Барный стул для кухни своими руками

Изготовление барного стула своими руками

  1. Инструменты и материалы
  2. Дерево
  3. Металл
  4. Трубы
  5. Декор
  6. Рекомендации

Многие обладатели частных домов или квартир выбирают для своей кухни стойку и барные стулья, поскольку такой вариант смотрится интереснее. Однако в магазинах не всегда получается найти мебель, которая полностью удовлетворяет вкусу, обстановке, стилистике. Некоторые осуществляют изготовление барного стула из профильной трубы или из других материалов своими руками. Справиться с такой работой можно достаточно легко, нужно только следовать определенным правилам.

Инструменты и материалы

Проще всего создать барный стул, используя фанеру, древесину.

Для изготовления самодельного стула нужно подготовить следующее:

  • рабочее место для изготовления стула;
  • лак;
  • шуруповерт;
  • кисти;
  • рулетку;
  • растворитель;
  • электролобзик;
  • морилку;

  • молоток;
  • машинку для шлифования или наждачную бумагу;
  • дрель;
  • саморезы;
  • рулетку;
  • рубанок;
  • долото.

Также необходимо подготовить выбранные материалы – фанеру или дерево. Некоторые делают металлические барные стулья своими руками, но такая работа намного сложнее. В процессе изготовления мебели используются схема или чертеж с точными размерами, в противном случае есть вероятность ошибиться и испортить изделие. Ориентируясь на определенные размеры, получится точно узнать, сколько понадобится дерева или металла, и подготовить необходимое количество материалов.

Высоту стула обычно определяют, ориентируясь на расстояние от пола до самой барной стойки. Расстояние от столешницы до стула чаще всего составляет около 35 см.

Дерево

Среди древесных материалов наиболее доступны массивы березы и сосны. Можно использовать некоторые элементы старой мебели.

Вырежьте следующие детали:

  • 4 ребра жесткости толщиной по 3 см каждый;
  • 2 круга: первый толщиной в 2 см и диаметром в 260 мм, второй толщиной в 3 см и диаметром в 360 мм;
  • 4 ножки толщиной по 3 см каждая.

Из маленького круга будет сделана подложка, из большого – сиденье. Убедитесь в том, что направление древесных волокон в ножках вертикальное. Затем начинайте собирать мебель с помощью саморезов. Соедините ножки друг с другом и с небольшим кругом, прикрутите к нему большой круг, потом прикрутите ребра жесткости. Затонируйте мебель, используя морилку, дождитесь полного высыхания стула. Нанесите на поверхность лак (два или три слоя).

Другой вариант деревянного стула немного отличается. Его очень просто сделать и удобно использовать. Сиденья данных барных стульев могут быть обиты тканью, согнутыми или прямыми.

Порядок действий такой:

  • Сначала составьте чертеж.
  • Тщательно изучите другой чертеж. Чтобы было проще, два элемента, которые находятся под сиденьем, здесь не указаны. Помните о том, что их придется добавить во время сборки мебели.
  • Чтобы сделать ножки, подготовьте брусья (3,8*3,8 см). Если массива березы или сосны нет, можно использовать такую древесину, как тополь. Длина каждого бруса – 710 мм.
  • Закрепите наверху фартук (небольшую перекладину). Присоедините также нижний и средний брусья.
  • Затем возьмите стойку и закрепите справа более длинную перекладину. Потом прикрепите нижний элемент, он будет служить подножкой.
  • То же самое нужно проделать и с левой стороны. Чтобы сидеть на стуле было максимально удобно, определяя, на какой высоте должна находиться подножка, ориентируйтесь на рост будущих владельцев.
  • Прикрепите половины мебели друг к другу.

Чтобы создать углубление в сиденье, нужно выпилить его на поверхности, а затем выстругать, используя стамеску. Потом сиденье нужно отшлифовать и соединить с ножками, а затем осуществить шлифовку всего стула. В качестве завершающего штриха необходимо нанести на мебель лакокрасочный материал.

Если есть необходимость стилизовать деревянную мебель под старину, можно использовать для состаривания специальные средства.

Еще один функциональный вариант – барный стул с углублением и со спинкой. Так мебель будет максимально удобной.

Для спинки понадобятся дополнительные заготовки.

Металл

Металлический стул – надежная и долговечная мебель. В процессе работы используются металлические профили, листовое железо, различные обрезки.

  • Возьмите плоский асбестовый лист, который используется для сварочных работ, и обозначьте на нем форму сиденья.
  • Ориентируясь на эскиз, создайте заготовки, используя полосы по 2,5 см.
  • Чтобы сделать внутреннюю часть, подготовьте элементы такой же ширины.
  • Затем заготовки нужно сварить и зачистить, углы закруглить.
  • Потом к сиденью нужно приварить ножки (используйте профиль 3*2 см). Осуществляя сварочные работы, соедините элементы в одной точке. Ножки нужно аккуратно изгибать, пока они не примут необходимое положение.

  • Перекладины для ног также нужно создавать, используя профиль 3*2 см. Отметьте на ножках места, где будут крепиться перекладины. Ориентироваться следует на то, каков рост человека, для которого предназначен этот стул.
  • Для металлических ножек стоит выбрать подпятники из дерева, а не пробки из резины или пластика. Деревянные вставки не повредят пол. Если понадобится изменить размер, их можно будет подточить. Подпятники можно не фиксировать с помощью клея или шурупов, они будут хорошо держаться за счет трения. Нужно только подшлифовать их, чтобы они по размеру были равны ножкам.
  • Теперь остается только нанести на мебель лакокрасочный материал. Сначала нужно использовать грунтовку. Когда стул высохнет, необходимо нанести на всю часть ниже сиденья краску черного цвета. После этого мебель опять должна полностью просохнуть.
  • Нужно закрыть черные ножки пленкой, чтобы они не испачкались другой краской, и покрасить сиденье, используя красный краситель.

Трубы

Вы можете создать своими руками красивую мебель из металлических труб. Такой стул замечательно впишется в комнаты стиля «лофт». Из труб делают сам корпус мебели. Лучше остановить выбор на хромированной нержавеющей стали. ПВХ или пластик выбирать для подобных изделий не стоит, поскольку эти материалы не отличаются столь же высокой прочностью, как металл.

Подготовьте следующее:

  • поролон, обивочный материал;
  • слесарные трубогибы;
  • ДСП или фанеру;
  • крепежные болты;
  • трубы из металла;
  • дрель или шуруповерт;
  • строительный степлер и скобы для него.

Изготавливать стул необходимо, следуя нижеприведенной инструкции:

  • Решите, какой именно стул вы будете изготавливать. Можно посмотреть фотографии в журналах и в дальнейшем опираться на них.
  • Ориентируясь на барную стойку, подумайте, насколько высокий стул вам нужен.
  • Подготовьте трубы из металла, которые послужат материалом для основания. Определите оптимальную длину и нарежьте заготовки. Необходимо учитывать максимальную нагрузку на мебель, выбирая диаметр металлических заготовок.
Читайте также:
Журнальный столик-слоник своими руками

  • Используя трубогиб, сделайте из труб полукруги. Заготовки нужно соединить друг с другом, используя для этого крепежные болты. Так мебель станет максимально устойчивой.
  • Используя фанеру или ДСП, сделайте сиденье. Выбирая его размер, нужно ориентироваться на то, сколько весит человек, для которого предназначается стул.
  • С помощью степлера обтяните сиденье поролоном и обивочным материалом. Ткань должна быть устойчивой к загрязнениям, легко очищаться, быть пригодна не только для сухой, но и влажной чистки.
  • Когда сиденье будет готово, прикрепите его к месту соединения ножек из металла. Это можно сделать, используя крепежные элементы, дрель или шуруповерт.

Декор

Многие предпочитают дополнительно украшать стулья, созданные своими руками, вне зависимости от того, из какого материала они изготовлены. Один из самых популярных вариантов декорирования – использование ткани. Сначала нужно определиться с оттенком и типом материала, при этом следует ориентироваться на общее оформление кухни. Для декорирования стульев часто выбирают гобелен, мебельный шелк, микрофибру, жаккард. Некоторые предпочитают украшать мебель с помощью различных декоративных элементов, красок, бумаги, клея.

Одним из наиболее оригинальных методов декорирования является декупаж, позволяющий воплощать в реальность даже самые смелые дизайнерские идеи.

Можно подобрать разные материалы для украшения и с помощью декора сделать так, чтобы обычный стул превратился в настоящее произведение искусства.

Рекомендации

При изготовлении мебели своими руками многие допускают различные ошибки. Некоторые из них достаточно легко исправить, но есть и такие, которые сводят на нет все усилия. Если вы хотите избежать проблем, подходите к делу максимально серьезно, старайтесь учесть даже, казалось бы, незначительные нюансы.

Не забывайте об использовании чертежей и схем. Ориентируйтесь на расчеты, и вы избежите неточностей и лишних расходов.

Если у вас мало опыта в изготовлении мебели, не беритесь сразу за сложную конструкцию, лучше выберите самый простой вариант. Так вы сможете потренироваться, получить необходимые навыки. Потом уже можно задуматься о том, чтобы повысить свой уровень. Если вы нацелены на то, чтобы создать достаточно сложную и необычную модель, лучше предварительно использовать специальную компьютерную программу для подбора идеального дизайна.

Самыми простыми в использовании и популярными программами, с помощью которых можно создавать чертежи, а также моделировать предварительный результат, являются следующие:

  • Cutting;
  • PRO-100.

Как сделать барное стуло своими руками, смотрите в этом видеоролике.

Изготовление барного стула своими руками

  1. Какие нужны инструменты?
  2. Делаем модель из фанеры
  3. Выполнение работ
  4. Изделие из цельного массива
  5. Технологические изъяны дерева
  6. Изготовление из металла, первый вариант
    • Необходимые инструменты
    • Начало создания
    • Монтаж деталей
  7. Второй вариант
    • Монтаж
    • Отделка

Барные стулья стали непременным атрибутом обустройством кухонного пространства.

Сейчас в моде квартиры в стиле лофт, где кухни совмещены с жилыми помещениями, все лишние перегородки демонтированы. Барные стойки являются «рубежом», обозначающим жилую зону, и местом для принятия пищи на кухне. Не удивительно, что подобные атрибуты стали востребованным предметом мебели.

Люди, которые любят мастерить собственными руками, могут сделать подобный простой предмет самостоятельно, тем более что технически реализовать это несложно.

Какие нужны инструменты?

Здесь необходим стандартный набор инструментов, материалы и правильно составленный чертеж. Такой самодельный стул – это изделие с высокими ножками высотой около 80 см, внизу присутствует специальная подставка для ног. Высокие подставки очень удобны, в процессе сидения ноги не затекают и не устают.

Высота может варьироваться в зависимости от габаритов барной стойки на кухне. Человек должен чувствовать себя свободно и не бояться потерять центр тяжести, несмотря на то, что стул выше стандартных размеров.

Делаем модель из фанеры

Древесина – пластичный материал, легко поддается обработке. Вам потребуются инструменты:

  1. Болгарка с диском типа – «пила»;
  2. Шлифовальная машина;
  3. Рулетка;
  4. Дрель и шурупы;
  5. Клей.
  6. Стамеска;
  7. Отвертка.

Выполнение работ

В самом начале работы, из древесины выпиливаются элементы будущих деревянных ножек. На дерево наносится разметка в виде буквы А, в точках пересечения делаются декоративные закругления.

Элементы ножек вырезаются лобзиком по расчерченным разметкам. Таким образом, получается блок – будущая опора для ног. Это важный связующий элемент: креплений будет немного, поэтому опора для ног надежно обязана скреплять опоры, которые должны выдерживать приличные нагрузки.

Стул должен быть прочным и не «болтаться» в точках крепления узлов. Все места отрезов обрабатываются шлифовальным аппаратом.

После того, как детали ножек сделаны, самое время собирать опоры. Четыре блока ножек тщательно промазываются клеем и монтируются вплотную друг к другу внакладку. После того, как клей застынет, для большей прочности в точки креплений следует завернуть саморезы.

Подставка для ног вырезается из фанеры. Если толщина материала недостаточная, то вырезанные куски фанеры можно проклеить и соединить.

Сиденье делается по такой же технологии. Соединяются выпиленные куски, которые хорошо предварительно проклеены. Можно сделать несколько слоев фанеры, с учетом возможных больших нагрузок.

Делается специальная подложка под сидение, она должна быть достаточно прочной, потому что к ней будут крепиться ножки.

Крепление происходит с помощью саморезов. Когда все высохнет и будет собрано, настанет этап лако-красочных работ.

Изделие из цельного массива

Самый лучший вариант – сделать барный стул из цельного массива:

  1. Березового;
  2. Дубового;
  3. Соснового.

Березовый массив предпочтительнее, сосна прокрашивается не всегда равномерно.

При изготовлении стула из цельного массива, нужно учесть – толщина материала должна быть не менее двух сантиметров.

Вырезается круг диаметром 370 мм – это будет будущее сидение. Если в доме нет специального деревообрабатывающего оборудования, то по контуру очерчивается профиль, вырезается, поверхность обрабатывается шлифовальной машиной.

Читайте также:
Крутой компьютерный стол своими руками

Затем изготавливается круг размером поменьше 250 мм – это деталь, которая будет являться подставкой для ног. Все элементы также вырезаются из древесного массива, причем древесные волокна должны идти вдоль.

Затем они соединяются с помощью клея, спинка крепится саморезами. Такого крепления достаточно, чтобы конструкция была жесткой и прочной. После завершения шлифовки, следует тщательно прокрасить получившийся предмет, покрыть несколькими слоями лака.

Стул, сделанный из древесного массива более тяжелый, но и более прочный. Его несложно стилизовать под старину, тогда он будет смотреться очень оригинально. В таком стиле можно сделать не одно изделие. Служить подобная вещь будет долго, она не боится перепадов ни влажности, ни температур.

Технологические изъяны дерева

Деревянная мебель пользуется неизменным спросом, но у нее также существуют свои недостатки:

  1. Восприимчивость к влаге – наиболее опасный фактор, который подвергает порче древесину;
  2. Анизотропность структуры влияет на разные характеристики древесных волокон, расположенных вдоль и поперек;
  3. Лесоматериал горюч и подвержен грибковым заболеваниям.

Если деревянные предметы присутствуют длительное время на свежем воздухе, например на веранде частного домовладения, то велика вероятность, что они будут портиться, особенно это касается изделий, в которых присутствует фанера.

Изготовление из металла, первый вариант

Металл долговечен, а изделия из него не менее изящны, чем из дерева. Изготовить барные стулья из металла не представляет большой сложности. Нужны соответствующие материалы и элементарные навыки в сварном деле.

Подготовка к работам заключается в том, что подбираются в первую очередь соответствующие инструменты. Прежде всего, нужен трубогиб, создать его можно своими руками. На верстке следует закрепить брусья и между ними оставить пространство равное диаметру трубы. Два бруса должны быть толщиной не менее 5 см.

Трубы наполняются песком, вставляются между брусьями, и затем начинается операция по приданию им нужной формы.

Необходимые инструменты

  1. Дрель и сверла;
  2. Втулки;
  3. Винты с гайками и болтами;
  4. Саморезы;
  5. Облицовка;
  6. Измерительные инструменты и карандаш;
  7. Краски и грунтовки.

Начало создания

Прежде чем начинать работать, следует нарисовать схемы, чтобы предварительно представить себе, какой будет предмет на высоких ножках. Образцы можно найти в интернете, где присутствует огромное разнообразие моделей; там же несложно найти и описание, и даже схемы и чертежи. После того как модель выбрана, станет ясно какие будут габариты, начинается создание изделия в трехмерном пространстве:

  1. Делается в первую очередь трафарет в масштабе 1: 1, он станет эталоном для будущих изготовляемых заготовок;
  2. Отрезаются два куска профильной трубы длиной до двух метров (это будет будущий каркас);
  3. Перекладины тоже будут из трубы, поэтому потребуются отрезки в количестве двух штук длиной в 0,5 метра;
  4. Задние ножки тоже будут 0,53 м;
  5. Весь материал очищается наждачной бумагой;
  6. Трубы сгибаются в соответствии с заданным шаблоном.

Монтаж деталей

В местах креплений просверливаются отверстия. Затем детали компонуются вместе, и в отверстия вставляются железные цилиндры. После этого берется заготовка ткани, и из нее вырезается два куска в соответствии с шаблоном, которые будут сиденьем и спинкой.

Они прошиваются двойным швом и одеваются на готовый каркас. Сзади шурупами прикрепляются ножки.

Для креплений можно применить саморезы размером 5х80 мм для ножек. Сидение прикручивается к малому кругу с помощью саморезов 5х40 мм. Установка ребер жесткости позволительно делать саморезами 5х20 мм.

Ребра устанавливаются на ножки с помощью уголков. Вещь готова.

Все чаще встречаются металлические табуреты, спинкой и подлокотниками у которых могут быть прочные железные или медные трубки.

Если в доме присутствует барная стойка, то стулья к ней будут очень даже к месту. Изделия, сделанные своими руками, могут прослужить очень длительное время, они не боятся ни повышенной влажности, ни больших механических перегрузок.

Второй вариант

Если появилась идея создать стулья самостоятельно, то рекомендуется проанализировать несколько алгоритмов изготовления этих несложных предметов. Второй вариант может быть предпочтительнее особенно для тех, кто умеет пользоваться сварочным аппаратом.

Чтобы приступить к работе следует подготовить инструмент:

  • Рейки шириной порядка 20 см;
  • Металлический профиль;
  • Ножницы;
  • Сварочный аппарат;
  • Шлифовальная машинка;
  • Наждачная бумага;
  • Линейка;
  • Угольник;
  • Маркер;
  • Рулетка.

За короткое время несложно создать оригинальное изделие, которое может «работать» много лет.

Монтаж

Делаются трафареты с соблюдением намеченных размеров. Отрезаются рейки – это все будут заготовки для сидений. Полоски свариваются, в итоге появится нужная форма. Рейки нарезаются еще более мелкими полосками, они должны поместиться внутри.

Из фанеры делается трафарет, который будет служить ориентиром. Тонкие полоски привариваются таким образом, чтобы появилась форма.

Следует отшлифовать заготовку, закруглить углы. Для изготовления ножек применяется профиль сечения 3 см. Из него вырезается деталь необходимого размера. Высота моделия может быть разной, в зависимости от высоты барной стойки. Обычно сиденье бывает ниже уровня столешницы на 35 см.

Сделанные детали привариваются к рамке, тогда конструкция будет устойчивой. Когда все выставлено правильно и несколько раз проверено, тогда можно «прихватывать» сваркой. Подставка для ног обычно располагается в сорока сантиметрах от сиденья, вырезаются поперечины и привариваются. Стыки шлифуются.

Отделка

Металл – материал жесткий, обязательно концы ножек изолируются резиновыми или деревянными насадками. После изготовления изделия наступает период отделки: готовая вещь грунтуется и красится.

Имеет смысл положить несколько слоев грунта и краски, что будет гарантировать длительную успешную эксплуатацию вещи.

О том, как сделать барные стулья своими руками, смотрите в следующем видео.

Барный стул своими руками – выбор дизайна и мастер-класс как сделать стул из различных материалов (инструкция + фото)

Часто квартиры отличаются размером отдельных комнат, и чаще всего это касается именно кухни. Она может быть просто больше привычной площади, а может квартира быть переоборудованной под студию. В любом случае в такие помещения часто ставят барную стойку, поскольку это не только стильно, но и практично – в современном мире семьи редко за обеденным столом оказываются. Для такого вам подойдет барный стул, сделанный своими руками.

Читайте также:
Черный диван в каретной стяжке из экокожи первый раз своими руками

Краткое содержимое статьи:

Почему стоит делать барную стойку своими руками

Никто не говорит забыть о магазинах мебели, и делать все самостоятельно. Я видел фото барных стульев из различных каталогов популярных мебельных магазинов, а потому могу сказать, что вполне реально сделать подобный стул и самому.

Более того, предметы мебели, к которым хозяин приложил руку, становятся настоящим украшением дома, при этом еще и греют душу.

Кроме того, при самостоятельном изготовлении у вас будет больше возможности создания стула, который будет лучше всего, по вашему мнению, подходить в интерьер комнаты. Чего уж говорить, если вы любите работать своими руками.

Дизайн и конструкция

Первым делом нужно определится с высотой стула. Зависеть это будет как раз от высоты барной стойки. При этом учитывайте, что эксклюзивный барный стул ручной работы должен быть не только красивым, но и удобным, а это касается как того, как вы на нем будете сидеть, так и того, как вы будете садиться на него. только после этого приходит время дизайна.

На самом деле, можно начинать и с внешнего вида, только потом может оказаться, что его нужно корректировать из-за эргономических особенностей.

Касательно конструкции, нужно для начала определиться с количеством ножек, и будут ли они вообще. Лучшим вариантом в этом плане будет стул с четырьмя ножками – это и надежно, и практично, и реализовать проще.

Добавит удобства и наличие спинки, к которой могут прибавиться подлокотники. Если вы собираете часто сидеть на нем во время еды, то лучше сразу подумать хотя бы о спинке.

Дальше идет обивка стула, если таковая вообще будет. Полностью деревянный стул отлично будет смотреться в практически любом интерьере, кроме того, если его покрыть лаком или покрасить – то подойдет и в остальных случаях.

Выбор древесины

Если вы делаете барный стул своими руками из дерева, то вам понадобятся около десяти отдельных готовых деталей для него. Подобное касается и других материалов для стула.

Касательно выбора материала, то стоит сказать, что лучше всего подойдут твердые породы, такие, как клен, бук или простой дуб. Вообще, при создании стула самостоятельно, древесина будет выступать самым лучшим вариантом, в соотношении результата к усилиям. Кроме того, деревянные стулья очень хорошо смотрятся в доме.

Определившись с чертежами барного стула, нужно раздобыть материалы. Все что вам может понадобиться в процессе – можно купить в любом хозяйственном магазине или строительном супермаркете. Касательно деталей самого стула, так их лучше пойти и заказать в мастерской. С вашими размерами вам совсем недорого выпилят необходимые для конструкции части.

В зависимости от дизайна, который вы выбрали, деталей может быть больше десяти, к тому же, к ним добавятся обивочные материалы, которые тоже нужно будет как-то крепить к стулу.

Кроме того, после того, как вы соберете стул, не лишне будет его пропитать грунтовкой для защиты от влаги, в случае, если вы не планируете покрывать его лаком или краской.

Что касается барных стульев своими руками из металла, то здесь будут определенные сложности. Такой вариант подойдет вам, только если вы привыкли работать с металлом, имеет подходящие инструменты и можете самостоятельно сделать нужные детали. Кроме того, если вы не планируете делать разъёмы под крепления, нужно будет еще и поработать сваркой.

В отличии от этого, деревянный стул можно собрать, имея под рукой шуруповерт, простую ножовку, саморезы и наждачную бумагу. Описание достаточно поверхностное, но предельно просто показывающее разницу.

Процесс производства

Несмотря на то, что идей для изготовления барных стульев очень много, и это касается как интернета, так и журналов, все сводится всегда к одному – плавильным измерениям.

Для начала вы должны определится с высотой вашего стула. Он должен быть ниже барной стойки примерно на 35-40 сантиметров – это расстояние от столешницы стойки, до сиденья стула. После этого можно спокойно делать чертежи, или воспользоваться готовыми, которые вы спокойно можете найти в сети.

Для самого простого барного стула вам нужны будут четыре ножки, желательно столько же проножек, и непосредственно сиденье. В случае с наличием спинки, нужно сделать две ножки длиннее, примерно на 30-35 сантиметров, поскольку их выступающая часть и станет основой спинки.

Во время всех этапов без проблем можно совершить ошибку. Это может касаться как измерений, так и подготовки деталей. Для этого лучше несколько раз проверять свои измерения, перед тем, как занести их в чертежи, или отрезать ненужную часть детали.

Помочь в этом вам смогут готовые чертежи, о которых я уже неоднократно говорил выше. Особенно актуально это для тех, кто никогда ранее их не проектировал. Главное никуда не спешить и работать на результат, а не для галочки.

Стол с секретом

Народный умелец Яков Орлов еще до войны начал мастерить его для Сталина

«Вот, это стол Орлова», — ведущий научный сотрудник Могилевского областного краеведческого музея Людмила Кондратьева подвела меня к скромно притулившемуся к стене экспонату. Я пошире раскрыла глаза и перевела дух. Это и есть легендарный подарок вождю? Передо мной стоял двухтумбовый письменный стол, инкрустированный маленькими, размером с половинку спичечного коробка, деревянными пластинами. Мне он напомнил большую, выклеенную соломкой шкатулку в духе тех поделок, что продаются в сувенирных отделах магазинов. «А где заветные надписи?» — внимательнее пригляделась я к неровной столешнице, на которой не просматривались следы букв. «Убрали, — улыбнулась Людмила Федоровна. — А секрет остался: открыть стол можно лишь с помощью одного из ящиков».

Читайте также:
Простая скамья-подставка под обувь в прихожую

За мастером специально прислали с «большой земли» самолет

. Все началось с телефонного звонка. «Меня зовут Раиса Иосифовна Кардович, — представилась женщина. — Я хочу выполнить последнюю волю отца и рассказать про боевую операцию, которой ему довелось руководить, когда он возглавлял партизанское движение на Могилевщине».

Фамилия Кардович мне была знакома: год с лишним назад готовила к печати воспоминания сына Иосифа Митрофановича — Георгия Иосифовича про то, как в доме довоенного зампреда Могилевского облисполкома, а впоследствии генерал–майора останавливался маршал Якубовский. Наверняка у дочери рассказ будет не менее интересным.

«Кажется, в 1943 году отцу поручили организовать вывоз на «большую землю» уникального столика, изготовленного мастером из–под Могилева Яковом Орловым, а также самого мастера», — Раиса Иосифовна явно волновалась, выплескивая нахлынувшие воспоминания.

Последовавший затем рассказ потряс душу. По заданию белорусского правительства в 1940 году мастер–самоучка готовил столик в подарок самому Сталину. Но не успел завершить работу — в Могилев пришли немцы. И, прослышав про уникального самородка, потребовали заменить имя Сталина в дарственной надписи на другое — Гитлер. Краснодеревщик отказался. Тогда на его глазах фашисты начали расстреливать жену и троих маленьких детей. Когда очередь дошла до четвертого, самого младшенького сына, тот заплакал и с мольбой протянул руки к отцу. И отцовское сердце дрогнуло — он обещал немцам, что подумает над их предложением. А сам тихонько связался с партизанами, которые и смогли вывезти его с сыном и столом к себе в отряд. Из леса мастера и его творение специально вызванный самолет и доставил в Москву.

Вот примерно в такой интерпретации прозвучал рассказ, который Раиса Иосифовна резюмировала неожиданным предложением: «Прошу редакцию рассказать про уникального мастера, разыскать столик, а также уцелевшего сына столяра и организовать с ним встречу».

Решиться на такое обещание я с ходу не могла по многим причинам. Во–первых, звучавший прямо как читанные в детстве героические книжки рассказ собеседницы нуждался в проверке достоверности фактов. Во–вторых, поиски людей также требуют времени. Мы отложили разговор до выяснения обстоятельств.

Утром Р.Кардович позвонила сама и слегка смущенно уточнила: «У Орлова, оказывается, уцелела дочь, а не сын. Я разыскала ее домашний телефон в Могилеве — записывайте».

Мне повезло: Лилия Яковлевна Пискунова (так зовут дочь мастера–самоучки) сама подняла трубку и легко согласилась на встречу. Без обиняков уточнила: отцовский стол находится в Могилевском краеведческом музее.

Вместе с фотографом мы спешно выехали в город на Днепре.

Столешница без надписи

— Посвященная Сталину надпись располагалась вот здесь, в центре, — Людмила Кондратьева показала на середину мозаичного стола.

Приглядевшись, можно было заметить: середка с инкрустациями и впрямь выглядит не так, как остальная поверхность.

— Яков Орлов делал стол к 25–летию Октябрьской революции, — продолжила меж тем рассказ Людмила Федоровна. — Начал еще до войны, но не успел. Он жил в деревне Недашево неподалеку от Могилева и славился тем, что изготовлял самобытную продукцию: панно, рамки, шкатулки. Его работы экспонировались на ВСХВ и даже за рубежом. Немцы, узнав про уникальный стол, действительно решили, что неплохо бы отправить его в подарок Гитлеру. Приказали изменить надпись на крышке стола. Переделанное по их требованию посвящение видели многие, но все очевидцы толкуют его по–разному. Одни говорят, что звучало оно так: «Великому Гитлеру от белорусского народа». Другие уверяют, что слово вождь было заменено на фюрер. Некоторые запомнили, что вместо народа фигурировали могилевские крестьяне. К сожалению, подтвердить чем–либо воспоминания не можем — располагаем лишь рисунком одного из очевидцев — С.Леонтьева.

— Но надпись Орлов все–таки переделал, — не верю своим ушам я.

— А куда ж было деваться, в деревне у него на руках было четверо детей — мал мала меньше, — грустно констатирует наш музейный гид.

Преодолев удивление, рассказываю Л.Кондратьевой услышанную от Раисы Кардович историю о мужестве державшегося до последнего мастера.

— Это легенда, — слегка улыбается Людмила Федоровна. — В музее есть воспоминания участников партизанского рейда 1943 года и лично Ивана Парховченко, проводивших операцию по вывозу стола. Группа партизан прибыла ночью в Недашево и вывезла мастера и стол в лес. Жену с детьми оставили в деревне. Почему не забрали семью? Я тоже задавала этот вопрос Лилии Яковлевне. Она ответила в том духе, что такое решение Орлов с женой приняли сами. Мол, брать маленьких детей зимой в дорогу было опасно — вдруг расплачутся, наведут карателей на след беглецов. К тому же рейд был дальний и путь долгий. За семьей решили прибыть позже.

— А что было дальше? — спрашиваю у музейной работницы.

— Немцы узнали про исчезнувший стол и держали семью как заложников. А потом забрали в тюрьму и расстреляли мать и троих детей. Старшую Лилию выкупили по счастливой случайности. Но пусть лучше она вам сама об этом расскажет, — добавляет Л.Кондратьева. — На ее глазах все и происходило.

— Значит, Лиля была старшей дочерью, — вновь приходится удивляться очередной неожиданности.

— Да, Лилия Яковлевна была старшей дочерью в семье, — подтверждает Людмила Федоровна. И продолжает историю со столом: как, по воспоминаниям очевидцев, стоял он своими декоративными ножками в снегу посреди леса в ожидании самолета. Как партизаны штыками уничтожили ненавистную надпись перед отправкой испоганенной чуждым именем реликвии в Москву. Как вернулся после войны знаменитый мастер в Могилев вместе со столом–путешественником и преподавал мастерство в местной школе ФЗО.

Читайте также:
Кованая мебель в прихожую. Вешалка для одежды своими руками

— Что в Москве с мастером и его столом происходило, никто из музейщиков не знает? — уточняю у Людмилы Федоровны.

— К сожалению, для нас это неизвестная страница, — грустно констатирует она. — Я знаю лишь то, что после войны Орлов сделал точно такую же копию стола. Я ее видела в Минском музее истории и культуры — по величине стол такой же, как наш, но краски инкрустаций мне показались более блеклыми. Старые наши сотрудники уверяли, что был и третий экземпляр стола — его отправили во Всесоюзный музей этнографии народов СССР, в Ленинград.

— А в Могилеве именно первый, оригинальный столик? Он когда попал в музей?

Людмила Федоровна приносит специальную папку с описями и инвентарными номерами всех экспонатов.

— В 1963 году, незадолго до своей смерти Яков Степанович безвозмездно передал столик в краеведческий музей. Старые сотрудники мне также рассказывали, что многие партизаны были против, чтоб столик демонстрировали посетителям. Некоторое время мы выставляли его в разделе «Этнография и декоративно–прикладное творчество». В военной экспозиции он появился только с 1993 года. У нас есть еще две работы Орлова: журнальный столик и стул.

Кондратьева ведет нас в другой зал. Служители спешно снимают со столика старый патефон и ручной работы накидку, на которой явно видно узорчатое посвящение Сталину.

— Тоже из подарков вождю, хранящихся в музее, — мимоходом поясняет она, пока мы с фотографом рассматриваем второй орловский экспонат. Нет, второй столик явно поскромнее. И секрета у него — как с помощью одного ящика раскрыть все остальные — нет. Равно, как и других роковых тайн тоже.

— После войны Яков Степанович завел вторую семью, — доносится голос Людмилы Федоровны. — Но про это тоже лучше знает Лилия Яковлевна.

Господи, сколько же еще неожиданностей ждет нас в этой «стольной» истории!

Тетрадь в зеленой обложке

Вместе с Людмилой Федоровной поднимаемся наверх, где научные сотрудники музея работают с документами. Кондратьева приносит две папки — с газетными вырезками статей о столе и воспоминаниями партизан. Советует: воспринимайте публикации критически — слишком много в них расхождений.

Статей много — все патриотические и, согласно велению времени написания, очень пафосные. Все верно: если внимательно вникнуть в содержание, обнаруживаются расхождения в описываемых деталях и фактах. По–разному звучат фамилии немецкого коменданта Могилева, не сходятся даты самой операции, приводятся разные мотивы того, почему партизаны оставили на произвол судьбы семью Орлова. В одной из журнальных статей вдруг обнаруживаю даже такое объяснение: мастера потому так спешно партизаны вывезли в тыл, что он был евреем в отличие от белоруски жены. Если учесть, что время действия — 1943 год, когда у немцев было достаточно времени для расправы с живущим под носом евреем, концы с концами опять не сходятся.

Начинаю листать воспоминания тех, кто сам осуществлял операцию, — благо в папке лежат аккуратно набранные на машинке листы за подписью бывшего комиссара партизанской бригады номер 20 имени Гризодубовой И.Парховченко. «Это было в январе 1943 года, — вспоминает ветеран. — Партизанский отряд номер 620 имени Чапаева, который дислоцировался в лесах Кличевского района Могилевской области, направил нас, диверсионную группу в составе 8 человек и меня, как руководителя группы, на диверсионные работы». По пути партизаны получили информацию о столе и о том, что в Недашево приезжала «комиссия на трех машинах из Берлина для осмотра стола во главе с комендантом берлинского дворца». В деревне стоял полицейский гарнизон, насчитывающий примерно 30 человек, и нескольких немцев, потому отряд подъехал к селу осторожно, оставив в кустах на краю леса четыре подводы и подобравшись к хате Орлова лишь в два часа ночи. На вопрос Орлова «кто там?» ответили «гестапо», иначе, мол, хозяин бы не открыл. Но он все равно решил не открывать. «Запоры были крепкие. Пришлось бить окна. Произвев обыск, Орлова нашли на чердаке. . Погрузив стол на подводы и захватив с собой Орлова, мы направились в обратный путь. По дороге показывали крестьянам «подарок». И все были страшно возмущены поступком человека, который, не спросив разрешения у народа, самолично сделал такую громкую надпись. Гневу народа не было предела. Некоторые порывались побить Орлова. Неописуемый гнев вызвал этот стол и у народных мстителей. Каждый выражал возмущение и ненависть к подхалиму, который для спасения своей жизни пошел на преступление против воли народа. О захвате мозаичного стола с мастером радировали в Штаб партизанского движения, откуда вскоре выслали самолет, и стол с Орловым доставили в Москву».

Столь подробно воспоминания Парховченко я цитирую не случайно. А, по крайней мере, исходя из трех причин. Во–первых, написано очевидцем, а не журналистом. Во–вторых, нам предстоит еще услышать рассказ свидетеля с другой, так сказать, стороны — чудом спасшейся из тюрьмы Лилии Яковлевны. А в–третьих, в них ни разу не упоминается роль в операции тогдашнего уполномоченного ЦК КП(б)Б по Могилевской области Иосифа Кардовича.

А вот зеленая школьная тетрадочка в клетку стоимостью две копейки, в которой в народно–сказительном стиле описал историю со столом бывший офицер связи Западного фронта, уполномоченный Белорусского штаба партизанского движения по Могилевской и Минской областям (сентябрь 1942–го по март 1943 года) Степан Никифорович Леонтьев. Начинается она прямо как сказка: «Жила–была семья. Яков рос–подрастал. » Дотошный связист постарался на славу — даже изобразил в рисунке, как выглядела переделанная в угоду немцам надпись на инкрустированной столешнице.

Читайте также:
Стул-стремянка своими руками (эскиз с размерами)

Похоже, рукотворный стол с двумя сменившими друг друга роковыми именами на крышке поражал воображение всех, кто с ним сталкивался. И все спешили доказать к нему свою причастность.

«В тот вечер мы играли в шашки и не ложились спать»

Лилия Яковлевна, как и пообещала, прибежала прямо после школы за нами в музей. Бывшая учительница математики продолжает работать даже на пенсии — ведет в пригородной сельской школе кружки по рукоделию с соломкой и льном. В скромной квартире оказалось целое царство замечательных по красоте поделок.

— Наверное, от отца талант передался, — говорю ей, чтобы подвести к очень тяжелому разговору. В ответ слышу, что и мама тоже была мастерицей на все руки.

— Помните обоих: и отца, и мать? — спрашиваю у хрупкой женщины с косой в виде короны на затылке.

— Мать до сих пор перед глазами стоит. Высокая, черноволосая, худенькая. Рука правая повреждена — помогала колхозу мять лен и попала рукой в мялку. Где–то была ее фотография на курорте. — Лилия Яковлевна начинает суетливо искать затерявшееся фото.

Я понимаю — ей нужна пауза, чтобы собраться с духом, вспомнить то, что вспоминать совсем не хочется. Недаром же все никак не соберется она выполнить давнюю просьбу Людмилы Кондратьевой из краеведческого музея — написать личные воспоминания о тех страшных днях 1943–го. Такой вот случился в жизни парадокс: все журналисты, приезжавшие писать о мастере и его столе, слушали всех свидетелей, но про чудом спасенную девочку забывали. То ли ненароком, то ли из–за опасения услышать слишком горькую и далеко не бравурную правду. Впрочем, один редактор сделал попытку связаться с ней, но, услышав пару откровенных фраз, тут же отказался от мысли продолжить интервью.

— А глядящая из красивой инкрустированной рамочки женщина — разве не ваша мама? — показываю на расположенный на видном месте портрет.

— Мама. Но рамку делал не отец, а мой дядя — они вместе многие вещи вырезали, — словно упреждая мой следующий вопрос, поясняет Лилия Яковлевна. И тут же выкладывает еще одну важную информацию: никаких реликвий от отца в доме не осталось. Ни одной — нет даже фотографии Якова Орлова.

— Отца я, конечно, помню, — медленно возвращается в прошлое Лилия Яковлевна. — Вернулся он после войны в деревню. Вроде не сразу, но быстро. Помню, как взял меня с собой в Минск. То ли на сессию ему приглашение дали, то ли на съезд какой. Он же с Пономаренко был хорошо знаком — наверное, тот и выписал приглашение. Пономаренко даже заезжал к нам в первые дни войны, оставил чемоданы. А когда после войны за ними вернулся, все в нашем доме было разграблено. Ну вот — приехали мы с отцом в Минск, город страшно разрушен, но уже стояло много ларьков и продавали вишни. Отец мне, как сейчас помню, купил вишен. А потом он завел новую семью, и я с ними фактически не жила. Упрямая я была. Он не пускал меня в школу, говорил: «Не ходи, позже профессором будешь». А я хотела учиться — мне математика и физика легко давались. Могла прийти в любой дом в деревне и там уснуть. На печи ляжешь и заснешь. Наутро матери детям еду готовят, а я встану и иду за 12 километров в десятилетку. В нашей деревне только начальная школа была.

Ах какие горькие я бужу воспоминания — но мне надо добраться до еще более горьких и страшных!

— А в тот зимний вечер сорок третьего что делали?

— Сидели и в шашки играли. Поздно, почти 12 часов. Спать хотелось, а отец все просил: «Давайте еще посидим».

— Ждал партизан, — подсказывает внимательно слушающий монолог супруги хозяин квартиры Михаил Илларионович. По глазам его видно: будь его воля — не разрешил бы бередить душу жены тяжелыми воспоминаниями. «Ну хоть в этом повезло Лилии Яковлевне — обрела семейное счастье», — мимоходом думаю я и согласно киваю головой: «Наверняка ждал мастер поздних гостей».

— У отца ж для работы машина до войны была — полуторка, — оживляясь, продолжает Лилия Яковлевна. — И много всякого инструмента. И клееварка — он специальный клей в ней варил. И нас, детей, заставлял помогать. На каждой же вещи — политура. Попробуй хорошо отполировать — сколько мы с пемзой дерева потерли. Так что стол тот он берег, упаковал, одеялами укрутил и ждал. И вот в окошко тихонько постучали. Он тут же побежал, открыл. И буквально за минуты они погрузили этот стол на санки. А семье некуда, нет места. Помню, как сейчас, я с печи услышала: «Мы за семьей приедем через несколько дней». А наутро уже немцы спохватились. Мать с ходу забрали в волость — три дня она там сидела. Нас, детей, пока не трогали. В доме засаду посадили и вокруг дома. Дядя мой, он связным партизанским был, по фамилии Шубодеров, потом рассказывал, что пробовали подъехать несколько раз, да не могли. Дня три или четыре мы прожили с засадой в хате. Зима, февраль, кажется, я писала углем на стенке дату — 3 февраля. А потом нас всех забрали в тюрьму в Могилев. Мне кто–то рассказывал, что мать настолько была расстроена при аресте и боялась, что будут мучить, что проглотила иголку с хлебом. Но иголка ничего не сделала — она осталась жива. Тетя Антонина, мамина сестра, приносила нам передачу. Ей и отдал меня полицейский. Что она ему дала, я не знаю. Она и увела меня к родне. Помню, как потом меня искали полицаи. Я на печь залезла и старым одеялом накрылась. Можете представить, какая я страшная была после тюрьмы, если те вошли в дом, все перерыли, за печью и под печью посмотрели, а меня под одеялом не заметили. Значит, одни кости там были. Тетя Антонина потом еще раз ходила в тюрьму, чтоб кого вывести, но уже никого не было.

Читайте также:
Оригинальная подвесная кровать своими руками (фото, пошагово, суперидея)

— Помните примерно, когда вас тетя спасла?

— Весной сорок третьего. Наверное, в мае — помню, что уже трава была. — Женщина вновь затихает, а потом с горечью произносит: — Так и не знаю, какую они смерть приняли. С какими муками нечеловеческими.

Гораздо позже, когда острая боль от потерь слегка приутихнет, она попробует найти следы своей погибшей семьи. Может, даже не столько она сама, сколько заботливый супруг, добравшийся в поисках до многих архивов страны. Но никаких документов о том, где и когда казнены мать и трое ее братьев и сестер, нигде не обнаружится. Равно, как и документов о ее пребывании в тюрьме.

Так что формально она и не сирота. И не узница фашистских лагерей. Хотя практически все односельчане, пока были живы, знали о страшной трагедии семьи Якова Степановича.

«А можно как–нибудь поставить этот вопрос — о признании узницей?» — робко спрашивают они с мужем. — Раз уж вы приехали и разворошили прошлое. » Я киваю головой: будем пробовать.

Боевой стол, или столик с секретом

Аристократизм в интерьере: бюро и секретер

До XVII века в особняках не было отдельных комнат-кабинетов. Письма, как правило, писали на краешке туалетного столика в спальне. Писали на особой бумаге, обмакивая гусиное перо в изящную чернильницу, присыпая свежие строки просеянным песком, запечатывали сургучной или восковой печатью. Писали часто, подолгу и помногу, и письменные принадлежности надо было где-то хранить, выделив для всего этого отдельное место, да и прятать важную переписку от посторонних глаз тоже порой было крайне важно.


Бюро

Существуют две версии происхождения бюро. Согласно первой, изобретением этого предмета мы обязаны средневековым алхимикам, искавшим секрет производства золота, которые свои столы для опытов накрывали колпаком, скрывая от любопытных глаз. Также считается, и это более вероятно, что прообразом бюро были женские шкатулки с наклонными крышками, в которых дамы хранили свои драгоценности и романтические послания. Изобретательным мебельщикам оставалось только приладить шкатулку к основанию — и родилось бюро! Шкатулки или колпаки накрепко «приросли» к «подставке» и стали изготавливаться как единое целое — стол для писем. Как бы то ни было, историки мебели констатируют рождение бюро в конце XVII века во Франции, а спустя сто лет «большой ларец на ножках» уверенно поселился в гостиных и будуарах, ведь за столом-бюро удобно сидеть, читая книгу, или писать, а в его ящиках — запирать на ключ особо важную переписку.


Искусные мастера превратили этот предмет мебели в настоящее произведение искусства, которым можно было любоваться часами. Это были и бюро с крышками-барабанами, скрывавшими от посторонних взоров содержимое полочек, и бюро с пюпитрами для чтения, и бюро с ящичками для мелочей и отделениями для книг. Бюро изготавливали из ценных пород дерева, с инкрустацией камнями, слоновой костью, украшениями в виде затейливой резьбы.

Кроме того, бюро служили ещё и надёжными тайниками: для тайн владельца в бюро устраивали потайные отделения с секретом, который знали только двое — мастер и заказчик. До сих пор в старых бюро, которые попадают в руки реставраторов, находят тайники, а в них — чьи-то давно забытые «клады»…

Бюро короля.


Эта модель с цилиндрической крышкой впервые увидела свет во Франции, во времена Людовика XV. Придумал её знаменитый придворный краснодеревщик Жан Франсуа Эбен, а его помощник Жан Анри Ризенер доработал конструкцию и изготовил первый экземпляр уже после смерти наставника. В их исполнении этот предмет мебели приобрёл совершенные черты. Именно бюро с цилиндрической крышкой — бюро короля — послужило прототипом для современной конторки. Настоящее чудо мебельного искусства — секретер самого короля Людовика XV, ныне хранящийся в парижском музее Ниссима де Камондо. На его создание знаменитым мастерам понадобилось несколько лет: массивный корпус из полированных черепаховых пластин, богатый декор в виде завитков, листьев и растительных узоров из чеканной золочёной бронзы, серебра и экзотических пород деревьев, необычайно хитроумн ая система тайников и запоров сделали этот предмет мебели поистине великолепным. Этот «королевский» предмет интерьера обошёлся монарху почти в миллион франков!

И сейчас бюро — основной элемент классической обстановки. Французы до сих пор обозначают словом «bureau» любой письменный стол, поверхность которого обтянута толстым сукном с тем же названием. Однако это узкая трактовка: большинство мебельщиков понимают под бюро стол с откидной доской и множеством ящиков-отделений.

Секретер.

Часто словом «бюро» называют и такой предмет интерьера, как секретер. Но, вообще-то, бюро и секретер — разные предметы мебели. Бюро — это изначально письменный стол, но необычный, а с откидной доской и множеством ящичков и отделений, и в классическом варианте обтянутый специальным сукном. Секрете́ром же называется не стол, а высокий стеллаж (закрытый или открытый), тип небольшого шкафа, с ящиками и полками для хранения бумаг, в изначальном варианте имеющий выдвигающуюся или откидывающуюся доску (чаще всего на месте одной из центральных полок), которая заменяет письменный стол. Таким образом, в нём соединяются функции бюро и миниатюрного кабинетного шкафа. Поэтому термин «секретер» применяется ко многим типам мебели, объединённым подобными функциями.

Читайте также:
Проект журнального столика (чертежи)


Секретеры появились в конце XVII – начале XVIII века. Их создателями считаются итальянские мастера, а после них идею с восторгом подхватили французы. Первый образец классифицировался как дамская мебель и выглядел как небольшой столик с откидной доской и шкафчиком для бумаг. Позже размеры секретеров увеличились за счёт добавления большого количества ящичков для хранения писем и деловых бумаг. Для изготовления секретеров использовались дорогие сорта дерева, кованые и другие элементы. Именно поэтому секретер считался прерогативой аристократов, символом высокого общественного положения — далеко не каждая дама могла себе позволить такую роскошь.

У каждого секретера, как и у бюро, была своя продуманная система задвижек, секретных рычажков и потайных секций, до которых никто кроме хозяина добраться не мог. Так как секретеры были достаточно надёжными «сейфами», в них хранили ценные бумаги, деловую переписку, деньги и драгоценности.

Спустя некоторое время секретеры стали выполнять функцию «не только шкафов», появились также складные, дорожные секретеры. Например, сохранились воспоминания современников о дорожном секретере Наполеона I, который в сложенном виде занимал совсем немного места, зато, будучи разложенным, служил императору письменным столом, за которым он работал даже во время поездок в карете. Множество выдвижных ящичков делали его очень вместительным и удобным. Очень часто секретеры использовали для своих нужд врачи, поскольку их многочисленные ящички позволяли удобно хранить инструменты и лекарства.

Хотелось бы упомянуть ещё один великолепный образец данного типа мебели — секретер королевы Марии Антуанетты, изготовленный Жаном Анри Ризенером для её личного кабинета в Версале. В этом произведении эпохи классицизма соединились все достижения и техники краснодеревщиков той эпохи: секреты деревообработки, шпонирование, лакирование, тонкая роспись, ювелирная работа с бронзой и техника золочения. Секретер сделан из натурального морёного дуба, облицован шпоном чёрного дерева с последующей лакировкой чёрным японским лаком. Для росписи были использованы растительные мотивы одного из видов цветка амаранта, сделанные с восхитительной тонкостью и проработкой с применением золотого японского лака. Нижняя секция секретера изобилует восточными пейзажами. Крышка, сделанная из полированного белого мрамора с серыми прожилками, гармонично вписывается в чёрно-золотую гамму.


Конец XVIII века — время расцвета этого типа мебели. А в наше время секретер и бюро, незаслуженно забытые в предыдущие десятилетия, возвращаются в жилые интерьеры и занимают своё почетное место в спальнях, кабинетах, в гостиных или в офисах. Современные производители мебели предлагают большой выбор бюро и секретеров: под компьютер, для школьников, для кабинета и т.д. Также, если Вас не устроят готовые модели бюро и секретеров, можно сделать их на заказ.


Виды бюро .

Традиционное бюро. Предназначено для гостиной или будуара. В закрытом состоянии оно напоминает гигантский ларец на ножках. Это бюро в основном выполняет декоративную функцию — пользоваться им можно только при выдвинутой или опущенной столешнице (она крепится на петлях).

Стол-бюро. Выпускается в двух вариантах. Первый — не что иное, как модификация письменного стола, в конструкции которого имеется выдвижная крышка. Никаких откидных полок или столешницы не предусмотрено. Во втором варианте поднимается часть столешницы, открывая контейнеры для хранения. В закрытом же состоянии это обычный письменный стол. Стол-бюро предлагают и в классическом, и в современном стиле. Такой стол идеален для людей, работающих с бумагами: в ящичках и отделениях удобно хранить документы и письменные принадлежности.

Комод-бюро. Конструкция представляет собой систему хранения с дополнительной (выдвигающейся) рабочей поверхностью. Столешница может быть как прямой, так и наклонной. К комоду-бюро, в отличие от стола-бюро, присаживаются только боком и ненадолго. Или вовсе пишут стоя.

Консоль-бюро. Узкие и, как правило, довольно высокие модели: рядом с ними удобно встать и черкнуть пару строк. Иногда консоль-бюро устанавливают как альтернативу письменному столу в спальне, где не хочется загромождать пространство крупной мебелью. Консоль-бюро отличается от традиционной консоли лишь надстройкой на столешнице.

Некоторые виды секретеров.

классические секретеры с откидной крышкой, которые можно дополнить верхней секцией с полками для книг;

прелестные дамские мини-секретеры с откидной крышкой и четырьмя ящичками внутри, которые помещаются даже в самую крохотную спальню;

секретеры на точёных ножках, также с выдвижными ящичками и удобным отсеком для бумаг;

секретеры с разорванным фронтоном — их со старинных образцов благоговейно копируют многие современные производители «классики».

Таким образом, секретеры и бюро можно подобрать в любом стилевом решении — от ультрамодных вариаций до ретро. То же самое можно сказать и о цветовом решении: шкаф или стол может быть продолжением мебельного гарнитура, а может стать акцентным пятном во всем помещении. Немаловажную роль играет фурнитура, используемая для отделки секретера или бюро.

Особая роскошь — это эксклюзивная мебель из красного дерева. Бюро или секретер из красного дерева зададут тон всему интерьеру помещения. Не менее роскошно выглядят и отлично украшают любой интерьер секретеры, украшенные коваными элементами.

В условиях ограниченного пространства такой элемент многофункциональной мебели освобождает от необходимости выполнения дополнительных строительно-ремонтных работ для создания мини-кабинета. С виду обычный шкаф за считанные секунды превращается в полноценное рабочее место и даёт возможность уединиться для выполнения работы. По окончанию работы шкаф можно закрыть и небольшая комната вновь получит дополнительное пространство.

Конечно, далеко не всякий секретер или бюро подойдут для установки стационарного компьютера, зато для ноутбука — вполне. В идеале, к секретеру или бюро стоило бы подобрать соответствующий стул, на котором будет удобно работать, и при этом он будет сочетаться со стилевым решением помещения.

Читайте также:
Вариант самодельной кровати под потолком

Подводя итоги, можно сказать, что спустя несколько столетий бюро и секретер не утратили своей значимости и до сих пор остаются отличными многофункциональными предметами для оформления интерьера в классическом стиле.

Мебель с секретом

Некоторые предметы мебели как будто сошли с экрана фантастических или шпионских фильмов: на самом деле они являются совсем не тем, чем кажутся. Нельзя сказать, что это изобретение современности – мебель с дополнительными секретными функциями изготавливали с давних времен. Внутри дошедшей до наших дней антикварной мебели очень часто обнаруживаются различные тайники и секретные ящики. Столы, трюмо, комоды и шкафчики, созданные старинными мастерами, обычно имели двойное назначение: ими не просто пользовались, но и надежно прятали в них деньги, документы и драгоценности от посторонних глаз и злоумышленников, что было жизненно необходимо в те неспокойные времена.

Во Франции в XVIII веке даже начали производить новый вид мебели – секретеры. Само название говорит о том, что эти предметы интерьера предназначались для хранения секретов хозяина. Как правило, это были миниатюрные бюро со множеством видимых и потайных полок и ящичков и откидной столешницей, использовавшейся в качестве письменного стола.

Ящички часто снабжались секретными замками и тайными запирающими механизмами. Среди антикваров и коллекционеров старинных вещей ходит множество легенд о несметных богатствах, случайно обнаруженных после нажатия на какой-нибудь неприметный гвоздик внутри старинного секретера. Или о том, как антикварный секретер, сменив множество владельцев, попал в руки к опытному специалисту, который смог вычислить место расположения тайника, долго искал способ его открыть, и, конечно же, в итоге обнаружил потайной ящичек, полный старинных сокровищ.

Но и в наши дни романтика секретов и тайн никуда не делась – людям по-прежнему нравится обустраивать неожиданные и оригинальные места для хранения ценностей. И по ряду причин проще всего это сделать в мебели и других предметах интерьера. Некоторые тайники невозможно создать без помощи хорошего мастера-мебельщика, в отдельных случаях мебель уже продается с тайными нишами для хранения, но также существуют способы что-то надежно спрятать и внутри самой обычной мебели.

Тайники в обычной мебели

Самый простой пример – если вам нужно надежно спрятать конверт или плоский пакет, просто прикрепите его скотчем к днищу выдвижного ящика с нижней стороны. В большинстве случаев, даже если кто-то перероет все ящики вашего стола, заглядывать под них вряд ли догадаются. Для большей уверенности используйте самый нижний ящик, чтобы осмотреть его днище было еще и физически неудобно.

По такому же принципу устраивают тайники под сиденьями стульев, однако, на наш взгляд, это менее надежно: стулья часто поднимают, чтобы переставить, а еще они могут случайно упасть. Поэтому очень велика вероятность быстрого обнаружения такого тайника, и лучше этот оригинальный способ хранения использовать для чего-то не очень ценного.

Еще довольно распространено хранение ценных вещей в пианино. По своей конструкции этот музыкальный инструмент имеет внутри много свободного пространства, которое отлично можно использовать для размещения чего угодно: от хозяйственных запасов до важных документов. Конечно, при условии, что в вашей семье не живет профессиональный музыкант, который не позволит так фривольно обращаться с инструментом.

Тайники часто обустраивают под мебелью – в пустом пространстве между ножками, которое закрывается декоративным фасадом. Кто-то встраивает туда удобный выдвижной ящик. А можно просто найти подходящую по размеру плоскую коробку, сложить в нее ценные вещи и засунуть подальше под шкаф. Самостоятельно также можно сделать самое простое двойное дно внутри выдвижного ящика.

Готовая мебель со скрытыми нишами

Естественно, не всю готовую мебель можно использовать для хранения ценных вещей – чаще всего она предназначена просто для удобного размещения обычных предметов обихода. Например, в пуфике в прихожей очень удобно аккуратно разложить туфли, а в пуфиках или банкетках в спальне или гостиной – те вещи, которые часто используются в этих комнатах.

То же касается и хранения под кроватью – полноценного тайника из этого места не получится, но зато убрать ненужные в данный момент предметы очень удобно.

Среди готовой мебели, предназначенной для тайного хранения ценностей, следует отметить специальные полочки и столешницы. По их внешнему виду невозможно догадаться, что внутри расположен тайник.

Настенные зеркала и картины специальной конструкции тоже могут стать прекрасным тайником, обнаружить который практически невозможно. Также под видом картин иногда маскируют настоящие сейфы.

Как сделать мебель с секретами и тайниками

Каждое время диктует свои стили, в том числе и в мебельном дизайне. Однако, кроме красоты, многие предметы интерьера должны обладать еще и дополнительным функционалом: иметь ящики, ящички и полочки. А в отдельных случаях – тайники, небольшие сейфы, замаскированные под обычные тумбочки, комоды или другие предметы мебели, а также встроенные в книжные и платяные шкафы.

Секретер с изогнутыми ножками, украшенный резьбой

Их наличие всегда имело свой смысл: здесь можно было спрятать то, что не обязательно было видеть остальным. И, начиная с XVIII века, в любом богатом доме можно было найти секретер, а в русском варианте – конторку, где хозяин хранил особо ценные документы: векселя, деньги, драгоценности.

Внутри дошедшей до наших дней антикварной мебели очень часто обнаруживаются различные тайники и секретные ящики

Мебель с секретом: преимущества и особенности

Мебель с секретами – стол и тумба с дополнительными ящиками

В прошлые века в домах состоятельных особ обязательной принадлежностью рабочего кабинета был стол или шкаф с потайными ящиками, которые использовали для хранения особо важных документов, денег, драгоценностей, что позволяло уберечь их от воров. Позднее во Франции был изобретен особый стол-шкаф, получивший название секретера, ведь в нем действительно можно было сохранить различные секретные документы и небольшие ценные вещи.

Читайте также:
Реставрация старых советских табуретов своими руками

Ящички часто снабжались секретными замками и тайными запирающими механизмами

Популярность секретеров и других мебельных «изысков», снабженных различными потайными пространствами, оказалась не случайной. Их конструкция имеет свои плюсы, которыми не обладают обычные столы и шкафы, и особенности, свойственные только таким изделиям.

Не менее актуальны они и сегодня: в стилизованных сейфах и тайниках хранят ценные бумаги, дорогие украшения, важную корреспонденцию и документацию. Среди явных преимуществ такой мебели можно отметить:

  • хранение ценностей без доступа к ним посторонних;
  • их обустройство в разных мебельных элементах;
  • возможность изготовления потайных хранилищ своими руками.

Среди факторов, характерных для мебели с секретом, выделяются особенности конструкции таких изделий, позволяющие подготовить места для хранения конкретного вида ценностей. Как правило, если тайники оборудованы специально, они снабжаются секретными замками, а сегодня – системой электронной защиты.

Сегодня мебельный рынок предлагает изделия не только для личного пользования, но и для предприятий и организаций. Кроме того, ее можно выполнить на заказ по индивидуальным чертежам.

Чтобы открыть этот стол необходимо поместить специальный магнит в нужное место, больше никаких ручек и рычагов нет

Тайники в обычной мебели

Тайники часто обустраивают под мебелью – в пустом пространстве между ножками

Антикварная мебель – кладезь тайн и загадок. Старые мастера-краснодеревщики превращали элементы мебельного оформления в настоящие произведения искусства. Нынешние мастера изготавливают современную мебель в старом стиле, помогая создавать особый интерьер и дополнить ее потайными элементами.

Тайники в антикварной мебели

Приобретение специальных столов, шкафов и тумбочек с тайниками – удовольствие довольно дорогое. Но это не значит, что особо важные документы и драгоценности так и останутся на полке в шкафу.

Вариант тайника в доме на книжной полке

Готовая мебель со скрытыми нишами

Настенные зеркала и картины специальной конструкции также могут стать прекрасным тайником

Сегодня выпускаются различные виды обычной мебели, оборудованной секретными пространствами. Располагаться тайники могут в любой ее части, а оборудовать их могут как сами владельцы своими руками, так и, заказав их изготовление мастерам, потайные места могут располагаться:

    на тыльной поверхности столешниц;

Рабочий стол может быть оснащён выдвижными полками, о существовании которых нелегко догадаться

Стулья-копилки или хранители домашних секретов

Ящик с двойным дном можно сделать самостоятельно

Идея обустройства удобного тайника в спинке кровати

Оригинальные тайники в подлокотниках старого дивана

Потайной ящик или сейф, замаскированный под розетку

Тайники своими руками или на заказ

Тайник в столе, изготовленный на заказ

Не всегда есть необходимость покупать дорогую эксклюзивную мебель, оборудованную потайными местами. Можно использовать бюджетный вариант, заказав нужный элемент мебельного интерьера специалистам по собственным чертежам. А можно домашнему мастеру попробовать создать и обустроить его своими руками.

Это могут быть оборудованные потайные места под столешницами или внутри них, в дверях шкафов и тумбочек, а также полочки и ящички на которые можно врезать замки.

Интересны оборудованные в глубине ящиков письменного стола небольшие ниши «под ключ» с секретом.

Интересный вариант тайника в комоде

Полые ножки и стойки мебели

Простой тайник в мебели – в полых ножках стула

Тайник, обустроенный в этих частях мебели, считается классикой. Изготовить его довольно просто: нужно внутри мебельного элемента высверлить отверстие выбранного размера. При этом предполагается, что о таком «секрете» будет знать только один человек – тот, кто его изготовил.

Понятно, что оборудованное здесь место хранения ценностей не предполагает их большое количество, которое нужно не забыть замаскировать удобным образом.

Совет. Делать отверстия надо очень осторожно и не перестараться с их диаметром, чтобы не ослабить конструкцию и не привести к ее поломке.

Тайник внутри сидения стула

Тайники в ящиках

Ящик с двойным дном — настоящая классика, которая работает и по сей день

Традиционно тайники устраиваются в ящиках письменного стола или комода, где можно сделать «второе дно». Для его оборудования берут такой же материал, из которого изготовлена сама мебель, такого же размера, закрепить его:

  • липучками;
  • магнитными полосками в пластиковой оправе;
  • другими удобными способами.

Идея маленького тайника – ящик внутри ящика

Положить туда можно плоские предметы:

  • документы;
  • денежные средства;
  • фотографии;
  • ценные бумаги.

Спрятанные «сокровища» необходимо также закрепить на «втором дне».

Ящички с секретами для в обычных шкафчиках

Тайники в шкафах

Секретные ящики, надёжно спрятанные в самые обычные с виду книжные полки

Широкое поле деятельности для оборудования потайных мест от воров предоставляют шкафы. Их большое внутреннее и внешнее пространство позволяет спрятать большое количество предметов различной конфигурации.

Тайники, встроенные в обычный шкаф

Место тайника Что можно спрятать Как закрепить
Под днищем шкафа, в дальнем углу Драгоценности, мелкие ценные предметы ·сложить в коробку подходящего размера и поставить на пол;

Выдвижная панель в шкафу, скрытая от чужих глаз

Внимание! Перед тем как прятать вещь, необходимо определиться, кто может знать о существовании тайника и иметь к нему доступ, чтобы, в случае его обнаружения домочадцами, не попасть в глупое положение.

Видео: как сделать – Самый простой тайник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: