стилю речи относится данный текст?
– Каковы признаки художественного стиля речи? (употребление выразительных средств)
– Найдите в тексте М.М.Пришвина слова, употребленные в переносном значении, постарайтесь определить эти художественные средства ( работа в парах).

Выполнение проверочного теста

Вопрос №1

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного “Летом”. В каком значении, прямом или переносном употреблено слово “бежит “. Выберите правильный вариант ответа.

А за полем, где рябинка
Вечно с ветром не в ладу,
Сквозь дубняк бежит тропинка
Вниз к студеному пруду.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №2

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного “Летом”. В каком значении, прямом или переносном употреблено слово “плывут“. Выберите правильный вариант ответа.

Дружно выплыли утята.
Впереди толстуха-мать.
Облака плывут куда-то,
Пахнет мятой. Благодать.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №3

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного “Летом”. В каком значении, прямом или переносном употреблено слово “лежат“. Выберите правильный вариант ответа.

Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде.
На плоту лежат рубашки,
А мальчишки все в пруде.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №1

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного “Перед сном”. В каком значении, прямом или переносном употреблено слово “прячу“. Выберите правильный вариант ответа.

Каждый вечер перед сном
Прячу голову в подушку:
Из подушки лезет гном
И везет на тачке хрюшку.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №2

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного “Перед сном”. В каком значении, прямом или переносном употреблено слово “прыгают“. Выберите правильный вариант ответа.

Искры прыгают снопом,
Колесом летят ракеты.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №3

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного “Перед сном”. В каком значении, прямом или переносном употреблено слово “ем“. Выберите правильный вариант ответа.

Я смотрю, лежу ничком
И тихонько ем конфеты.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Проверка тестового задания. Учитель называет правильные варианты ответов, ученики делают исправления в своих работах зелеными чернилами и сдают тесты.

IV. Подведение итогов урока

Слайд 12

– Что нового вы узнали на уроке?
– Достигли цели, которую поставили в начале урока?
– Что показалось сложным?
– Как справились с тестом?
– Поставьте себе оценку за работу на уроке.

Домашнее задание

Параграф 34, упр. 257, 258 (устно).

Список использованной литературы:

1. Пикуль В.С. Тайный советник. – М.: АСТ МОСКВА: Астрель, 2009.
2. Саша Черный. Детский остров. – М.: АСТ МОСКВА: Астрель, 2013.
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – Санкт-Петербург: Свет, 1996.
4. Богданова Г.А. Дидактические материалы по русскому языку 5 класс. – Москва: Просвещение, 2004.
5 . Русский язык: Учеб.для 5 кл. общеобразоват.учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, Г.А.Богданова, Т.С. Тронина, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
6. Пришвин М.М. Кладовая солнца: Сказка-быль и рассказы. – М.: Детская литература, 2001.

Прямое и переносное значения слова

Урок 39. Русский язык 5 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Прямое и переносное значения слова”

Сегодня мы ответим на такие вопросы:

· Что такое прямое значение слова?

· Что такое переносное значение слова?

· Как происходит перенос значения?

Мы помним, что лексическое значение слова – это то, что слово обозначает. Однозначные слова имеют одно лексическое значение. Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

Обычно мы используем слова в прямом значении. Например:

Каменный – относящийся к камню, сделанный из камня.

Мы сразу же представляем себе что-то каменное. Например, древний каменный стол.

Прямое значение – это основное значение слова. Лапа – конечность животного (могучая лапа).

У многозначного слова может быть несколько прямых значений. Именно об этом мы говорили на прошлом уроке. Например, дом может пониматься как жилое здание – деревянный дом. И как домашнее хозяйство – работа по дому.

Однако люди постоянно сравнивают предметы. Мы повсюду ищем сходство. Вот, например, лапы. Они такие мохнатые!

А это что? Ель. Её ветви тоже мохнатые, пушистые. Так и хочется воскликнуть: «Ух ты, у ёлки лапы, как у зверя!»

Но ведь в этом случае мы назвали лапой уже не конечность животного. Мы назвали так ветвь хвойного дерева.

Получается, что мы просто взяли это значение – «ветвь дерева». Перенесли значение на слово «лапа». И оставили значение вместе со словом.

Теперь у слова «лапа» стало два значения. Одно – прямое. А второе – переносное. Ведь мы его переносили.

Так что кроме прямого, у слов может быть и переносное значение.

Перенос происходит на основе сходства предметов или явлений.

Возьмём слово каменный. Каменный – это какой? Холодный, твёрдый и жёсткий.

А это мальчик. Он всем вокруг грубит, мучает животных и совсем не чувствует жалости.

Наверное, у него каменное сердце!

Мы использовали слово «каменный» в значении «жестокий, безжалостный». Это переносное значение слова.

Переносное значение слова обнаруживается только в сочетаниях с другими словами.

Рассмотрим слово «заря». Мы знаем, что оно обозначает «рассвет, начало дня». Например, занималась заря.

Это прямое значение. Но ведь начинаться может не только день, но и жизнь или даже новая эра.

Заря жизни. В этом сочетании слово «заря» используется в переносном значении. Оно обозначает «начало, зарождение».

У слова может быть несколько переносных значений.

Вот слово сладкий.

Сладкий торт. В этом сочетании у слова прямое значение – имеющий сладкий вкус.

Сладкая улыбка. А это – уже переносное значение. Умильная, неискренняя улыбка.

Сладкий сон. Тоже переносное значение. Крепкий, доставляющий удовольствие сон.

Сладкие мечты – ещё одно переносное значение. Приятные мечты.

А как можно отличить прямое значение слова от переносного?

Посмотрим на выражение золотое кольцо. Слово золотое употребляется в прямом значении или в переносном?

Мы можем себе представить кольцо, сделанное из золота? Легко! Значит, это прямое значение.

А вот если мы говорим «у него золотые руки»… Разве мы имеем в виду, что его руки действительно сделаны из золота?

Конечно нет, имеется в виду, что у человека – умелые руки. Значение переносное.

То есть, нужно постараться представить себе выражение буквально – как оно есть.

Горький перец. Можем себе вообразить? ещё бы, можем даже вспомнить его вкус!

Горькая правда. Ну, правду точно никто на вкус не пробовал. Поэтому она не может быть горькой в прямом смысле слова.

Зато может быть – в переносном. Слово «горькая» здесь выступает в значении «неприятная, печальная».

Герань цветёт. Сразу же представляется цветущий куст герани.

А если мы скажем: «Наша соседка просто цветёт!»

Вряд ли на соседке расцвели ромашки.

Слово «цветёт» здесь употребляется в переносном значении. Оно обозначает «хорошо выглядит».

Как видите, если изображать переносное значение слов так, будто это прямое значение – получаются достаточно забавные картинки. Как вы думаете, что здесь изображено?

Это всего-навсего фраза «хурма вяжет рот». Потому что слово «вязать» в переносном значении обозначает «вызывать во рту ощущение сухости».

Если возникают трудности с определением значения слова, то можно заглянуть и в толковый словарь. В толковых словарях отражаются не только прямые, но и переносные значения.

Достаточно открыть любой словарь и найти нужное вам слово.

Рассмотрим, например, слово острый.

У этого прилагательного одно прямое значение:

Острый – способный легко резать или прокалывать: острый нож.

Первое переносное значение слова «острый» – сужающийся к концу. Например, острый угол.

Это слово обозначает также – остроумный. Например, острый на язык.

Следующее переносное значение – напряжённый, болезненный. Например, острый момент в фильме.

Острый также обозначает – «сильно действующий на вкус или обоняние». Например, острая пища.

ещё одно переносное значение слова острый – сильный, ярко выраженный. Например, острая боль.

То есть, у слова – одно основное, прямое значение и пять переносных.

Иногда переносные значения становятся прямыми. Мы уже давно как что-то естественное воспринимаем выражения «ручка двери», «ручка кастрюли». А ведь когда-то это значение слова «ручка» было переносным.

Но постепенно оно стало настолько привычным, что сравнение стёрлось. Переносное значение стало одним из прямых значений многозначного слова.

Мы постоянно используем переносные значения слов и часто даже не обращаем на это внимание.

Особенно часто слова в переносном значении встречаются в литературе. Такие слова используются как средства выразительности.

Послушайте такой пример.

Море тихо спит, ветер умолк, и только луна спокойно и радостно смотрит с неба.

Иными словами, море спокойно, ветер прекратил дуть, а луна светит с неба. Слова спит, умолк и смотрит используются в переносном значении. Получается выразительная, яркая фраза, в которой о природе говорится, как о человеке.

Итак, что мы должны сегодня запомнить?

Прямое значение слова – основное. Это то, что слово обозначает по-настоящему.

Переносное значение образуется на основе сходства предметов или явлений.

Переносное значение слов проявляется только в сочетании с другими словами.

Чтобы отличить прямое значение слова от переносного, нужно попробовать вообразить фразу буквально.

Браслет из кожи своими руками: разные техники и хитрости

Плетение из кожи своими руками как отдельный вид искусства пришло еще с античных времен. Оно поражает утонченностью и красотой. Не стоит думать, что плести из кожи трудно. Есть очень много разных способов плетения из кожи, по ним проводятся мастер-классы, а также существует много разнообразных схем, по которым можно сплести браслет из кожи своими руками. Однако самыми популярными считаются девичья коса, круговая оплетка и одинарная головоломка. Каждая из них по-своему интересна.

Одинарная головоломка

Можно сделать как женский вариант, так и мужской. Для того чтобы приступить к плетению браслета с таким загадочным названием, потребуются полоски кожи шириной приблизительно 4 см. Перед подготовкой материала к обработке нужно подумать о длине браслета и прибавить еще длины раза в полтора.

В процессе рукоделия полоска станет меньше (сядет), поэтому еще немного кожи не помешает. Самая лучшая длина — четверть метра. Для обрезки нужно пользоваться острым ножом, бритвой или ножницами.

Нужно сделать пару параллельных разрезов по длине полоски, однако, не стоит резать ее до конца. Его трогать нельзя, от края до разреза должно быть сантиметра три. Лента превратится в три одинаковые доли — шнурки. Для дальнейшей работы следует пронумеровать слева направо: 1, 2, 3. Нужно быть уверенным, что они заканчиваются на одной линии.

В первую очередь следует приготовить рабочее место. Оно должно быть идеально ровным. В крайнем случае на стол можно положить пластиковую или деревянную доску. Для обработки кожаной полосы разрешено применять строительный ножик со сменным лезвием, портновские ножницы либо канцелярские ножики.

Прежде чем приступить к плетению, нужно закрепить один конец полоски. Для этого можно взять струбцину, прижать полосу чем-то тяжелым или даже прибить молотком и гвоздем. Теперь можно начинать. Необходимо натянуть низ полосы в свою сторону, а потом продеть его к низу будущего украшения между второй и третьей полосками и вернуть в первоначальное состояние.

Для более комфортного процесса три шнурка лучше перекрутить (сделать жгуты), так будет гораздо проще. Чтобы убедиться, что плетение идет в правильном направлении, стоит обратить внимание на середину браслета.

Посреди правильно выполненного украшения располагается узелок. Однако при этом получившаяся плетенка не должна быть слишком тугой.

Дальше следует действовать по обычной схеме: вверху будущего украшения завести первый шнурок на второй, дальше продернуть первый между вторым и третьим:

  • Первый шнурок размещается под третьим.
  • Завести третий шнурок через первый.
  • Завести второй шнурок через третий. Между ними должно появиться расстояние внизу браслета.
  • Снова нужно потянуть в свою сторону цельный конец кожаной полосы и продеть между вторым и третьим шнурками. Потянуть вниз.

С этой петлей заканчивается первый этап. Всего этих этапов может быть от 4 до 6.

Круговая оплетка

Оплетка выглядит как плетение из 4 шнуров. Сначала следует отрезать четыре шнурка от полоски кожи. Как и в предыдущей технике, при оплетке шнурков кожа тоже садится, потому рекомендуется делать заготовки для шнурков длинными. Шнурки не должны быть слишком широкими, поскольку оплетка без того получается немаленькой, а с широкими заготовками она станет еще больше.

Перед процедурой плетения нужно связать концы ниток в один узел. Для того чтобы работать было максимально удобно, заготовку следует прикрепить к рабочей поверхности. Это может быть скотч, изолента, что-то тяжелое. Однако одним из более комфортных способов станет фиксация колечка к перевязанным ниткой концам; это позволяет удобно зафиксировать конструкцию на ножке стола или стула.

Можно попробовать заплести самую обычную веревку или привязать шерстяные нитки ко всем задействованным в работу шнуркам:

  • Четвертый шнурок завести влево через (сверху) второй и третий шнурки.
  • Теперь слева направо шнурки должны располагаться таким образом: первый, четвертый, второй, третий.
  • Второй проходит через четвертый в том же направлении. Расположение шнурков: первый, второй, четвертый, третий.
  • Первый проходит через второй и четвертый. Положение: второй, четвертый, первый, третий.

Те же манипуляции надо проделать с четвертым и первым шнурками: второй, первый, четвертый, третий. Если все прошло удачно на начальном этапе, то четвертый и первый шнуры должны располагаться посередине. Второй — последний слева, шнур третий — последний.

  • Взять второй и первый шнурки в левую руку, четвертый и третий — в правую, и потянуть их. Провести третий налево поверх четвертого и второго. Должно получиться: второй, третий, первый, четвертый.
  • Первый протянуть влево через третий: второй, первый, третий, четвертый.
  • Теперь завести второй вправо через первый и третий: первый, третий, второй, четвертый.
  • Третий вправо через второй: первый, второй, третий, четвертый.
  • Затянуть плетение таким же образом. Это необходимо сделать для закрепления.

Весь процесс нужно повторять до достижения желаемого размера. После окончания плетения все концы надо связать и зафиксировать специальным кольцом; оно замечательно помогает при изготовлении украшений.

Девичья коса

Эта техника отличается от остальных своей утонченностью и простотой. Чтобы сделать такой браслет из кожи своими руками, от полосы из кожи надо отрезать три одинаковых по ширине шнурка. Один конец полосы надо оставить целым (на другом конце полосы шнурки будут свободно висеть) или разрезать всю полоску на три равные части.

Стоит помнить о свойствах кожи (она садится в процессе плетения) перед самой заготовкой. Для крупного браслета толщина одного шнурка будет довольно большой. Если же хочется сплести колье, шнурки для него должны быть длинными. Если коса будет состоять из полностью разрезанных полос, то с одного конца их нужно соединить в узел с хвостиком приблизительно в 2,5 см, и прикрепить скотчем или изолентой к рабочему месту.

Концы полосок должны быть одинаковой длины. Располагаться они должны равномерно. Начало процесса: завести первую полоску через вторую. Они должны поменяться первая встает на место второй.

  • Третья полоска проходит через вторую, поэтому третьей стала первая.
  • Продолжить плетение в том же духе, попеременно перекрещивая первую и третью полосы со второй, пока не получится желаемое изделие.
  • Если захотелось сплести браслет, а длина материала слишком большая, можно воспользоваться ножом или бритвой. Нужно всего лишь отрезать лишнее и сделать узелок с хвостиком опять же в 2,5 см.

Разновидности необычных изделий

Несколько полезных рекомендаций никогда не будут лишними. Что нужно знать желающим заняться этим видом рукоделия:

  • К примеру, можно применить технику плетения с четырьмя шнурками, закрепив к двум концам кольца, чтобы их потом соединить в браслет. Таким же образом можно делать и ремни для сумок.
  • Как альтернатива существует техника одинарной головоломки. На концах браслета сделать небольшие отверстия. Через них продеть шнурок для регулирования.
  • Чтобы браслет выглядел, будто сплетенный профессионалом, для него нужно приобрести дополнительный декор — соединить концы, закрепить их с помощью зажима.
  • Этот метод отделки отлично подходит для создания колье из кожи.
  • Чтобы получить из колье подвеску, потребуются бусины или камень с отверстием или дужкой. Также можно сделать медальон с фотографией.

Самое главное — постоянно развиваться в этом ремесле. Некоторые люди не останавливаются на украшениях и декоре.

Их интересует, как сделать кнут своими руками, нагайку или хлыст. Для этого требуются другие техники, которым тоже нужно обучаться.

4 варианта кожаных косичек

Как сплести кожаные косички. 4 разных способа.

Инструменты и материалы.

  • нож
  • кожаный шнур
  • прозрачная и металлическая линейки
  • шило
  • раскроечный коврик
  • ножницы
  • плетеный круглый шнур или веревка
  • толстая вощеная нить
  • пробойники для кожи
  • револьверный пробойник
  • гранитная плита
  • двухсторонний скотч
  • иглы для шитья кожи
  • канцелярские зажимы

Простая трехполосная косичка

Один из самых простых способов сделать кожаную косичку, – начать с использования одной из техник нарезки бахромы, а затем скрутить вместе нарезанные полоски. Это хороший способ создания косички, потому что в этом случае на одном конце косички полоски скреплены и их не нужно будет удерживать на месте другим способом.

Чтобы создать базовую косичку из трех полосок, сначала определите, какой длины и ширины вам нужна косичка. Плетение будет отнимать часть длины вашей кожи, поэтому вы должны учитывать это. Плетение обычно приводит к усадке в длину около 1/4 в зависимости от толщины кожи и ширины полос. Так что, если вы хотите косичку длиной 9см, вам нужно начать с нарезки полос длиной около 12см.

Плетение также приводит к уменьшению ширины, которая зависит от толщины кожи, но косичка, подобная той, которую я делаю, сжимается примерно на 5мм в ширину.

Чтобы сделать базовую косичку, нарежьте трехрядную бахрому, а затем закрепите верхний конец на месте, чтобы вам было легче заплетать ее. Мне нравится использовать клипсу, зацепив ее ручки за что-нибудь.

Теперь сплетите косичку, как обычную косу, чередуя полоски, взяв полоску с краю и сместив ее в середину. Не позволяйте полоскам переворачиваться вверх тормашками, убедитесь, что лицевая сторона кожи всегда обращена вверх.

Показать скрытое содержание

Косичка из трех полосок с секретом

3-хполосная косичка выглядит как обычная, но она закрыта на обоих концах, что делает ее невозможным интригующим предметом, а также означает, что вам не нужно искать способ обработать концы. Это забавная косичка в вашем активе, особенно для создания небольших аксессуаров, таких как браслеты.

Чтобы сделать эту косичку, начните с того, что вырежьте три полоски кожи, как вы делали для 3-х полосной косички, но оставьте их соединенными с обоих концов. Если вы используете толстую или жесткую кожу, рекомендуется пробить отверстие в начале каждого разреза, чтобы они более плавно пересекали друг друга и не рвались.

Делайте следующим образом: сначала потяните центр правой полоски над центральной полосой и под левой полосой полностью до левой стороны. Таким образом вы получите начало косички, но поскольку нижняя часть косички соединена, они тоже пересекаются, и вам необходимо распутать их.

Чтобы сделать это, возьмите нижний правый угол кожи, сложите его и проденьте между двумя прямыми, которые находятся дальше всего справа.

Вытяните его до конца и поверните так, чтобы лицевая сторона кожи снова была обращена вверх. У вас получится что-то, что выглядит немного странно, с большим количеством поворотов. Не паникуйте.

Теперь снова сложите нижний правый угол кожи и пропустите его через пространство между крайним левым и центральным прядями, как показано ниже.

Опять же, у вас получится что-то очень странное, но в хаосе есть порядок, я обещаю.

Работая сверху вниз, раскрутите пальцами каждую полоску, чтобы косичка лежала ровно.

Ну вот видите! Это уже похоже на косичку! Теперь начните процесс заново, чтобы закончить работу. Последний кусочек косички может быть немного хитрым, потому что не так много места для плетения.

Косичка из четырех полос

Я действительно хочу показать вам 4-х полосную косичку, потому что есть что-то очень полезное в косах с четным числом полосок, а не с нечетным числом. Вы можете использовать их в качестве ремней, которые проходят через пряжки, потому что у них есть зазоры точно в середине оплетки, которые могут служить отверстиями для языка пряжки!

4-х полосная косичка почти такая же простая, как 3-х полосная. Для изготовления этой косички просто начните с 4 нарезанных полос вместо 3х.

Чтобы сделать косичку, начните с пересечения двух центральных полос, справа налево. Затем перенесите крайнюю левую полосу поверх центральной правой полосы.

Затем переместите крайнюю правую полосу под центральной левой полосой и над крайней левой полосой. Продолжайте в том же ритме, чтобы сделать остальную часть косички. Вы всегда будете перемещать прядь с левой стороны в центр, а затем прядь с правой стороны в центр.

Как и в случае с 3-полосной косичкой, держите лицевую сторону вверх, а натяжение на ваших полосках должно быть одинаковым, чтобы плетение выглядело ровным.

Четырехполосная круглая косичка-шнур

Готовая косичка имеет действительно хороший внешний вид, который заметно отличается от традиционной косички. Это особенно хорошо использовать в тех местах, где вы сможете увидеть все стороны косички, потому что круглая оплетка хорошо смотрится под любым углом. Четырехрядная косичка уменьшит длину ваших шнурков примерно на 1/3, поэтому вы должны учитывать это при планировании косички.

Кроме того, для того, чтобы оплетка правильно спрятала веревку, общая ширина шнурков должна быть примерно такой же, как и длина окружности веревки. Например, если длина окружности вашей веревки составляет 2см, вам необходимо использовать полоски шнуровки шириной 0,5см.

Как вы можете видеть ниже, вы начинаете четырехполосную косичку, прикрепляя 4 шнурка вокруг центральной веревки так, чтобы их лицевые стороны были обращены наружу. Хороший способ сделать это – обмотать нить вокруг вершин шнурков.

Опять же, закрепите свою веревку на чем-нибудь, чтобы освободить руки для плетения Сориентируйте веревку так, чтобы две полоски были спереди, а две – сзади. Чтобы сделать косичку, начните с пересечения передней левой полоски над передней правой.

Затем возьмите крайний левый шнурок и обведите его вокруг задней части веревки, под крайним правым шнурком и над следующим шнурком влево, чтобы он поместился в самую середину передней части. Потяните и затяните шнурки вокруг веревки, чтобы они начали формировать косичку.

Теперь сделайте то же самое справа: возьмите крайний правый шнурок и обведите его вокруг задней части веревки, под крайним левым шнурком и над следующим шнурком вправо, чтобы он поместился в самую середину перед вами. Потяните за нитки, чтобы затянуть косу.

Как вы можете видеть, вы в основном всегда берете передний шнурок с чередующихся сторон и обматываете его вокруг задней части веревки на другую сторону и под следующий шнурок. Продолжайте работать по этой схеме, чтобы сделать остальную часть косички. Всегда держите лицевую сторону кожи наружу и не позволяйте шнуркам скручиваться.

Эта косичка действительно довольно проста, вы это поймете как только сплетете свою первую, но вот картинка, если вы все еще чувствуете растерянность:

Читайте также:
Кольчугоплетение своими руками
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: