Особенности игл для ковровой вышивки
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
- Общее описание
- Как правильно пользоваться?
- Как сделать своими руками?
Ковровая вышивка по технике работы немного напоминает создание красочных картин из разноцветных ниток крестиком или гладью. Но для этого вида рукоделия требуется особая игла, чтобы изображение на тканевой основе получилось объемным и пушистым, напоминающим поверхность ковра.
Общее описание
Техника нетканого гобелена включает перенос рисунка на кусок ткани при использовании специальной иглы для ковровой вышивки, создающей петли. Для работы подойдет любая однотонная и плотная ткань, а образец рисунка можно распечатать из интернета или при наличии способностей нарисовать на листе бумаги.
С помощью разноцветных нитей и иголки можно создавать уютные и симпатичные аксессуары для украшения интерьера. Среди них могут быть небольшие гобелены на стену, коврики для ног, накидки для табуреток, подушки.
На одежде способом ковровой вышивки можно делать аппликации, при этом объемные изображения украсят детские вещи. Они оригинально выглядят на шарфах, свитерах, сумках и других деталях гардероба.
Инструментом для вышивания данной техникой является специальная игла со скошенным острием. Начинающие рукодельницы часто путают ее с крючком для вязания из-за похожей ручки. Такие иглы, не похожие на приспособления для других видов вышивки, можно найти в специализированных магазинах для домашнего творчества. Они состоят из острия с ушком для вдевания нитей, которые пропускаются через металлическую ручку диаметром 3 мм, полую внутри.
Преимущества ковровой техники вышивания заключаются в доступном для любого возраста и простом способе создания красивых декоративных вещей. Такой легкий метод рукоделия способны быстро осваивать даже дети. Мягкость и пластичность полученного результата позволяет использовать его для любых аксессуаров и одежды. При желании можно воспроизвести любой рисунок или картину, перенеся их на плотную тканевую основу. Изображение получается объемным и пушистым, хотя для его создания может потребоваться много времени. Но любое произведение декоративного искусства делается для долгого использования, а в процессе изготовления вырабатываются терпение и многие навыки для труда рукодельниц.
С помощью иглы для ковровой вышивки можно работать в двух техниках. Петельной, для которой требуются сетка или кусок плотной ткани, синтетические или натуральные нитки разных цветов и толщины. На изнаночную сторону ткани переносится рисунок по контурам, с помощью маркера или мягкого карандаша. Полезно натянуть полотно на рамку или пяльцы. Работа начинается с изнанки, а картина получается, соответственно, с лицевой стороны.
Узелковой, которая многим рукодельницам кажется более сложной из-за того, что надо чаще вставлять нити длиной 5 см в иголку, или пользоваться крючком, чтобы класть стежки параллельно или крестиком.
Лучше всего для техники ковровой вышивки подходят структуры мешковины или грубого хлопка, которые можно использовать без канвы или сетки. Иногда для работы используют бархат, джинсовый материал, лен, трикотаж и другие плотные ткани. Главным критерием при выборе основы должна быть хорошая пропускная способность материала для прохождения иглы.
Как правильно пользоваться?
Чем тоньше выбраны нити для работы, тем изящнее будет выглядеть результат, а кроме мулине для ковровой вышивки используются толстые виды пряжи из шерсти, полушерсти, акрила и других материалов. Объемные шерстяные нити придают работе вид коврового изделия благодаря выпуклости и ворсистости фактуры.
Особенности иглы для ковровой вышивки заключаются в том, что она внутри полая, потому что рабочая нить проходит по всей длине инструмента. Для того чтобы подготовиться к работе, необходимо вставить нить в нижнюю часть ручки и вытянуть ее со стороны острия иголки, где заправить кончик в ушко.
На иглах заводского производства имеется регулятор, который делает разной длину острого участка, но на самодельных инструментах такое приспособление не встречается.
Отверстие, которое расположено сразу за острием иглы, служит для вдевания кончика нити и помогает создавать петли в полотне. Иногда среди готовых игл, имеющихся в продаже, встречаются некачественные изделия с заусенцами внутри. Такие зазубрины рвут нитки или портят их, поэтому лучше покупать инструмент у проверенных продавцов и не стараться сэкономить, выбирая самый дешевый. Чтобы найти настоящую и качественную иглу для ковровой вышивки, надо приготовиться к тому, что оригинальный инструмент без дефектов стоит дороже упрощенных аналогов, создающих проблемы в процессе работы.
В специализированных магазинах продаются готовые наборы для этого редкого вида рукоделия, в которых есть все необходимые материалы, инструменты, приспособления и инструкции по их использованию. Для начинающих больше подойдет петельная техника с использованием толстой пряжи и иглы для ковровой вышивки. Такой способ будет более наглядным и понятным для новичков, так как он в большей степени напоминает более распространенные и знакомые всем со школьных уроков способы вышивания.
Для начала следует использовать плотную холщовую или хлопковую ткань, так будет легче научиться не затягивать нитки и закреплять их с изнаночной стороны. Специальная разновидность иголки имеет ограничитель, который создает петли одной заданной длины. Вышивальщицы с опытом умеют обращаться сразу с несколькими иголками, на которых установлены ограничители разной длины, а на лицевой стороне полотна получаются изображения, отличающиеся по толщине и объему.
Для удобства работы начинающие часто используют рамки для натягивания на них тканевой основы. С изнанки петли закрепляются с помощью клея ПВА. Игла должна иметь удобную рукоятку и достаточно острый кончик, легко входящий в плотный материал. Надо рассчитывать, что с этим инструментом придется провести немало часов до завершения работы, и он должен соответствовать анатомической форме руки и удобно лежать в пальцах. Толщина иглы зависит от вида пряжи, которая используется в создании декоративной вышивки. Лучше сразу приобрести иглы разной толщины, чтобы пробовать разные способы работы и делать более разнообразные картины.
Иногда встречается вариант универсальной толстой рукоятки со сменными иглами разного диаметра.
Как сделать своими руками?
Вышивать коврики и аппликации в домашних условиях можно с помощью инструмента, сделанного собственноручно. Поскольку далеко не в каждом населенном пункте можно приобрести или заказать готовый набор игл для ковровой вышивки, можно сделать ее из простых подручных материалов, что часто можно встретить в каждом доме. Так делали иглы раньше, когда данная техника была мало распространена, и ею пользовались только отдельные умельцы.
Главный недостаток самодельных иголок для вышивания – ограничение разнообразия диаметров острия. Из-за этой особенности рукодельницы ограничиваются небольшим выбором пряжи по толщине. Для того чтобы сделать самодельную иглу, надо взять шприц из системы для капельницы, которая достаточно широка и имеет сбоку отверстие, предназначенное для внутривенных вливаний. Кончик иглы в таких медицинских инструментах обычно срезан как раз под таким углом, который нужен для вышивки по толстому полотну.
Для изготовления иглы понадобятся шприц на 5 мл и резиновая прокладка для сантехнического оборудования. Часть иголки шприца надо откусить, оставив расстояние 3 мм от отверстия. Оба конца иглы надо зашлифовать, чтобы не оставалось заусенцев, а затем вставить ее в резиновую прокладку, приклеенную силиконом к выходной части шприца изнутри.
Игла должна быть надежно зажата и приклеена, чтобы она не двигалась по отношению к корпусу во время процесса вышивки.
Изготовление ковровой иголки для вышивки собственноручно
Ткать и вышивать ковры можно в домашних условиях при помощи собственноручно изготовленных инструментов. Прежде чем приступать творить в этой технике, рекомендуется попрактиковаться на небольших изделиях, например, украсить подушку.
Игла для ковровой вышивки
Иглы для ковровой вышивки легко найти в лавках для рукоделия. Они значительно отличаются от иголок, которые предназначены для шитья, вышивания крестом или бисером. Ее острие скошено, а ручка выглядит как держатель от шила. Нередко иглу путают с крючком, особенно рукодельницы, которые только начали обучаться в домашних условиях. Но для работы понадобятся оба инструмента.
Что нужно приготовить:
- иглу для вышивания ковров;
- основу;
- пряжу для ковров;
- схему.
Чтобы освоить технику создания изображения рекомендуется воспользоваться основой небольшого размера. Поэтапное описание процесса работы с ковровой иглой для самостоятельного вышивания:
- Взять ткань и нанести на нее рисунок с изнанки. Рекомендуется взять простое изображение.
- Вставить пряжу необходимого цвета.
- Проткнуть иголкой ткань и сделать стежок, вывести ее рядом. Длина стежка должна составлять не более 4 миллиметров.
- При протягивании иголки назад получается петелька.
Игла может использоваться как начинающими мастерицами, так и опытными. А вот для умелых вышивальщиц подойдет крючок. Принцип работы им отличается, как и ее результат.
Есть две техники, которыми пользуются в домашних условиях при вышивке своими руками:
- Для петельной техники понадобится плотное полотно или сетка. Нитки берут натуральные или искусственные. В зависимости от их толщины формируется объем изображения. Для начала на ткань переносят очертания маркером. Важно при этом натягивать ткань. Рисунок переносят на изнаночную сторону, оттуда и начинают вышивать. Частота стежков влияет на объем готовой работы.
- Узелковая техника для начинающих мастериц кажется сложной. Ее суть — в применении кусков ниток длиной в пять миллиметров. Многие рукодельницы используют схему для вышивания крестиком. Инструмент для работы — крючок для вязания или специальный ковровый крючок.
Вышивают в ковровой технике на отрезке ткани или же специальной канве. Подходит мешковина или хлопчатобумажная основа. Часто используют выбеленную мешковину, ее преимущество в том, что она не портит изображение. Бархат или другие плотные материалы не в почете, но картины на них смотрятся хорошо. Основное требование для основы — игла должна хорошо проходить. Для узелковой техники рекомендуется брать только страмин.
Нитки могут быть шерстяными, полушерстяными или же акриловыми. Если используется петельная техника — отдают предпочтение мулине. Чем тоньше нить — тем аккуратнее смотрится работа. Но шерстяные нитки все же придают благородный вид изделию.
Чем больше работа — тем толще и надежнее должна быть ткань.
Крючок для ковроткачества
Вышивка иглой подходит только для простой техники, которой пользуются начинающие. А вот узелковая техника требует приобретения крючка для ковроткачества. Хотя этот инструмент должен быть в арсенале в любом случае.
Особенность этого вида вышивания в том, что используется не обычная ткань или канва, а особый материал под названием страмин. Он характеризуется дырочками более крупного размера. Нередко эта канва встречается в наборах для вышивания крестиком, которые предназначены для обучения рукодельниц.
Страмин предназначен для вышивания шерстяными нитками. Рисунок в таком случае получается объемным. На нем вышивают ковры, подушки, одеяла. Главное преимущество ткани — простота работы с ней. Нередко страмин заменяют строительной сеткой.
Прежде чем вышивать коврик, нужно ознакомиться с советами по выбору основного инструмента. Крючок для ковроткачества рекомендуется выбирать с деревянной ручкой, которая напоминает держатель шила. Не рекомендуется брать пластик. В продаже имеется всего несколько вариаций крючков. Поэтому ошибиться в выборе будет сложно.
Узелковая вышивка помогает создать более мягкое изображение, но подразумевает больший объем работы. Поэтапный процесс:
- Нить складывают пополам и вдевается в крючок.
- Крючок продевают через канву, придерживают конец нитки и захватывают крючком. Инструмент защелкивают и вытаскивают на лицевую сторону.
- Крепко затягивают узелок.
Важно выделать все фрагменты рисунка отдельно. Двигаются обязательно от контура картины к ее центру. Заполняют края основы, а потом идут в центральную часть.
Любой ковровый шов должен быть натянут сильно. Чаще всего применяют крестик, это основа. Начинают с первой половины и двигаются слева направо, а затем прокладывают равномерно стежки. Выполняют вторую половину крестиками, но уже справа налево. Также пользуются удлиненным швом. При этом рабочая нить проходит две горизонтальные и одну вертикальную нитку основы. По направлению шва прокладывают рабочую нитку справа налево. А затем действуют в обратном порядке. Тонкую нить берут для шва полукрест.
Недостаток крючка для ковроткачества в том, что его самостоятельно в домашних условиях сделать невозможно. Нередко инструмент ломается, защелка подводит, если используются некачественные материалы. Хотя принцип строения крючка довольно простой. Игла же может прослужить довольно долго.
Как сделать иглу самостоятельно
Иглы для вышивания ковров продаются не в каждом городе. Поэтому можно сделать инструмент для ковровой техники вышивания самостоятельно. Для этого нужны материалы, которые есть практически в каждом доме. Таким способом делали иглы более двадцати лет назад, но он актуален и сейчас. Единственный недостаток самодельных игл — невозможность выбрать нити разных параметров. Для вышивания в ковровой технике также есть иголки разных размеров, для которых есть подходящие номера ниток.
Что нужно для самостоятельного создания иглы:
- система для капельницы. Обычный шприц не подойдет, так как там тонкие иглы. А внутривенные системы имеют иголки с отверстием сбоку. Рекомендуется выбирать варианты, где кончик иглы срезан;
- шприц на 5 мл;
- сантехническая прокладка.
Как сделать иголку для самостоятельной ковровой вышивки:
- Откусить кусок иглы, отступив на 3 миллиметра от дырочки. В противном случае придется тратить много ниток, процесс будет усложняться.
- Округлить иголку, так как края будут иметь неправильную форму и заусеницы после обработки пассатижами.
- Отшлифовать иголку до того этапа, когда срез будет напоминать иглу для обычного шприца для внутримышечного введения. В этом поможет пилочка для ногтей.
- Далее нужно взять шприц. Рекомендуется выбирать тот, у которого носик для иглы в центральной части. Его необходимо обрезать лишь наполовину.
- Взять прокладку из сантехнического магазина. Достаточно силиконовой.
- Втиснуть прокладку на дно корпуса шприца, обрезая ее с краев.
- Вставить иглу в прокладку при помощи спицы. Сделать так, чтобы игла была зажата в прокладке, она не должна двигаться.
После того, как в арсенале будет игла и крючок, можно ознакомиться с полезными советами по вышиванию в ковровой технике.
- Игла во время работы должна быть направлена под прямым углом.
- Не стоит поднимать иголку высоко, это ухудшает качество и равномерность петелек, они даже могут распуститься.
- Нить должна быть свободной и провисать.
- Если используются стежки разных цветов, между ними пропускают миллиметровые промежутки. Рисунок обретает четкость.
- При работе вышивальным крючком работают с края, двигаются по рядам.
Любой мастер-класс содержит советы для начинающих. Каждая опытная мастерица посоветует на начальных этапах брать готовые наборы со схемами для вышивания. В них есть нитки и ткань, а также схема. Нередко производителя переносят изображение на страмин. В наборах также есть пояснение, аналогично наборам для вышивания крестом или гладью.
По окончанию работы изделие обязательно закрепляют. Для этого изнаночную сторону промазывают клеем и оставляют будущий ковер на сутки для высыхания.
Для ковровой вышивки используют специальную иглу или же крючок. Они применяются для разных техник. Крючком работать сложно, его нельзя изготовить в домашних условиях. А вот иглу реально сделать из шприца, капельницы и сантехнической прокладки.
Как сделать бумагу под старину своими руками: способы и рекомендации
- 29 Октября, 2018
- Рукоделие
- Холли Голайтли
Иногда для определенных целей, будь то тематический вечер или оформление дневника, требуется лист состаренной бумаги. Самым простым способом раздобыть такой является покупка готового или распечатывание копии из Интернета. Однако эти способы подойдут не всем. Предлагаем вам научиться изготавливать бумагу под старину при помощи подручных средств. О том, как это сделать, читайте в этой статье.
Старая бумага
Пожелтевшие листки с текстом очень популярны сегодня. Однако как называется бумага под старину, знают не многие.
Свое название – дистрессинг – эта техника получила благодаря превращению обычных листов в винтажные.
Способ с чайной заваркой
Самым популярным способом сделать бумагу под старину своими руками является процедура с черным чаем. Преимущество ее в том, что она не затратна по деньгам и довольно быстрая по времени. Как покрасить бумагу чаем под старину, мы вам сейчас поведаем.
Итак, подготовьте все необходимое. Вам понадобится: заварка черного чая (7 чайных ложек), кипяток (250 мл), широкий таз, обычные белые листы формата А4.
Когда все готово, приступайте к работе.
1. Чтобы создать эффект старины, помните бумагу. Делайте это аккуратно, чтобы не порвать. В зависимости от надобности вы можете мять бумагу сильно или не очень. Чем сильнее мнете, тем больше заломов получается. Однако можно обойтись и без этого.
2. Насыпьте листовой чай в чашку и залейте кипятком. Чтобы чай лучше заварился, прикройте его крышкой и дайте настояться. После того как жидкость в чашке приобретет черный цвет, процедите чай и налейте его в таз.
3. Теперь возьмите листок белой бумаги и положите его в заварку на дно таза на полторы минуты.
4. Достаньте листок из чая и уложите его на ровную поверхность. Желательно, чтобы это было дерево или металл. Поскольку, например, полотенце впитает в себя чайный раствор.
5. Чтобы придать листку совсем реалистичный вид, окуните пальцы в таз с заваркой. И отряхивающими движениями побрызгайте рукой на поверхность листка. Образовавшиеся и высохшие капли придадут вашему листу вид бумаги под старину.
6. После того как лист высох, его можно прогладить утюгом. Делайте это аккуратно и через тонкую ткань.
Совет: если вам нужен не очень темный лист состаренной бумаги, то лучше используйте 5 ч. л. заварки. Тогда он получится лишь слегка желтым.
Кофейный метод
А вот еще один довольно простой способ того, как сделать бумагу под старину. В этот раз вам понадобится кофе. Разница между чайным и кофейным окрашиванием бумаги в том, что в первом случае окрас листа получается в желтых тонах. А при помощи кофе – в серо-бежевых. Поэтому, выбирая метод покраски бумаги, определите, какого результата вы все-таки ждете.
Подготовьте все необходимое: 6 ч. л. молотого кофе без горки, 200 мл кипятка, таз, бумага.
1. Как и в предыдущем способе, помните бумагу руками.
2. Залейте кофе кипятком, чтобы он заварился. Теперь накройте чашку крышкой и дайте настояться 10-15 минут. Сняв крышку, процедите кофе и снова оставьте на время. Это нужно для того, чтобы осадок сел на дно.
3. Налейте крепкий кофе в таз и опустите листок бумаги. Нужно отметить, что в этом случае лучше отдавать предпочтение более плотной бумаге. Т. к. при размачивании есть вероятность, что тонкая начнет рваться. Оставьте лист в тазу не более чем на 5 минут. В противном случае при большем замачивании целиком вам его вытащить не удастся.
4. При желании сделайте капли из остатков кофе в тазу. Положите лист на поверхность для сушки. После этого погладьте через ткань.
Старинная бумага при помощи молока
Если два предыдущих метода окрашивали листы бумаги в довольно темные оттенки, то вариант с молоком сделает их светлее. Листы бумаги под старину, окрашенные молоком, получаются светло-бежевыми. Эдакий эффект ненавязчивого винтажа.
Для изготовления бумаги приготовьте: молоко 150-200 мл (чем большая жирность, тем лучше и эффективнее результат), широкая кисть и бумага.
1. Для того чтобы подготовить бумагу к состариванию, ее можно не только мять. Также можно слегка закруглить острые кончики листа ножницами. А еще сделать края немного потрепанными. Добиться такого эффекта получится, если потереть края листа пилкой для ногтей или наждачкой. Кстати, этими же приспособлениями можно пройтись и по поверхности листа.
2. Когда бумага готова, обмакните кисть в молоко и начинайте красить ваш лист. Не забывайте, что сделать это нужно с обеих сторон. Будьте аккуратны, не набирайте чересчур много молока сразу. Иначе в листе могут образоваться дыры.
3. Просушите бумагу. Теперь погладьте лист горячим утюгом. Делайте это до тех пор, пока не увидите на нем темные пятна.
Состаривание солнечными лучами
Если в вашем доме не оказалось ни чая, ни молока, ни кофе, то рекомендуем самый легкий способ, как сделать лист бумаги под старину при помощи солнца. Однако опираясь на условия нашего климата, добыть черный чай или чашку молока порой гораздо легче, нежели святящее солнце. Но если вы решили заняться состариванием весной или летом, то все в ваших руках.
Итак, как вы уже поняли, суть метода необычайно проста. Все, что вам нужно, это смять листок бумаги. Здесь лучше всего использовать тонкий лист. И подвесить его за кончик на солнечное место. Учтите, что в течение дня солнце перемещается, а значит, и листок должен двигаться вслед за ним. Прямые солнечные лучики сделают листок желтее, и такой эффект вполне можно принять за эффект состаренной бумаги.
Старый серо-зеленый лист
Опытные мастера знают тысячу и один метод окрашивания обыкновенной белой бумаги в старинную, помятую временем. И иногда для определенных целей нужна зеленоватая бумага. Так вот, сделать ее такой поможет обыкновенная зеленка. Наверняка флакончик всем известной зеленки найдется в любом доме.
Приготовьте: перчатки резиновые, зеленку, бумагу и 200 мл холодной воды, таз.
1. Помните бумагу и наденьте перчатки, чтобы не испачкать руки в процессе работы с едким веществом.
2. Добавьте 6-7 капель зеленки в холодную воду и хорошо размешайте. Однако не размешивая воду, вы получите симпатичные разводы на листе. Что может стать изюминкой вашей работы. На фото ниже – тетрадь, вымоченная в растворе.
3. Опустите белоснежный лист в таз с зеленкой и оставьте его там на минуту. Достаньте листок за край и уложите на поверхность. Здесь нужно добавить, что поверхность лучше всего накрыть полиэтиленом. Иначе зеленый раствор впитается в то место, где вы решили высушить лист. Когда бумага высохнет, можете погладить ее утюгом.
Старение листа при помощи марганцовки
Насыщенного цвета бумаги можно добиться используя и марганцовку. Многие считают, что при помощи этого вещества цвет бумаги получит розоватый или сиреневый цвет, но как бы не так. Марганцовка колорирует бумагу и прочие декоративные элементы, замоченные в ней, в коричневый цвет. Поэтому, если вам нужно добиться именно такого, то испробуйте следующий метод окрашивания.
Для создания состаренной бумаги возьмите кристаллы марганцовки, перчатки, ненужный стакан, воду и белую бумагу.
1. Насыпьте немного марганцовки на дно стакана и залейте его водой до половины. Хорошенько перемешайте, дав кристаллам раствориться.
2. Сложите на несколько частей или скомкайте лист бумаги. В таз залейте раствор марганцовки и положите бумагу в него.
3. Теперь долейте горячей воды. Чтобы бумага была почти полностью покрыта ею.
4. Достаньте за кончик скомканный лист бумаги и расправьте его. Для просушки лучше всего использовать картон. Поскольку он впитает в себя излишки раствора и поможет сберечь поверхность от следов марганцовки. Готовый и высушенный лист прогладьте утюгом.
Как складывать бумагу
Еще один интересный момент в колорировании бумаги. Оказывается, при разных методах складывания бумаги, опущенной в растворы, результат получается различным. Скомканный листок, опущенный в таз в таком же виде, получается с контрастными пятнами. Лист, сложенный вчетверо, приобретет мягкие цветовые переходы. А если вы решили окрасить сразу стопку бумаги, сложив ее друг на друга, то можете ожидать довольно яркие края и более светлую середину бумаги.
Таким образом, вы можете состаривать не только чистые белые листы бумаги, но и черно-белые картинки, распечатанные на принтере. В этом случае вы получите настоящую винтажную открытку, подписав с обратной стороны которую, сможете презентовать любимому человеку. Также довольно часто состариванием бумаги занимаются те люди, кому нужно сделать почетные грамоты в винтажном стиле.
Имитация пергамента и пергаментной бумаги
Ричард Норман
(перевод с английского)
Имитация пергамента использовалась переплетчиками много веков. Как и сейчас, в те времена для ее изготовления использовалась пропитка подходящей бумаги лаком или смесью лаков.
Бумага, использующаяся для имитации пергамента – основа успеха. Я использовал много различных типов бумаг, но в результате остановился на двух вариантах, в зависимости от того, хочу ли я получить имитацию пергамента или пергаментной бумаги.
Я использую бумагу ручной отливки от мастера Ханмюлле. Он делает два типа бумаги: плотную 130 г/м 2 и тонкую 90 г/м 2 . Оба этих типа бумаги имеют высокое качество отливки, они безкислотные, соответственно, будут служить века. Оба этих типа бумаги содержат некоторое количество нейтральных вкраплений, что еще лучше позволяет сымитировать возраст бумаги.
Изображение поверхности листа
В чем разница между имитацией пергамента и пергаментной бумаги?
По большому счету, разница только в плотности – пергамент плотнее бумаги.
Для изготовления имитации пергамента я использовал и масляные и спиртовые лаки. В результате я остановил выбор на спиртовом растворе шеллака. Он быстро высыхает и имеет более прочную поверхность по сравнению с масляными лаками, что еще лучше имитирует поверхность настоящего пергамента.
Спирт, используемый для приготовления состава для пропитки бумаги, может вызывать аллергические реакции, поэтому убедитесь, что комната, где вы работаете, хорошо вентилируется.
Мой рецепт лака:
В баночке с плотно закрывающейся винтовой крышкой смешайте 4 части метилового спирта с 1 частью светлого шеллака. Обратите внимание, что каждый тип шеллака имеет свой цвет, поэтому потребуется некоторое количество экспериментов для получения того оттенка, который вас устроит.
Оставьте смесь на 36 часов, периодически помешивайте до полного растворения хлопьев шеллака. После этого лак готов к использованию.
Для дальнейшей работы вам потребуется некоторое количество макулатурной бумаги, листы обрабатываемой бумаги и широкая кисть.
Разложите листы на макулатуре и нанесите довольно большое количество лаковой смеси. Бумага впитает лак и начнет менять цвет. Оставьте до полного высыхания. Собственно, все.
Бумагу такого типа вы можете использовать в качестве покровного материала, можете перед пропиткой лаком запечатать на ней нужное вам изображение, нанести каллиграфическую надпись и т.п.
Фото показывает изменение цвета плотной бумаги (130 г/м 2 ) после нанесения лаковой смеси. Слева – необработанный лист.
На следующем фото приведен результат обработки пропитанной шеллаком бумаги. На картинке показать это невозможно, но бумага, пропитанная лаковой смесью, обрабатывается не как бумага, а как самый настоящий пергамент.
На следующем фото показана бумага 90 г/м до и после пропитки шеллаком.
Цвет бумаги будет разниться в зависимости от количества использованного шеллака, который в данном случае выступает, как условный краситель.
На следующем фото изображен готовый лист «пергамента», положенный поверх обычной белой бумаги с печатью.
Вы можете увидеть, что «пергамент» частично непрозрачен, как и настоящий.
Вот и все. Технология очень проста, а результаты очень впечатляют.
Особенно приятно, что данная технология не требует приобретения дорогостоящих ингредиентов – все необходимое может быть приобретено в любом художественном магазине.
Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Как состарить бумагу. 5 способов.
Когда я собралась состаривать бумагу меня мои родные забросали вопросами. Вот некоторые из них: зачем? зачем вручную, если можно в фотошопе? и что ты теперь с ней будешь делать?
Если вы, все же решились заняться состариванием бумаги то перед вами подобные вопросы не стоят, ведь существует скрапбукинг, оформление рамок и фотографий, да просто полно декоративных работ, которые без такой бумаги немыслимы.
Итак, существует множество способов состаривания бумаги. Сейчас я расскажу о четырех самых простых и, с моей точки зрения, самых эффективных.
Состаривание чаем.
- Черный листовой чай – 5 – 10 ч.л. (чем крепче заварка – тем старее лист, я брала 5 ложек, для легкой желтизны).
- Кипяток — 250мл.
- Ванночка, для замачивания листа.
- Лист белой бумаги для принтера.
- Поверхность, для сушки.
Бумагу я помяла, можно было сделать всего несколько заломов, можно было не мять вообще.
Завариваем чай кипятком и настаиваем 10 минут под закрытой крышкой. Процеживаем. Наливаем в ванночку.
Опускаем в заварку, пока еще молодой, лист. Оставляем на минуту-две.
Достаем бумагу из ванночки и раскладываем на ровной поверхности.
После высыхания я прогладила лист утюгом.
Несколько капель чая сверху на готовый лист, придадут бумаге еще более реалистичный вид.
Края можно обжечь зажигалкой/свечой. Можно подержать над горячей конфоркой электроплиты, и появятся темные пятна – «следы от пожаров», которые «пережила» бумага.
ПОМНИТЕ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!
Состаривание кофейным раствором. (мой любимый способ)
- Натуральный молотый кофе – 5 ч.л. с верхом.
- Кипяток – 200 мл.
- Ванночка, для замачивания листа.
- Лист белой бумаги для принтера.
- Поверхность, для сушки.
Сделала бумагу сильно мятой.
Завариваем кофе кипятком и настаиваем 10 минут под закрытой крышкой. Процеживаем очень тщательно, несколько минут отстаиваем, чтобы осел осадок. Наливаем в ванночку.
Опускаем в состав бумагу. Оставляем на пять минут. При слишком долгом вымачивании бумага «впадет в маразм» и «откажется вылезать» из ванночки цельным куском.
Достаем бумагу и раскладываем на ровной поверхности.
После высыхания я, опять же, прогладила лист утюгом.
Теперь можно засесть часа на три за гадание на кофейной гуще.
Состаривание молоком.
- Молоко – 150 мл. (молоко должно быть жирным, лучше всего – домашнее).
- Кисточка.
- Лист белой бумаги для принтера.
- Поверхность, для сушки.
- Утюг.
Углы листа я округлила маникюрными ножницами. Чтобы края не выглядели слишком аккуратной «прошлась» по ним наждачной бумагой, да и по всему листу, за одно, тоже. Мнем или не мнем бумагу. Я помяла.
Раскладываем лист и «раскрашиваем» его молоком с обеих сторон. Даем время пропитаться.
Раскладываем лист на ровной поверхности. По счастливой случайности, разделочная доска, на которой я сушила листы, оказалась с резьбой. Еще мокрый лист я аккуратно продавила бумагу в резьбу. После высыхания, на листе останется орнамент.
Теперь подключаем к процессу раскаленный утюг. Гладим до появления коричневых пятен на листе, а также испарины у вас на лбу.
Состаривание солнцем. (Самый экономичный способ).
- Лист белой бумаги.
- Пара солнечных летних деньков.
Мнем или не мнем бумагу. Я не мяла.
Вешаем бумагу так, что бы на нее все время падал свет.
Танцуем ритуальные танцы и приносим жертвы богам, что бы не заморосил дождь.
Следующий способ относят так же к состариванию, хотя я бы это назвала колорированием.
Колорирование зеленкой.
1. Лист белой бумаги.
2. Бриллиантовый зеленый, раствор спиртовой 1%, попросту – зеленка – 5-10 капель (в зависимости от необходимого исходного цвета).
3. Вода холодная – 200 мл.
4. Ванночка, для замачивания бумаги.
5. Поверхность для сушки (может на всегда остаться зеленой).
6. Резиновые перчатки. Можно и без них, но маникюр станет совсем не французский.
Наливаем в ванночку воду, добавляем зеленку, перемешиваем. Можно не перемешивать, тогда появляется шанс полечить красивые разводы.
Опускаем в состав бумагу. Оставляем на минуту или вынимаем сразу в случае с потеками.
Достаем бумагу и раскладываем на ровной поверхности.
Я увлеклась рифлеными поверхностями и выложила лист на пластиковую крышку с крестом посередине.
После высыхания прогладила лист утюгом.
Таким же способом колорируют марганцовкой. У меня в хозяйстве ее, к сожалению, не нашлось.
Увлекшись темой я еще и йодом решила попробовать. Но результат оказался совершенно неожиданным – лист стал фиолетовым. Тут мне что-то вспомнилось про фенолфталеин и опыты в школьном кабинете химии, но сразу же и забылось.
Еще один способ состаривания – положить мокрый лист на поверхность, склонную к ржавению.
Получится очень эффектная ржавая бумага. На ней после можно будет писать просительные письма с припиской «за мной не заржавеет!».
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Церы и писала – что это такое?
Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.
Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.
Береста и пергамент как замена бумаге
Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.
Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста – пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого – слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.
Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап – отбеливание, для этого использовались мука и молоко.
Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым – при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.
Не ешь ягодку, лучше чернила сделай
Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки (особые наросты на дубовых листьях). Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный – киноварь.
Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники – и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша – вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений – зелёные.
Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.
Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется
Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.
Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож – название пошло именно оттуда.
Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди – писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям.
Приход металлических перьев на смену птичьим
Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.
Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.
Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Украшения рукописей
Основным средством украшения рукописей были миниатюры и орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы, вязь и полевые цветки. Они одновременно являлись датирующими признаками.
Миниатюры – иллюстрации в рукописях. В Древней Руси часто для обозначения миниатюр употреблялись слова: “рукопись в лицех“. Рукописи, расписанные миниатюрами, назывались “лицевыми рукописями”, “лицевыми сводами”. Так, в лицевом летописном своде XVI в. содержится около 16 тыс. миниатюр, расположенных почти на каждой странице, так что текст служит лишь подписью к рисунку.
Древнерусские миниатюры, в отличие от фресок, ограничивались форматом пергаментного или бумажного листа.
Ранние миниатюры (XI-XIII вв.) отличались торжественностью, простотой композиции, изображением небольшого количества фигур, отсутствием широкого фона. Для миниатюр позднего времени (XIV-XVII вв.) характерны увеличение количества изображенных фигур (причем фигуры передавались в движении), усложнение композиции, перегруженности различного рода деталями. Миниатюры – ценный исторический источник для изучения политической, культурной, социально-экономической жизни России. В исследование древнерусских миниатюр большой вклад внесли А.В. Арциховский, О.И. Подобедова, А.Н. Свирш. По данным миниатюр изучались русское крестьянское жилище XVI-XVII в. (Г.Г. Громов), древнерусские почвообрабатывающие орудия (А.Д. Горский), Московское восстание 1547 г. (С.О. Шмидт), Куликовская битва 1380 г. (Д.С. Лихачев) и др. события. | ![]() |
Орнаменты подразделяются на заставки, концовки, инициалы и полевые цветки.
![]() |
![]() |
Заставки («заставицы») располагались над текстом начальной страницы рукописи или в начале отдельной главы.
Инициал – это начальная буква, которая открывала абзац. Она была большего размера, чем остальные строчные буквы, и отличалась от них красивым оформлением.
Полевой цветок – украшение на полях рукописи в виде цветка или узора.
Концовка – это рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева.
Вязь – декоративное, вычурное письмо, характеризующееся сокращением слов, украшением и переплетением букв строки, написанных в удлиненной форме. В текстах вязью украшались заголовки, начальные строки глав или разделов, расположенных под заставками.
Вязь выполнялась красной и черной красками, а в более позднее время – “твореным золотом”. Она может служить основанием для датировки рукописей, для чего используется показатель вязи – соотношение высоты буквы к ее ширине. Принято считать, что наиболее распространенным показателем вязи в XV в. были 3 и 4 (то есть высота буквы была в 3-4 раза больше, чем ширина), в XVI в. – от 4 до 8, в XVII в. – от 8 до 12, то есть буквы вязи приобретает форму, трудную для чтения.
Орнамент на протяжении XI-XVIII вв. менялся. Исследователи различают следующие виды орнамента:
а) древнерусский (старовизантийский, геометричный) (XI-XII вв.). Для этого орнамента характерны:
– четкая строгая рамка в виде узкого длинного прямоугольника, квадрата, буквы «П» или в виде схемы храма в разрезе
– внутреннюю часть рамки заполняли простейшие геометрические фигуры (круги, прямоугольники, треугольники, ромбы), в которые вписывались различные растительные (цветы, листья) и животные мотивы, причем животные (чаще львы) и птицы (чаще павлины) передавались в реалистической манере. Непременный мотив этого орнамента – византийский цветок “крин” (трилистник).
Художественный принцип, сочетающий комбинации геометрических и природных мотивов, применялся и при оформлении инициалов. Старовизантийский орнамент в простых рукописях выполнялся киноварью, а в роскошных рукописях он мог быть многоцветным, с использованием голубой, розовой, зеленой, белой краски и золота (золотой фон, обводка, написание букв или цветов).
б) звериный (“чудовищный”, тератологический) (XIII-XIV вв.). Возникновение этого вида орнамента связано с усилением роли народных мотивов и местных традиций в культуре.Его характерные черты:
– утрата реалистической манеры в изображении животных.
– отсутствие геометрической рамки. Рамка его напоминает изображение ткани, на которую “стелется” поскостной орнамент. Сверху заставку часто венчал цветочный узор – навершие, а по углам изображались “византийские ветки“
– узор состоит из фантастических чудовищ, запутавшихся в ремнях. Ремни исходили из клювов, пастей, крыльев, хвостов, ног чудовищ, оплетали их туловище и переходили в “средник” – вертикальное плетение, спускавшееся в заставку с навершия и делившее ее на две симметричные части.
Из таких же ремней, иногда завершающихся головками животных, образовывались и инициалы. Основу цвета тератологического орнамента составляла киноварь. Применялись также синяя, зеленая, желтая, серая краски и цвет чернил. Для передачи белого цвета использовался естественный цвет пергамена. Золотая и серебряная краски в тератологическом орнаменте не применялись. Расцветка чудовищного орнамента может служить показателем места написания источника. Цветовой особенностью новгородского орнамента этого стиля был голубой или серо-синий фон; для Пскова характерны более крупные инициалы, преимущественно зеленый колорит фона, использование желтого цвета в контурах рисунков; в Рязанском княжестве для фона использовался зеленый цвет.
в) в XV – первой половине XVI вв. одновременно были распространены два вида орнамента: неовизантийский и балканский.
Неовизантийский орнамент встречается обычно в роскошных рукописях. Он характеризуется:
– восстановлением византийской заставки в виде рамки геометрической формы
– стилизованной манерой передачи растительных мотивов с обязательным присутствием византийского трилистника “крин”.
В отличие от старовизантийского, неовизантийский орнамент был стилизованным и имел иную цветовую гамму, в которой преобладал синий цвет, использовались вишневый и зеленый цвета, нередко на золотом фоне.
Балканский орнамент встречался в рукописях бедного содержания. Для него характерно:
– применение кругов, плетенок, жгутов, вплетенных друг в друга и переплетенных между собой так, что образовывался сложный без просветов рисунок, напоминающий рогожку или ковер.
– деталями наполнения орнамента были жемчужины, ромбики, точки, крестики, квадраты.
– рамки заставка не имела, но ее могло венчать навершие в виде букетика цветов. Углы заставки украшались стилизованными цветами, шишками, бутонами.
г) старопечатный орнамент (вт. половина XVI – перв. половина XVII в.), связанный с появлением книгопечатания, для него присущи:
– использование двух цветов (белого и черного) и штриховки для передачи объемности изображения фигур;
– главными элементами этого стиля были изображения трав, ветвей, листьев, цветов, плодов, ягод и шишек.
Этот орнамент использовался и в старопечатных и в рукописных книгах.
д) барокко (вторая половина XVII-XVIII вв.) – вид орнамента, характеризующийся наличием в нем спиральных линий в сочетании с растительными мотивами. Этот стиль вобрал в себя старопечатные орнаментальные мотивы, но они получили более реалистичное, рельефное и декоративное изображение.
Орнамент барокко отличается пышностью раскраски с использованием киновари, белой и черной краски, а также золота.
В конце XVIII в. на основе орнамента барокко сформировался более упрощенный, т.н., поморский стиль, который получил распространение у старообрядцев. Для этого стиля характерно:
– наличие золотого фона,
– изображения белых или разноцветных трав вычурной изогнутой формы.
е) в середине XVIII в. в рукописях светского характера распространился орнамент рококо. Для него характерно:
– наличие украшений в виде медальонов, раковин, виньеток.
ж) во второй половине XVIII в. распространился стиль Людовика XVI, для которого характерно:
– преобладание в орнаменте цветов: роз, вазонов с цветами, а также корзин с фруктами, рога изобилия.
з) в первой половине XIX в. распространился стиль ампир. Для заставок этого стиля характерно:
– изображение симметрично расположенных по отношению к центру доспехов, оружия, знамен, лавровых и дубовых венков.
Литература:
1. Авдеев А.Г. Старорусская эпиграфика и книжность. Ново-иерусалимская школа эпиграфической поэзии. – М., 2006
2. Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Русская палеография: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003.
3. Арциховский А.В. Древнерусская миниатюра как исторический источник. – М.: МГУ, 1944.
4. Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. – М., 1970.
5. Беренбаум И.Е. История книги. – М., 1978.
6. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в. – М.: Просвещение, 1993.
7. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. – М., 1986.
8. Глауков А. Русь книжная.- М., 1976.
9. Кондратов А. Письмена мертвые и живые. Серия: “Русская словесность”, – М.: Авалон 2007
10. Левочкин И.В. Инициалы русских рукописных книг. М., 1983.
11. Медынцева А.А. Эпиграфика, писала (стили) и церы // Древняя Русь. Культура и быт. – М.: Наука, 1997
12. Муравьев А.В. Русская палеография. – М., 1977.
13. Муравьев А.В. Палеография. Учебно-методическое пособие со сборников снимков русского письма XI-XVIII вв. – М., 1975.
14. Николаева А.Т. Русская палеография. – М., 1980.
15. Победова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей (К истории русского лицевого летописания). – М., 1965.
16. Поздеева И. В., Ерофеева В. И., Шитова Г. М. Кириллические издания. XVI век – 1641 г. –М.: МГУ, 2000
17. Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени. – М., 1970.
18. Русский орнамент XI-XVI вв. – М., 1997.
19. Соболевский А. И. Славяно-русская палеография 4-е изд., стереотип. Серия: “Лингвистическое наследие XX века”. – М.: Едиториал УРСС, 2005
20. Соболевский А. И. Славяно-русская палеография. Серия: “Лингвистическое наследие XX века”. Изд. 5. Стереот. СПб.: ЛКИ, 2007
21. Тихомиров Н.М., Муравьев А.В. Русская палеография. – М., 1982.
22. Черепнин Л.В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. – М., 1969.
23. Черепнин Л.В. Русская палеография. – М., 1956.
24. Черепнин Л.В. Русская палеография и другие вспомогательные исторические дисциплины // Проблемы палеографии и кодикологии. – М., 1974.
25. Щепкин В.Н. Русская палеография. – М., 1967.
26. Янин В.Л. Я послал тебе бересту… – М., 1975.
27. Янин В.Л. Новгородские берестяные грамоты // Древняя Русь. Культура и быт. – М.: Наука, 1997.
studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .